ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ПЕРВОМАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации
в форме дифференцированного зачета
по учебной дисциплине
общеобразовательного цикла
«История Великой Отечественной войны»
по профессиям
08.01.07 Мастер общестроительных работ
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
15.01.25 Станочник (металлообработка)
19.01.17 Повар, кондитер
23.01.03 Автомеханик
29.01.07 Портной
29.01.24 Оператор электронного набора и верстки
43.01.02 Парикмахер
РАССМОТРЕН И СОГЛАСОВАН
методической комиссией преподавателей общеобразовательных дисциплин
Протокол №_____ от «____»_______________20____г
Председатель методической
комиссии _________________/Жура Е.А.
УТВЕРЖДЕН
заместителем директора по учебной работе
__________________/ Янсонс О.Ю.
(подпись)
Составил: Евков А.А.
преподаватель учебной дисциплины «История Великой Отечественной войны» ГБОУ СПО ЛНР "Первомайский колледж"
1.Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В ходе освоения учебной дисциплины История Великой Отечественной войны обучающийся должен обладать предусмотренными ГОС СПО ЛНР по профессиям 08.01.07 Мастер общестроительных работ, 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ, 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), 15.01.25 Станочник (металлообработка), 19.01.17 Повар, кондитер, 23.01.03 Автомеханик, 29.01.07 Портной, 29.01.24 Оператор электронного набора и верстки, 43.01.02 Парикмахер:
личностными результатами
- воспитание гражданственности и патриотизма на основе осмысления исторического наследия Великой Отечественной войны;
- формирование и развитие чувства гордости за своё Отечество, народ, подвиги предков, осознание своей принадлежности к народу-победителю;
- осмысление Великой Победы как значимого события в жизни народа, мощного фактора его единства;
- формирование и развитие чувства ответственности и долга перед Отечеством;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- развитие способности вырабатывать и демонстрировать ответственное поведение в обществе.
метапредметными результатами
- умение организовать и сознательно регулировать свою учебную, общественную и иную деятельность;
- умение получать, постигать и преобразовывать информацию (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, систематизировать знания, классифицировать понятия и т.д.), использовать разнообразные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы;
- умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, проект и т.д.);
- готовность быть участником команды, работать в коллективе, постигать основы межкультурного взаимодействия в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики и социальном окружении;
- способность и готовность применять языковые средства: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
предметными результатами
- овладение целостными представлениями об истории Великой Отечественной войны, знаниями о ее периодах и событиях, исторической судьбе отдельных личностей и народов;
- формирование навыков применять понятийный аппарат и методы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений периода Великой Отечественной войны;
- готовность приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов земляков и соотечественников, совершенных в годы Великой Отечественной войны;
- умение устанавливать последовательность, синхронность событий Второй мировой и Великой Отечественной войн;
- развитое умение изучать и систематизировать информацию о Великой Отечественной войне из различных источников, раскрывая познавательную ценность и достоверность информации (умение работать с историческим атласом и картой, документальными и вещественными источниками, фотоснимками, видеоматериалами, графическими изображениями, данными статистики и т.д.);
- расширение опыта оценочной деятельности обучающихся на основе осмысления исторического масштаба событий и результатов Великой Отечественной войны; готовность сравнивать предлагаемые исторические версии событий и оценки деятельности исторических личностей, определять и объяснять собственное отношение к событиям и личностям в истории Великой Отечественной войны;
- умение применять знания в общении в школе и внешкольной жизни по вопросам, связанным с проблематикой Великой Отечественной войны; готовность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны;
- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у обучающихся в ходе работы с материалами по истории Великой Отечественной войны;
- проявление готовности применять знания и умения в практической деятельности по сохранению и развитию исторического наследия и памяти о Великой Отечественной войне.
