1. Общие положения
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Основы материаловедения.
КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основе рабочей программы дисциплины Основы материаловедения и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии СПО. 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции |
Показатели оценки результата |
Форма контроля и оценивания |
уметь |
|
|
У 1. Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
|
правильность выбора справочных таблиц для определения свойств материалов
демонстрация интереса к
будущей профессии в процессе теоретического и производственного обучения,
производственной практики;
проявляет способность решать нестандартные ситуации в процессе обучения по дисциплине. |
Наблюдение и оценка действий обучающихся при работе с технической и справочной литературой
наблюдение и оценка организации рабочего места в процессе выполнения практических работ,
интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы
|
У 2. Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
владение полной информацией о материалах для осуществления профессиональной деятельности; умение пользоваться основной и дополнительной литературой; оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач;
владение различными способами поиска информации; адекватность оценки полезности информации; используемость найденной для работы информации в результативном выполнении профессиональных задач,
эффективное,
бесконфликтное взаимодействие в учебном коллективе и бригаде;
|
наблюдение и оценка действий обучающихся при выполнении практических заданий,
интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы
наблюдение и оценка эффективности и правильности выбора информации
|
наблюдение и оценка коммуникабельности |
||
знать |
|
|
З 1. Наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
|
Точность и полнота знаний по основным свойствам и классификации материалов, наименованию и маркировке материалов |
Анализ и оценка действий обучающихся при работе со справочной литературой Анализ и оценка выполнения тестовых заданий Анализ и оценка выполнения практических работ Контроль и оценка внеаудиторной самостоятельной работы
|
З 2. Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов
|
Точность и полнота знаний по правилам применения охлаждающих и смазывающих материалов.
|
Оценка устного опроса обучающихся. Анализ и оценка выполнения тестовых заданий Контроль и оценка внеаудиторной самостоятельной работы
|
З 3.Механические испытания образцов материалов
|
Точность и полнота знаний технологии проведения статических и динамических испытаний свойств материалов; обоснованный выбор оборудования для проведения испытания образцов материалов;
|
Анализ и оценка выполнения практических работ Анализ и оценка выполнения тестовых заданий Контроль и оценка внеаудиторной самостоятельной работы
|
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной дисциплины |
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
||
Форма контроля |
Проверяемые ОК, У, З |
Форма контроля |
Проверяемые ОК, У, З |
|
Тема 1.1. Строение, свойства материалов и методы их испытания |
Устный опрос Тестирование Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа |
У 1;У 2; З 3; ОК 1, ОК 2; ОК 4,ОК 5; OK 6 |
|
|
Тема 1.2. Основные сведения из теории сплавов и порошковой металлургии |
Устный опрос Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа |
У1; У 2; З 2, З 3; ОК 1, ОК 4, ОК 2,OK 6 |
|
|
Тема 1.3. Основы термической обработки |
Устный опрос Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа |
У1; У 2; З 2, З 3; ОК 1, ОК 4,
|
|
|
Тема 2.1. Чугуны
|
Устный опрос Тестирование Лабораторная работа Внеаудиторная самостоятельная работа |
У1; У 2; З 1; З 2, ОК 1, ОК 2, OK 4, OK 6 |
|
|
Тема 2.2. Стали |
Устный опрос Тестирование Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа |
У1; У 2; З 1; З 2, З 3; ОК 1, ОК 2, OK 4, OK 5, ОК 6 |
|
|
Тема 2.3. Цветные металлы и сплавы |
Устный опрос Тестирование Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа |
У1; У 2; З 1; З 2, З 3; ОК 1, ОК 2, OK 5, OK 6 |
|
|
Тема 2.4. Металло-и минерало- керамические материалы, наплавочные твердые сплавы |
Устный опрос
|
У1; У 2; З 1; З 3; ОК 1, ОК 2, OK 6 |
|
|
Тема 2.5. Неметаллические материалы
|
Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа Контрольная работа |
У1; У 2; З 1; З 2, З 3; ОК 1, ОК 2, OK 4, OK 5 |
|
|
|
|
|
Диф.зачет |
У1; У 2; З 1; З 2, З 3; ОК 1,ОК 2, ОК 4, OK 5, OK 6 |
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
3.1 Формы текущего контроля
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.
Текущий контроль результатов освоения УД в соответствии с рабочей программой и календарно- тематическим планом происходит при использовании следующих форм контроля:
– выполнение и защита практических работ,
- проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы,
- проверка выполнения контрольных работ.
Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, выполнение заданий, тестирование по темам отдельных занятий.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
Выполнение и защита практических работ. Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний. В ходе практической работы обучающиеся приобретают умения, предусмотренные рабочей программой УД, учатся строить кривые охлаждения для сплавов и чистых металлов, анализировать формирование структуры стали, определять вид сплава и его химических состав по маркировке, выбирать материалы в зависимости от их назначения и условий эксплуатации, делать выводы по работе, опираясь на теоретические знания.
Перечень практических работ
1. Определение твердости металлов методом Бринелля
2. Определение материалов по внешнему виду, происхождению, свойствам.
