Данный материал представляет собой комплексную работу по истории для учащихся 7 классов. Проведение комплексных работ является необходимым в условиях реализации ФГОС в основной школе. Проведение подобного вида работ позволяет оценить не только предметные результаты учащихся, но и метапредметные. Задания по истории могут быть дополнены заданиями по русскому языку или литературе.Комплексная работа по истории для 7 класса .
Комплексная работа по истории. 7 класс. 1 вариант.
Прочитайте текст и выполните задания:
Виновниками наступления Смутного времени являлись правительство и «боярско
дружинная среда». Почва для Смуты возникла едва ли не в начале XVI в., когда бояре и
служилые люди стремились править землей и ограничить правящую власть.
Лето 1601г. Выдалось необычайно дождливым, изза чего посевы на полях не могли
созреть до самой середины августа. Случившиеся заморозки уничтожили и без того
скудный урожай. В стране наступил голод. Народ воспринял это как кару божью за то, что
приняли не природного царя.
15 мая 1591 г. царевич Дмитрий был найден зарезанным на дворе углицкого дворца;
подозревая царского дьяка и приставов в убийстве царевича, разъяренная толпа перебила
их всех. Из Москвы была прислана следственная комиссия под председательством боярина
князя Василия Ивановича Шуйского; в своем докладе Шуйский представил заключение,
что царевич не был убит, но нечаянно сам нанес себе смертельную рану, играя ножом «в
тычку» с другими детьми. Однако народная молва не поверила версии о случайном
самоубийстве царевича, и шепотом передавались обвинения, что царевич убит по наущению
Бориса Годунова, который надеялся сам стать царем по смерти, бездетного Федора. В
январе 1598 г. царь Федор умер, и с его смертью прекратилась династия Рюрика на
московском престоле.
Часть А. 1 балл за каждый правильный ответ. Всего 3 баллов.
1. К причинам Смуты не относится:
1) появление самозванца Лжедмитрия I
2) падение авторитета власти
положения
3)ухудшение
продолжение их закрепощения
4) экономический кризис, неурожай, голод
крестьян,
2. Династия Рюриковичей пресеклась в:
1) 1605 г. 2) 1598 г. 3) 1600 г. 4) 1589 г.
3. Событие, получившее в истории
название «угличская драма», связано с:
1) гибелью царевича Дмитрия;
2) походом Лжедмитрия I;
3) смертью Бориса Годунова;
4) восстанием под
предводительством И.Болотникова.
Часть В. 2 балла за каждое
выполненное задание.
Если допущена 1
ошибка – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов.
Максимальное количество баллов 6 баллов.
1. Соотнеси понятия и события.
А. 1598г 1.Восстание Хлопка
Б. 1591г 2. Избрание Бориса Годунова
В.16031604 3.Смерть царевича Дмитрия
2. Запишите события в их последовательности
1) начало правления Бориса Годунова
2) избран первый патриарх Московский и
Всея Руси
3) издан указ об урочных летах
4) восстание Хлопко
5) гибель Лжедмитрий I
6) начало правления В. Шуйского
3. Все термины, за исключением одного, связаны с понятием «Смута». Выберите термин,
выпадающий из общего ряда:
Лжедмитрий, семибоярщина, самозванчество, народное ополчение, опричнина.
Часть С. Максимальное количество баллов – 3 балла.
Дайте развёрнутый ответ на вопрос:
Когда было Смутное время? Почему данный период истории получил такое название?Комплексная работа по истории. 2 вариант.
Прочитайте текст и выполните задания:
В этот критический для Бориса момент в Москву пришло неожиданно для всех
известие, что последний сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий, жив, что 15 мая 1591г в
Угличе погиб не законный наследник русского престола, а неизвестное подставное лицо.
Было известно несколько версий о человеке, одиннадцать месяцев занимавшем
первое место в России. В его лице пытались видеть: поляка или литовца по
происхождению, чуть ли не внебрачного сына польского короля Стефана Баторина,
специально подготовленного иезуитами; неизвестного русского, найденного для этой роли
боярами, чтобы свергнуть Бориса Годунова; истинного представителя великокняжеской
династии Рюриковичей, спасенного от убийц в Угличе; и, наконец, беглого дьякона
московского Чудова Монастыря, выдававшего себя за сына Ивана IV.
Наиболее правдоподобной оказалась последняя версия. Сначала московские
власти считали самозванца безвестным вором и баламутом. Потом, после тщательного
расследования, в результате полученных сведений о его похождениях и показаний его
матери, дяди и других родственников была установлена подлинная личность лжецаревича.
После скитаний по русским монастырям Отрепьев смело подался к запорожским казакам.
Затем он объявился в Польше, сменив доспехи воина на польскую и латинскую
грамматику. Оттуда Григорий поступил на службу к пану Вишневецкому, имевшему
большое влияние при дворе. Представ перед польским королем Сигизмундом III,
самозванец довольно связанно поведал о тайнах московского двора, но путано излагал
рассказ о своем счастливом спасении. После королевской аудиенции по настоянию
папского нунция Лжедмитрий втайне отрекся от православия и принял католичество.
Часть А. 1 балл за каждый правильный ответ. Всего 3 баллов.
1. Первым самозванцем Лжедмитрием был:
1) Гаврила Принцип;
2) Григорий Отрепьев;
3) Василий Шуйский;4) Борис Годунов
2. Смутное время сильно ослабило Россию, и …
1) дало возможность захватить русскую землю Речью Посполитой;
2) показало силу русского народа;
3) еще надолго сохранилось безвластие
4) возвело на престол Михаила Романова.
3. О каком из названных лиц историк В.О. Ключевский писал: «Он был только
испечен в польской печке, а заквашен в Москве»?
1) королевиче Владиславе
2) Борисе Годунове
3) Василии Шуйском
4) Григории Отрепьеве
Часть В. 2 балла за каждое выполненное задание. Если допущена 1 ошибка – 1
балл, более 1 ошибки – 0 баллов. Максимальное количество баллов 6 баллов.
1. Расположите в хронологической последовательности следующие исторические
лица.
а) Лжедмитрий II; б) Борис Годунов; в) Федор Иоаннович; г) Василий Шуйский
д) Лжедмитрий I
1) бежал из Чудова монастыря;
2) активно участвовал в избрании
патриарха;
3) был третьим сыном Ивана IV.
3. Какие из перечисленных терминов и понятий относятся к Смутному времени:
2. Соотнеси событие и имя.
а) Борис Годунов;
б) царевич Дмитрий;
в) Лжедмитрий I;
1) Крестоцеловальная запись
2) Прелестные письма
3) Тушинский вор
4) Семибоярщина
5) Опричнина
6) рекрутчинаЧасть С. Максимальное количество баллов – 3 балла.
Чем объяснить успех Лжедмитрия I в борьбе за власть? Укажите не менее трёх причин.
Баллы по критериям Доля от максимально возможного
Оценка по 5балльной
шкале
5
4
3
2
1012
79
46
03
балла, %
89100
7588
7460
059
В ходе выполнения заданий комплексной работы проверяются следующие умения:
умения анализировать текст;
знание ключевых понятий;
умение сопоставлять ключевые даты и события, имена и события;
умения располагать события в хронологической последовательности;
умение выявлять причинноследственные связи;
умение объяснять явления и процессы исторической действительности с
научных позиций.