2.Оценивание уровня освоения учебной дисциплины
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам):
Элемент учебной дисциплины |
Формы и методы контроля |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|
Форма контроля |
Форма контроля |
|
СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Второй мировой войны |
Устный опрос, конспект |
- |
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941–ноябрь 1942 г.) |
Устный опрос, сообщение (доклад, реферат), конспект, тестирование |
- |
Нацистский «новый порядок» |
Устный опрос, конспект |
- |
Второй период Великой Отечественной войны: коренной перелом (ноябрь 1942–1943 гг.) |
Устный опрос, сообщение (доклад, реферат), конспект, тестирование |
- |
Человек и война: единство фронта и тыла |
Устный опрос, конспект |
- |
Всенародная война в тылу врага |
Устный опрос, конспект |
- |
Третий период Великой Отечественной войны: завершающий этап (начало 1944г - 9 мая 1945г.) |
Устный опрос, сообщение (доклад, реферат), конспект, тестирование |
- |
Окончание и итоги Второй мировой войны |
Устный опрос, сообщение (доклад, реферат), тестирование |
- |
Промежуточная аттестация |
- |
Дифференцированный зачет |
3.Задания для оценивания уровня освоения учебной дисциплины
3.1. Задания для текущего контроля
Задания для текущего контроля |
Тема |
|
Тема 1. |
Устный опрос, конспект |
Тема 1.1 |
Устный опрос, конспект |
Тема 1.2 |
|
Тема 2. |
Устный опрос, конспект |
Тема 2.1 |
Устный опрос, конспект |
Тема 2.2. |
Устный опрос, сообщение (доклад, реферат), тестирование (Приложение 1) |
Тема 2.3. |
Устный опрос, конспект |
Тема 2.4. |
Устный опрос, сообщение (доклад, реферат), тестирование (Приложение 2) |
Тема 2.5. |
|
Тема 3. |
Устный опрос, конспект |
Тема 3.1 |
Устный опрос, конспект |
Тема 3.2. |
Устный опрос, конспект |
Тема 3.3. |
|
Тема 4. |
Устный опрос, конспект |
Тема 4.1. |
Устный опрос, сообщение (доклад, реферат), конспект |
Тема 4.2. |
Устный опрос, конспект, тестирование (Приложение 3) |
Тема 4.3. |
|
Тема 5. |
Устный опрос, конспект |
Тема 5.1. |
Устный опрос, конспект |
Тема 5.2. |
Устный опрос, конспект |
Тема 5.3. |
|
Тема 6. |
Устный опрос, конспект |
Тема 6.1. |
Устный опрос, сообщение (доклад, реферат) |
Тема 6.2. |
|
Тема 7. |
Устный опрос, конспект |
Тема 7.1. |
Устный опрос, конспект |
Тема 7.2. |
Устный опрос, сообщение (доклад, реферат) |
Тема 7.3. |
Устный опрос, конспект |
Тема 7.4. |
Устный опрос, сообщение (доклад, реферат), конспект, тестирование (Приложение 4) |
Тема 7.5. |
|
Тема 8. |
Устный опрос, конспект |
Тема 8.1. |
Устный опрос, тестирование (Приложение 5) |
Тема 8.2. |
4.Условия проведения промежуточной аттестации
Тема проекта и исследовательской работы для аттестующегося – 1. Выбирается по желанию учащегося из 64 предложеных тем.
Общее время защиты проектов и исследовательских работ – 4час.
Время защиты проекта или исследовательской работы на одного обучающегося – 15минут при наполнении группы 12 человек.
5. Оценка освоения учебной дисциплины
Предметом оценки служат результаты обучения, предусмотренные ГОС по дисциплине «История Великой Отечественной войны», направленные на реализацию программы общего образования. Технология оценки – пятибалльная.
Спецификация оценочных средств:
-контрольные работы/тестирования;
-сообщения, рефераты, доклады, конспекты, кроссворды, (внеаудиторная самостоятельная работа);
-устный индивидуальный опрос.
5.1.Общая оценка тестовых заданий
Оценивание тестовых работ указывается после эталонов ответов к каждой работе.
5.2 Оценка сообщения/доклада обучающегося
1. Соответствие содержания работы теме.
2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы
3. Исследовательский характер.
4. Логичность и последовательность изложения.
5. Обоснованность и доказательность выводов.
6. Грамотность изложения и качество оформления работы.
7. Использование наглядного материала.
«5» - учебный материал освоен обучающимся в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы. Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью. Использует наглядный материал (презентация).
«4» - по своим характеристикам сообщение обучающегося соответствует характеристикам отличного ответа, но обучающийся может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский компонент в сообщении.
«3» - обучающийся испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические и орфоэпические ошибки.
«2» - сообщение обучающимся не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации, либо не соответствует теме.