3. Анализ диаграммы состояния сплавов системы железо – цементит.
4. Оценка свариваемости металлов и сплавов, применяемых для изготовления сварных конструкций.
5. Подбор способов и режимов обработки металлов. Проба на обрабатываемость стали резанием
6. Ознакомление со структурой и свойствами чугунов
7. Определение характеристик сталей различных марок
8. Выбор стали для производства сварных конструкций
9. Изучение структуры и свойств цветных металлов и сплавов
Содержание и этапы проведения практических работ представлены в методических указаниях по проведению практических работ.
Критерии оценки устных ответов
5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
При оценивании практической и самостоятельной работы обучающегося учитывается следующее:
- качество выполнения практической части работы;
- качество оформления отчета по работе;
- качество устных ответов на контрольные вопросы при защите работы.
Каждый вид работы оценивается по 5-ти бальной шкале.
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Оценивание тестовых заданий
Тест оценивается по 5-ти бальной шкале следующим образом: стоимость каждого вопроса 1 балл. За правильный ответ обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие баллы не начисляются.
Оценка «5» соответствует 91% – 100% правильных ответов.
Оценка «4» соответствует 80% – 90% правильных ответов.
Оценка «3» соответствует 60% – 79% правильных ответов.
Оценка «2» соответствует 0% – 59 % правильных ответов.
Перечень контрольных работ:
Контрольная работа 1. Конструкционные материалы
3.2 Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Типовые задания для оценки знаний З 1, З 2, умений У 1, У 2, У 3, У 4.
Тема 1.1. Строение, свойства материалов и методы их испытания
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Что изучает материаловедение?
2. Что называется структурой материалов?
3. Что называется фазой состояния вещества?
4. Опишите строение кристаллических веществ.
5. Какие существуют основные показатели свойств материалов?
6. Какие параметры определяют техническую прочность материалов?
7. Что понимают под триботехникой?
8. Каким образом улучшить коррозионную стойкость материала?
9. Назовите основные технологические характеристики материалов.
10. Как классифицируются материалы по своим структурным признакам?
11. Перечислите нормативно-техническую документацию, устанавливающую комплекс норм, правил и требований к материалам.
12. Чем необходимо руководствоваться при выборе материалов?
13. Что является основными свойствами изделия?
14. Из чего складывается показатель – материалоемкость продукции?
15. Что является основными характеристиками механических свойств металлов?
16. Какие существуют методы определения твердости металлов и сплавов?
17. Что называется технологическими свойствами материалов?
18. Какие существуют технологические пробы металлов?
Задания в тестовой форме
1. Какие из свойств металлов и сплавов относятся к физическим ?
а) пластичность, твёрдость;
б) температура плавления, электропроводность;
в) свариваемость, способность обрабатываться режущим инструментом.
2. На каком оборудовании производят испытания на растяжение?
а) разрывная машина;
б) копёр;
в) прибор Бринелля.
3. Какие параметры определяют при испытании материала на усталость?
а) временное сопротивление разрыву;
б) предел выносливости;
в) ударная вязкость.
4. Укажите методы определения твёрдости:
а) температурное воздействие;
б) вдавливание, царапание, упругая отдача;
в) разрыв образца.
5. Что называется анизотропией?
а) поверхностные несовершенства решётки;
б) расположение атомов в различных плоскостях кристаллической решётки с различной плотностью;
в) модификация зёрен структуры.
6. Что называется кристаллизацией?
а) расположение атомов в различных плоскостях кристаллической решётки с различной плотностью;
б) несовершенства на границах зёрен и блоков металлов;
в) переход металла из жидкого в твёрдое состояние.
7. Назовите характерные особенности механической смеси:
а) элементы, входящие в состав сплава, не растворимы друг в друге в твёрдом состоянии, не вступают в химическую реакцию, образуя соединение;
б) образование общей кристаллической решётки;
в) полная растворимость элементов друг в друге.
8. Способность металла и сплава сопротивляться внедрению в него более твердого тела, называется
а) ползучестью
б) твердостью
в) вязкостью
9. Установите соответствие
1. способность материала сопротивляться действию внешних сил без разрушения
2. способность материала изменять свою форму и размеры под действием внешних сил
3. способность материала восстанавливать первоначальную форму и размер после прекращения действия внешних сил
4. способность материала оказывать сопротивление проникновению в него другого более твердого тела
5. способность материала работать в условиях циклических нагрузок
А. упругость
Б. твердость
В. прочность
. Г. пластичность
Д. выносливость
(1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б; 5-Д)
10. Выявите соответствие между параметром коррозии и его характеристикой
1.Скорость коррозии
2.Фронт коррозии
3.Техническая скорость
А. продвижение фронта
Б. отделяет поврежденную поверхность от неповрежденной
В. максимальная скорость, за которой следует разрушение
(1-А; 2-Б; 3-В)
Практическая работа №1 «Определение твердости металлов методом Бринелля» (см. Метод.указания)
Тема 1.2. Основные сведения из теории сплавов и порошковой металлургии
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Что называется сплавом?
