Конкурс знатоков изобразительного искусства

  • Конкурсы
  • doc
  • 13.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие имеет обобщающий характер, цель которого: обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве; вызвать эмоциональный отклик на произведения разных жанров изобразительного искусства, формировать интерес к изобразительному творчеству, умение работать в группах
Иконка файла материала Конкурс знатоков_.doc

Конкурс знатоков

 изобразительного искусства

старшая группа

Воспитатель: Вашикеева Елена Александровна

 

Цель:       обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве;

                 формировать интерес к изобразительному творчеству;

                 вызвать эмоциональный отклик на произведения разных жанров

                 изоискусства.

Задачи:   создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.

                 Выявить знание выразительных средств, терминологии и понятий

                 изоискусства, умение выделять отличительные особенности, составные

                 элементы произведений разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт,

                 жанровая живопись).

                 Выявить умение составлять композицию по собственному замыслу, знание

                 о лице человека и расположении его частей, умение устанавливать сходство

                 между геометрическими формами и предметами.

                 Выявить знание основных и составных, теплых и холодных цветов.

                 Выявить умение последовательно располагать цвета в спектральном круге.

Материалы: Письмо – сюрприз (изображение Мастера – Карандаша); аудиообращение Мастера – Карандаша к  детям; изображение цветных карандашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); изображение феи Живописи и Феи Графики,

Графическое изображение печальной царицы Природы в зимнем и летнем наряде с одной стороны листа и живописное изображение веселой царицы Природы – с другой; нарисованные цветные карандаши с таким расчетом, чтобы их хватило на правильные ответы детей в течение всей игры;  стаканчики с прикрепленными на них фотографии детей и чистого кружка (для подведения итога конкурса с диагностической целью); музыкальная запись для заставок во время дидактических игр; торжественная музыка для награждения детей; мешочек с угощением, медали «Знатоку ИЗО» (на каждого ребенка).

Для дидактических игр

«Цветик – семицветик» Изображение цветка с 7 лепестками (на каждого ребенка). Лепестки по цвету должны соответствовать основным цветам спектра. Все лепестки окрашены кроме одного, разноцветные лепестки в коробке.

«Волшебный круг»  Круг диаметром 50 см. разделенный на восемь спектров, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга – стрелка, которую вращают рукой.

«Найди недостаток  в портрете» Графическое изображение одного и того же лица с разными недостатками  (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), черный фломастер.

«Найди правильно цвет» Веревка с прикрепленными на нее  разноцветными лоскутами ((однотонные, в теплой и холодной гамме),

«Составь натюрморт» Картон, набор полосок разной ширины и высоты, для изображения стола, набор изображений предметов, цветов, ягод, грибов , снеди, одежды, природы, животных, людей, на каждого ребенка. 

«Чудесные превращения» Четверть альбомного листа, фломастеры.

 

Для оформления группы

Мольберт, репродукции картин разных жанров, палитра , кисточка, карандаш, краски.

 

Ход конкурса

 Воспитатель;   (показывает письмо- сюрприз)

                           Кто-то бросил нам в оконце,

                           Посмотрите письмецо

                           Может, это лучик солнца,

                           Что щекочет нам лицо?

                           Может, это воробьишко,

                           Пролетая, обронил?

                           Может, кто письмо, как мышку;

                           На окошко заманил?

Вам хочется узнать, от кого письмо? Тогда нужно отгадать загадку.

                          Черный Ивашка, деревянная рубашка,

                          Где пройдется, там след остается.

                                                                   (карандаш)

Достает из конверта изображение Мастера – Карандаша, и кассету. Предлагает детям ее прослушать. Звучит голос Мастера- Карандаша:

  «Здравствуйте, мои маленькие художники! Я, Мастер – Карандаш, приглашаю вас на конкурс «Знаков изобразительного искусства».  А дорогу к победе вам укажут мои верные помощники – цветные карандаши»

     По знакам – указателям, цветным карандашам, дети отправляются в мастерскую художника, воспитатель по дороге собирает карандаши – указатели

Воспитатель: Куда же мы попали? Мне кажется, что здесь работает человек, который создает красоту, потому что умеет видеть красоту вокруг себя. Для работы ему нужны бумага, кисть, краски…  Догадались?

Дети: Мы пришли к художнику.

Воспитатель: А как называется помещение,  где работает художник?

Дети: Художник работает в мастерской.