«1» - сообщение не сдано
5.3.Оценка учебного реферата
Критерии |
Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 20 баллов |
- актуальность проблемы и
темы; |
2. Степень раскрытия
сущности проблемы |
- соответствие плана теме
реферата; |
3. Обоснованность выбора
источников |
- круг, полнота
использования литературных источников по проблеме; |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов |
- правильное оформление
ссылок на используемую литературу; |
5. Грамотность Макс. - 15 баллов |
- отсутствие
орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – оценка «5»;
• 70 – 75 баллов – оценка «4»;
• 51 – 69 баллов – оценка «3»;
• менее 51 балла – оценка «2».
5.4.Оценка конспекта
«5 - оформление конспекта (выделение заголовков, последовательность изложения материала), умение определить вступление, основную часть, заключение, выделение главной мысли, определение деталей, умение переработать и обобщить информацию.
«4» - оформление конспекта (выделение заголовков, последовательность изложения материала), умение определить вступление, основную часть, заключение, не всегда четкое выделение главной мысли, определение деталей, умение переработать и обобщить информацию.
«3» - оформление конспекта (заголовки не выделены, материал изложен не последовательно), умение определить вступление, основную часть, заключение, не четкое выделение главной мысли, определение деталей, умение переработать и обобщить информацию.
«2» - не соблюдены требования к оформлению конспекта, материал изложен не последовательно, без выделения основных частей, информация не переработана (списывание).
«1» - конспект не сдан
5.5.Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучащихся по обществознанию. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения науки «Обществознание».
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке основных элементов и характеристик; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в определениях.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и суждений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
5.6. Критерии оценивания для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета, проведением личной защиты учащимся проекта или исследовательской работы.
Требования к проекту или исследовательской работе
1. Материал не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника;
2. При написании следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы;
3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей;
4. Материал может быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;
5. При подготовке материала использовать не менее 3-х первоисточников.
Требования к оформлению материала
Материал должен быть выполнен печатным способом на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным (шрифт Times New Roman, 14 пт.).
- Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,15 см.
- Выравнивание текста по ширине.
- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.
- Перенос слов недопустим.
- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
- Подчеркивние заголовков не допускается.
- Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).
- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать жирным на 1 кегль большим шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.
- В тексте рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
- Перечисления, встречающиеся в тексте, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.
Критерии оценки защиты проекта / исследовательской работы
№ п/п |
Оцениваемые параметры |
Оценка в баллах |
1 |
Качество изложения: - производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом; - четко выстроен; - рассказывается, но не объясняется суть работы; - зачитывается. |
3
2 1 0 |
2 |
Использование демонстрационного материала: - автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался; - использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; - представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. |
2
1
0 |
3 |
Качество ответов на вопросы: - отвечает на вопросы; - не может ответить на большинство вопросов; - не может четко ответить на вопросы. |
3 2 1 |
4 |
Владение научным и специальным аппаратом: - показано владение специальным аппаратом; - использованы общенаучные и специальные термины; - показано владение базовым аппаратом. |
3 2 1 |
5 |
Четкость выводов: - полностью характеризуют работу; - нечетки; - имеются, но не доказаны. |
3 2 1 |
|
Итого максимальное количество баллов: |
14 |
Оценка «5» - от11 до 14 баллов
Оценка «4»- от 8 до 10 баллов
Оценка «3» - от 4 до 7 баллов
Материал не менее чем за месяц до защиты сдается преподавателю для изучения, оценки соответствия требованиям его оформления и подготовки.