2. Что называется эвтектикой?
3. Какая существует связь между твердым раствором и свойствами сплава?
Практические занятия «Железоуглеродистые сплавы. Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Диаграмма состояния железо-цементит». (см. Метод. указания).
Практическая работа №2 «Анализ диаграммы состояния сплавов системы железо-цементит» (см. Метод. указания).
Практическая работа №3 « «Оценка свариваемости сталей, применяемых для изготовления сварных конструкций» (см. Метод. указания).
Тема 1.3. Основы термической обработки
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Что называется термической обработкой металлов?
2. Назовите виды термической обработки стали.
3. Какие структурные превращения происходят при термической обработке стали?
4. С какой целью проводится термическая обработка сталей?
5. Какая структура обеспечивает высокий комплекс механических свойств стали после термической обработки?
6. Что называется отжигом стали?
7. Что называется закалкой сталей?
8. Назовите способы закалки сталей.
9. Что называется отпуском стали?
10. В чем заключается термомеханическая обработка стали?
11. Какие свойства обеспечивает поверхностная закалка сталей?
12. Назовите виды химико-термической обработки сталей.
13. Какие виды брака изделий могут возникнуть в результате нарушения технологии термической обработки сталей?
14. Опишите технологию изготовления отливок в песчаных формах.
15. Перечислите специальные способы литья.
16. Каким образом подразделяются прокатные изделия?
17. В чем состоит сущность процесса волочения?
18. Что называется сваркой металлов?
19. На чем основана работа резания режущего инструмента?
Задания в тестовой форме
Задания на выбор единственного ответа
1. Назначение отжига первого рода состоит в повышении …
а) упругости
б) пластичности
в) твердости
г) прочности
(Эталон: б)
2. Структура закаленной стали после среднего отпуска …
а) перлит
б) мартенсит отпуска
в) сорбит
г) троостит
(Эталон: г)
Задания на выбор нескольких правильных ответов.
3. Виды термической обработки стали:
а) азотирование
б) диффузионная металлизация
в) закалка
г) нитроцементация
д) отпуск
(Эталон: в, д)
4. Виды химико-термической обработке стали:
а) азотирование
б) отжиг первого рода
в) отпуск
г) цементация
д) закалка
(Эталон: а, г)
5. Основные назначения поверхностной закалки - это повышение:
а) твердости
б) сопротивления окислению
в) износостойкости
г) предела выносливости
д) устойчивости к газовой коррозии
(Эталон: а, в, г)
6. Марки сплавов подвергающиеся цементации:
а) 38ХМЮА
б) 45Х14
в) 20Х
г) 18ХГТ
д) 10
е) 20
(Эталон: в, г, д, е)
Задания на дополнение.
7. Технологический процесс обработки изделий из металлов путем нагрева и охлаждения с целью изменения их структуры и свойств, называется __________ обработка.
(Эталон: термическая )
8. Процесс насыщения поверхностного слоя детали углеродом – это __________.
9. Процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя деталей на небольшую глубину различными элементами при нагревании – это ___________ обработка стали.
(Эталон: химико-термическая)
Задания на выявление соответствия
10. Установите соответствие:
Вид отпуска: |
Температура протекания: |
1. низкий 2. средний 3. высокий |
а) 700 – 650 б) 600 – 650 в) 500 – 600 г) 350 – 450 д) 150 – 200 |
(Эталон: 1 – д, 2 – г, 3 – в)
11. Установите соответствие :
Вид обработки: |
Способ обработки: |
1. термическая обработка 2. химико-термическая обработка |
а) нормализация б) ковка в) улучшение г) азотирование |
(Эталон: 1 – а, 2 – г)
Задания на установление правильной последовательности
12. Последовательность процесса азотирования:
1. механическая обработка деталей
2. защита участков, не подлежащих азотированию
3. азотирование
4. закалка и высокий отпуск
5. окончательное шлифование
(Эталон: 4; 1; 2; 3; 5)
Практическая работа №4 «Подбор способов и режимов обработки металлов. Проба на обрабатываемость стали резанием» (см. Метод. указания).
Тема 2.1. Чугуны
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Опишите технологический процесс получения чугуна.
2. Какие существуют плавильные агрегаты для получения чугуна?
3. Что представляет собой порошковая металлургия?
4. Что называется чугуном?
5. По каким признакам осуществляется классификация чугунов?
6. Назовите структурные составляющие чугунов.
7. Чем обусловлены механические свойства высокопрочного чугуна?
8. Как получают ковкий чугун?
9. На какие группы делятся легированные чугуны?
Задания в тестовой форме
1. Какая
концентрация углерода в чугуне?
а) более 2,14 %;
б) менее 2, 14%;
в) 2,14%;
г) 1,5 %.
2. Основными свойствами чугунов
являются
а) твердость и упругость
б) вязкость и пластичность
в) твердость и хрупкость
3. Какое утверждение является наиболее полным и правильным:
Доменные флюсы
а)понижают температуру плавления;
б)повышают температуру плавления пустой породы железной руды и ошлаковывают золу;
в)понижают температуру плавления пустой породы железной руды и ошлаковывают золу.
