Комплекс артикуляционной гимнастики

  • Карточки-задания
  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

картотека артикуляционной гимнастики
Иконка файла материала артикуляционная гимнастика.docx

Комплекс артикуляционной гимнастики во второй младшей группе на год

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СЕНТЯБРЬ

«РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Смыкать и размыкать губы.

«ПТЕНЦЫ» («ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ)

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

«ХОБОТОК»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОКТЯБРЬ

«ЗАБОРЧИК»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

«ПЯТАЧОК»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).

«ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА НОЯБРЬ

«ШАРИК»

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

«САМОВАР»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

«СДУЙ ВАТКУ С ЛАДОШКИ»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ДЕКАБРЬ.

«ХОМЯЧОК»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

«РАСЧЕСКА»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

«ЛОШАДКА»

Цок-цок-цок по мостовой-

Идет лошадка к нам с тобой.

Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЯНВАРЬ

«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

«МАЛЯР»

Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперед-назад, вперед-назад…

Ремонту каждый будет рад.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.

«УЛЫБКА»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

 

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФЕВРАЛЬ

«БАРАБАНЩИК»

В руки барабан возьмем

И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

«Д-д-д-д» застучали.

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

«ШАРИК»

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

«КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА МАРТ

«ПОИГРАЕМ НА ГУБАХ»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если

она укорочена.

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

«ЧАСИКИ» («МАЯТНИК»)

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА АПРЕЛЬ

«ХОБОТОК»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

«ОКОШКО»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА МАЙ

«КАЧЕЛИ»

Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

«УЛЫБКА-ХОБОТОК»

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

«ЗАЙЧИК»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопедические стихи для формирования правильного произношения звуков ЗВУК

 

 

Логопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашку

Шлепнулась букашка,

Добрый Чебурашка

Вытащил букашку,

Положил букашку

Сохнуть на бумажку.

Высохла букашка,

Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.

ЗВУК  Л

 

Логопедический стишок №2

Лунный свет голубой

Спать ослу не давал,

Сел осел на валун

И зевал и зевал…

И случайно осел проглотил вдруг луну,

Улыбнулся, вздохнул –

И спокойно уснул.

ЗВУК Р

 

Логопедический стишок №3

Злые крысы

Грызли крышу,

Но пришел котенок рыжий,

крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

Хрюша – поросенок

Хрюкает спросонок: Хрюк да хрюк!

Хрюк да хрюк! – подавайте мне урюк!

Поросенок Хрюша, До того, как покушать,

Ты возьми-ка мыло, Да умой-ка рыло!

ЗВУКИ С, Ц

 

Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы Пестренькая курица.

Миленькая курица, ты ошиблась улицей,

Это детский сад.

Но не для цыплят! (Автор стихов Т. Ляхович)

 

 

 

 

Логопедический стишок №5

СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ

СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.

РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ

ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ

ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ

ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ

ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА

 

 

Чередование согласных

П — Б: ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,

ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.

ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,

ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

 

 

Чередование согласных

Т — Д: ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.

ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.

ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.

ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

 

 

Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.

 

Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,

Ведь во рту у Даши каша.

Но не гречка и не плов –

Эта каша-то из слов!

 

Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка –

С детства он её рычит.

Любит буква «Р» рыбёшку –

Лучше всех её… молчит.

 

Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнок

Громко хрюкает с пелёнок.

Буду крепко с ним дружить –

«Р» поможет мне учить.

    Логопедический стишок №9

На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу:

Ведь учительнице строгой

Показать

язык смогу!

 

Логопедический стишок №10

Должен каждый офицер

Говорить отлично «Р»!

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

(Команды: «Смирно!»,

«Равняйся!», «Стройся!»,

Рассчитаться по порядку!»)

 

Логопедический стишок №11

Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

 

Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими… язычками.

 

Логопедический стишок №13

Вчерашний град Повредил виноград.

 

Логопедический стишок №14

Редиску в окрошку Режет Серёжка.

 

Логопедический стишок №15

А в подарке у Марины Три огромных мандарина.

