Коммуникативный процесс психолого - педагогического просвещения. Схема публичного выступления. Коммуникатор. Сообщение. Канал. Аудитория. Эффективность сообщения. Барьеры коммуникативного процесса

  • docx
  • 22.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кр2.docx

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психолого- педагогическое просвещение субъектов образовательного процесс»

на тему:

«Коммуникативный процесс психолого - педагогического просвещения. Схема публичного выступления. Коммуникатор. Сообщение. Канал. Аудитория. Эффективность сообщения. Барьеры коммуникативного процесса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

1 Коммуникативный процесс психолого - педагогического просвещения

4

2 Схема публичного выступления. …………………………………………

6

3 Коммуникатор. Сообщение. Канал. Аудитоия

11

4 Эффективность сообщения.

13

5 Барьеры коммуникативного процесса

15

Заключение……………………………………………………………………

17

Список использованных источников………………………………………...

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Из всех направлений работы практических психологов, независимо от того, какой вуз они закончили, самым слабым звеном их работы является психолого-педагогическое просвещение. Психолого-педагогическое просвещение - «раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания».

Место психолого-педагогического просвещения в структуре основных направлений деятельности практического психолога по-разному определяется в научно-методической литературе. В частности И.В.Дубровина выделяет психологическое просвещение в отдельное направление. В то же время существует и точка зрения, где психолого-педагогическое просвещение рассматривается составной частью психопрофилактической работы. Психолого-педагогическое просвещение выполняет важнейшую функцию по формировании психологической культуры, осознанию потребности в психологической помощи у нуждающегося в ней и созданию благоприятного положительного имиджа психолога, как специалиста. Это своеобразное возделывание почвы земледельцем для получения более высокого урожая в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

1 Коммуникативный процесс психолого - педагогического просвещения

 

Любое публичное выступление, будь то лекция перед аудиторией, выступление на теле- и видео-экране или размещение письменного материала в печатных СМИ и Интернете подчинено общим закономерностям коммуникативного процесса.

Для иллюстрации чего воспользуемся элементами общепринятой схемы (Г. Лассуэлл), которая широко представлена в работах отечественных социальных психологов. Каждый из элементов этой схемы имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в ситуации передачи-приема информации при осуществлении мероприятий в рамках психологического просвещения.

В любом из вариантов просвещенческой работы личность коммуникатора (индуктора) занимает центральное место. В системе социальной коммуникации коммуникатор выступает как обобщенный субъект, с присущими ему личностными характеристиками. Он воспринимается одновременно и как представитель определенной группы (в данном случае практических психологов), и как конкретный человек. Последнее играет немаловажную роль в ситуации публичного выступления психолога в образовательном учреждении, где его все хорошо знают. Эффективность любого публичного выступления зависит целиком и полностью от доверия конкретной аудитории (слушателей) к тому, кто выполняет просветительскую функцию. Авторитет коммуникатора может и не служить пользе психологического просвещения и психологической службы в целом. Это нередко бывает, когда к педагогической общественности приглашается какой-нибудь авторитетный преподаватель университета или ученый, но не знающий ни конкретного состояния дел в системе психологической службы региона, ни существа вопроса по запланированному выступлению, либо вообще не имеющий в силу специфики своей основной деятельности отношения к психологии. Как правило, такого рода "гастролеры", идя на поводу у заказчика, выступая на психологические темы, рассуждая об "уровне актуального" и зоне "ближайшего развития", оставляют после себя только ворох проблем. Не всегда преподаватель кафедры психологии является специалистом в практической психологии или в психологической диагностике, в вопросах судебно-психологических экспертиз и т. п.

К сожалению, сегодня, когда появилось множество «академий», а их «действительные члены» не имеют ни одной опубликованной научной или популярной работы даже по своему «академическому профилю» - это уже проблема. Слушатель ориентируется на титул, а не на компетентность и информированность его обладателя: «встречает по одежке». К сожалению так и провожает. На процесс социальной перцепции в этом случае оказывает влияние такая типичная ошибка восприятия как «эффект ореола» («гало-эффект»). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Схема публичного выступления

 

Часть 1. Вступление: 20 % всего времени

Именно первые минуты определяют успех всего выступления. Чтобы сходу получить первый лимит симпатии и доверия, публике лучше всего сделать комплемент.