4. Первая группа цифр в марке чугуна КЧ 33-8 показывает
а) предел прочности при растяжении
б) предел прочности при изгибе
в) предел текучести
г) относительное удлинение
5. Белый чугун используют для производства
а) высокопрочного чугуна
б) ковкого чугуна
в) серого чугуна
6. Какой тип чугуна представлен следующей маркировкой СЧ12-28
а) серый чугун
б) ковкий чугун
в) высокопрочный чугун
г) легированный
7. Шихтой при производстве чугуна называется
а) смесь топлива и флюса
б) оксиды железа и пустая порода
в) смесь руды, топлива, флюса
Задания на выявление соответствия
8. Сопоставьте элемент, входящий в состав чугуна с его характеристикой
а)кремний
б)марганец
в)фосфор
г)сера
д)углерод.
Задания на установление правильной последовательности
9. Последовательность этапов доменного процесса:
1. науглероживание железа
2. восстановления железа из его окислов и превращение его в чугун
3. образование шлаков из пустой породы
10. Последовательность возрастания прочности чугунов …
1. ковкий
2. серый
3. высокопрочный
Практическая работа №5 Ознакомление со структурой и свойствами чугуна
Тема 2.2. Стали
Устный опрос. Контрольные вопросы.
|
1. В каких плавильных агрегатах может выплавляться сталь?
2. По каким признакам классифицируются стали?
3. Как влияет содержание углерода в стали на ее механические свойства?
4. Что такое красноломкость и хладноломкость стали?
5. Какие примеси присутствуют в углеродистой стали и какое влияние они оказывают на свойства стали?
6. С какой целью осуществляется легирование сталей?
7. Какие стали относятся к группе инструментальных?
8. Что представляют собой твердые сплавы?
Задания в тестовой форме
1. Углеродистая сталь обыкновенного качества …
а) А20
б) Ст6
в) У8А
г) 25Г2С
д) 20Г
(Эталон: б)
2. Качественная углеродистая сталь …
а) 40Г
б) А40Г
в) 08Х17Н15М3ТА
г) У12А
д) Ст3
(Эталон: а)
3. Теплостойкость быстрорежущих сталей составляет …˚С
а) 200 - 300
б) 400 - 500
в) 500 - 600
г) 600 - 700
(Эталон: г)
4. Среднеуглеродистая сталь содержит углерода … %
а) 0,02 – 0,25
б) 0,25 – 0,3
в) 0,3 – 0,5
г) 0,5 – 0,65
д) 0.3 – 0,65
е) 0,7 – 0,8
(Эталон: д)
5. Суммарное содержание легирующих элементов в среднелегированных сталях … %
а) 0,5 – 1,5
б) 1,5 – 2,5
г) 2,5 – 10
д) более 10
(Эталон: г)
6.Марка износостойкой стали…
а) 45Х17Г13Н3Ю
б) Р9Ф5
в) 110Г13Л
г) 12Х8ВФ
(Эталон: в
7. Содержание углерода в стали 08Х18Н10Т около … %
а) 8%
б) 0,8%
в) 0,08%
г) 0,008
(Эталон: в)
8. Диапазон температуры плавления сталей … ˚ С
а) 727 – 900
б) 900 – 1000
в) 1400 – 1600
г) 1600 – 1700
(Эталон: в)
Тестовые задания на выбор нескольких правильных ответов
9. Марка низкоуглеродистой стали:
а) 20Г
б) А40
в) У7
г) Ст1
д) ХВГ
(Эталон: а, г)
10. Марка высоколегированной стали:
а) 12Х2Н4А
б) 35ХГ2
в) Х12М
г) Р14Ф4
д) ХСВГ
(Эталон: в, г)
11. Марка инструментальной стали:
а) Ст3
б) Р9
в) 12Х8ВФ
г) ХСВГ
д) А20
е) У10
(Эталон: б, г, е)
Задания на дополнение
12. Сплав железа с углеродом, где углерода меньше 2,14 % - это __________.
(Эталон: сталь)
Задания на соответствие
13. Установите соответствие:
Наименование стали по содержанию в ней углерода: |
Марка стали: |
1. низкоуглеродистая сталь 2. среднеуглеродистая сталь |
а) У13 б) А20 в) 45Г г) У11А д) 75 |
(Эталон: 1 – б, 2 – в; )
14. Установите соответствие:
Наименование стали по содержанию в ней углерода: |
Марка стали: |
1. низкоуглеродистая сталь 2. высокоуглеродистая сталь |
а) 503 б) 15кп в) У13 г) А45 |
(Эталон: 1 – б, 2 – в; )
15. Установите соответствие:
Марка стали: |
Наименование стали: |
1. У7А 2. Р18 3. А20 |
а) Углеродистая конструкционная качественная сталь б) Углеродистая инструментальная сталь в) Углеродистая высококачественная инструментальная сталь г) Автоматная сталь д) Легированная конструкционная сталь е) Быстрорежущая сталь |
(Эталон: 1 – в, 2 – е, 3 – г)
Практические занятия
1. Определение характеристик сталей различных марок
2. Выбор стали для производства стальных конструкций
Тема 2.3. Цветные металлы и сплавы
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Каким образом классифицируются алюминиевые сплавы?
