Конкурс знатоков
изобразительного искусства
старшая группа
Воспитатель: Вашикеева Елена Александровна
Цель: обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве;
формировать интерес к изобразительному творчеству;
вызвать эмоциональный отклик на произведения разных жанров
изоискусства.
Задачи: создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.
Выявить знание выразительных средств, терминологии и понятий
изоискусства, умение выделять отличительные особенности, составные
элементы произведений разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт,
жанровая живопись).
Выявить умение составлять композицию по собственному замыслу, знание
о лице человека и расположении его частей, умение устанавливать сходство
между геометрическими формами и предметами.
Выявить знание основных и составных, теплых и холодных цветов.
Выявить умение последовательно располагать цвета в спектральном круге.
Материалы: Письмо – сюрприз (изображение Мастера – Карандаша); аудиообращение Мастера – Карандаша к детям; изображение цветных карандашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); изображение феи Живописи и Феи Графики,
Графическое изображение печальной царицы Природы в зимнем и летнем наряде с одной стороны листа и живописное изображение веселой царицы Природы – с другой; нарисованные цветные карандаши с таким расчетом, чтобы их хватило на правильные ответы детей в течение всей игры; стаканчики с прикрепленными на них фотографии детей и чистого кружка (для подведения итога конкурса с диагностической целью); музыкальная запись для заставок во время дидактических игр; торжественная музыка для награждения детей; мешочек с угощением, медали «Знатоку ИЗО» (на каждого ребенка).
Для дидактических игр
«Цветик – семицветик» Изображение цветка с 7 лепестками (на каждого ребенка). Лепестки по цвету должны соответствовать основным цветам спектра. Все лепестки окрашены кроме одного, разноцветные лепестки в коробке.
«Волшебный круг» Круг диаметром 50 см. разделенный на восемь спектров, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга – стрелка, которую вращают рукой.
«Найди недостаток в портрете» Графическое изображение одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), черный фломастер.
«Найди правильно цвет» Веревка с прикрепленными на нее разноцветными лоскутами ((однотонные, в теплой и холодной гамме),
«Составь натюрморт» Картон, набор полосок разной ширины и высоты, для изображения стола, набор изображений предметов, цветов, ягод, грибов , снеди, одежды, природы, животных, людей, на каждого ребенка.
«Чудесные превращения» Четверть альбомного листа, фломастеры.
Для оформления группы
Мольберт, репродукции картин разных жанров, палитра , кисточка, карандаш, краски.
Ход конкурса
Воспитатель; (показывает письмо- сюрприз)
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите письмецо
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кто письмо, как мышку;
На окошко заманил?
Вам хочется узнать, от кого письмо? Тогда нужно отгадать загадку.
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где пройдется, там след остается.
(карандаш)
Достает из конверта изображение Мастера – Карандаша, и кассету. Предлагает детям ее прослушать. Звучит голос Мастера- Карандаша:
«Здравствуйте, мои маленькие художники! Я, Мастер – Карандаш, приглашаю вас на конкурс «Знаков изобразительного искусства». А дорогу к победе вам укажут мои верные помощники – цветные карандаши»
По знакам – указателям, цветным карандашам, дети отправляются в мастерскую художника, воспитатель по дороге собирает карандаши – указатели
Воспитатель: Куда же мы попали? Мне кажется, что здесь работает человек, который создает красоту, потому что умеет видеть красоту вокруг себя. Для работы ему нужны бумага, кисть, краски… Догадались?
Дети: Мы пришли к художнику.
Воспитатель: А как называется помещение, где работает художник?
Дети: Художник работает в мастерской.
Воспитатель: Да, работает художник в мастерской, но выбор темы картин зависят от времени года, времени суток, погоды, настроения художника, вдохновения. (читает стихотворение)
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Ромашку сделал белой,
А розу сделал красной…
А ты такое сделай,
Что нам еще не ясно!
Рисуй, рисуй, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер…
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же нас встречает? Как зовут этих помощниц художника?
Дети: Феи изобразительного искусства: Графика и Живопись
Воспитатель: Что означает слово живопись? ( Живо писать жизнь.)
Воспитатель: Чем повелевает фея Живопись? (Цветом.)
Воспитатель: Какой материал использует художник, когда занимается живописью?
(краски)
Воспитатель: Что означает слово Графика? (рисую)
Воспитатель: Чем повелевает фея Графика? (линией, штрихом, точкой)
Воспитатель: Какой материал ей в этом помогает? (простой карандаш, уголь)
Воспитатель: А теперь Феи изобразительного искусства предлагают нам поиграть. Они приготовили стаканы с вашими фотографиями в которые за правильные ответы я буду ставить цветные карандаши. (карандаши вырезаны из цветного картона) В конце нашего конкурсы мы подсчитаем, в чьем стакане будет больше карандашей.
Фея Живопись приготовила для нас необычные цветы, но так спешила к нам в гости, что не успела закрасить в них по одному лепестку. Она предлагает вам сделать это самим.
