Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. ХанымейПуровского района
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ М.В. Савельева «___» ___________ 2017 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей _________М.Г. Крылосова «___» ___________ 2017 г. |
Сценарий конкурсно-творческой игры
«Колесо изобретений»
Разработал: педагог-организатор
Н.А. Белихова
п. Ханымей
2017 г
Цель: стимулирование познавательной, творческой, проектной, экспериментально-исследовательской деятельности младших школьников.
Задачи:
- повышать уровень познавательной, творческой активности младших школьников;
- содействовать развитию экспериментально-исследовательской и проектной деятельности детей;
- стимулировать интерес детей младшего школьного возраста к изучению научной картины мира и прикладных наук;
- создать условия для продуктивной деятельности младших школьников через ориентирование на личностную и творческую самореализацию;
- выявление и поддержка одаренных детей;
Сроки и место проведения:
Игра состоится 31 марта 2017 года в 14.00 часов.
Место проведения: актовый зал МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей
Длительность игры – 1 час.
Оборудование и реквизит:
Звучит музыка, выходит Умка
Умка: Здравствуйте, друзья! Вы же знаете, как давно я путешествую по Арктике. Я очень соскучился по своей маме и хочу её увидеть, рассказать о том, что узнал за время своего путешествия, где побывал, с кем познакомился, как проходят поиски моего «Верного друга». Мама ждет меня на вершине «Семейный очаг», туда очень трудно добраться! Мне одному не справиться!!! Ребята, может вы со мной отправитесь в эту экспедицию?
(ответы детей)
Умка: Я очень рад, ребята, что вы отправитесь со мной! Вместе мы обязательно справимся со всеми трудностями! (оглядывается по сторонам) А где это мы? (подходит к столу, читает вывеску) Лаборатория «Колесо изобретений» (дотрагивается до микроскопа, включается цветомузыка и сирена) Ой-ёой-ёй! Что это?
«Металлический» голос (запись): Внимание! Будьте предельно осторожны! Вы находитесь в секретной лаборатории Профессора Изобреталкина. Соблюдайте правила безопасности: не вдыхать реактивные пары, не трогать неизвестные предметы руками, действовать точно по рекомендациям Профессора!»
Выходит Профессор
Профессор: Что здесь происходит?! В лаборатории без руководителя нельзя, это очень опасно! (увидев Умку) А это ты, маленький проказник!
Умка: Здравствуйте, профессор!
Профессор: Здравствуй, Умка! Что ты здесь делаешь?
Умка: Я случайно! Мы с ребятами собрались отправиться в экспедицию на вершину «Семейный очаг» в гости к моей маме!
Профессор: Случайностей не бывает! Очень хорошо, что вы оказались здесь! Хочу представить своих коллег профессоров (выход жюри), они сегодня помогут нам подготовить вас к такому трудному путешествию.
Умка, для того чтобы отправиться в столь трудную экспедицию, да еще с ребятами, я предлагаю вам пройти предварительную практику. Мы испытаем вас! Узнаем, сможете ли вы быть находчивыми и изобретательными для преодоления трудностей. Согласен?
Умка: Думаю, профессор, вы правы! Давайте попробуем!
Профессор: Тогда за дело! Не будем терять время! Для прохождения практики, необходимо проверить ваши теоретические знания. Перед вами конверты с карточками, на которых изображено различное оборудование, которое можно встретить в любой лаборатории.
В каждом конверте 18 карточек: воронка, горелка, колба, лупа, пинцет, пипетка, вата, пробирка, ножницы, спички, бинт, микроскоп, мерный стакан, стекло для опытов, шприц, лейкопластырь, перчатки.
Ваша задача разложить их перед собой на столе и внимательно слушать описание предмета, затем быстро найти карточку с данным предметом и поднять её вверх. Команда, поднявшая карточку первой, получает 1 балл. Жюри может спросить любую команду, как называется тот или иной предмет, правильный ответ оценивается в 1 балл. Задание понятно? Тогда приступаем!
Конкурс «Мир лаборатории»
1. Приспособление для переливания жидкостей (Воронка)
2. Приспособление для нагревания химических веществ. (Спиртовка.)
