«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
(рабочая учебная программа факультативного курса
по русскому языку для 10-11 класса)
Пояснительная записка
Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковою интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание (в устной или письменной форме).Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Особое внимание обращается на уроки-семинары, уроки-исследования, творческие мастерские, потому что эта форма имеет весомое значение в системе непрерывного образования «Школа-вуз».
Факультатив «Комплексный анализ текста» рассчитан на учащихся 10- 11 класса, освоивших курс русского языка основной общей школы и прошедших государственную итоговую аттестацию в 9 классе.
Текст для словесности— традиционный объект исследования. В особенности текст художественный, который подразумевает целый ряд подходов: речеведческий анализ, лингвистический анализ, смысловой или филологический анализ.
Цель факультатива — приобщить десятиклассников к научному синкретичному видению художественного, а также научного и публицистического текстов, взятых во всех гранях обращённости к слову, человеку, действительности, сознанию, а также осмыслить тексты трёх типов речи как феномен языка и речи, синкретизирующий внеязыковую и языковую информацию в их эстетической значимости, и, одновременно, как явление языкового сознания (автора, эпохи, нации)
Задачи факультатива:
В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам.
Факультатив предполагает работу с текстами, неизвестными учащимся, не изучаемыми ни ранее, ни в ходе обучения в 10-11 классе. Он обращает учащихся к художественным текстам как уже известных им классиков 19-21 века, так и к авторам неизвестным.. Предлагаемые для анализа научные тексты носят не только филологическую направленность. Тексты же публицистические взяты из копилки ЕГЭ по русскому языку.
По итогам изучения факультатива учащиеся, работая в группах, создают анализ- исследование текста предложенного стиля речи, а также компьютерные презентации своих изысканий. В качестве варианта финальных занятий можно предложить выполнить все виды работы с текстами, предлагаемыми на ЕГЭ.
Срок реализации программы – 2 года
Количество учебных часов - 70
Тематический план программы курса
№ |
Раздел |
Количество часов |
|
теории |
практики |
||
1 |
Введение |
4 |
4 |
2 |
Виды анализа текста |
3 |
3 |
3 |
Комплексный анализ научных текстов |
3 |
6 |
4 |
Комплексный анализ текстов официально-делового стиля |
1 |
5 |
5 |
Комплексный анализ разговорных текстов |
1 |
3 |
6 |
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам |
- |
3 |
7 |
Комплексный анализ художественных текстов |
1 |
11 |
8 |
Комплексный анализ публицистических текстов |
1 |
11 |
9 |
Анализ-исследование текстов разных стилей |
1 |
4 |
10 |
Работа с текстами разных стилей и жанров, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку |
1 |
4 |
|
Итого |
16 |
54 |
Содержание курса
№ |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Введение Текст и его признаки. Заголовок, тема текста, идея или основная мысль. Проблема текста. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте Функциональные стили речи. Типы речи. Жанровое своеобразие текстов разных стилей речи: научные, публицистические и художественные жанры. Художественный текст как объект исследования. Автор и его позиция. |
8 |
2 |
Виды анализа текста. Основные принципы и подходы к анализу текста. Речеведческий анализ и его составляющие, лингвистический анализ и его составляющие, аспекты филологического анализа |
6 |
3 |
Комплексный анализ научных текстов. Анализ с точки зрения стиля и типа речи, лингвистический анализ научных текстов, жанровый, идейно-тематический, проблемный анализ текстов научного стиля, учебно-научного и научно-популярного подстилей. Работа с научными текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам |
7
2 |
4 |
Комплексный анализ текстов официально-делового стиля Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. Жанровое своеобразие текстов официально-делового стиля: инструкция, памятки, рецепт, объявление, распоряжение, приказ и др. Работа с деловыми текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам |
4
2 |
5 |
Комплексный анализ разговорных текстов Идея или основная мысль. Проблема текста. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. Разговорная устная и письменная речь. Монолог, диалог, полилог |
4 |
6 |
Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам |
3 |
|
Комплексный анализ художественных текстов. Речеведческий, лингвистический, филологический анализ выбранных учителем художественных текстов (литература 19-20 вв.) |
12 |
5 |
Комплексный анализ публицистических текстов. Речеведческий, лингвистический, филологический анализ выбранных учителем публицистических текстов 19-20 вв. |
12 |
6 |
Анализ-исследование текстов разных стилей. Работа в группах по одному из аспектов анализа: речеведческий анализ, анализ изобразительно-выразительных средств, проблемный, идейно-тематический и лингвистический анализ |
5 |
7 |
Итоги. Выполнение всех видов работы с текстом, предлагаемых на ЕГЭ по русскому языку. Создание своих текстов. Анализ ошибок. Корректировка . Презентации лучших работ по анализу текста. |
5 |
|
Итого |
70 |
Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты
- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей.
Планируемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
- умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
- умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
- свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
- умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций.
Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Тематическое планирование занятий
10 класс (35 часов)
9-10. Виды анализа текста. Речеведческий анализ.
11-12. Виды анализа текста. Лингвистический анализ.
18-19. Проблемный анализ научных текстов
20-21. Комплексный анализ научного текста
22-23. Работа с научными текстами КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
24. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте официально-делового стиля
25-26. Жанровое своеобразие текстов официально-делового стиля: инструкция, памятки, рецепт, объявление, распоряжение, приказ и др.
27. Создание своих текстов делового стиля
28-29. Работа с деловыми текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
30. Особенности текстов разговорного стиля
31. Анализ монолога
32. Анализ диалога
33. Анализ полилога
34-35. Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе
11 класс (34 часа)
1. Как и для чего делается комплексный анализ художественных текстов?
2-3. Комплексный анализ двух текстов первого тематического направления
4-5. Комплексный анализ двух текстов второго тематического направления
6-7. Комплексный анализ двух текстов третьего тематического направления
8-9. Комплексный анализ двух текстов четвёртого тематического направления
10-11. Комплексный анализ двух текстов пятого тематического направления
12. Комплексный анализ художественного текста как основа успеха на ЕГЭ по литературе
13. Сходства и различия текстов художественных и публицистических
14-23. Комплексный анализ публицистических текстов различной проблематики из копилки ЕГЭ по русскому языку.
24. Проблематика публицистических текстов
25. Работа в группах . Речеведческий анализ одного текста. Представление результатов
26. Работа в группах . Лингвистический анализ одного текста. Представление результатов
27. Работа в группах . Проблемный и идейно - тематический анализ одного текста. Представление результатов
28. Групповая работа над созданием сочинения по критериям задания 27 ЕГЭ по русскому языку
29. Корректировка сочинения. Анализ ошибок.
30. Работа с текстовыми задания ЕГЭ по русскому языку.
31-32. Написание сочинения по тексту.
33-34. Анализ ошибок, работа по корректировке. Презентация лучших работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.