2. Что называется силумином?
3. Что называется бронзой?
4. Какие сплавы используют в качестве антифрикционных материалов?
5. С какой целью используются припои?
Задания в тестовой форме
Задания на выбор единственного ответа
1. Латунь – это сплав меди с …
а) оловом
б) цинком
в) марганцем
г) кремнием
(Эталон: б)
2. Содержание цинка в латуни марки – ЛКС80-3-3 …%
а) 80
б) 20
г) 17
д) 12
(Эталон: д)
3. Процентное содержание меди в томпаках…%
а) 90 – 97
б) 80 – 85
в) 70 – 75
г) 60 – 65
(Эталон: а)
4. Электропроводность алюминия с повышением содержания примесей …
а) увеличивается
б) остается без изменения
в) уменьшается
(Эталон: в)
5. Твердость вольфрамовых твердых сплавов с повышением карбидов вольфрама
а) уменьшается
б) остается без изменения
в) увеличивается
(Эталон: в)
Задания на выбор нескольких правильных ответов
6. Марки специальных латуней:
а) Л96
б) ЛК80-3
в) Л62
г) ЛС59-1Л
(Эталон: б, г)
7. Марки алюминия высокой чистоты
а) А5
б) А8
г) А85
д) А95
е) А999
(Эталон: д, е)
Задания на дополнение
8. Сплав меди с цинком – это _________.
(Эталон: латунь)
9. Латуни с содержанием цинка от 15% до 20% - это ___________.
(Эталон: полутомпак)
10. Сплав на основе алюминий – кремний, содержащий кремния от 5 до 13% - это _________.
(Эталон: силумин)
11. Сплавы, изготовленные методом порошковой металлургии и состоящие из карбидов тугоплавких металлов (W, Ti, Ta), с кобальтовой связью, называются __________ сплавы.
(Эталон: твердые)
Задания на выявление соответствия
12.Установите соответствие:
Название цветного сплава: |
Марка цветного сплава: |
1. дюралюминий 2. силумин 3. латунь |
а) АЛ2 б) Л96 в) Д16 г) БрБ2 |
(Эталон: 1 – в, 2 – а; 3 – б)
13.Установите соответствие:
Название твердого сплава: |
Марка твердого сплава: |
1. вольфрамокобальтовые 2. титановольфрамокобальтовые
|
а) Т5К10 б) ТТК12 в) ВК2 г) ТТ17К12 |
(Эталон: 1 – в, 2 – а)
Задания на установление правильной последовательности
14. Последовательность возрастания твердости в сплавах:
1. ВК4
2. ВК25
3. ВК10
4. ВК15
5. ВК8
(Эталон: 2, 4, 3, 5, 1)
15. Последовательность снижения электропроводности в марках алюминия:
1. А99
2. А995
3. А85
4. А95
5. А999
(Эталон: 5, 2, 1, 4, 3)
Практическая работа «Ознакомление со свойствами цветных металлов и сплавов
(на основе алюминия)» (см. Метод. указания).
Тема 2.4. Металло-и минерало-керамические материалы, наплавочные твердые сплавы
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Понятие о порошковых сплавах и технологии их получения.
2. Классификация металлокерамических твёрдых сплавов
3. Металлокерамические материалы их свойства
4. Металлокерамические материалы их состав
5. Металлокерамические материалы – применение
6. Металлокерамические материалы – маркировка
7. Наплавочные твёрдые сплавы
8. Литые сплавы, области их применения и способы обработки поверхностей - наплавленных этими сплавами.
9. Электродные сплавы, области их применения и способы обработки поверхностей - наплавленных этими сплавами
10. Зернообразные сплавы, области их применения и способы обработки поверхностей - наплавленных этими сплавами
Тема 2.5.Неметаллические материалы
Устный опрос. Контрольные вопросы
1. Свойства резины, состав и применение.
2. Способы формообразования резиновых изделий
3. Виды абразивных материалов и их применение.
4. Какие связки применяют для абразивных материалов.
5. Какие характеристики входят в маркировку абразивного инструмента.
6. Основное свойство электроизоляционных материалов.
7. Виды электроизоляционных материалов.
8. Основные характеристики смазочно-охлаждающих жидкостей, виды.
Критерии оценок тестирования:
Оценка «отлично»: 18-20 правильных ответов или 90-100%.
Оценка «хорошо»: 15-17 правильных ответов или 75-85%.
Оценка «удовлетворительно»: 10-14 правильных ответов или 50-70%.
Оценка «неудовлетворительно»: 9 и менее правильных ответов.