Например, «Для меня большая честь сегодня выступать перед вами…», «Я рад, что у меня есть возможность выступать перед специалистами такого уровня….» и т.п

Дополнительно во вводный блок можно добавить:

Впечатляющее своими размерами число. Тут я хочу предостеречь вас от простого упоминания этого числа. Используйте сравнения и образы, доступные для публики. Например, интересный факт, имеющий прямое отношение к теме: «задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…». 

Вопрос или цепочка вопросов. Задавайте вопросы, не требующие ответа. 

Интерес вызывает начало, в ходе которого выступающий рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, происшедшего непосредственно перед его выходом перед аудиторией. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления.

Разумеется, этот случай или разговор натолкнул оратора на какие-то мысли, связанные с предстоящим выступлением. 

Шутка или анекдот отлично ваписываются в структуру публичного выступления.  Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. 

Скажите искренне о ваших чувствах. Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе. 

Самопрезентация. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие. 

Презентация презентации. Это очень простой вариант. В названии все сказано. Объявите продолжительность выступления и регламент. Обозначьте основную тему и то, к чему вы намерены аудиторию привести. Задайте «правила игры». 

Сделайте комплимент аудитории: 1) превосходной степенью («У вас самые…»); 2)  сравнением («У вас такие… не то что у…»); 3) интонацией; 4) сочетанием первых трех способов.

Какие комплименты можно делать аудитории? Темой для них могут служить внешний вид, молодость собравшихся, зрелость собравшихся, их высокая квалификация, пунктуальность, непунктуальность: 

«Говорят, все гении были непунктуальны. Значит, зал полон гениев. Это усложняет мою задачу во время выступления, но увеличивает мое удовольствие от общения с вами».

А еще профессиональные признаки, пол, комплекция… В общем, все что угодно. 

Здесь же уместно применить прием «Свой/чужой», обращающий внимание аудитории на то, что ВАС с ней объединяет: общие интересы, возраст, профессия, степень родства с виновником торжества и так далее. Иными словами, вы должны изучить целевую аудиторию выступления. 

Это очень важный прием, поскольку, как говорят психологи, в первые минуты встречи с незнакомым человеком мы неосознанно анализируем его, выясняя, опасен он для нас или не опасен. Разумеется, «своего», который нам знаком или хотя бы похож на нас.

Задачей вступительной части иногда является «успокоение» аудитории, убеждение ее в том, что вы не представляете для нее опасности. 

 Если вы достаточно опытный оратор, можете во вступлении к основной речи поиграть на чувствах аудитории, начав с рассказа о том, какие эмоции у вас вызывает событие, которое недавно всколыхнуло все человечество, страну или, на худой конец, город.

Рассказ о своих чувствах и любое взывание к чувствам собравшихся – это беспроигрышный ход. 

Помните, что при планировании сценария публичного выступления очень важно проработать именно вступление. Вам могут простить снижение темпа и качества в середине спича, но если вы сразу не получите четкую связь с аудиторией, вы ее потеряете. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Коммуникатор. Сообщение. Канал. Аудитория

 

Коммуникатор.  Профессия психолога относится к так называемым "коммуникативным сферам" практической деятельности, поэтому психолог должен быть специалистом по общению. Правда, если в профессиональном психологическом общении присутствуют только желание, экспрессия, но нет мысли и компетентности - большой пользы от такой работы не будет. Именно хорошее владение материалом, эрудиция, способность донести даже самый сложный материал до самого неподготовленного слушателя (реципиента) в конечном итоге определяет эффективность просветительной работы. Собственно большого ораторского искусства в психологическом просвещении не требуется. Если нет дара, зажигающего аудиторию, оратора-лектора, можно заменить это приемом лектора-собеседника, вовлекая в общение и актуализируя опыт конкретных членов из аудитории. Манера подачи материала и само отношение коммуникатора к аудитории также играют не последнюю роль. Любой член аудитория не любит когда коммуникатор ведет себя с ним и аудиторией в целом высокомерно, подчеркивая свою исключительную компетентность, принижая интеллектуальные возможности слушателей. Довольно часто коммуникатор допускает такую типичную ошибку, характерную для вузовских преподавателей, заверяя присутствующих в аудитории, что "этого вы нигде больше не найдете". В ситуации неограниченного доступа к любой информации, которая имеется сегодня, да и была возможна при желании в прежние времена, - такое утверждение воспринимается как рисовка и не более. Раздражает любую из аудиторий и подчеркивание "личного знакомства с авторитетными современниками". Как правило, именно такую манеру подачи материала предпочитают демонстративные личности. У невротической личности такая манера выступления может свидетельствовать об использовании глубинного защитного механизма личности "идентификации".