6.Характеристика
основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание |
Характеристика основных
видов деятельности |
Введение |
Актуализировать знания о предмете истории ВОВ; Высказывать собственные суждения о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества; Высказывать суждения о месте истории СССР во всемирной истории в период ВОВ. |
Тема 1.СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Второй мировой войны |
Характеризовать причины кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны. Приводить оценки Мюнхенского соглашения и советско-германских договоров 1939г. |
Тема 2. Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941–ноябрь 1942 г.) |
Характеризовать роль отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. Объяснять и применять в историческом контексте понятия «странная война», план «Барбаросса», план «Ост», антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, коренной перелом, движение Сопротивления, партизаны. Представлять биографические справки, очерки об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. Раскрывать значение создания антигитлеровской коалиции и роль дипломатии в годы войны. Характеризовать значение битвы под Москвой |
Тема 3. Нацистский «новый порядок» |
Объяснять и применять в историческом контексте понятия «новый порядок», коллаборационизм, геноцид, холокост. |
Тема 4. Второй период Великой Отечественной войны: коренной перелом (ноябрь 1942–1943 гг.) |
Систематизировать материал о крупнейших военных операциях второго периода Великой Отечественной войны - их масштабах, итогах и роли в общем ходе войны (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.). Объяснять причины успехов советской экономики. Рассказывать о положении людей на фронте и в тылу, характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников (в том числе музейные материалы, воспоминания и т.д.). Высказывать собственное суждение о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны. |
Тема 5. Человек и война: единство фронта и тыла |
Иметь системное предстваление о тяготах военного быта, повседневности в советском тылу. Ориентироваться в трудовом законодательстве военного времени. Характеризовать сущьность и значение военной дисциплины на производстве, карточной системы. |
Тема 6. Всенародная война в тылу врага |
Иметь системное предстваление о подпольном и партизанском движении, движении Сопротивления. Уметь охарактеризовать значение создания Центрального штаба и других штабов партизанского движения. Боевые действия партизан, их роль в борьбе против захватчиков, партизанских рейдах, операциях «Рельсовая война», «Концерт» и других. Взаимодействие партизан и населения. Быт партизан. Значение помощи советского тыла и местного населения партизанам и подпольщикам. |
Тема 7. Третий период Великой Отечественной войны: завершающий этап (начало 1944г - 9 мая 1945г.) |
Систематизировать материал о крупнейших военных операциях третьего периода Великой Отечественной войны - их масштабах, итогах и роли в общем ходе войны (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.). |
Тема 8. Окончание и итоги Второй мировой войны |
Называть, в т.ч. используя карту, участников и основные этапы Второй мировой войны. Xарактеризовать итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн, их историческое значение. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система оценки: 5 балльная
Охарактеризуйте положение СССР накануне начала Великой Отечественной войны.
Восстановите хронологию событий согласно дате их начала начиная с самого раннего.
В каком году прошла реорганизация Наркомата оборонной промышленности, в результате которой он был разделён на наркоматы авиационной промышленности, вооружений, боеприпасов и судостроительной промышленности?
Укажите причину, по которой СССР был исключён из Лиги Наций.
Назовите фамилию советского военачальника, который в мае 1940 года, в рамках реорганизации вооружённых сил, занял пост наркома обороны СССР.
Как называлась действующая в СССР с 1927 года общественно-политическая оборонная организация, которая стала мощной военизированной базой для допризывной подготовки.
Кто возглавлял конструкторское бюро танкового отдела Харьковского завода № 183, которым был разработан знаменитый советский средний танк Т-34?
Напиши сложным словом, содержащим дефис, как назывались предприятия в тыловых восточных районах СССР, выпускавшие ту же продукцию, что и предприятия, расположенные в наиболее уязвимой в военном отношении западной части страны.
Назовите причины, которые привели к острой нехватке квалифицированных руководящих кадров в Красной Армии.
Какие изменения в трудовом законодательстве вводились в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года?
Критерии оценивания
«5» - 10 правильных ответов
«4» - 8-9 правильных ответов
«3» - 5-7 правильных ответов
«2» - менее 5 правильных ответов
Тест 2.
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) советско-финская
(«зимняя») война
2) начало Второй мировой войны
3) Московская битва
4) оборона Брестской крепости
2. Установите соответствия между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ДАТЫ
|
А)
вооруженный конфликт с Японией в районе оз. Хасан |
1) ноябрь 1940 г. 5) август 1939 г. 6) июнь 1941
|
Запишите парно выбранные цифры с соответствующими буквами.
3. Ниже проведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям начала Второй мировой войны.
1) Блицкриг
2) Сражение под Мукденом
3) «Странная война»,
4) План «Ост»
5) Антигитлеровская коалиция
6) Коллаборационизм
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Расширение сфер господства,
осуществляемое как экономическим, так и военными средствами, дипломатическим
давлением.