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ответ |
B |
A |
D |
D |
B |
C |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
C |
D |
B |
C |
C |
A |
C |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
A |
C |
D |
C |
D |
C |
B |
4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС СПО по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) по дисциплине Основы материаловедения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Формой промежуточной аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится в тестовой форме. Дифференцированный зачет проводится письменно для всей учебной группы одновременно. Время выполнения задания - 40 мин. Задания предусматривают одновременную проверку усвоенных знаний и освоенных умений по всем профессионально значимым темам программы. К дифференцированному зачету допускаются обучающиеся, имеющие положительную оценку по теоретическим и практическим занятиям .
Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Умения:
У 1. Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
У 2. Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
Знания:
З 1. Наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
З 2. Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
Перечень тем для подготовки к дифференцированному зачету
1. Строение, свойства материалов и методы их испытания
2. Железоуглеродистые сплавы
3. Основы термической обработки. Виды термической обработки.
4. Влияние термической обработки на механические свойства стали
5. Чугуны: классификация, маркировка, применение.
6. Стали: классификация, маркировка, применение.
7. Легированные стали. Влияние легирующих элементов на свойства стали.
8. Цветные металлы и сплавы: применение, маркировка.
9. Металло-и минерало- керамические материалы, наплавочные твердые сплавы.
10. Неметаллические материалы.
Задание для обучающихся
Тест состоит из открытых и закрытых вопросов.
Часть А – задания с одним вариантом ответа и множественного выбора; за каждое верно выполненное задание выставляется один балл.
Часть В – тестовые вопросы с заданными ограничениями; за каждое верно выполненное задание выставляется два балла.
Часть С – задания со свободным ответом; за верное выполнение заданий выставляется по 3-4 балла.
Максимальное количество баллов за всю работу – 31.
Вариант 1
Инструкция для обучающихся
Внимательно прочитайте задание. Ответьте на задания теста и заполните специальные бланки ответов.
Максимальное время выполнения задания – 40 минут.
Часть А
Выберите из предложенных вариантов единственный правильный ответ
1. Выберите металл, который относится к легкоплавким металлам:
а) железо
б) молибден
в) свинец
г) ванадий
2. При каком виде термической обработки повышается твердость и износоустойчивость сталей:
а) отжиг
б) нормализация
в) закалка
г) отпуск
3. Выберите химические элементы, повышающие коррозионную стойкость стали:
а) вольфрам
б) хром
в) кобальт
г) никель
д) марганец
4. Выберите сплавы, имеющие высокие антифрикционные свойства:
а) баббит
б) латунь
в) оловянистая бронза
г) алюминиевая бронза
д) шарикоподшипниковая сталь
5. В чем заключается сложность при сварке меди?
а) повышенные теплопроводность и электропроводность
б) повышенные теплопроводность и жидкотекучесть
в) повышенные жидкотекучесть и электропроводность
6. Лучше сваривается
а) высокоуглеродистая сталь
б) низкоуглеродистая сталь 1
7. Если содержание углерода в стали 0,45% ,то сталь относится к:
а) высокоуглеродистой
б) низкоуглеродистой
в) среднеуглеродистой
8. Если буква «А» в марке сварочной проволоки обозначает чистоту металла, то какая из приведенных марок имеет самое высокое содержание примесей
а) СВ-08 АА
б) СВ-08
в) СВ-08 А
9. Выбрать тугоплавкий припой
а) ПОС-90
б) ПОС-Ю
в) ПМЦ-60
10. В маркировке легированной стали буквой «Г» обозначается
а) медь
б) ванадий
в) кремний
г) марганец
11. Сколько углерода содержит сталь 08 Х 18 Н 10 Т?
а) не более 8%
б) не более 0,8%
в) не более 0,08%
12. Установите соответствие между свойством металла и его характеристикой:
1. способность материала сопротивляться действию внешних сил без разрушения |
1. упругость 2. твердость 3. прочность 4. пластичность 5. вязкость 6. выносливость 7. ползучесть |
2. способность материала изменять свою форму и размеры под действием внешних сил |
|
3. способность материала восстанавливать первоначальную форму и размер после прекращения действия внешних сил |
|
4. способность материала оказывать сопротивление проникновению в него другого более твердого тела |
|
5. способность материала работать в условиях циклических нагрузок
|
Часть В
13. Вставьте пропущенные слова: «Чугун – это ______________ сплав, в котором _______________ содержится свыше 2%»
14. Дополните предложение: «Способность металлов образовывать прочное сварное соединение – это _____________________________»
15. Температура плавления стали ______________________________ градусов
16. Расшифруйте марку сплава: ЛК 80-3Л
17. Приведите способы защиты металлов от коррозии.
Часть С
18. Объясните, почему твердосплавные режущие инструменты позволяют работать на более высоких скоростях резания, чем инструменты из быстрорежущих сталей.
19. Опишите, какими свойствами должны обладать рессорно-пружинные стали, какие химические элементы улучшают свойства. Как повысить работоспособность сталей?
20. Опишите, какими причинами вызван износ деталей в процессе эксплуатации. Как повысить износостойкость и работоспособность изделий? Какие износостойкие материалы вы могли бы предложить?