Воспитатель: Да, работает художник в мастерской, но выбор темы картин зависят от времени года, времени суток, погоды, настроения художника, вдохновения. (читает стихотворение)   

                                Скажи, скажи, художник,

                                Какого цвета дождик,

                                Какого цвета ветер,

                                Какого цвета вечер?

                                Ромашку сделал белой,

                                А розу сделал красной…

                                А ты такое сделай,

                                Что нам еще не ясно!

                                Рисуй, рисуй, художник,

                                Какого цвета дождик,

                                Какого цвета ветер,

                                Какого цвета вечер…

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же нас встречает? Как зовут этих помощниц художника?

Дети: Феи изобразительного искусства: Графика и Живопись

Воспитатель: Что означает слово живопись?    ( Живо писать жизнь.)

Воспитатель: Чем повелевает фея Живопись?    (Цветом.)

Воспитатель: Какой материал использует художник, когда занимается живописью?

(краски)

Воспитатель: Что означает слово Графика?  (рисую)

Воспитатель: Чем повелевает фея Графика?    (линией, штрихом, точкой)

Воспитатель:  Какой материал ей в этом помогает? (простой карандаш, уголь)

Воспитатель: А теперь Феи изобразительного искусства предлагают нам поиграть. Они приготовили стаканы с вашими фотографиями в которые за правильные ответы я буду ставить цветные карандаши. (карандаши вырезаны из цветного картона) В конце нашего конкурсы мы подсчитаем, в чьем стакане будет больше карандашей.

Фея Живопись приготовила для нас необычные цветы, но так спешила к нам в гости, что не успела закрасить в них по одному лепестку. Она предлагает вам сделать это самим.

Дидактическая игра «Цветик - семицветик»

Каждому ребенку дается цветок без одного окрашенного лепестка и набор с лепестками. Предлагается найти для своего цветка пропущенный по цвету лепесток. Готовые цветы прикрепляются на стену.

Воспитатель:  А теперь Фея Живопись хочет представить вам своих главных помощников.

- Самая горячая, яркая и величественная, веселая и решительная - Красная принцесса!

(под музыку выходит «красная краска», приветствует детей)

- Серьезная, тихая, печальная – Синяя принцесса! (выходит  «синяя краска»)

- Добрая, солнечная, золотая, щедрая – Желтая принцесса

Выходит Зеленая принцесса. У нее растерянный вид.

Зеленая принцесса: Ну почему я не главная, не основная краска?! Я так приятна для глаз, все любят зелень травы и деревьев.

Красная принцесса: Конечно, ты прекрасна, ты очень и очень привлекательна, но зеленый цвет все-таки не главный.

Синяя принцесса: Всю многоцветность мира можно передать с помощью только трех красок: красной, синей и желтой.

Желтая принцесса: А если тебя начнут смешивать с другими красками, то не известно, что получится!

Зеленая принцесса: (топает ногой): Очень даже известно! Я все равно хочу быть главной!

Воспитатель: Мне кажется, что феи Живописи надоели ваши вечные споры! Ребята, я вас очень прошу, расскажите нашей упрямой Зеленой краске, почему она не главная, не основная.

Дети: Зеленая краска получается при смешивании желтой и синей красок.

Воспитатель  вместе с детьми вспоминает, что у феи Живописи есть разные краски: основные (красная, синяя и желтая) и составные, которые получаются при смешивании двух основных цветов (оранжевая, зеленая, фиолетовая и коричневая) Предлагает поиграть с волшебным кругом феи Живописи.

                             Дидактическая игра «Волшебный круг»

Правила игры:  Воспитатель вращает стрелку на круге, детям надо быть внимательными и заметить, на каком цвете остановилась стрелка. Они должны определить, какой это цвет (основной или составной), и поднять руки для основного цвета, захлопать в ладоши для составного. Карандаш получают те дети, которые правильно выполнили задание, а также тот, кто первым скажет, из каких двух основных цветов составлен составной.

Воспитатель: Вы сказали, что Графика и Живопись - Феи изобразительного искусства.

Что же они помогают художнику изображать? (свободные высказывания детей)

Воспитатель: Верно,  художники изображают человека и его жизнь, природу, животных, предметы – весь мир. Рисование на ту или иную тему определяет жанр изобразительного искусства. Сейчас  фея Графика предлагает поиграть со своими помощниками – фломастерами, но вначале вы должны угадать о каком жанре изобразительного искусства пойдет речь.