5. Установите соответствие между годами и событиями внешней политики СССР в 1930-е гг.: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГОДЫ |
СОБЫТИЯ
|
А) 1933 г. Б) 1934 г. В) 1935 г. Г) 1939 г.
|
1) заключение советско-германского пакта о ненападении 2) принятие СССР в Лигу Наций 3) установление дипломатических отношений между СССР и США 4) подписание советско-французского договора о взаимопомощи 5)подписание Рапалльского договора с Германией 6)вхождение прибалтийских государств в СССР
|
Запишите парно выбранные цифры с соответствующими буквами.
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующий характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Ст. 1. Обе договаривающиеся стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами…
Ст. 4. Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продлённым на следующие пять лет…»(Хрестоматия по новейшей истории России. 1917–2004 / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Ч. I. М., 2005)
Б)«Ст. 2. Государственная граница между Финляндской Республикой и СССР устанавливается по новой линии, по которой в состав территории СССР включается весь Карельский перешеек с городом Выборгом (Виипури) и Выборгским заливом с расположенными на нем островами, западное и северное побережье Ладожского озера с городами Кексгольмом, Сортавала и Суоярви, ряд островов в Финском заливе, территория восточнее Меркярви с городом Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний — согласно приложенной к настоящему Договору карте…
Ст.4. Финляндская Республика выражает согласие сдать в аренду с ежегодной уплатой Советским Союзом восьми миллионов финских марок, сроком на тридцать лет, полуостров Ханко и морскую территорию вокруг него… для создания там военно-морской базы, способной оборонять от агрессии вход в Финский залив…».(Таннер В. Зимняя война. Дипломатическое противостояние Советского Союза и Финляндии. 1939-1940. М., 2003)
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный договор был подписан 23 августа 1939 г.
2) СССР аннулировал данный договор в 1932 г.
3) Финляндия, после подписания договора, не выполнила обязательство: не участвовать во враждебных СССР коалициях, и в Великой Отечественной войне 1941- 1945 выступала на стороне Германии.
4) Данный договор был подписан 12 марта 1940 г.
5) Из-за этого договора СССР был исключен из Лиги наций.
6) Вместе с договором был подписан и секретный дополнительный протокол.
Запишите парно выбранные цифры с соответствующими буквами.
7. Какие четыре советских
военачальника участвовали в Великой Отечественной войне?
1) К.Е. Ворошилов
2) С.М. Будённый
3) М.В. Фрунзе
4) К.К. Рокоссовский
5) М.Н. Тухачевский
6) А.М. Василевский
7) Ф.К. Миронов
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В мае 1939 г. японские войска вторглись в__________. Части Красной Армии под командованием Г.К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.
Б) Летом 1940 г. в результате политического нажима _______уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.
В) Если Пакт, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор о ________ , другие внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, не учитывали интересы разных государств и народов Восточной Европы.
Пропущенные элементы:
1) Япония
2) дружбе и границе
3) Румыния
4) Монголия
5) ненападении
6) системе коллективной безопасности
9. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и деятельностью в 1930-х — 1940-х гг.: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАМИЛИИ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А)И.В. Сталин Б) М.М. Литвинов В) Л.М. Каганович Г) Л.П. Берия
|
1) нарком иностранных дел в 1930-е гг., разработка плана создания системы коллективной безопасности 2) секретарь ЦК ВКП(б) 3) нарком внутренних дел СССР 4 ) первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Министров СССР, 5) генеральный секретарь ЦК ВКП(б) 6) заместитель председателя Совета Министров СССР, курировавший работу МВД, органов госбезопасности и оборонной промышленности |
Запишите парами выбранные цифры с соответствующими буквами.
10. Прочтите отрывок из исторического очерка и напишите название страны, которой СССР оказал описанную помощь.
«Эта помощь была двоякого рода: посылка высших командиров и командиров менее высокого ранга; поставки самой разнообразной военной техники... Что касается военных специалистов, то они начали прибывать... организованными группами в середине октября, проехав транзитом по чужим паспортам через французскую территорию либо морским путем на советских транспортах... До середины октября 1936г. только небольшие группы добровольцев, асов бомбардировочной и истребительной авиации, получили разрешение отправиться в республиканскую зону в индивидуальном порядке».
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
События |
Дата |
Руководители |
Битва за Москву |
___________________(А) |
И.В. Панфилов |
Генуэзская конференция |
__________________( Б ) |
__________________( В) |
____________ (Г) |
Июнь 1941 г. |
М. М. Попов |
Оборона Севастополя |
___________________(Д) |
___________________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) 1922 г.
2) сентябрь 1941 г. - апрель 1942 г.