Дидактическая игра «Цветик - семицветик»
Каждому ребенку дается цветок без одного окрашенного лепестка и набор с лепестками. Предлагается найти для своего цветка пропущенный по цвету лепесток. Готовые цветы прикрепляются на стену.
Воспитатель: А теперь Фея Живопись хочет представить вам своих главных помощников.
- Самая горячая, яркая и величественная, веселая и решительная - Красная принцесса!
(под музыку выходит «красная краска», приветствует детей)
- Серьезная, тихая, печальная – Синяя принцесса! (выходит «синяя краска»)
- Добрая, солнечная, золотая, щедрая – Желтая принцесса
Выходит Зеленая принцесса. У нее растерянный вид.
Зеленая принцесса: Ну почему я не главная, не основная краска?! Я так приятна для глаз, все любят зелень травы и деревьев.
Красная принцесса: Конечно, ты прекрасна, ты очень и очень привлекательна, но зеленый цвет все-таки не главный.
Синяя принцесса: Всю многоцветность мира можно передать с помощью только трех красок: красной, синей и желтой.
Желтая принцесса: А если тебя начнут смешивать с другими красками, то не известно, что получится!
Зеленая принцесса: (топает ногой): Очень даже известно! Я все равно хочу быть главной!
Воспитатель: Мне кажется, что феи Живописи надоели ваши вечные споры! Ребята, я вас очень прошу, расскажите нашей упрямой Зеленой краске, почему она не главная, не основная.
Дети: Зеленая краска получается при смешивании желтой и синей красок.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает, что у феи Живописи есть разные краски: основные (красная, синяя и желтая) и составные, которые получаются при смешивании двух основных цветов (оранжевая, зеленая, фиолетовая и коричневая) Предлагает поиграть с волшебным кругом феи Живописи.
Дидактическая игра «Волшебный круг»
Правила игры: Воспитатель вращает стрелку на круге, детям надо быть внимательными и заметить, на каком цвете остановилась стрелка. Они должны определить, какой это цвет (основной или составной), и поднять руки для основного цвета, захлопать в ладоши для составного. Карандаш получают те дети, которые правильно выполнили задание, а также тот, кто первым скажет, из каких двух основных цветов составлен составной.
Воспитатель: Вы сказали, что Графика и Живопись - Феи изобразительного искусства.
Что же они помогают художнику изображать? (свободные высказывания детей)
Воспитатель: Верно, художники изображают человека и его жизнь, природу, животных, предметы – весь мир. Рисование на ту или иную тему определяет жанр изобразительного искусства. Сейчас фея Графика предлагает поиграть со своими помощниками – фломастерами, но вначале вы должны угадать о каком жанре изобразительного искусства пойдет речь.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …ПОРТРЕТ
Воспитатель: Мы говорим с вами о жанре портрета. А что означает слово «портрет»? (изображение человека, прежде всего его лица) Значит, чтобы нарисовать портрет надо знать черты лица человека.
Дети переходят за столы, где лежат изображения лица одного и того же мальчика с разными недостатками
Дидактическая игра «Найди недостаток в портрете»
Детям необходимо определить недостающие черты лица и дорисовать их графическим материалом черным фломастером.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. А теперь, послушайте стихотворение А. С. Пушкина, и подумайте, о каком жанре изобразительного искусства пойдет речь дальше.
Воспитатель читает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый»
Воспитатель: Какой жанр искусства ждет с нами встречи? (сказочный)
Появляется Баба Яга
Баба Яга: Все, закончился ваш конкурс.
Баба Яга: Ну, во-первых, здравствуйте дорогая Баба Яга. А, во-вторых, почему наш конкурс закончился?
Баба Яга: Я все в сказочном жанре заколдовала.
Воспитатель: А мы расколдуем!
Баба Яга: Попробуйте!
Баба яга показывает ребятам бесцветное изображение Царицы Природы
Баба Яга: Это Царица Природа в зимнем и летнем нарядах. Нравится? Сама писала… Красота!
Воспитатель: Не писала, а рисовала. Дети, какая фея помогала рисовать Бабе Яге?
(Фея Графика)
Баба Яга: Какое настроение у Царицы Природы? (ответы) А отчего у нее такое настроение?
(Ответы – предположения)
Воспитатель продолжая беседу подводит детей к выводу: Царице Природе нужно «сшить» новый наряд. Баба Яга услужливо преподносит веревку с нанизанными на ней лоскутами ткани теплых и холодных цветов, натягивает ее и предлагает показать ей свою ловкость и умение различать теплые и холодные цвета.
Подвижная игра: «Найди правильно цвет»
Дети должны подпрыгнув, снять с веревки лоскут ткани и отнести его к графическим изображениям Царицы природы. Лоскуты теплых цветов кладут к изображению Царицы Природы в летнем наряде, а холодных - к изображению Царицы Природы в зимнем наряде.
После подведения итога игры, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и поворачивает лист бумаги другой стороной, на которой живописное изображение Царицы Природы.