 

Логопедический стишок №16

Тигр и рысь — родня для киски,

Репа, редька — для редиски.

 

Логопедический стишок №17

Артур на портрете В бордовом берете.

 

Логопедический стишок №18

У крысы в норке Сырные корки.

 

Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,

Все в нарядных красных фраках.

 

Логопедический стишок №20

Рожь яровая – Культура зерновая.

 

Логопедический стишок №21

У принцессы у Арины

 На кровати три перины.

 

 

Логопедический стишок №22

Поздравили мы Иру По радиоэфиру.

 

Логопедический стишок №23

Папиросы, сигареты Для ребят всех под запретом.

 

Логопедический стишок №24

Прорубь в пруду – Рыбачить приду.

 

Логопедический стишок №25

Борька наш нырнул бобром, А вот Ромка — топором.

 

Логопедический стишок №26

Шофёр спозаранку Крутит «баранку».

 

Логопедический стишок №27

Кудрявый рыжий Юра Гордится шевелюрой.

 

Логопедический стишок №28

Радиоконструктор

 Придумал репродуктор.

 

Логопедический стишок №29

Горячий призыв к народу:

 Берегите родную природу!

 

Логопедический стишок №30

На праздник придём нарядными,

Опрятными и аккуратными.

 

Логопедический стишок №31

Кроссворды и шарады Разгадывать мы рады.

 

Логопедический стишок №32

Корректировать я рад

 Речевой свой аппарат.

 

Логопедический стишок №33

Приобрёл Артур В Европу тур.

 

Логопедический стишок №34

Прохор и Варвара – Прекрасная пара.

 

Логопедический стишок №35

Гарантировал повар в трактире

Макароны на гарнир Ире.

 

Логопедический стишок №36

А в руках у детворы Разноцветные шары.

 

Логопедический стишок №37

Стар ворон репертуар: Утром, вечером – всё КАРРР!

 

Логопедический стишок №38

В нашем озере Андрей Тридцать выловил угрей.

Жарь, копти их и вари – Очень вкусные угри.

 

Логопедический стишок №39

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)

 Нужно его скорлупу раскусить.

 

Логопедический стишок №40

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)

 Как будто острыми резцами.

 

Логопедический стишок №41

Ананасы на сосне Света видела во сне.

 

Логопедический стишок №42

Просит Сашу киска: «Поделись сосиской!»

 

Логопедический стишок №43

Гусь искупался, Но сух остался.

 

Логопедический стишок №44

В саду средь ветвей Свистит соловей.

 

 

Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась –

За посылку расписалась.

 

Логопедический стишок №46

С осины осенней (С, Л)

Слетел лист последний.

 

Логопедический стишок №47

Соблюдается совой

Распорядок часовой,

Всё по расписанию,

 По согласованию. (По А. Усачёву)

 

Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку

Зелёнкой колкой лечит Ленка.

 

Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины

Слепила я из глины.

 

Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки

Для Алины и для Кольки.

 

Логопедический стишок №51

С липкой липы липкий мёд

 Пчёлка лакомкам даёт.

 

Логопедический стишок №52

На Земле корабли приземляются,

На Луне луноход прилуняется.

 

Логопедический стишок №53

Съел Филимон С улыбкой лимон.

 

Логопедический стишок №54

Коля и две Оли В поле лук пололи.

 

Логопедический стишок №55

В палисаднике у Лили

Лейкой лилии полили.

 

Логопедический стишок №56

Колючки для верблюда –

Любимое блюдо.

 

Логопедический стишок №57

Улитка открыла калитку. (Л, Р)

Манят просторы улитку.

 

Логопедический стишок №58

Улитка – пирамидка (Л, Р)

Ползёт не прытко.

 

Логопедический стишок №59

У крокодилёнка родители – (Л, Р)

Крокодители.

 

Логопедический стишок №60

Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)

Дружно ёлку наряжаем.