3) Г.В. Чичерин
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) 1941-1942
7) Укрепление обороны Ленинграда
8) Ф. С. Октябрьский
Запишите парно выбранные цифры с соответствующими буквами.
12. Прочтите отрывок из телеграммы государственного и политического деятеля Германии.
«1. Я искренне приветствую подписание германо-советского торгового соглашения как первую ступень перестройки германо-советских отношений. 2. Заключение пакта о ненападении с Советским Союзом означает для меня определение долгосрочной политики Германии. Поэтому Германия возобновляет политическую линию, которая была выгодна обоим государствам в течение прошлых столетий. В этой ситуации Имперское правительство решило действовать в полном соответствии с такими далеко идущими изменениями. 3. Я принимаю проект пакта о ненападении, который передал мне Ваш Министр иностранных дел господин Молотов, и считаю крайне необходимым как можно более скорое выяснение связанных с этим вопросом. 4. Я убеждён, что дополнительный протокол, желаемый Советским правительством, может быть выработан в возможно короткое время, если ответственный деятель Германии сможет лично прибыть в Москву для переговоров. В противном случае Имперское правительство не представляет, как дополнительный протокол может выработан и согласован в короткое время. 5. Напряженность между Германией и Польшей стала невыносимой. Поведение Польши по отношению к великим державам таково, что кризис может разразиться в любой день»[1]
Используя отрывок и знания по истории, выберете в приведённом списке три верных суждения.
Запишите соответственно цифры, под которыми они указаны.
1) телеграмма отправлена в сентябре 1939 г.
2) автор выступает сторонником дружественных отношений с Польшей
3) телеграмма адресована И.В. Сталину
4) действия, предлагаемые в телеграмме, поддерживаются правительством Англии и Франции
5) пакт о ненападении, о котором говорится в телеграмме, был подписан министром иностранных дел В.М. Молотовым
6) автором телеграммы является А. Гитлер
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
13. Укажите фамилию советского генерала, командовавшего Западным фронтом в самом начале войны, события которой обозначены на схеме.
14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
15. Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в 19_________ году».
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберете три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. На схеме отражены события блокады Ленинграда.
2. Смоленск был захвачен противником ко 2 июля.
3. Город, обозначенный на схеме цифрой «2», вошёл в состав СССР в 1940 г.
4. К 12 июля противнику удалось захватить Витебск.
5. В период, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками, Франция уже капитулировала перед противником.
6. На схеме обозначены стрелками события Московской битвы.
17. Установите соответствие между фамилией писателя и названием его произведения. К каждой позиции столбца писатели подберите соответствующую позицию столбца произведения.
ПИСАТЕЛИ |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
Запишите парами выбранные цифры с соответствующими буквами.
Критерии оценивания
«5» - 15-17 правильных ответов
«4» - 8-9 правильных ответов
«3» - 5-7 правильных ответов
«2» - менее 5 правильных ответов
Тема 4.
Система оценки: 5 балльная
Когда и где произошло одно из крупнейших сражений Курской битвы, которое также считается одним из крупнейших в мировой истории сражением с применением бронетанковых сил?
Какое название получила исходная операция для наступления немецкой армии летом 1943 года?
Какое название получил план наступления советских войск под Сталинградом?
Каких договорённостей удалось достичь союзникам в ходе Тегеранской конференции?
Какая территория отмечена на карте коричневым цветом?
Какая битва закрепила коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны в пользу СССР и других стран антигитлеровской коалиции?
Кто из командующих принимал участие в подготовке контрнаступления под Сталинградом?
Охарактеризуйте силы РККА под Курском.
Восстановите хронологию событий согласно дате их начала, начиная с самого раннего.
Напишите фамилию командующего Донским фронтом в ходе операции "Уран".
Критерии оценивания
«5» - 10 правильных ответов
«4» - 8-9 правильных ответов
«3» - 5-7 правильных ответов
«2» - менее 5 правильных ответов
Тема 7.
Система оценки: 5 балльная
Как называется пригород Берлина (ныне район в составе берлинского административного округа Лихтенберг), в котором 8 мая 1945 года был подписан Акт о капитуляции Германии во Второй мировой войне.