Сообщение (материал, текст). Структура публицистического материала (лекции, беседы, методического сообщения) должна отвечать основным дидактическим требованиям построения выступления. Они общие как в педагогике образования, так и в просветительной работе. В частности, этот вопрос уже обсуждался ранее применительно к специфике санитарного просвещения среди родителей учащихся. Существенно затрудняет восприятие информации наличие в сообщении специальной терминологии. Любой неизвестный реципиенту термин воспринимается лишь как информационный шум. При этом непосредственно при восприятии самого сообщения реципиент часто не догадывается о том, что ему непонятна мудреная дефиниция, но по окончании публичного общения реципиент бывает не в силах вспомнить, о чем собственно шла речь. Труден для восприятия и очень лаконичный текст. Из-за краткости страдает сам материал - он менее понятен, поэтому совет: "Говори более пространно, если хочешь быть правильно понятым". Труден для восприятия и очень загруженный информацией текст (или сообщение). В этой связи уместным будет процитировать небольшой отрывок из книги Г. Селье: "Напутствуя меня на мое первое публичное выступление, мой учитель профессор Бидль сказал: "Никогда не используйте в лекции более трех процентов ваших познаний". Кстати, Г. Селье описывает пять "смертных грехов" при чтении лекции, о которых следует помнить любому начинающему лектору, будь то преподаватель кафедры или рядовой практический психолог. Среди этих "грехов", в частности, Г. Селье выделяются следующее:

1) неподготовленность;

2) многословие;

3) невнятность;

4) углубленность в себя (интроверсия);

5) манерность. Многие личностные особенности коммуникатора проявляются как в устном сообщении, так и фиксируются в самом тексте. Это хорошо заметно при письменном сообщении. "Отклонения во внутренней психической жизни, - пишет М. Критчли, - несомненно, проявляются в необычном использовании языка. Поэтому любые существенные нарушения мышления или личности отражаются на различных уровнях артикулированной речи - фонетической, фонематической, семантической, синтаксической и прагматической".

Преобладание в сообщении глаголов придает тексту и устной речи динамичность, прилагательных - эмоциональной выразительности. Большое количество личных местоимений выявляет черты социальной интроверсии. Очень негативно влияют на восприятие и понимание сообщения, повторяющиеся обороты, фразы и слова - итерации. Это не только характеристика ограниченного словаря и плохого владения материалом, и ограниченного интеллекта, но и расстройства мышления на уровне понятий. Плохо воспринимаются цитаты в устном сообщении, поскольку требуют специального обращения внимания: "Цитирую" и "Конец цитаты". Лучше устные обращения к авторитетам заключать не в форму прямого, а косвенного цитирования. 

Канал. Информация (сообщение) поступает к реципиенту по определенному каналу. В качестве канала может выступить теле- и видео-экран, монитор компьютера, газетная или журнальная полоса, или мембрана радиорепродуктора, или пространство между коммуникатором и реципиентом информационного сообщения в конкретном помещении. По этому же каналу может осуществляться в той или иной степени (насколько это позволяют особенности канала передачи сообщения) и обратная связь. При непосредственном общении двух субъектов в качестве дополнения к "каналу пространства" выступают их органы чувств (слух, зрение, обоняние). Чем большее количество субъектов включается в коммуникативный процесс, тем в большей степени оказываются, задействованы уже психолингвистические и социальные механизмы коммуникативного процесса. Если в процессе непосредственном общения использование возможностей основного канала целиком зависит от умения коммуникатора им пользоваться, то при опосредованном общении коммуникатора и аудитории на первое место выступают уже социально-психологические закономерности коммуникативного процесса.

Аудитория (слушатель, реципиент информации). Характеристика реципиента сообщения (аудитории, слушателя) также зависит от того, выступает ли он на данный момент как принимающий информацию индивид, как член сплоченной или как член диффузной группы. Чаще всего аудиторию принято рассматривать как "обобщенного субъекта", учитывая в данном случае "обобщенные" характеристики. Важным фактором выступает и информированность субъекта коммуникации. В одном из психологических исследований было установлено, что в диадах (коммуникация двух субъектов) наиболее продуктивно общение в ситуации "И-Н" (где "И" - информированный субъект, а "Н" - мало информированный участник общения). Неодинаковая информированность субъектов общения выступает как фактор стимулирующего влияния.

