Комплексная работа на основе материала по краеведению (4 класс)
Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
Междисциплинарный 3
4 кл
09.04.2017
В комплексной работе представлен материал о реках Кемеровской области. Текст в работе построен в соответствии с темой с опорой на краеведческий материал. По тексту даны задания по русскому языку, математике и окружающему миру для обучающихся четвёртых классов. Данная комплексная работа выполнена в соответствии с ФГОС и будет интересна и младшим школьникам, и учителям.
4 кл Реки Кемеровской области.docx
4 класс
Реки Кемеровской области
Текст 1
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того
слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Наша область имеет довольно развитую густую речную сеть. По территории
области протекает 21366 рек общей протяженностью 76478 км.Томь – самая
большая река Кемеровской области, правый приток реки Оби.Исток Томи
находится в правой части Кузнецкого Алатау в республике Хакасия. Длина её – 827
километров, площадь бассейна – 61 200 кв. км.
В Хакасии и в пределах горных массивов Томь имеет бурный характер. Но
после впадения в неё у Новокузнецка реки Кондомы, скорость течения Томи
заметно снижается.
Участок реки от истока до Новокузнецка исчисляется в 267 км. Это верхнее,
горное течение реки с каменными перекатами и порогами, со скалами по берегам.
Река пересекает горную систему Алатау несколько южнее кряжа ТегриТиши и
течет почти до устья Мрассу в узкой горной долине с высокими живописными
берегами. Здесь в нее впадает много рек, берущих начало в горных озерах и
болотах, в снежниках. Все горные притоки сравнительно небольшие, многоводные,
порожистые, шумливые. Они мчатся с гор и иногда, как, например, Казыр,
стремительно врываются в поток главной реки.
На грани гор с Кузнецкой котловиной в Томь впадает Мрассу, а недалеко от
Новокузнецка – Кондома. От устья Кондомы Томь приобретает характер равнинной
реки и под прямым углом меняет западное направление на северное. Горный пейзаж
на Томи наблюдается и в устьях горных притоков, например, в устье Тайдона. В
равнинной части реки нередки высокие обнаженные обрывы берегов (в частности, в
окрестностях Кемерова) и даже скальные обнажения. Таковы Писаные скалы с
древними наскальными рисунками – один из замечательных археологических
памятников Сибири.
В равнинной части в Томь вливаются с правой стороны речки и реки, несущие
свои воды с главного хребта и западных отрогов Алатау. Наиболее крупные из них –
Верхняя, Средняя и Нижняя Терси, Тайдон – берут начало на главном хребте
Алатау:Верхняя – с Большого Каныма, Средняя – один исток с Большого Каныма,
другой – с горы Чемодан, Нижняя – с Церковной. В большей части своего течения
это типичные горные реки с перекатами и порогами, текущие среди горной тайги в
узких ущельях со скалами по берегам и обломками горных пород на дне. Все они не судоходны, но имеют большое значение для сплава древесины из горной тайги, а
также для отдыха трудящихся и любительского рыболовства.
Томь пересекает всю Кемеровскую область с юга на север. Нижним течением
Томь уходит в Томскую область, где и вливается в Обь.
Найди и спиши третье предложение из третьего абзаца.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Проверь. Если надо, исправь.
Ответь на вопросы и выполни задания по тексту.
Если нужно, перечитай текст ещё раз.
Задание 1. Найди в третьем абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм,
указанных в таблице, и заполни таблицу, орфограммы подчеркни.
Пример
Название орфограммы
Правописание гласных и, а, у после
шипящих
Правописание парных согласных
Проверяемые безударные гласные в
корне слова
Правописание удвоенной согласной
Правописание приставок в слове
Задание 2. Выпиши из этого же абзаца все сложные слова. Разбери их по составу.В
скобках напиши, от каких слов они образованы.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Задание 3. Чем отличается Томь от других рек в Кемеровской области? Отметь
√ .
Самая чистая река
Самая большая река
Самая глубокая река
Самая быстрая река
Задание 4. Найди утверждение, которое не соответствует содержанию текста. А) Река Томь не протекает по хребтам Кузнецкого Алатау.
Б) У реки Томь есть горные притоки.
В) Горные притоки Томи многоводны, порожисты.
