Комплекс артикуляционной гимнастики во второй младшей группе на год
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СЕНТЯБРЬ
«РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Смыкать и размыкать губы.
«ПТЕНЦЫ» («ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ)
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОКТЯБРЬ
«ЗАБОРЧИК»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«ПЯТАЧОК»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).
«ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА НОЯБРЬ
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«САМОВАР»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
«СДУЙ ВАТКУ С ЛАДОШКИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ДЕКАБРЬ.
«ХОМЯЧОК»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«РАСЧЕСКА»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
«ЛОШАДКА»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЯНВАРЬ
«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«МАЛЯР»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.
«УЛЫБКА»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФЕВРАЛЬ
«БАРАБАНЩИК»
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА МАРТ
«ПОИГРАЕМ НА ГУБАХ»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
«ЧАСИКИ» («МАЯТНИК»)
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА АПРЕЛЬ
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
«ОКОШКО»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА МАЙ
«КАЧЕЛИ»
Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
«УЛЫБКА-ХОБОТОК»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
«ЗАЙЧИК»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняет
Логопедические стихи для формирования правильного произношения звуков ЗВУК
Логопедический стишок № 1
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
ЗВУК Л
Логопедический стишок №2
Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.
ЗВУК Р
Логопедический стишок №3
Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий,
крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок: Хрюк да хрюк!
Хрюк да хрюк! – подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша, До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло, Да умой-ка рыло!
ЗВУКИ С, Ц
Логопедический стишок №4
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят! (Автор стихов Т. Ляхович)
Логопедический стишок №5
СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ
ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА
ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ
ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ
ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ
ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА
Чередование согласных
П — Б: ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.
Чередование согласных
Т — Д: ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.
Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.
Логопедический стишок №6
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов –
Эта каша-то из слов!
Логопедический стишок №7
Любит буква «Р» тигрёнка –
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку –
Лучше всех её… молчит.
Логопедический стишок №8
Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить –
«Р» поможет мне учить.
Логопедический стишок №9
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать
язык смогу!
Логопедический стишок №10
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!»,
«Равняйся!», «Стройся!»,
Рассчитаться по порядку!»)
Логопедический стишок №11
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
Логопедический стишок №12
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
Логопедический стишок №13
Вчерашний град Повредил виноград.
Логопедический стишок №14
Редиску в окрошку Режет Серёжка.
Логопедический стишок №15
А в подарке у Марины Три огромных мандарина.
Логопедический стишок №16
Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.
Логопедический стишок №17
Артур на портрете В бордовом берете.
Логопедический стишок №18
У крысы в норке Сырные корки.
Логопедический стишок №19
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
Логопедический стишок №20
Рожь яровая – Культура зерновая.
Логопедический стишок №21
У принцессы у Арины
На кровати три перины.
Логопедический стишок №22
Поздравили мы Иру По радиоэфиру.
Логопедический стишок №23
Папиросы, сигареты Для ребят всех под запретом.
Логопедический стишок №24
Прорубь в пруду – Рыбачить приду.
Логопедический стишок №25
Борька наш нырнул бобром, А вот Ромка — топором.
Логопедический стишок №26
Шофёр спозаранку Крутит «баранку».
Логопедический стишок №27
Кудрявый рыжий Юра Гордится шевелюрой.
Логопедический стишок №28
Радиоконструктор
Придумал репродуктор.
Логопедический стишок №29
Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!
Логопедический стишок №30
На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.
Логопедический стишок №31
Кроссворды и шарады Разгадывать мы рады.
Логопедический стишок №32
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
Логопедический стишок №33
Приобрёл Артур В Европу тур.
Логопедический стишок №34
Прохор и Варвара – Прекрасная пара.
Логопедический стишок №35
Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.
Логопедический стишок №36
А в руках у детворы Разноцветные шары.
Логопедический стишок №37
Стар ворон репертуар: Утром, вечером – всё КАРРР!
Логопедический стишок №38
В нашем озере Андрей Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари – Очень вкусные угри.
Логопедический стишок №39
Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.
Логопедический стишок №40
Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.
Логопедический стишок №41
Ананасы на сосне Света видела во сне.
Логопедический стишок №42
Просит Сашу киска: «Поделись сосиской!»
Логопедический стишок №43
Гусь искупался, Но сух остался.
Логопедический стишок №44
В саду средь ветвей Свистит соловей.
Логопедический стишок №45
Я старалась, я старалась –
За посылку расписалась.
Логопедический стишок №46
С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.
Логопедический стишок №47
Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию. (По А. Усачёву)
Логопедический стишок №48
Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.
Логопедический стишок №49
Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.
Логопедический стишок №50
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
Логопедический стишок №51
С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.
Логопедический стишок №52
На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.
Логопедический стишок №53
Съел Филимон С улыбкой лимон.
Логопедический стишок №54
Коля и две Оли В поле лук пололи.
Логопедический стишок №55
В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.
Логопедический стишок №56
Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.
Логопедический стишок №57
Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.
Логопедический стишок №58
Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.
Логопедический стишок №59
У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.
Логопедический стишок №60
Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.
Логопедический стишок №61
Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.
Логопедический стишок №62
Ушла гроза за горизонт –
Закрыла Зоя сразу зонт.
Логопедический стишок №63
Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла.
(по В. Бахревскому)
Логопедический стишок №64
Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.
Логопедический стишок №65
Чем же, Женя, ёж на ужа похож? —
А в уже и еже есть по букве «Ж»!
Логопедический стишок №66
Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.
Логопедический стишок №67
Мужа жена Обожать должна.
Логопедический стишок №68
У Дашиной кошки В шёрстке блошки.
Логопедический стишок №69
Маша — малышка,
У Маши пустышка.
Логопедический стишок №70
Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.
Логопедический стишок №71
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг — и в школе ни души.
(Т. Крюкова)
Логопедический стишок №72
Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У… барашка.
Логопедический стишок №73
В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.
Логопедический стишок №74
Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.
Логопедический стишок №75
Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит
. Логопедический стишок №76
Я щепки и чурку Подброшу в печурку.
Логопедический стишок №77
Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.
Логопедический стишок №78
Нас «огорчили» Перчики чили.
Логопедический стишок №79
Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина?
В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.
Логопедический стишок №80
Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.
Логопедический стишок №81
Калачи из печи
Очень-очень горячи.
Логопедический стишок №82
Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!
Логопедический стишок №83
Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.
Логопедический стишок №84
Ученик ворчит беззвучно –
Ах, учителю как скучно.
Логопедический стишок №85
Увеличили зрачки
Очень новые очки.
Логопедический стишок №86
Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.
Логопедический стишок №87
Блинчик на тарелочке
Для Любочки девочки.
Логопедический стишок №88
На пиджачке значок, На значке жучок.
Логопедический стишок №89
Сверчок в ночи Сверчит у печи.
Логопедический стишок №90
Грибочки на пенёчке, Огурчики в бочке.
Логопедический стишок №91
На веточке птички, В лесочке лисички.
Логопедический стишок №92
В стаканчике водичка, В коробочке спичка.
Логопедический стишок №93
На ёлочке иголочки, На булочке корочки.
Логопедический стишок №94
Ключики в замочке, В ботиночке шнурочки.
Логопедический стишок №95
Уголёчки в печке, А песочек в речке.
Логопедический стишок №96
Часики точные, Яблочки сочные.
Логопедический стишок №97
Мячик прыгучий, Цветочек пахучий.
Логопедический стишок №98
Тучка мрачная, Крылечко дачное.
Логопедический стишок №99
Голосочек зычный, Дружочек закадычный.
Логопедический стишок №100
На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.