Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования(2009 - 2013 гг)
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Петергоф»
Ориентиры
Образовательная инициатива «Наша новая школа»: «создание школы, способной «раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: развитие системы оценки качества образования.
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская Школа 2020»: Миссия Петербургской Школы - обеспечение равных условий воспитания и образования учащихся младших классов при разных стартовых возможностях.
Вступая в Общеевропейское образовательное пространство в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, одним из условий которого является введение балльно-рейтинговой системы.
Проблема
Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идёт активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стандартов образования.
В связи с этим происходит изменение требований к качеству образования и системе его оценки.
Данные условия заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счёт такой организации учебного процесса, которая могла бы более широко использовать творческий потенциал школьников.
Отсутствие в сфере дополнительного образования единых образовательных стандартов осложняет ситуацию в определении результативности обучения.
Механизм комплексной оценки
Анализ
Информационно-методический бюллетень: материалы согласованных исследований проблем дополнительного образования детей: результативность образовательного процесса в УДОД: итоги реализации вариативных программ исследования /Авторы-сост. И. О. Сеничева, Л. Р. Ситник. – СПб.,2007. – Выпуск № 6.
Информационно-методический бюллетень: материалы согласованных исследований проблем дополнительного образования детей: результативность образовательного процесса в УДОД: диагностическая программа инвариантной части согласованного исследования /Авторы-сост. И. О. Сеничева, Г. А. Барышева. – СПб.,2008. – Выпуск № 5.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
О результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, конференциях, исследовательских работах, проектах и по награждению грамотами и другими знаками отличия.
Такой подход не всегда обоснован !!!
Во-первых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
Во-вторых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.
Решение проблемы
Поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации учащихся и их самостоятельности.
Вследствие чего практический интерес представляет балльно-рейтинговая система оценивания, поскольку она является более гибкой и может включать в себя различные элементы других систем.
Балльно-рейтинговая технология
Одна из современных оценочных технологий в образовательной деятельности, дающая возможность качественно и количественно оценивать уровень учебных и личностных достижений учащихся.
Рейтинг – это оценка, некоторая численная характеристика какого-то качественного понятия, иначе, «накопленная оценка»
Основные правила рейтинга
оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и учащегося;
незнание не наказывается;
прогресс познания стимулируется;
учащийся волен сам выбирать стратегию своей деятельности в соответствии с правилами;
открытость;
гибкость.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Дворцово-парковый ансамбль ГМЗ «Ораниенбаум»
Направленность –
туристско-краеведческая
с эколого-краеведческим
содержанием
Срок реализации – 2 года
Адресность – дети 7 -10 лет
Содержание
рекомендации по использованию опыта;
материалы учебно-методического комплекса;
разработки к программе дополнительного образования;
опубликованные исследовательские работы обучающихся;
конспекты занятий с использованием технологии балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучающихся
портфолио обучающегося (фрагменты).
Цели
способствовать распространению опыта применения новой технологии в конструировании образовательного процесса для повышения ценности самого образовательного процесса для обучающихся и осознания ими смысла образования;
помочь найти коллегам свои подходы к решению проблемы и добиться успеха.
Как составить рейтинг?
1. Разделить учебный материал на логические блоки: разделы, темы.
2. Определить знания, умения и навыки по каждому блоку:
обязательные;
дополнительные
3. Подобрать (разработать) различные виды заданий.
4. Определить нормативные баллы за каждое задание.
5. Познакомить обучающихся с балльной оценкой.
Пример Тема занятия: «Внутреннее убранство Дворца Петра III»
Выполнить задания в рабочей тетради:
обязательные
выбери стили архитектуры дворца - 2 балла;
перечисли элементы внутренней декоративной отделки дворца – 6 баллов;
ответь на вопросы по планировке дворца – 3 балла;
что такое «цветок Ринальди?» - 2 балла
дополнительные (по желанию)
составь свою шпалерную развеску картин – 6 баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.