5 класс
Прочитай текст
СКУЛЬПТУРЫ В ПЕЩЕРЕ
Летом 1922 г. молодой исследователь Кастере вошёл в пещеру на юге Франции. По дну пещеры струился поток, а потолок по мере продвижения вперёд снижался. И вот потолок и вода сомкнулись, но Кастере не остановился. Набрав в лёгкие воздуха, он нырнул и стал продвигаться, ощупывая потолок. Когда он уже стал задыхаться, потолок вдруг поднялся, и Кастере вынырнул. Он оказался в тёмной пещере. Вернувшись туда в другой раз со свечами, он пробрался ещё дальше и на расстоянии 1,5 км от входа вошёл в зал, на полу которого в глине лежали кремнёвые орудия.
Обследовав пещеру, Кастере с удивлением обнаружил в ней грубо вылепленную фигуру лежащего медведя без головы, между передними лапами которого находились остатки настоящего черепа пещерного медведя. Неподалёку на стене Кастере увидел три рельефных изображения зверей, тоже безголовых, похожих на львов, которые были вырезаны в глинистых напластованиях. На стене были нацарапаны и изображения лошадей. Никто не входил в эту пещеру после охотников древнего каменного века. Всё оставалось в неприкосновенности, и даже на полу в глине сохранились следы босых ног.
Все глиняные фигуры были покрыты насечками, углублениями, как будто сделанными острым оружием. Казалось, этих животных хотели убить. Учёные полагают, что люди каменного века перед предстоящей охотой, чтобы сделать её удачной, приходили в эту пещеру для совершения тайных обрядов. Они уходили далеко от входа, в темноту, освещая пещеру факелами и жировыми «лампами». Здесь они совершали магические действия, «убивая» копьями изображения своих будущих жертв. Может быть, при этом танцевали – их следы сохранились до сих пор. Люди считали, что изображения зверей живые, поэтому делали их безголовыми и только на время обряда прикрепляли головы, а уходя, снимали их.
О том, как выглядели такие обряды, исследователи узнали из жизни и быта коренных жителей Австралии и обитателей юга Африки. Перед охотой, разрисовав себя ритуальными узорами, люди собирались вокруг изображения животного – объекта будущей охоты, изображённого на скале, земле или песке. Размахивая копьями, охотники танцевали вокруг изображения и пели, а потом бросали в него копья. Эти действия были своеобразной тренировкой, но очень велико и их психологическое воздействие на состояние людей. Совершив обряд, они приобретали уверенность в том, что охота будет удачной.
Выполни задания. При выполнении заданий обращайся к тексту.
1. О чем в основном говорится в тексте, который ты прочитал?
1) О молодом исследователе Кастере.
2) О значении скульптурных изображений животных в ритуалах первобытных людей.
3) О быте и традициях коренных жителей Австралии и юга Африки.
4) О первобытном искусстве.
2. К какому историческому периоду относятся обнаруженные в пещере глиняные фигуры, кремнёвые орудия и рельефные изображения животных?
1) «Каменный век».
2) «Бронзовый век».
3) «Железный век».
4) ХХ век.
3. В тексте сказано: первобытные люди считали, что «изображения зверей живые». Выбери два утверждения, на основе которых можно сделать этот вывод.
1) Изображения зверей были безголовые.
2) Ритуальные обряды с изображением животных совершались в подводных пещерах.
3) Изображения животных были объемными.
4) Изображения и фигуры животных сохранили следы насечек и углублений, сделанных во время ритуального убийства животного.
4. Почему ученые решили, что изображения животных в пещере были частью ритуальных действий, а не просто рисунками? Выбери два утверждения, на основе которых можно сделать такой вывод.
1) Обнаруженные изображения и фигурки не были похожи на животных того времени.
2) Возле изображений сохранились следы босых ног.
3) Изображения располагались в пещере.
4) Фигуры и рисунки животных сохранили следы острого оружия.
5. Если ты захочешь побольше узнать о жизни первобытных людей, какую книгу тебе следует взять в библиотеке?
1) История Древней Руси.
2) Толковый словарь.
3) Сказки народов мира.
4) Историческая энциклопедия.
6. Соотнеси части текста с их заглавиями. Заполни таблицу.
1) Обряд в жизни обитателей юга Африки.
2) Подводная пещера.
3) «Магические» действия первобытных людей.
4) Находка Кастере.
1 часть |
|
2 часть |
|
3 часть |
|
4 часть |
|
7. Озаглавь предложенную иллюстрацию. Запиши заголовок под иллюстрацией.
_________________________________________________________
8.В чем заключается значимость находки исследователя Кастере? Аргументируй свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.