Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 п. Красное Поле
Комплексное занятие по изобразительной деятельности на тему:
«ОСЕНЬ ЗА ОКОШКОМ»
в смешанной дошкольной группе
Воспитатель:
Шахова С.А.
Октябрь 2021г.
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей об осени, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы осени.
2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования
3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.
4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом золотой осени, умение придумывать содержание своей работы.
6. Продолжать учить вести беседу по картине, активизировать словарь детей.
7. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.
8. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.
Цели и задачи:
Образовательные:
- расширять знания дошкольников об осенней природе;
-учить узнавать раннюю, золотую и позднюю пору осени;
-активизировать творческое воображение, творческие проявления;
-предоставить детям возможность к самовыражению через использование и соединение различных техник рисования;
-закрепить знания детей о художественных материалах и инструментах;
-познакомить с новой техникой рисования двойных изображений – монотипией
-вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии
Развивающие:
Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета.
Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа:
Рассматривание деревьев и кустарников на участке во время прогулок, сравнение листьев по цвету, форме, величине; тонирование листов бумаги, изображение стволов деревьев. Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени. Рассматривание пейзажных картин художников.
Рисование цветными карандашами осенних листьев.
Разучивание стихотворений об осени, чтение рассказов об осени; загадывание загадок; разучивание песен.
Материал:
Репродукции картин, на которых изображена ранняя, золотая, поздняя осень;
деревья, отражающиеся в воде. Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, мокрые губки, тряпочки.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в смешивании краски, в прорисовывании отдельных деталей.
Методические приемы:
Рассказ воспитателя о картине, беседа с детьми,
вопросы к детям – ответы детей; художественное слово. Обсуждение замысла будущей картины с детьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы;
рассматривание иллюстраций, картины, анализ детских работ.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
(дети стоят около картин с осенней тематикой в мини - галереи)
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное время года, любимое многими поэтами и художниками, и композиторами. Посмотрите на эти картины и послушайте стихотворение, которое написал И. Бунин.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца
Педагог
–Какое время года описано в стихотворении?
Ответы детей: Осень.
- А какое сейчас время года?
Ответы детей: Сейчас тоже осень.
- Да, за окном у нас осень. Какие осенние месяцы вы знаете?
Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Молодцы, дети. В сентябре осень только начинается. Появляются первые желтые листочки на березах, клены расцветают желтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую, осень говорят – золотая. А в ноябре листвы на деревьях
почти нет, идут частые, холодные дожди, наступают морозы и выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.
Проводится игра «Слова наоборот».
Ранняя осень – не темная, а (светлая),
- не холодная, а…(теплая),
- не грустная, а…(веселая),
- не тихая, а…(шумная), (громкая),
- не дождливая, а…(сухая),
- не пасмурная, а…(солнечная).
- У осени свои краски.
- Какие краски золотой осени вы знаете?
Ответы детей: красные, желтые, оранжевые, зеленые, пурпурные, теплые, багряные, золотистые.
- А сейчас какая осень на улице? (ответы детей)
- Правильно, это поздняя осень.
- Какие перемены заметили вы в поздней осени?
Ответы детей: Птицы улетели, повяла трава, листья опали.
- Все правильно. А теперь представим, что мы – деревья.
Пластический этюд «Осенняя ветка».
- Представим, что ваша рука – ветка, а кисть с пальцами – листья. Покачаем рукой, как ветка на ветру. Подул слабый ветерок – закачались листочки (движения пальцами). Подул сильный ветер – закачались ветки (помахивание руками). Ветер все сильнее, сильнее. Нарисуем руками листопад. (Поочередно опускают и поднимают руки, приседая, наклоняют и выпрямляют туловище). Но вот стих ветерок и деревце замерло. Ребята, что можно сделать, чтобы осенние листья остались с нами подольше?
Ответы детей: Засушить гербарий, сделать панно из листьев, нарисовать…
- Верно, дети. Человеку всегда хочется, чтобы то, что его окружает, не только было сохранено, но стало красивее и необычнее. Вы хотели бы оставить себе на память рисунок об осени? А какой период вам больше понравился?
Ответы детей: Золотая осень.
- Вспомните, как называются картины, на которых нарисована природа?
Ответы детей: Пейзажи.
- Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг. И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…
Объяснение приемов выполнения работы. - Давайте и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья, стоя на берегу озера, или реки, отражаются в воде. Предложите, как это можно сделать в рисовании. (Дети высказывают свои соображения).