Пакет преподавателя
Тест состоит из открытых и закрытых вопросов.
Часть А – задания с одним вариантом ответа из множественного выбора; за каждое верно выполненное задание выставляется один балл.
Часть В – тестовые вопросы с заданными ограничениями; за каждое верно выполненное задание выставляется два балла.
Часть С – задания со свободным ответом; за верное выполнение заданий выставляется по три балла.
Максимальное количество баллов за всю работу – 31.
Количество вариантов- 2. Время выполнения задания -40 мин.
Вариант 2
Инструкция для обучающихся
Внимательно прочитайте задание. Ответьте на задания теста и заполните специальные бланки ответов.
Максимаьное время выполнения задания – 40 минут.
Задание
Тест состоит из открытых и закрытых вопросов.
Часть А – задания с одним вариантом ответа и множественного выбора; за каждое верно выполненное задание выставляется один балл.
Часть В – тестовые вопросы с заданными ограничениями; за каждое верно выполненное задание выставляется два балла.
Часть С – задания со свободным ответом; за верное выполнение заданий выставляется по 3-4 балла.
Максимальное количество баллов за всю работу – 31.
Часть А
Выберите из предложенных вариантов правильный ответ
1. Укажите, какой из предложенных чугунов имеет хлопьевидную форму графита:
а) серый
б) белый
в) высокопрочный
г) ковкий
2. Какой материал можно использовать в качестве флюсов
а) бура
б) канифоль
в) мука
3. Укажите постоянные примеси в железоуглеродистых сплавах:
а) кремний
б) хром
в) марганец
г) фосфор
д) сера
е) никель
4. Выберите из предложенных марок низкоуглеродистые стали:
а) сталь 45
б) А20
в) БСт3
г) У7
д) 5ХНМ
5. Укажите, какие дефекты термической обработки являются неисправимыми:
а) трещина
б) пережог
в) перегрев
г) окисление
д) мягкие пятна
6. Какое влияние оказывает повышение содержания углерода на свойства железоуглеродистых сплавов?
а) увеличивает твердость
б) увеличивает пластичность
в) увеличивает ударную вязкость
7. При введении какого элемента происходит удаление из металла шва водорода?
а) титан
б) марганец
в) фтор
г) кислород
д) алюминий
8. Повышенное содержание водорода в металле шва приводит к:
а) упрочнению шва
б)
изменению его химического состава
в) пористости
9. Свариваемость металлов и сплавов – это
а) способность металла и сплава расплавляться
б) способность металлов образовывать прочное сварное соединение
в) способность расплавлению металла хорошо заполнять полость линейной формы
10. Из перечисленных марок проволоки выберите проволоку для наплавки
а) СВ-08А
б) НП-25
в) ПП-12
11.К электроизоляционным материалам относятся:
а) графит
б) лаки и эмали
в) бмаги и картоны
г) нефтяные масла
д) медь и её сплавы
е) стекло
12. Установите соответствие между видом покрытия электродов и их обозначениями
1. Рутиловое |
а). А б) Б в) Ц г)Р д) П |
2. Кислое |
|
3 Основное |
|
4. Целлюлозное |
|
|
Часть В
13. Перечислить четыре основных вида термообработки стали
14. При введении какого элемента происходит удаление из металла шва водорода?
15. Вставьте пропущенное слово: «В маркировке легированной стали буквой «Г» обозначается металл ___________________».
16. Приведите примеры сплавов повышенной обрабатываемости резанием.
17. Расшифруйте марку сплава: 30ХН2МА
Часть С
18. Объясните, какие из перечисленных сталей можно закаливать в одном охладителе: вал из стали марки 40, сверло из стали марки У8, ролики из стали марки У9.
19. Объясните, какой вид отжига лучше применить для инструментальных сталей?
20. Опишите, какими причинами вызван износ деталей в процессе эксплуатации. Как повысить износостойкость и работоспособность изделий? Какие износостойкие материалы вы могли бы предложить?
Комплект преподавателя
|
||
Задание: Тест состоит из открытых и закрытых вопросов. Часть А – задания с одним вариантом ответа из множественного выбора; за каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Часть В – тестовые вопросы с заданными ограничениями; за каждое верно выполненное задание выставляется два балла. Часть С – задания со свободным ответом; за верное выполнение заданий выставляется по 3 балла. Максимальное количество баллов за всю работу – 31. Время выполнения задания – 40 мин.
