Комплекс упражнений для обучения русскому языку как неродному
Упражнения для обучения ознакомительному чтению:
– прочитайте план / утверждение, определите, соответствует ли он / оно последовательности изложенных в тексте фактов;
– расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
– выберите правильный ответ из 3 - 4 вариантов;
– найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
– составьте план текста;
– найдите основную мысль в начале, середине, конце текста;
– подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые
можно было бы опустить как несущественные;
– просмотрите текст и озаглавьте его;
– перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
– составьте аннотацию / краткий реферат прочитанного;
– передайте содержание текста в устной / письменной форме;
– составьте выводы на основе прочитанного;
– назовите наиболее интересные вопросы / данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;
– укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;
– прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);
– на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту / схему;
– выскажите своё мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.
Упражнения для обучения поисковому чтению:
– определите тему / проблему текста (статьи);
– прочитайте текст, определите, освещены ли в нём указанные
вопросы;
– найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
– прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в
содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);
– найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т. д.;
– просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;
– найдите абзацы, посвящённые указанной теме;
– найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для
выводов); |
– просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстри-
рует;
– найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным / отрицательным;
– разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
– выразите своё мнение о содержании текста и соотнесите его
со своим собственным опытом и др.
Безличные предложения
Упр. 1. Такие конструкции указывают на отсутствие лица или предмета. Сравните следующие конструкции, обратите внимание на падежную форму слов.
1.У вас есть брат? – У меня нет брата.
2.У вас есть сестра? – У меня нет сестры.
3.У Ирины Николаевны есть дети? – Нет, у неё нет детей.
4.Сегодня у вас есть урок? – Нет, у нас нет урока.
5. Завтра у вас будет экзамен? – Нет, завтра у нас не будет экзамена.
6.Завтра у вас будет урок по русскому языку? – Нет, завтра у нас не будет урока по русскому языку.
Упр. 2. Укажите, какие предметы у вас есть в данный момент, а каких нет.
Образец: У меня есть учебник, но нет словаря.
Карандаш, ручка, чистая тетрадь, новый учебник русского языка, записная книжка, интересные книги по литературе, русско-английский словарь.
Упр. 3. Скажите, есть ли у вас:
Старшая сестра, младший брат, школьные друзья, домашние животные.
Упр. 4. Скажите, есть ли в вашем городе:
Университет, библиотека иностранной литературы, оперный театр, драматический театр, бассейн, стадион, ипподром, парк, аэропорт, вокзал.
Упр. 5. Закончите предложения, используя слова для справок.
1.Сегодня на улице холодно, а у меня нет…
2. Сегодня на улице дождь, а у меня нет …
3.Сегодня очень жарко, яркое солнце, а у меня нет с собой…
Слова для справок: шапка, куртка, тёплая кофта, зимнее пальто, тёплая обувь, зимние сапоги; зонт, плащ, резиновые сапоги; солнечные очки, босоножки, сандалии, шорты, футболка.
Упр.6. Ответьте на вопрос. Обратите внимание на то, что вопросительная конструкция у вас нет (чего-либо) употребляется для выражения просьбы.
Образец: – У вас нет карандаша? – Есть, (возьмите), пожалуйста.
– К сожалению, нет.
1.У вас нет сегодняшней газеты? – … 2. У вас нет чистой бумаги? – … 3. У вас нет ручки? – … 4. У вас нет словаря? – … 5. У вас нет лишнего билета (в театр, в кино)? – … 6. У тебя нет телефона Олега? – … 7. У тебя нет салфетки? – … 8. У тебя нет сейчас свободного времени? – …
Упр. 7. Ответьте на вопросы.
1. Вам хватает денег на новый костюм? 2. Вам хватает времени на занятия спортом. 3. Тебе хватит трёх дней, чтобы закончить эту работу? 4. Тебе хватит тысячи, чтобы купить подарок? 5. Тебе достаточно недели, чтобы подготовиться к экзамену? 6. Тебе достаточно сахара? 7. В комнате достаточно мебели?
Упр. 8. Закончите предложения:
Мне достаточно …
Мне хватает…
Мне не хватает …
Упр. 9. Данные конструкции употребляются в разговорном языке и указывают на нерасположенность субъекта к чему-либо. Прочитайте предложения, обратите внимание на падежные формы субъекта и объекта.
1. Ребенок чувствует себя плохо, ему не до игры. 2. Вы прочли книгу? – Мне теперь не до книг. 3. Он молчал, ему было не до разговоров. 4. Виктор очень торопился, ему было не до нас. 5. Человек молчал, ему было не до шуток.
Упр. 10. Продолжите предложения.
1. Я очень устал, мне не до … (веселье). 2. Уже поздно, а завтра рано вставать, мне не до … (прогулки). 3. У нас скоро экзамены, нам не до … (развлечения). 4. Извини, у меня нет сейчас времени, чтобы поговорить с тобой, мне сейчас не до … (ты). 5. У меня много работы, мне сейчас не до … (отдых).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.