3. Стеклянный сосуд с широким основанием и длинным горлышком. (Колба.)
4. Увеличительное стекло. (Лупа.)
5. Инструмент в виде щипчиков. (Пинцет.)
6. Стеклянная трубочка с резиновым колпачком для отмеривания жидкостей по каплям. (Пипетка.)
7. Запаянная с одного конца лабораторная трубочка из очень тонкого стекла. (Пробирка.)
8. Волокнистый распущенный материал из хлопка. (Вата.)
9. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками. (Ножницы.)
10. Тонкие палочки с головками из воспламеняющегося вещества для получения огня. (Спички.)
11. Длинная узкая лента из марли. (Бинт.)
12. Увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. (Микроскоп.)
Профессор: Отличные знания! Уважаемые профессора, проанализируйте результаты за это задание.
Жюри подводят итоги конкурса.
Умка: Профессор, что у нас дальше по плану?
Профессор: Умка, ребята отлично справились с первым заданием, и поэтому я могу спокойно разрешить им работать в моей лаборатории. Нужно только проверить, как они разбираются в различных жидких и твердых веществах, мало ли что можно встретить в экспедиции, нужно понимать, с чем вы имеете дело. Я прав?
Умка: Конечно! Я уверен, что и с этим заданием ребята справятся!
Профессор: Уважаемые практиканты! Я задаю вам вопрос, а вы обсуждаете его всей командой и записываете ответ на своих листах, которые лежат на ваших столах.
За каждый правильный ответ — 1 балл.
Конкурс «Теоретический экзамен»
1. Как называется твердая вода? (Лед.)
2. Металл, притягивающий другие металлы. (Магнит.)
3. Раствор коричневого цвета для смазывания ран. (Йод.)
4. Тончайший металлический лист, чаще всего используемый для упаковки шоколада. (Фольга.)
5. Жидкий пищевой продукт, изготавливаемый из семян подсолнечника. (Масло.)
6. Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготавливаемый из растительных волокон. (Бумага.)
7. Кристаллическое питательное белое сладкое вещество. (Сахар.)
8. Красно-бурый налет на железе, ведущий к разрушению металла. (Ржавчина.)
9. Ядовитая жидкость, используемая в градусниках. (Ртуть.)
10. Бесцветная горючая жидкость, используемая для заправки машин. (Бензин.)
Профессор: Ваши ответы проверят наши профессоры.
Ответы команд относятся жюри.
Умка: Уважаемый профессор, хотелось бы поскорее отправиться в экспедицию!
Профессор: Я, конечно, понимаю тебя Умка, но нужно еще кое-что проверить! Объявляю задание для капитанов команд, это должны быть сильные духом люди. Выходите сюда.
Капитаны команд выходят, им выдаются воздушные шарики.
Для начала надуйте свой воздушный шарик до максимального размера (демонстрирует образец) и зажмите его пальцами у основания.
Музыка. Участники выполняют задание.
Примечание: шарики должны быть разного цвета.
Профессор: Молодцы! Направьте основание шарика к себе и отпустите в сторону зрителей. Чей шарик улетит дальше, тот принесет своей команде 1 балл.
Музыка. Игроки запускают шары в зрительный зал.
Профессор: А сейчас я продемонстрирую полет своего шарика. Уважаемые практиканты! Вы можете заработать два дополнительных балла, если найдете отличие в полетах вашего шарика и моего и объясните, почему это произошло. Поможешь мне, Умка?
Умка выносит заранее приготовленную конструкцию. Она представляет из себя надутый воздушный шарик, завязанный ниткой на расстоянии около 2,5 см от горлышка (куска картонной трубки от бумажных полотенец, длиной примерно 5 см). Картонное горлышко прикреплено с помощью клея ПВА к картонному кругу диаметром 10 см, в центре круга циркулем проделано небольшое отверстие, временно закрытое с обратной стороны скотчем, в ходе демонстрации убирается скотч.
Профессор: Ребята! Кто готов сделать научные выводы?
Версии ответов детей.
Правильный ответ: Чем больше отверстие для выхода воздуха, тем быстрее предмет набирает скорость, а значит, в данном случае предмет быстрее опустится на пол.