Когда началась Берлинская наступательная операция?
Напишите название операции Красной Армии, в результате проведения которой были освобождены Беларусь, большая часть Литвы и значительная часть Польши.
Перечислите итоги Ленинградско-Новгородской наступательной операции Красной Армии.
Где 4-11 февраля 1945 года состоялась вторая личная встреча лидеров Большой тройки?
Восстановите хронологию событий согласно дате их начала, начиная с самого раннего.
Когда закончилась Вторая мировая война?
Перечислите лидеров государств, которые принимали участие в Потсдамской конференции.
Охарактеризуйте итоги Потсдамской конференции.
Какое название получили 10 крупномасштабных наступательных операций Красной Армии в 1944 году?
Критерии оценивания
«5» - 10 правильных ответов
«4» - 8-9 правильных ответов
«3» - 5-7 правильных ответов
«2» - менее 5 правильных ответов
Итоговый Тест. Вторая мировая и Великая Отечественная война
Система оценки: 5 балльная
Вопрос 1. Назовите дату начала второй мировой войны:
А) 1 сентября 1939г.;
Б) 22 июня 1941г.;
В) 10 мая 1940г.
Вопрос 2. Что не соответствует понятию блицкрига?
А) быстрое продвижение войск в глубь территории противника;
Б) роль главной ударной силы отводится танковым и механизированным соединениям, которые обходят и окружают войска противника;
В) авиация не только оказывает непосредственную поддержку своим войскам, но и наносит удары по стратегически важным объектам в глубоком тылу противника, высаживает десанты для их захвата;
Г) ведутся затяжные бои на истощение войск противника.
Вопрос 3. Почему историки говорят о «странной» войне между странами Запада (Англией и Францией) и Германией в 1939 – 1940 гг?
А) противники ограничивались воздушной войной, бомбардировками городов, не предпринимая никаких действий на суше;
Б) противники пытались победить друг друга исключительно экономической блокадой, не ведя боевых действий;
В) война велась лишь на море, а на Западном фронте не велось никаких боевых действий, хотя мир тоже не заключался
Вопрос 4. Что было зафиксировано в совместном Заявлении правительств Германии и СССР от 28 сентября 1939г.?
А) СССР обязался вступить в войну на стороне Германии, если Англия и Франция не капитулируют;
Б) СССР и Германия выражали готовность восстановить независимость Польши после завершения войны в Европе;
В) утверждалось, что с распадом Польши исчезают основанья для продолжения войны Англии и Франции против Германии.
Вопрос 5. С названием какого города ассоциируется самое тяжелое поражение англо-французских войск во второй мировой войне?
А) Париж;
Б) Роттердам;
В) Дюнкерк;
Г) Брюссель.
Вопрос 6. Какие события вошли в историю под названием «Битва за Англию»?
А) боевые действия в Северной Африке, связанные с провалом попытки итальянских войск вытеснить англичан из Египта;
Б) воздушные сражения ад Британскими островами осенью 1940г., в итоге которых германская авиация не смогла сломить сопротивления англичан;
В) война на море между германскими подводными лодками и английским флотом.
Вопрос 7. Термин «коллаборационист» подразумевает:
А) лицо, участвующее в движении Сопротивления оккупантами в годы второй мировой войны;
Б) активист фашистской партии;
В) лицо, участвующее в поддержании порядка на оккупированной территории, сотрудничающее с оккупантами;
Г) глава местных полицейских формирований.
Вопрос 8. Что из перечисленного не относилось к особенностям политики германских властей на оккупированных территориях?
А) запрещение деятельности всех партий, кроме фашистских, ликвидация профсоюзов, запрещение забастовок;
Б) разрушение городов и массовое перемещение населения в сельскую местность, отмена денег;
В) вывоз в Германию рабочей силы на принудительные работы;
Г)выявление и уничтожение в лагерях смерти еврейского населения.
Вопрос 9. Закон о ленд-лизе, принятый в США в марте 1941г., предполагал:
А) право союзников закупать военную продукцию в долг с оплатой после войны лишь тех товаров, которые не были использованы на военные цели;
Б) право союзников приобретать оружие, боеприпасы и стратегическое сырье при условии немедленной оплаты и вывоза на собственных судах;
В) выделение Англией 50 эсминцев для охраны морских коммуникаций в обмен на передачу США в аренду на 99 лет английских баз.