Воспитатель: Вижу, вижу, знаете вы теплые и холодные цвета, да и сказочный жанр любите, но картину сказочного жанра на этой выставке вы больше никогда не увидите. Ну, разве маленькие кусочки. Все заколдовала, аж самой жалко. Такая красота была…
Воспитатель: Ну, так расколдуй.
Баба Яга: (в отчаянии) Не могу я по оставшимся фрагментам картину вспомнить.
Воспитатель: А мы тебе поможем.
Баба Яга: (удивленно) Это как? Вы что волшебники?
Воспитатель: Нет, но наши знания нам помогут. Дети, помогите узнать картину по фрагментам (картина закрыта белым листом с вырезанными прямоугольником и квадратом) и снять колдовство Бабы Яги.
Как только картина узнана, с нее «спадает колдовство» - перед детьми предстает репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Баба Яга: А кто такие Богатыри? (Защитники Отечества)
Воспитатель: Назовите имена богатырей, изображенных на картине. ( Ответы.)
Что делают богатыри в чистом поле? (Осматривают землю русскую, стоят на страже родной земли. Оберегают Русь от врагов)
Баба Яга: Вижу, вижу, любите вы сказочный жанр. А знаете вы, какой жанр называется «мертвая природа»?
Воспитатель: Ребята, я помогу вам ответить.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай что это …НАТЮРМОРТ.
Баба Яга: Объясните, почему он носит такое название? (ответы) А я никогда не видела этот самый… натюрморт. Покажите мне его!
Воспитатель: Давайте, исполним желание Бабы Яги – составим для нее натюрморт.
Дидактическая игра «Составь натюрморт»
Каждому ребенку дают набор изображений неживой природы (цветы, посуда, овощи, фрукты и т. д.) и живой природы, в том числе и людей, животных. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру. Игра проводится под музыку.
(В конце игры дети вставляют свои работы в рамочки, вывешенные на стене.)
«мертвая природа»!Как мне нравится эта «мертвая природа»!
Воспитатель: Баба Яга, ну что ты заладила «мертвая природа» да «мертвая природа». Художники называют натюрморт иначе – «тихая жизнь вещей». Нас всегда окружают вещи. Мы привыкли к ним и порой даже перестаем замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом предмете, обычном предмете он видит необычное, прекрасное, и вещи на картинах начинают радовать нас своей неожиданной красотой.
Баба Яга: О, чудо дивное – искусство!
В нем страсть, и красота, и чувство!
Здесь все трепещут и творят,
И жаждой творчества горят!
Дидактическая игра «Чудесные превращения»
Воспитатель: (обращаясь к детям) А вы горите жаждой творчества? Для творчества нужны цветные карандаши и маленькие листочки бумаги сейчас начнутся «чудесные превращения»
Послушайте загадки и попробуйте нарисовать отгадки. Еще один карандаш в свой стаканчик получит тот, кто сделает это быстро и красиво.
1. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат.
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
(небо)
2. Голубой платок,
Красный колобок:
По платку катится,
Людям усмехается.
(солнце)
3. Зимой и летом
Одним цветом
(ель)
4. Весной веселит
Летом холодит
Осенью питает
Зимой согревает
(дерево)
5. Что не сеяно
А растет?
(трава)
6. Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел –
Красную шапочку нашел
(гриб)
7. Во лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички.
(ромашки)
Дети на листе бумаги рисуют отгадки так, чтобы получилась картинка.
Баба Яга: (рассматривая работы детей) Интересно, к какому жанру изобразительного искусства относятся нарисованные вами картины?
Воспитатель: А чтобы узнать это, уважаемая Баба Яга, попробуй закончить стихотворные строчки, а ребята тебе помогут:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…ПЕЙЗАЖ
Баба Яга: А что обозначает слово «пейзаж»? (живая природа)
Воспитатель: Художник для изображения пейзажа выбирает лес в любое время года, или морской залив, закат солнца, или ночной город. Его выбор зависит от настроения художника, вдохновения. Сколько удивительного в живой природе! Она похожа на нас, людей, у нее бывает разное настроение: веселое, когда светит… (солнышко), грустное, когда идет… (дождь), сердитое, когда дуют…(ветры), воют…(вьюги.) Многие художники любят отражать разные настроения природы в пейзажах.
Баба Яга: А какой пейзаж получился у вас? (ответы детей)
Воспитатель: Ну, вот и пришло время подвести итоги
Воспитатель подсчитывает количество карандашей в каждом стаканчике, отдает их Бабе Яге.
На стаканчике записывается количество набранных очков.
(Заработанные ребенком очки помогут воспитателю в диагностике знаний и умений по изобразительной деятельности)
Вы все оказались знатоками изобразительного искусства.
Баба Яга: Мастер Карандаш передал медали для юных художников
(Воспитатель под торжественную музыку проводит награждение – каждый ребенок получает медаль)
Воспитатель: А что же делать с цветными карандашами?
(Баба Яга складывает их в свой мешочек)
Баба Яга: (колдует) Кручу, верчу,
Быть доброй хочу.
Цветные карандаши
В угощение превращу!
Достает из мешочка каждому ребенку «сладкий подарок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.