Профессор: Ну что ж замечательно! А вот насколько внимательны были ребята, спросим у оценочной комиссии. Уважаемые профессора, подведите итоги за экзамен и анализ опыта.
Жюри подводит итоги и сообщает общий счет.
Умка: Профессор, теперь можно нам собираться в экспедицию?
Профессор:Да Умка, теперь самое время проверить, как ребята умеют собираться в дальний путь! Объявляю конкурс «Возьми с собой в дорогу». Команды постройтесь в колоны друг за другом. Напротив вас на стульях лежат наборы различных вещей, ваша задача выбрать из них только те, которые необходимо взять с собой в путь. Делать вы будете это по очереди, выбранные предметы нужно сложить на свои столы. Команда, которая закончит первой, получит 1 балл. Наше жюри проверит правильность собранных вещей и тоже оценит их в баллах.
Конкурс «Возьми с собой в дорогу»
Профессор: Умка, какие у тебя умные спутники! Может, они и мне помогут?
Умка: Конечно! Ребята, такие выдумщики! У вас что-то случилось?
Профессор: Понимаешь, тут у меня в лаборатории недавно уборка прошла, и вот осталось несколько вещей, которые жалко выбросить, а применить по своему назначению уже нельзя. Видите один сапог, одна перчатка и перегоревшая лампочка. Ребята, нужно придумать, как их можно еще использовать. Итак, ваша задача за 4 минуты придумать как можно больше способов, где и как можно использовать тут вещь, которая вам достанется. Капитаны, подойдите и вытяните свою карточку.
(жеребьевка)
Конкурс «Вторая жизнь вещей»
Профессор: Спасибо, ребята, за помощь! Обязательно воспользуюсь вашими предложениями!
Умка: Профессор, у вас задания для ребят закончились? Я к маме хочу!
Профессор: Умка, нужно ускорить приготовление к экспедиции! Команды построиться в колонны друг за другом! Друзья мои, мы должны разделиться и каждый сможет выполнить какое-либо задание и заработать для своих команд дополнительные баллы. Делимся по два человека. Итак, первая пара, шаг вперед! Для погрузки вещей в транспорт нам необходимо соорудить какие-либо погрузочные платформы. Вот для вас набор деталей, из которых вы должны создать свои тележки. Приступайте к работе.
(работа на столах с конструкторами ЛЕГО)
Конкурс «Лего-платформа»
Вторая пара – шаг вперед! В Экспедициях необходимо делать пометки и различные записи, зарисовки окружающей природы. В вашем распоряжении доска с плакатом, на котором изображены какие-то непонятные линии и фигуры. Ваша задача дорисовать их так, чтобы получилась какая-нибудь сюжетная картинка.
Конкурс «Превращай-ка»
Третья пара – вам досталась самая ответственная работа! Необходимо запастись продовольствием для долгого пути! Ваша задача наловить рыбы. Делать вы это будете поочерёдно, один поймал рыбу, несет в ведро, бежит следующий и так пока звучит музыка!
Конкурс «Рыбалка»
Одновременно проходят конкурсы.
Профессор: Ну вот, Умка, вся практическая подготовка пройдена. Сейчас наше жюри оценит конкурсные задания, а мы грузимся на транспорт и в путь!
Умка: Урааа! Ураа! Ой, а на какой транспорт? Ведь у меня ничего нет, что же я теперь к маме не попаду? (плачет)
Профессор: Не плачь, Умка! Посмотри, какие у тебя верные друзья, они тебе помогут! Я знаю, что они приготовили уже для тебя различные транспортные средства. Давай дадим им слово, и они их продемонстрируют!
Умка: Правда, ребята? Жду с нетерпением ваши модели.
Защита моделей от классов.
Профессор: Замечательные модели, мы тут с коллегами посовещались и решили, что каждый класс должен получить технический сертификат.
Вручение сертификатов.
А теперь самое время подвести итоги нашей сегодняшней встречи! Слово нашим профессорам!
Жюри подводит итоги и награждает ребят.
Умка: Ребята, давайте все вместе сфотографируемся на память и отправимся в путешествие!
Общее фото.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.