|
||
Объекты оценки |
Критерии оценки результата |
Отметка о выполнении |
- определение свойств материалов при помощи справочных таблиц; - выбор материалов для осуществления профессиональной деятельности; -наименование, маркировка, основные свойства и классификация углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); - правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
|
Соответствие эталонам ответов
|
|
Эталоны ответов
Вариант 1
№ вопроса |
Правильный вариант ответа |
Количество баллов |
|
Часть А |
|
1. |
в |
1 |
2. |
в |
1 |
3. |
б, г |
1 |
4. |
а, в, д |
1 |
5. |
б |
1 |
6. |
б |
1 |
7. |
в |
1 |
8. |
б |
1 |
9. |
в |
1 |
10. |
г |
1 |
11. |
в |
1 |
12. |
1.3; 2.4; 3.1; 4.2; 5.6 |
1 |
|
Часть В |
|
13. |
Сплав железа с углеродом, углерода |
2 |
14. |
Свариваемость металлов и сплавов |
2 |
15. |
1200 – 1500 градусов |
2 |
16. |
Литейная латунь. Содержание элементов: медь – 80%; кремний – 3%; цинк – 17% |
2 |
17. |
Легирование сплавов, нанесение защитных пленок (оксидирование), диффузионная металлизация (хромирование, алитирование, оцинкование), защита лакокрасочными материалами. |
2 |
|
Часть С |
|
18. |
Карбиды тугоплавких металлов придают твердым сплавам более высокую твердость, красностойкость и износоустойчивость. |
2 |
19. |
Рессорно-пружинные стали должны обладать высокими пределом упругости и пределом выносливости. Для изготовления рессорно-пружинных сталей применяют конструкционные стали с высоким содержанием углерода 0,5-0,7%, дополнительно легированные кремнием, марганцем, хромом и ванадием. Стали должны обладать хорошей закаливаемостью и прокаливаемостью. Срок службы можно увеличить путем поверхностного наклепа. |
3 |
20. |
Износ – процесс постепенного разрушения рабочих поверхностей. Различают износ контактный и абразивный. Абразивный износ - истирание металлической поверхности в результате трения твердых частиц о поверхность. Чтобы материал имел повышенную износостойкость в таких условиях, необходима высокая твердость. Высокую твердость обеспечивают высокоуглеродистые и высокомарганцовистые стали, белый чугун. Так же повысить износостойкость сплава можно путем введения в сплав элементов, образующих химическое соединение (карбидообразующие элементы). Контактный износ происходит при трении одной поверхности о другую. Хорошей стойкостью к истиранию обладают шарикоподшипниковые сплавы (шарикоподшипниковые хромистые стали, серый и ковкий антифрикционный чугун), графитизированная сталь, сплавы на основе меди (свинцовистая бронза, баббиты). Для снижения сил трения нужно использовать смазку. |
3 |
|
|
31 |
Вариант 2
№ вопроса |
Правильный вариант ответа |
Кол-во баллов |
1. |
г |
1 |
2. |
а |
1 |
3. |
б, в |
1 |
4. |
а, б |
1 |
5. |
а |
1 |
6. |
в |
1 |
7. |
в |
1 |
8. |
б |
1 |
9. |
б |
1 |
10. |
б |
1 |
11. |
а,б,в,е |
1 |
12. |
1.г; 2.а; 3.б; 4.в |
1 |
|
Часть В |
|
13. |
Отпуск, отжиг, закалка, нормализация |
2 |
14. |
Фтор |
2 |
15. |
Марганец |
2 |
16. |
Серые чугуны и автоматные стали |
2 |
17. |
Конструкционная высококачественная легированная сталь. Содержание элементов: углерод – 0,30%; хром – около 1%; никель – 2%; молибден – около 1% |
2 |
|
Часть С |
|
18. |
В одном охладителе можно закаливать вал из стали 40 и ролики из стали У9, т.к. они имеют простую форму. Сверло закаливать этим способом нельзя, появятся трещины. |
3 |
19. |
Для сталей с содержанием углерода 0,5% лучше применить полный отжиг (t нагрева 800-820˚) для сталей с содержанием углерода 0,9% и более - неполный отжиг (t нагрева 760-780˚) |
4 |
20. |
Износ – процесс постепенного разрушения рабочих поверхностей. Различают износ контактный и абразивный. Абразивный износ - истирание металлической поверхности в результате трения твердых частиц о поверхность. Чтобы материал имел повышенную износостойкость в таких условиях, необходима высокая твердость. Высокую твердость обеспечивают высокоуглеродистые и высокомарганцовистые стали, белый чугун. Так же повысить износостойкость сплава можно путем введения в сплав элементов, образующих химическое соединение (карбидообразующие элементы). Контактный износ происходит при трении одной поверхности о другую. Хорошей стойкостью к истиранию обладают шарикоподшипниковые сплавы (шарикоподшипниковые хромистые стали, серый и ковкий антифрикционный чугун), графитизированная сталь, сплавы на основе меди (свинцовистая бронза, баббиты). Для снижения сил трения нужно использовать смазку. |
4 |
|
Всего баллов |
31 |
Критерии оценивания тестового контроля знаний обучающихся
оценка |
правильных ответов |
количество баллов |
отлично |
91-100% |
28-31 |
хорошо |
81-90% |
24-27 |
удовлетворит. |
51-80% |
16-23 |
неудовл. |
менее 51% |
менее 16 |
Литература для обучающихся
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение и технология материалов [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.М. Адаскин, В.М. Зуев - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=552264
2. Слесарчук В.А. Материаловедение и технология материалов [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А.Слесарчук - Мн.:РИПО, 2015. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/947279
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.