Вопрос 10. В Декларации о принципах сотрудничества во время и после войны под названием Атлантическая хартия (август 1941г.) отсутствовал пункт:
А) об отказе от стремлений к территориальным приобретениям;
Б) об уважении права народов избирать себе форму правления;
В) об установлении сфер влияния;
Г) о содействии восстановлению независимости народов, лишившихся ее в результате фашистской агрессии
Вопрос 11. Что из перечисленного не имеет отношения к провалу плана «молниеносной войны» против СССР в 1941г., срыву плана «Барбаросса»?
А) крупномасштабные поставки оружия и боеприпасов по ленд-лизу из США и Англии;
Б) недооценка германским командованием мобилизационных возможностей СССР;
В) партизанское движение на оккупированной территории, создание новой промышленной базы на востоке страны.
Вопрос 12. О наступлении коренного перелома во второй мировой войне свидетельствовало:
А) поражение немецких войск в битве на Орлово-Курской дуге (лето 1943 г.);
Б) поражение японского флота в битве у аттола Мидуэй в Тихом океане (лето 1942 г.);
В) высадка англо-американских войск в Нормандии (лето 1944 г.).
Вопрос 13. Какое событие второй мировой войны принято считать открытием союзниками второго фронта?
А) высадку войск США в Северной Африке в 1942 г.;
Б) высадку англо-американских войск в Италии в 1943 г.;
В) высадку англо-американских войск во Франции в 1944 г.
Вопрос 14. Что из перечисленного не рассматривалось союзниками в качестве мер наказания Германии за совершенную ею агрессию?
А) Германия должна быть демилитаризирована, ее вооруженные силы должны быть распущены;
Б) Германия и ее столица Берлин должны быть разделены на зоны оккупации;
В) политическая жизнь Германии должна быть перестроена на демократических началах;
Г) Германия должна быть лишена колониальных владений в Африке, Азии и бассейне Тихого океана;
Д) должны быть наказаны лица, виновные в развязывании войны, преступлениях против народов.
Вопрос 15. Выберите правильный вариант продолжения приведенного ниже утверждения: «В начале 1945 г. у фашистской Германии не оставалось никаких шансов на победу. Тем не менее, ее лидеры не допускали даже мысли о капитуляции потому, что….»:
А) они надеялись на распад антигитлеровской коалиции и возникновение конфликта между СССР и странами Запада;
Б) они рассчитывали на военную поддержку Японии;
В) они были уверены, что немецким ученным удастся создать ядерное оружие, которое позволит им выиграть войну.
Вопрос 16. Когда и в каком городе состоялся Международный военный трибунал над лидерами фашистской Германии?
А) в 1945-1946 гг. Нюрнберге;
Б) 1945-1947 гг. в Берлине;
В) в 1946 г. в Мюнхене.
Вопрос 17. В каком году была создана Организация Объединенных Наций?
А) в 1945 г.;
Б) в 1947 г.;
В) в 1950 г..
Вопрос 18. Кому из политических деятелей принадлежит фраза, сказанная в 1941 г.: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Гитлеру, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя я не хочу победы Гитлера ни при каких обстоятельствах»?
А) Ф. Д. Рузвельту;
Б) У. Черчиллю;
В) Г. Трумэну;
Г) Н. Чемберлену.
Вопрос 19. В каких городах в годы войны состоялись встречи глав трех крупнейших союзных державы – СССР, США, Англии?
А) Тегеране, Ялте, Потсдаме;
Б) Тегеране, Москве, Берлине;
В) Каире, Риме, Токио.
Вопрос 20. Какие страны стали постоянными членами Совета Безопасности ООН?
А) СССР, США, Англия, Франция, Китай;
Б) СССР, США, Англия, Германия, Япония;
В) СССР, США, Китай, Индия, Польша.
Эталоны ответов
1 А
2 Г
3 В
4 В
5 В
6 Б
7 В
8 Б
9 А
10 В
11 А
12 А
13 В
14 Г
15 А
16 А
17 А
18 В
19 А
20 А
Критерии оценивания
«5» - 20-19 баллов
«4» - 18-17 баллов
«3» - 16-15 баллов
«2» - менее 15 баллов
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.