Сколь трудные времена ни переживали бы мы сегодня, для учителя школы, как всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали биологию и любили ее? Как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке? Как помочь ученику учиться интересно и развить свой творческий потенциал? Перечень этих «как» может быть продолжен. Вот только всеобъемлющего ответа на них, единого рецепта на все случаи жизни для всех учителей сразу, к сожалению, не существует. Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь. Задача любого учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.
коммуникаитивный подход.doc
Коммуникативный подход к обучению биологии
Виханская А.В., учитель биологии
ЧОУ СШ «Бизнес гимназия»
Сколь трудные времена ни переживали бы мы сегодня, для учителя школы, как всегда,
актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали биологию и
любили ее? Как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке? Как
помочь ученику учиться интересно и развить свой творческий потенциал? Перечень этих
«как» может быть продолжен. Вот только всеобъемлющего ответа на них, единого рецепта
на все случаи жизни для всех учителей сразу, к сожалению, не существует. Самое
прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге
после того, как вы показали ему этот путь. Задача любого учителя состоит в создании
условий для реализации и развития индивидуальных, творческих и коммуникативных
способностей учащихся. ОДНА ИЗ ЗАДАЧ МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к личности в современном мире это.
Грамотность
Компетентность
Коммуникативность
Гибкость
Креативность
Умение перестраиваться
Быстрое принятие решений
ФГОС второго поколения КОМТЕПЕНЦИИ:
Личные
Социальные
Общекультурные
Иителлектуальные
коммуникативные
В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок. При современном
подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную
несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице,
предназначенной для изучения темы. За годы работы я собрала интересный материал к каждой теме курса биологии. Данный материал используется мной на уроках и
внеклассных мероприятиях. Готовясь к каждому уроку я сама стараюсь подойти к теме
творчески. На моих уроках используется дополнительный материал по каждой теме,
загадки, ребусы, кроссворды, синквейн, сказки, рассказы, пословицы, кластеры,
биологические и познавательные задачи, презентациипроекты, видеофрагменты. Это
побуждает и мотивирует ребят самостоятельно мыслить, добывать и применять
полученные знания на практике, развивает познавательную, исследовательскую и
творческую деятельность.
Для того чтобы урок был более эффективным, чтобы активизировать процесс познания,
вызвать интерес к изучению биологии, развить коммуникативные способности ученика в
своей системе работы я использую такие формы, как: творческие работы, проектно
исследовательская деятельность, ролевые и интеллектуальные игры, решение творческих
биологических задач, дидактические игры и др. Школьники, решая задания, имеющие
творческий характер, учатся размышлять над поставленными проблемами и воплощать эти
размышления в практической деятельности. Стимулирует ученика и благоприятная
атмосфера на уроке, доброжелательное отношение со стороны учителя, различные способы
стимулирования любознательности ребенка, поощрение, использование личного примера
творческого подхода к решению проблемных заданий, предоставление детям возможности
активно, без боязни задавать вопросы. Если ученику удалось себя реализовать в
творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно
хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума,
как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой материал, при котором даже обыденное,
становится удивительным.
Пример 1.Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5
класс)Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной
стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое
возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде?
( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто
и не знаем ее удивительных свойств.
Пример 2.Биология. (7 класс)Тема: «Тип
Членистоногие. Класс Насекомые». Сколько цветков посещают пчёлы? В среднем пчела
посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего
дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих
пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не
менее 72 миллионов цветков в день.
Творческие работы учащихся состоят в создании: компьютерных презентаций к урокам,
кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад, викторин. Для учащихся, имеющих
литературный талант написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”,
“Путешествие капельки воды по зеленому растению”, “Путешествие капельки крови по
организму человека”.
Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся 1. Задачи на
выбор информации. Выберите признаки характерные для однодольных и двудольных
растений. 2. Задачи на исправление ошибок. Например: 1. Полисахарид целлюлоза
выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке,
углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих
полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы
полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов: Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и
ящерицы. 4. Задачи на установление взаимосвязей: Установите взаимосвязи между
процессами: дыханием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.5. Задачи на
выявление приспособлений: Какие приспособления имеются у растений, животных,
конкретного вида к условиям окружающей среды и т.д. 6. Задачи на определение значения
приспособлений. Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений, например, у
голосеменных.7. Задачи на выявление противоречий. Из биологической литературы
выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.
Например: активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время
суток .Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.
Хорошо принимаются ребятами Открытые творческие задачи по биологии:
Например: С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с
молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с
молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает
молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без
неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся
долго свежим и не киснет? (Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают
уникальными бактерицидными свойствами)
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я отношу
мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал,
как систему ярких опорных образов. Я считаю презентация с включением дополняющих
технологий – самые удобные и не сложные формы для учителя при проведении урока.
Главное в них это тезисность для учителя и наглядность для ученика.
Мы, к великому нашему сожалению, сажая за парты и навязывая форму получения
знаний, иногда отбиваем у ребенка желание учиться. Чтобы побудить детей к творчеству,
развить коммуникативные навыки изучения биологии, я на уроках и во внеурочной
деятельности использую различные игры и игровые моменты. Проведение на уроках
дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных
учащихся, так и слабо знающих материал.
Информационнокоммуникационные технологии мною применяются с 5 по 11 классы
включительно. Одним из условий успешного использования данного метода считаю
формирование информационной культуры школьников. Как показывает практика,
использование ИКТ активизирует процессы восприятия, мышления, памяти, воображения,
мобилизует внимание учащихся, а также включает их в деятельность, предоставив
возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями
явлений.
В курсе биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания
процессов, а поэтому они трудны для восприятия и понимания. К таким процессам можно
отнести: строение функции нервной системы, органы чувств, строение и функции
органоидов клетки, биосинтез белка, развитие жизни на Земле, пластический и
энергетический обмен. Подвижные компьютерные модели помогают выйти из
затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить. При
использовании электронных учебников можно отключить звук и попросить
прокомментировать учеников наблюдаемое на экране явление. Затем можно или
просмотреть еще раз, но уже со звуком, или не возвращаться к просмотру, если ребята
успешно справились с предложенным заданием. Можно остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание
процесса или продемонстрировать какоелибо явление, процесс, и при этом высказать
гипотезу, почему это происходит именно так. Изучение нового урока провожу с помощью
презентации.
Коммуникативный подход к обучению биологии
Коммуникативный подход к обучению биологии
Коммуникативный подход к обучению биологии
Коммуникативный подход к обучению биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.