Большая по численности аудитория, воспринимающая информацию, почти всегда неоднородна. Известно три подхода к получению информации слушателями (читателями), присутствующие в любой из аудиторий:

- одна их часть склонна воспринимать лишь ту информацию, которая совпадает с их собственной точкой зрения (типична для авторитарных и претендующих на лидерство субъектов); - для другой части аудитории характерна, склонность получать максимальную информацию обо всех сторонах вопроса (самая продуктивная); - для третьей - склонность получать любую информацию о проблеме, но в сжатой до предела, схематической форме (распространена среди бюрократов, чиновников и методистов).

Учет этих характеристик аудитории со стороны коммуникатора в значительной степени повышает эффективность его публичного выступления.

 

 

4 Эффективность сообщения

 

Эффективность любого сообщения чаще бывает отсроченной, поэтому не следует повторять ошибку многих организаторов публичных выступлений, когда они запрашивают мнение о выступлении сразу по окончании его. Это манипуляционный прием и не более. Материал должен отложиться.

Эффективность беседы или публичного выступления во многом зависит от учета коммуникатором характеристик реципиента информационного сообщения (слушателей, читателей).

Для более эффективного восприятия слушателями информации их необходимо к этому подготавливать заранее, будь то психологическое просвещение или какое-либо другое. В частности, будущего педагога к такому сотрудничеству необходимо готовить еще на студенческой скамье.  Этому же в ситуациях работы с другим контингентом слушателей (родители, учащиеся, воспитанники) способствует систематичность и плановость просветительной работы, а также использование наряду с устными формами других каналов передачи информации, например, психологической публицистики в местной прессе.

Эффективность любого живого выступления на аудитории в немалой степени зависит и от того, как было это выступление организовано. Собственно за успех любого публичного выступления ответственны и коммуникатор, несущий информационное сообщение в массы и организатор публичного выступления. При способе передачи информационного сообщения посредством СМИ - эта ответственность лежит на сотруднике, подготовившем и выпустившем сообщение в номер (в эфир).

Большее влияние оказывает коммуникатор, который обладает такими же индивидуальными особенностями, как аудитория. Они могут быть социодемографическими (день рождения, имя, отпечатки пальцев и т.д.) или психологическими. Например, люди с сильно выраженной когнитивной ригидностью — имеющие простое «черно-белое» представление о мире, избегающие получении новой информации, — чаще изменяют свои оценки и представлении под воздействием когнитивно закрытых, а не когнитивно открыты коллег. Возможно, что психологически похожие коммуникаторы вызывают большую симпатию и могут подобрать сообщение, понятное для реципиента.

Позитивность отношений. Люди больше поддаются влиянию того коммуникатора, которому они нравятся или который в прошлом оказана им любезность. В данном случае работает правило взаимного обмена в соответствии, с которым человек чувствует себя обязанным отдавать долги, в частности, отвечать уступкой на уступку, любезность на любезность и т.д. В то же время коммуникатор, который попытался надавить на него, вызывает отторжение и формирует оценки, противоположные его точке зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Барьеры коммуникативного процесса

 

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Согласно Н. И. Шевандрину, можно говорить о существовании барьеров понимания, барьерах социально-культурного различия и барьерах отношения. В социально-психологических исследованиях вопрос о барьерах коммуникативного процесса общего плана достаточно хорошо изучен.

В психологическом просвещении существуют барьеры двух типов. Это, прежде всего, общие для любой коммуникации и частные (специфические), формируемые искусственно.

В категории барьеров коммуникации общего плана принято рассматривать в первой группе фонетическое непонимание, семантические барьеры, стилистические, логические. В какой-то степени разговор о них шел в разделе "Сообщение".

Барьеры второй группы - социально-культурных различий - социальные, политические, религиозные и профессиональные различия. Применительно к психологическому просвещению, как впрочем, и в отношении санитарного просвещения, таких исследований в доступной литературе обнаружено не было. Вполне возможно, что социологические и социально-психологические исследования в этой плоскости могут принести интересные для практических психологов данные.