- А сделаем это мы вот так:
-Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. Небо можно размыть голубой акварелью, сильно разбавленной водой. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи мокрой губки, сложите и прижмите к верхней половине. Внизу получится эффект воды, в которой отражаются деревья, небо и все, что вы нарисуете в верхней части листа. Рисунок в верхней части листа, затем, надо подкрасить. (Показываю по мере объяснения).
Ф/М Пальчиковая моторика
1) Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.
Ветер северный подул:
«С-с-с-с», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
2. Самостоятельная деятельность детей.
В процессе работы педагог помогает тем, кто испытывает затруднения.
3. Итог занятия.
Дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.
- Какие красивые, необычные пейзажи у нас получились! Так и хочется прочитать стихотворение Маргариты Алигер: «Осень только взялась за работу…».
Осень только взялась за работу, только вынула кисть и резец,
Положила кое-где позолоту, кое-где уронила багрец.
И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью, обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно: что тут сделать и что тут сказать?
А она все собой недовольна: мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это, ветром сдует, дождями зальет,
Чтоб отмаяться зиму и лето и сначала начать через год.
Аналитическая справка
по просмотренному занятию в смешанной дошкольной группе
МБДОУ №2 Детский сад п. Красное Поле
Дата изучения 27.09.2021г. Группа смешанная дошкольная
Ф.И.О. воспитателя Шахова С.А. количество детей15
Вид, тема: Комплексное занятие по изобразительной деятельности на тему «Осень за окошком».
Цели и задачи:
v ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Расширять знания детей об осенней природе;
- учить узнавать раннюю, золотую и позднюю пору осени;
- предоставить детям возможность к самовыражению, через использование и соединение различных техник рисования;
- закрепить знания детей о художественных материалах и инструментах;
- познакомить с новой техникой рисования двойных изображений – монотипией;
- вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии.
v РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета;
- совершенствовать технику рисования акварельными красками.
v ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать интерес к познанию при роды и отображению представлений в изобразительной деятельности;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
№ |
Критерии анализа |
Комментарии |
1 |
Оценка правильности определения целей занятия |
Программное содержание занятия выбрано верно и соответствует возрасту детей и требованиям программы « От рождения до школы» Н.А.Вераксы, М.А. Васильевой, В.В.Гербовой |
2 |
Рациональность структуры построения занятия и целесообразность распределения времени по его элементам |
Все занятие построено в виде информационно-образовательного сюжета, в увлекательной форме («экскурсия в художественную галерею»). В каждой части занятия рационально использовано время. Рассматривание пейзажей, картин об осени – организованное педагогом, знакомят детей со свойствами окружающего мира, побуждают к выражению своих эмоций, чувств. Показ новой техники рисования вызывает у детей большой интерес, мотивирующий детей к познавательной активности. |
3 |
Оптимальность отбора содержания учебного материала; выделение главного и второстепенного |
Учебный материал был преподнесен так, что дети сами искали ответы на поставленные вопросы. Дети были активными, заинтересованными. |
4 |
Эффективность реализации целей |
Занятие прошло интересно, познавательно. В течение всего занятия дети были задействованы на 100%. Предложенные педагогом приемы новой техники рисования связывают творческие проявления детей и их эстетическое развитие. Поставленные цели были достигнуты. |
5 |
Оценка эффективности выбора средств, методов, приемов и способов формирования учебной мотивации |
Воспитатель выбрала на данном занятие наиболее эффективный способ – обучение новой технике рисования путем показа и закрепление через индивидуальную работу с детьми.. Дети сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно выполняли прием накладывания, смачивания листа бумаги. |
6 |
Содержание учебной деятельности детей на занятиях (формирование умений, способности рефлексии, навыков самоконтроля и т.д.) |
На занятие дети делали умозаключения, они осознали важность количества нанесенной воды на лист для более качественного исполнения техники – ПЕЙЗАЖНОЙ МОНОТИПИИ, выражали мысли своими словами. |
7 |
Организация педагогического общения на занятии |
Воспитатель общается с детьми на равных, задавала вопросы спокойным тембром голоса, была доброжелательна. Дети были активны, старательны. |
8 |
Педагогический стиль |
На занятии преобладал демократический стиль общения, каждый ребенок мог высказать свою точку зрения. |
Вывод: высокий уровень подготовленности воспитателя к занятию обеспечил качественное выполнение его программного содержания. Данное занятие связывает творческие проявления у детей с их эстетическим развитием.
Рекомендации воспитателю |
Сроки выполнения |
В совместной работе с детьми больше стимулировать желания детей самостоятельно делать выводы, умозаключения |
Постоянно |
Педагог, проводивший занятие ________________ С.А.Шахова
Заведующий __________________ Т.А.Ильинова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.