Г) В реке Томи водится много рыбы.
Задание 5. Найди правильное определение и впиши соответствующую букву на
месте пропуска.
1) Устье реки – это место, где река _____
2) Исток реки – это место, где река _____
А. берёт начало
Б. оканчивается
В. делает изгиб
Г. впадает в другую реку
Задание 6. В предложении из текста подчеркни все имена существительные.
Определи их падеж. Напиши сверху.
В Хакасии и в пределах горных массивов Томь имеет бурный характер.
Задание 7. Скорость моторной лодки в 3 раза больше скорости лодки на вёслах. За
какое время моторная лодка пройдёт 24км,если лодка с вёслами пройдёт это
расстояние за 6 часов? Какое расстояние пройдёт моторная лодка за 5 часов?
Реши задачу. Ответ: ____________________________________________________
Задание 8. Составь цепь питания обитателей водоёмов, используя следующие
организмы: хариус, ручейник, щука, планктон.
_____________ ___________ __________ ___________
Текст 2
Реки Кемеровской области можно разделить на равнинные, горные и
смешанного типа.
Равнинные реки плавно текут среди полей и лесов. Они широкие и глубокие,
поэтому по ним могут ходить суда.
Из равнинных рек одна из самых крупных Иня. Её длина 660 км.
Иня имеет медленное течение, широкую долину и низкие берега. На ней, в
районе г.Белово, построили плотину и крупную электростанцию. В результате этого
образовалось водохранилище – Беловское море – замечательное место отдыха. Иня
Беловское море
Горные реки рождаются в вечных ледниках, в горах. Течение у них быстрое,
мощное. Они непригодны для судоходства.
Срываясь с большой высоты, горная река пробивает себе русло даже в твёрдых
скалах. Горные реки полноводнее летом, когда их питают тающие высокогорные
льды и снега.
Одна из самых больших горных рек Кузбасса – Яя. Река Яя – необычайно
красивая река, протекающая по Кемеровской и Томской области. Она впадает в
р.Чулым и является его левобережным притоком. Общая длина реки 380 км.
Реки смешанного типа, например Томь, обычно рождаются в горах и сначала
ничем не отличаются от горных рек. Но, выйдя на равнину, они замедляют своё
течение и становятся равнинными. Почти все они текут с юга на север.
Раньше Томь считалась чистой, могучей рекой.
Но вырубка леса вызвала обмеление Томи, грязные воды угольных шахт и заводов загрязнили её. Около
200 рек, которые ранее питали её чистой водой,
уничтожены людьми.
Задание 9. Прочитай Текст 2. Заполни таблицу.
Типы рек Кемеровской области.
Название реки
Тип реки
Протяженность, м
Задание 10. Прочитай таблицу и ответь на вопросы.
Рыбы, обитающие в реках Кемеровской области
Название
вида
Хариус
сибирский
Изображение
Длина
тела
Масс
а тела
35 см
700 г
Окунь
20 см
300 г Щука
Чебак
500 мм 1кг
500 г
15 см
100 г
1) Во сколько раз щука тяжелее окуня?________________________________
2) На сколько сантиметров чебак меньше, чем щука? _____________________
3) Рыбак поймал 6 одинаковых по весу окуней и одну щуку. Масса окуней равна 2/5
от массы щуки. Сколько весит щука? (Данные про окуня см. в таблице).
Ответ: ____________________________________________________________
4) Василий Петрович поймал 7 хариусов и 6 чебаков, а Пётр Васильевич 2 щуки и 5
окуней. Чей улов тяжелее и на сколько?
Запиши выражение к задаче и реши его. Ответ:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 11. Что можно сделать для улучшения охраны водоёмов нашего края от
загрязнения? Напиши.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Комплексная работа на основе материала по краеведению (4 класс)
Комплексная работа на основе материала по краеведению (4 класс)
Комплексная работа на основе материала по краеведению (4 класс)
Комплексная работа на основе материала по краеведению (4 класс)
Комплексная работа на основе материала по краеведению (4 класс)
Комплексная работа на основе материала по краеведению (4 класс)
Комплексная работа на основе материала по краеведению (4 класс)
Комплексная работа на основе материала по краеведению (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.