                                           Если видишь, что с картины

                                           Смотрит кто-нибудь на вас,

                                           Или принц в плаще старинном

                                           Или в робе  верхолаз,

                                           Летчик, или балерина,

                                           Или Колька, твой сосед,

                                           Обязательно картина

                                           Называется …ПОРТРЕТ

Воспитатель: Мы говорим  с вами о жанре портрета. А что означает слово «портрет»?  (изображение человека, прежде всего его лица) Значит, чтобы нарисовать портрет надо знать черты лица человека.

                Дети переходят за столы, где лежат изображения лица одного и того же мальчика с разными недостатками

                      Дидактическая игра «Найди недостаток  в портрете»

Детям необходимо определить недостающие черты лица и дорисовать их графическим материалом черным фломастером. 

Воспитатель: Молодцы! Все  справились с заданием. А теперь,  послушайте стихотворение А. С. Пушкина, и подумайте, о каком жанре изобразительного искусства пойдет речь дальше.

Воспитатель читает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый»

Воспитатель:  Какой жанр искусства ждет с нами встречи? (сказочный)

Появляется Баба Яга

Баба Яга: Все, закончился ваш конкурс.

Баба Яга: Ну, во-первых, здравствуйте дорогая Баба Яга. А, во-вторых, почему наш конкурс закончился?

Баба Яга: Я все в сказочном жанре заколдовала.

Воспитатель: А мы расколдуем!  

Баба Яга: Попробуйте!

Баба яга показывает ребятам бесцветное изображение Царицы Природы

Баба Яга: Это Царица Природа в зимнем  и летнем нарядах.  Нравится? Сама писала… Красота!

Воспитатель: Не писала, а рисовала. Дети, какая фея помогала рисовать Бабе Яге?

(Фея Графика)

Баба Яга: Какое настроение у Царицы Природы?  (ответы) А отчего у нее такое настроение?

(Ответы – предположения)

Воспитатель продолжая беседу подводит детей к выводу: Царице Природе нужно «сшить» новый наряд. Баба Яга услужливо преподносит веревку с нанизанными на ней лоскутами ткани теплых и холодных цветов, натягивает ее и предлагает показать ей свою ловкость и умение различать теплые и холодные цвета.

Подвижная игра: «Найди правильно цвет»

Дети должны подпрыгнув, снять с веревки лоскут ткани  и отнести его к графическим изображениям  Царицы природы. Лоскуты теплых цветов кладут к изображению Царицы Природы в летнем наряде, а холодных - к изображению Царицы Природы в зимнем наряде.

После подведения итога игры, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и поворачивает лист бумаги  другой стороной,  на  которой живописное  изображение Царицы Природы.

Воспитатель: Вижу, вижу, знаете вы теплые и холодные цвета, да и сказочный жанр любите, но картину сказочного жанра на этой выставке вы больше никогда не увидите. Ну, разве маленькие кусочки. Все заколдовала, аж самой жалко. Такая красота была…

Воспитатель: Ну, так расколдуй.

Баба Яга: (в отчаянии) Не могу я по оставшимся фрагментам картину вспомнить.

Воспитатель: А мы  тебе поможем.

Баба Яга: (удивленно) Это как? Вы что волшебники?

Воспитатель: Нет, но наши знания нам помогут. Дети, помогите узнать картину по фрагментам (картина закрыта белым листом с вырезанными прямоугольником и квадратом)  и снять колдовство Бабы Яги.

Как только картина узнана, с нее «спадает колдовство» - перед детьми предстает репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Баба Яга: А кто такие Богатыри? (Защитники Отечества)

Воспитатель: Назовите имена богатырей, изображенных на картине. ( Ответы.)

Что делают богатыри в чистом поле? (Осматривают землю русскую, стоят на страже родной земли. Оберегают Русь от  врагов)

Баба Яга:  Вижу, вижу, любите вы сказочный жанр. А знаете  вы, какой жанр называется «мертвая  природа»?

Воспитатель: Ребята, я помогу вам ответить.

                                       Если видишь на картине

                                       Чашку кофе на столе,

                                       Или  морс в большом графине,

                                       Или розу в хрустале,

                                       Или бронзовую вазу,

                                       Или грушу, или торт,

                                       Или все предметы сразу,

                                        Знай что это …НАТЮРМОРТ.

 Баба Яга:  Объясните, почему он носит такое название? (ответы) А я никогда не видела этот самый… натюрморт. Покажите мне его!

