Конкурс инноваций: Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования

  • ppt
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конкурс инноваций Птюшкина ДЮЦ.ppt

Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования (2009 - 2013 гг)

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Петергоф»

Адресность

Данный опыт адресован педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы.

Ориентиры

Образовательная инициатива «Наша новая школа»: «создание школы, способной «раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: развитие системы оценки качества образования.
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская Школа 2020»: Миссия Петербургской Школы - обеспечение равных условий воспитания и образования учащихся младших классов при разных стартовых возможностях.
Вступая в Общеевропейское образовательное пространство в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, одним из условий которого является введение балльно-рейтинговой системы.

Проблема

Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идёт активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стандартов образования.

В связи с этим происходит изменение требований к качеству образования и системе его оценки.

Данные условия заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счёт такой организации учебного процесса, которая могла бы более широко использовать творческий потенциал школьников.

Отсутствие в сфере дополнительного образования единых образовательных стандартов осложняет ситуацию в определении результативности обучения.

Механизм комплексной оценки

Анализ

Информационно-методический бюллетень: материалы согласованных исследований проблем дополнительного образования детей: результативность образовательного процесса в УДОД: итоги реализации вариативных программ исследования /Авторы-сост. И. О. Сеничева, Л. Р. Ситник. – СПб.,2007. – Выпуск № 6.
Информационно-методический бюллетень: материалы согласованных исследований проблем дополнительного образования детей: результативность образовательного процесса в УДОД: диагностическая программа инвариантной части согласованного исследования /Авторы-сост. И. О. Сеничева, Г. А. Барышева. – СПб.,2008. – Выпуск № 5.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

О результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, конференциях, исследовательских работах, проектах и по награждению грамотами и другими знаками отличия.

Такой подход не всегда обоснован !!!

Во-первых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
Во-вторых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.

Решение проблемы

Поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации учащихся и их самостоятельности.

Вследствие чего практический интерес представляет балльно-рейтинговая система оценивания, поскольку она является более гибкой и может включать в себя различные элементы других систем.

Балльно-рейтинговая технология

 Одна из современных оценочных технологий в образовательной деятельности, дающая возможность качественно и количественно оценивать уровень учебных и личностных достижений учащихся.

Рейтинг – это оценка, некоторая численная характеристика какого-то качественного понятия, иначе, «накопленная оценка»

Основные правила рейтинга

оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и учащегося;
незнание не наказывается;
прогресс познания стимулируется;
учащийся волен сам выбирать стратегию своей деятельности в соответствии с правилами;
открытость;
гибкость.

Методические рекомендации по использованию технологии балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся

Образовательная программа дополнительного образования детей «Дворцово-парковый ансамбль ГМЗ «Ораниенбаум»

Направленность
туристско-краеведческая
с эколого-краеведческим
содержанием

Срок реализации – 2 года

Адресность – дети 7 -10 лет

Содержание

рекомендации по использованию опыта;
материалы учебно-методического комплекса;
разработки к программе дополнительного образования;
опубликованные исследовательские работы обучающихся;
конспекты занятий с использованием технологии балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучающихся
портфолио обучающегося (фрагменты).

Цели

способствовать распространению опыта применения новой технологии в конструировании образовательного процесса для повышения ценности самого образовательного процесса для обучающихся и осознания ими смысла образования;

помочь найти коллегам свои подходы к решению проблемы и добиться успеха.

Как составить рейтинг?

1. Разделить учебный материал на логические блоки: разделы, темы.
2. Определить знания, умения и навыки по каждому блоку:
обязательные;
дополнительные
3. Подобрать (разработать) различные виды заданий.
4. Определить нормативные баллы за каждое задание.
5. Познакомить обучающихся с балльной оценкой.

Пример Тема занятия: «Внутреннее убранство Дворца Петра III»


Выполнить задания в рабочей тетради:

обязательные
выбери стили архитектуры дворца - 2 балла;
перечисли элементы внутренней декоративной отделки дворца – 6 баллов;
ответь на вопросы по планировке дворца – 3 балла;
что такое «цветок Ринальди?» - 2 балла

дополнительные (по желанию)
составь свою шпалерную развеску картин – 6 баллов