 

Логопедический стишок №61

Серебрятся в небе крылья (Л, Р)

Самолётов эскадрильи.

 

Логопедический стишок №62

Ушла гроза за горизонт –

Закрыла Зоя сразу зонт.

 

Логопедический стишок №63

Наказала коза козла,

Ради пользы, а не со зла.

(по В. Бахревскому)

 

Логопедический стишок №64

Женя Жанну обожает,

Женя Жанне подражает.

 

 

Логопедический стишок №65

Чем же, Женя, ёж на ужа похож? —

А в уже и еже есть по букве «Ж»!

 

Логопедический стишок №66

Женя Жанне удружил:

Жвачку трижды одолжил.

 

Логопедический стишок №67

Мужа жена Обожать должна.

 

Логопедический стишок №68

У Дашиной кошки В шёрстке блошки.

 

Логопедический стишок №69

Маша — малышка,

 У Маши пустышка.

 

Логопедический стишок №70

Сшили штанишки

Плюшевому мишке.

На штанах кармашки,

На кармашках – пряж[ш]ки.

 

Логопедический стишок №71

Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и весёлых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат.

Тише, кот сюда спешит!

Шмыг — и в школе ни души.

 (Т. Крюкова)

 

Логопедический стишок №72

Шерсть в кудряшках (Ш, Р)

У… барашка.

 

Логопедический стишок №73

В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)

Шестилеток школа ждёт.

 

Логопедический стишок №74

Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)

Чебурашка, мишка, лошадь.

 

Логопедический стишок №75

Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)

Кошка мышку сторожит

 

. Логопедический стишок №76

Я щепки и чурку Подброшу в печурку.

 

Логопедический стишок №77

Рыбачку вот на крючок

Есть отличный червячок.

 

Логопедический стишок №78

Нас «огорчили» Перчики чили.

 

Логопедический стишок №79

Плачет Дина, плачет Дина.

В чём причина?

В чём причина?

Мамочкину дочку

Ущипнули в щёчку.

 

Логопедический стишок №80

Дал водички на чаёк

Нам журчащий ручеёк.

 

Логопедический стишок №81

Калачи из печи

Очень-очень горячи.

 

Логопедический стишок №82

Необычно, непривычно:

Получил внучок «отлично»!

 

Логопедический стишок №83

Четыре Анюточки

 Прокричали суточки.

Прокричали суточки,

Не устав ни чуточки.

 

Логопедический стишок №84

Ученик ворчит беззвучно –

Ах, учителю как скучно.

 

Логопедический стишок №85

Увеличили зрачки

 Очень новые очки.

 

Логопедический стишок №86

Пчёлка на цветочке,

 Цветочек в горшочке.

Цветочки пахучие,

Пчёлка кусучая.

 

Логопедический стишок №87

Блинчик на тарелочке

Для Любочки девочки.

 

Логопедический стишок №88

На пиджачке значок, На значке жучок.

 

Логопедический стишок №89

Сверчок в ночи Сверчит у печи.

 

Логопедический стишок №90

Грибочки на пенёчке, Огурчики в бочке.

 

Логопедический стишок №91

На веточке птички, В лесочке лисички.

 

Логопедический стишок №92

В стаканчике водичка, В коробочке спичка.

 

Логопедический стишок №93

На ёлочке иголочки, На булочке корочки.

 

 

Логопедический стишок №94

Ключики в замочке, В ботиночке шнурочки.

 

Логопедический стишок №95

Уголёчки в печке, А песочек в речке.

 

Логопедический стишок №96

Часики точные, Яблочки сочные.

 

Логопедический стишок №97

Мячик прыгучий, Цветочек пахучий.

 

Логопедический стишок №98

Тучка мрачная, Крылечко дачное.

 

 

 

 

Логопедический стишок №99

Голосочек зычный, Дружочек закадычный.

 

Логопедический стишок №100

На чайничке крышечка, (Ч, Ш)

На крышечке шишечка.

Ручечкой за шишечку

Поднимаем крышечку.