Воспитатель: Давайте, исполним желание Бабы Яги – составим для нее натюрморт.

Дидактическая игра   «Составь натюрморт»

Каждому ребенку дают  набор изображений неживой природы (цветы, посуда, овощи, фрукты и т. д.) и живой природы, в том числе и людей, животных. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру. Игра проводится под музыку.

(В конце игры дети вставляют свои работы в рамочки, вывешенные на стене.)

«мертвая природа»!Как мне нравится эта «мертвая природа»!

Воспитатель: Баба Яга, ну что ты заладила «мертвая природа» да «мертвая природа». Художники называют натюрморт иначе – «тихая жизнь вещей».  Нас всегда окружают вещи. Мы привыкли к ним и порой даже перестаем  замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом предмете, обычном предмете  он видит необычное, прекрасное, и вещи на картинах начинают радовать нас своей неожиданной красотой.

Баба Яга:                          О, чудо дивное – искусство!

                                            В нем страсть, и красота, и чувство!

                                            Здесь все трепещут и творят,

                                            И жаждой творчества горят!

Дидактическая игра   «Чудесные превращения»

Воспитатель: (обращаясь к детям) А вы горите жаждой творчества? Для творчества нужны цветные карандаши  и маленькие листочки бумаги сейчас начнутся  «чудесные превращения»

Послушайте загадки и попробуйте нарисовать отгадки. Еще один карандаш в свой стаканчик получит тот, кто сделает это быстро и красиво.

                                      1.  Это что за потолок?

                                          То он низок, то высок,

                                          То он сер, то беловат.

                                           То чуть-чуть голубоват.

                                           А порой такой красивый –

                                           Кружевной и синий-синий!

                                                                                 (небо)

 

2.      Голубой платок,

Красный колобок:

                                            По платку катится,

                                            Людям усмехается.

                                                                         (солнце)

3.      Зимой и летом

Одним цветом

                         (ель)

4.      Весной веселит

Летом холодит

Осенью питает

Зимой согревает

                    (дерево)

5.      Что не сеяно

А растет?

                                                                  (трава)

6.      Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел –

Красную шапочку нашел

                                 (гриб) 

7.      Во лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички.

                         (ромашки)

Дети на листе бумаги рисуют отгадки так, чтобы получилась картинка.

Баба Яга:  (рассматривая работы детей)   Интересно, к какому жанру изобразительного искусства относятся нарисованные  вами картины?

Воспитатель: А чтобы узнать это, уважаемая Баба Яга, попробуй закончить стихотворные строчки, а ребята тебе помогут:

                                          Если видишь на картине

                                          Нарисована река,

                                          Или ель и белый иней,

                                          Или сад и облака,

                                          Или снежная равнина,

                                          Или поле и шалаш,

                                          Обязательно картина

                                          Называется…ПЕЙЗАЖ

                                          Или поле и шалаш,

а,

нарисована рекагут

Баба Яга:  А что обозначает слово «пейзаж»?   (живая природа)

Воспитатель: Художник для изображения пейзажа выбирает лес в любое время года, или морской залив, закат солнца, или ночной город. Его выбор зависит от настроения художника, вдохновения. Сколько удивительного в живой природе! Она похожа на нас, людей, у нее бывает разное настроение:  веселое, когда светит… (солнышко), грустное, когда идет… (дождь), сердитое, когда дуют…(ветры), воют…(вьюги.)  Многие художники любят отражать разные настроения природы в пейзажах.

 Баба Яга: А какой пейзаж получился у вас?   (ответы детей)

Воспитатель: Ну, вот и пришло время подвести итоги

Воспитатель подсчитывает количество карандашей в каждом стаканчике,  отдает их Бабе Яге.

На стаканчике записывается количество набранных очков.

(Заработанные ребенком  очки помогут  воспитателю в диагностике знаний и умений по изобразительной деятельности)

Вы все  оказались знатоками изобразительного искусства.

Баба Яга: Мастер Карандаш передал медали для юных художников

(Воспитатель под торжественную музыку проводит награждение – каждый ребенок получает медаль)

Воспитатель: А что же делать с цветными карандашами?

(Баба Яга складывает их в свой мешочек)

Баба Яга: (колдует)              Кручу, верчу,

                                                  Быть доброй хочу.

                                                  Цветные карандаши

                                                  В угощение превращу!

Достает из мешочка каждому ребенку «сладкий подарок.