В диссертационном исследовании М. В. Воропаева представлена одна из моделей формирования коллектива с типом индуктивной индивидуальности, названной автором как "феминная", неблагоприятная для развития коллектива: "Она ведет к регрессу не только коллектива в целом, но и к вырождению индуктивной индивидуальности до латентного уровня". Предметом этого исследования были классные коллективы подростков, но такого рода "феминные" коллективы среди педагогического состава образовательных учреждений скорее реальность, чем теория. Как показывает опыт, существование в таких учреждениях атмосферы "девичника" не позволяет реализовывать какие-либо задачи психологической службы вообще, что уж говорить о психологическом просвещении в частности.

Несколько слов об искусственно формируемых барьерах. Коммуникация, где одним из ее участников является практический психолог, также имеет свои "подводные рифы". Среди таковых один из феноменов, подмеченный еще первыми новосибирскими практическими психологами  и Р. В. Овчаровой, когда практический психолог приходит работать в школу, где недавно работал учителем и адаптация в новой профессиональной роли часто тормозится из-за сложившихся ранее стереотипов отношений и соответствующих им социальных ожиданий.

Система образования - это социальный институт не прошедший в своем историческом становлении периода "института цеховости" подобно медицине, юриспруденции и др., отсюда и известная свобода в механизмах взаимоотношений типа ординиции и субординации. Если в медицине врач общетерапевтического приема прошел специализацию или переподготовку по кардиологии - коллеги его воспринимают именно врачом этого профиля, а не бывшим участковым. Участковый врач-терапевт при обнаружении патологии со стороны сердечно-сосудистой системы у больного не станет самостоятельно курировать больного. Он обязательно проконсультирует его с терапевтом-кардиологом, не задаваясь при этом вопросом изучения "родословной" его теперешней специализации, а врач не будет лечиться у фельдшера.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Психологическое просвещение и информирование населения по специальным вопросам это одна из форм психопрофилактической работы практического психолога и является одним из вариантов "активных методов работы" практического психолога вне зависимости от того, где и в каком из учреждений он работает. Как и каждая из "активных форм" оно имеет свои ограничения. Неправильная подача материала, даже психологом, может приводить к явлениям, сходным с "дидактогениями". В то же время следует учитывать и реакцию на использование этого метода со стороны своего непосредственного начальства (администрации образовательного учреждения, чиновников управления образования). Вероятно, когда этого требует ситуация в системе муниципального или регионального образования, осуществлять такой вид работы следует с известной осторожностью. За "четвертой властью", которой являются СМИ, с прежних времен закрепился стереотип органа где "гласность разрешается свыше, а не исходит с низов". Сами же представители СМИ, особенно регионального калибра, не всегда способны сформулировать адекватный и грамотный запрос к психологу.         В большинстве случаев у них просто отсутствует необходимый объем специальных познаний по психологии и способности "видения психологической проблемы". Поэтому при условии благоприятного стечения обстоятельств в области психологической публицистической деятельности в СМИ, практический психолог самостоятельно формирует необходимый запрос к самому себе и своим коллегам. В частности, такого плана опыт имел место в просвещенческой работе черногорских психотерапевтов.

При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Так для детей школьного возраста целесообразно включение этих вопросов в сам учебный процесс. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами учащиеся или их сверстники. При работе с родителями это направление деятельности практического психолога уместнее осуществлять через систему родительского педагогического всеобуча. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.                 Деловые коммуникации в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для вузов / А. С. Никитина, Н. Г. Чевтаева, С. А. Ваторопин, А. С. Ваторопин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13964-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467374 (дата обращения: 15.12.2021).

2.                 Еромасова, А. А.  Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06613-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471670 (дата обращения: 03.12.2021).

3.                 Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Химик [и др.] ; ответственные редакторы В. В. Химик, Л. Б. Волкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07792-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474745 (дата обращения: 15.12.2021).

4.                 Тульчинский, Г. Л.  Логика и теория аргументации : учебник для вузов / Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под редакцией Г. Л. Тульчинского. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 233 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01178-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469459 (дата обращения: 15.12.2021).

5.                 Штроо, В. А.  Методы активного социально-психологического обучения : учебник и практикум для вузов / В. А. Штроо. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 277 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02451-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469275 (дата обращения: 03.12.2021).


 

Скачано с www.znanio.ru