Тема: Кодирование информации. Двоичное кодирование
Цели:
· сформировать у учащихся понимание процесса обмена информацией;
· показать различные виды кодирования информации;
· выявить преимущества двоичного кодирования различных видов информации.
Оборудование:
· Интерактивная доска;
· Учебники и тетради.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
• что такое «код», «кодирование», «двоичное кодирование», бит;
• почему в вычислительной технике используется двоичное кодирование – информации;
• как кодируются различные виды информации в вычислительной технике.
Учащиеся должны уметь:
• кодировать информацию;
•восстанавливать информацию по ее кодовому представлению. Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа PowerPoint, таблицы, схемы.
Ход урока
I. Постановка целей урока
1. Каким образом информация добирается от источника информации до приемника?
2. Что означает код 1101101?
3. Как информация кодируется в компьютере? Почему именно так?
Основная часть:
II. Изложение нового материала
1. Кодирование информации Когда человек или какой-либо другой живой организм или какое-то устройство участвуют в информационном процессе, то все они представляют информацию в той или иной форме. При выполнении домашнего задания вы также представляли информацию в различных формах.
Пояснение: вернитесь к домашнему заданию прошлого урока и спросите детей, чем они руководствовались при выборе тех или иных форм представления информации.
Так вот, когда мы представляем информацию в разных формах или преобразуем ее из одной формы в другую, мы информацию кодируем.
Код - это система условных знаков для представления информации
Кодирование - это операция преобразования символов или группы символов одного кода в символы или группы символов другого кода
Человек кодирует информацию с помощью языка. Язык - это знаковая форма представления информации.
Естественные языки (носят национальный характер):
Речь и письменность Формальные языки (интернациональные, понятны всем)
Примеры - русский язык
-английский язык
- и т. д.
- языки математики;
- языки химии;
- языки программирования;
- командные языки операционных систем;
-и т. д.
Алфавит- набор основных символов, различимых по их начертанию
- кириллица - 33 буквы;
- латиница – 26 букв;
- иероглифы и др.
Алфавит жестко зафиксирован.
- арабские цифры;
- ноты;
- дорожные знаки;
- точки и тире;
- изображения элементов различных схем и др.
Синтаксис - правила для образования предложений языка
Формируется из большого числа правил, из которых существуют исключения Наличие строгих правил
Грамматика- правила правописания
Физическая природа знаков Изображения на бумаге, звуки (фонемы), электрические импульсы и т. д.
Естественные языки (носят национальный характер): Речь и письменность Формальные языки (интернациональные, понятны всем) Примеры -русский язык -английский язык - и т. д. - языки математики; - языки химии; - языки программирования; - командные языки операционных систем; Алфавит- набор основных символов, различимых по их начертанию - кириллица - 33 буквы; - латиница – 26 букв; - иероглифы и др. Алфавит жестко зафиксирован. - арабские цифры; - ноты; - дорожные знаки; - точки и тире; - изображения элементов различных схем и др. Синтаксис - правила для образования предложений языка. Формируется из большого числа правил, из которых существуют исключения Наличие строгих правил Грамматика - правила правописания Физическая природа знаков Изображения на бумаге, звуки (фонемы), электрические импульсы и т. д.
Пояснение: таблица формируется в виде рассказа и заполняется по строкам сверху вниз.
Упражнение 1
Представьте с помощью формальных и естественных языков следующую информацию:
Информация Естественный язык Формальный язык
Нахождение площади треугольника
Правило дорожного движения
Призыв о помощи
Информация Естественный язык Формальный язык Нахождение площади треугольника Правило дорожного движения Призыв о помощи
Одну и ту же информацию можно кодировать разными способами. Это зависит от ряда причин, каков носитель информации, какова окружающая обстановка, кто или что является источником информации и получателем, от засекреченности, от удобства обработки и т.д.
Одну и ту же информацию можно кодировать разными способами: КОМПЬЮТЕР - русский язык
-•– --– -–•--• -• •–• •-– – • •-• Код Морзе
COMPUTER – английский язык
67 79 77 80 85 84 69 82 - код ASCII.
Обычно при кодировании информации используется средство кодирования - некоторая таблица, которая устанавливает соответствие между знаками разных кодов. Например, для кода Морзе есть специальная таблица, в которой указаны символы алфавита и их представление с помощью набора точек и тире. Таблица азбуки Морзе.
А • - Л • – • • Ц – • – •
Б – • • • М – - Ч – – – •
В • – - Н – • Ш – – – -
Г – – • О – – - Щ – – • -
Д – • • П • – – • Ъ • – – • – •
Е • Р • – • Ы – • – –
Ж • • • - С • • • Ь – • • -
З – – • • Т – Э • • – • •
И • • У • • - Ю • • – -
Й • – – - Ф • • – • Я • – • -
К – • - Х • • • •
III. Закрепление пройденного
Попросите учащихся еще раз ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
IV. Итоги урока
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание
Уровень знания: выучить, что такое код, кодирование, бит, байт и формулу, связывающую количество разных сообщений и количество бит.
Уровень понимания: как кодируется числовая, текстовая, графическая звуковая информация? Почему именно так, а не иначе?
Уровень применения: решите задачи:
1. «Шифр Цезаря». Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите, который считается написанным по кругу. Используя этот шифр, зашифруйте слова ИНФОРМАЦИЯ, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.