Конспект Интегрированного урока "Игумен земли русской"
Оценка 5

Конспект Интегрированного урока "Игумен земли русской"

Оценка 5
pdf
15.02.2022
Конспект Интегрированного урока "Игумен земли русской"
Игумен земли русской.pdf

 

Подписка www.1september.ru или «Почта России»: 79068 (бумажная версия); 16557 (CD-версия)

Домашова Елена

Влвдимировна

                     преподаватель  истории и обществознания

Труновское, Ставропольский край

 

Игумен земли Русской

Интегрированный урок-повторение в 10 классе

(МХК + литература + история)

Посвящается 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского

 

                                          

Вышитый покров. 1420 - е годы


Ход уРока

I. Проверка домашнего задания

Вступительное слово преподавателя. в 2014 г. в нашей стране будет праздноваться 700-летие со дня рождения сергия радонежского. великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений. Главным поучением для нас стала вся его жизнь, его подвижничество и добрые дела. ещё при жизни имя сергия радонежского знали в самых отдалённых уголках древней руси, он по праву считался всенародным учителем и наставником. К нему шли со своими горестями,  бедами бояре и мужики, военачальники и простые люди, бедные и богатые. великий старец принимал всех и каждому давал утешение, и всякого просящего наставлял. Как показывает история, такие духовные светочи появляются в самые тяжёлые для народа времена, когда особенно нужна их поддержка. расскажите о подвижничестве преподобного сергия (фронталь-

ный опрос).

учитель обобщает ответы учащихся и рассказывает о жиз-

ни и духовном пути преподобного Сергия.

в XIV–XV вв. примерно в 80 км на север от москвы, в троицком

монастыре, было положено начало беспримерному в истории христианства православному подвижничеству. многие святые прославили своими подвигами нашу страну, но только одного из них называют Игуменом земли русской. такое прозвание дал народ преподобному сергию радонежскому. Игумен — это настоятель монастыря (в пер. с греч. — ведущий). святой сергий не был ни общественным, ни государственным деятелем, не оставил после себя писаний, всегда сторонился откровенного учительства. Но его дело – это вся его жизнь, которую он посвятил духовному просвещению и укреплению руси. Через свой монашеский подвиг, молитву он достиг такой высоты духа, которая позволила ему не только создать замечательный монастырь, воспитать множество учеников, но и участвовать в делах государства, умирять междоусобицы князей, благословлять воинов на победу над врагами руси. святому сергию посвящали стихи, о нём написаны книги, сю-

жеты из его жития запечатлели русские художники, его имя дали лавре (крупному монастырю, в который выросла первоначальная обитель) и городу, сложившемуся вокруг неё.

Историю жизни святого мы узнаём из жития, написанного его современником и учеником, преподобным епифанием Премудрым. варфоломей — так звали преподобного сергия до принятия монашества — родился в 1314 г. в селе варницы, недалеко от ростова великого, в семье благочестивых бояр Кирилла и марии. отрок никак не мог научиться грамоте. родители огорчались, а учитель строго наказывал его. мальчик усердно просил бога помочь ему: «Господи, научи меня читать!» Как-то отец послал варфоломея искать пропавших лошадей. мальчик долго бродил по полям и вдруг увидел старца в монашеском одеянии (слайд «видение отроку варфоломею» художника м.в.Нестерова). тот стоял под большим деревом и молился. увидев мальчика, старец спросил: «Что хочешь и чего ищешь, отрок?» И варфоломей ответил, что больше всего на свете он хочет научиться читать слово божие. старец помолился и сказал: «с этого дня бог просветит (научит) тебя и дарует знание грамоты». И произошло чудо – придя домой, варфоломей открыл книгу и сразу начал внятно читать. в семье варфоломея было ещё два сына – стефан и Пётр. После смерти родителей варфоломей со старшим братом стефаном ушёл из дома в леса, которые находились в окрестностях небольшого городка радонеж, чтобы подвизаться там в монашестве. На горе маковец они построили келью, которая стояла в стороне от дорог. а потом, в 1340 г., — небольшой деревянный храм, посвящённый святой троице. Это был первый на руси храм с таким названием онто и положил начало прославленной в веках троице-сергиевой лавре. вскоре варфоломей остался в лесу один – стефан ушел в москву, где впоследствии стал настоятелем богоявленского монастыря. Через некоторое время варфоломея постриг в монахи с именем сергий подвижник, живший в этих местах молва о строгом молодом монахе стала распространяться, и потянулись к нему люди, стремившиеся служить богу. они построили кельи, обнесли их частоколом для спасения от диких зверей, посеяли огород. Но главным делом было молитвенное служение богу. в 1354 г. по настоянию монахов сергий был поставлен  игуменом. обычаи обители были просты: игумен трудился вместе с другими иноками, терпел наравне со всеми лишения и нужду. Крестьянин, пришедший однажды поглядеть на святого сергия, не узнал его в нищенской одежде. И только когда в обитель приехал  князь и сделал земной поклон перед игуменом, этот человек понял, кто был перед ним.

Кротость и смирение преподобного сергия удивляли современников… однажды сергий нанимается к одному из своих монахов строить сени в его келье за решето гнилых хлебцев, а крестьянину, смеявшемуся над его убожеством, кланяется в ноги и сажает его с собой за трапезу. много чудес совершил он, помогая страждущим. в «житии» описано, как святой сергий дал прозрение слепому епископу, как молитвой воскресил отрока. Чудеса исцеления по молитве к святому продолжались и после его кончины. вся долгая жизнь преподобного сергия была отдана служению руси. II. Чтение текстов и работа  с Понятиями

учитель. Прочитаем фрагменты из «жития» преподобного сер-

гия («воскрешённое дитя») и «у троицы» И.с. Шмелёва из повести «богомолье».

Учащиеся читают вслух фрагменты из этих произведений.

Главным понятием в этих текстах, является «святость», которая рассматривается в контексте событий русской истории.

На руси святые люди — христиане, исполнившие в своей жизни главные божественные заповеди: о любви к богу и человеку. святость проявляется в духовном подвиге и в подвиге ратном. По благословению преподобного сергия были совершены подвиги благоверного

князя дмитрия дон основа христианского подвига – православная вера.

Из «жития» преподобного сергия можно узнать о тех христианских добродетелях, которые были ему присущи.

y Назовите одну из самых главных его черт.

(Смирение)

учитель. в толковом историческом или библейском словаре можно найти значение этого слова: «противоположно гордости, человек ставит себя невысоко, во всём полагаясь на бога. одна из главных христианских добродетелей».

самостоятельная работа уЧащихся  По русскому языку zzЗадание для учащихся  (первый ряд)

Найдите значения слов из «жития» преподобного сергия («воскрешённое дитя») в толковом словаре русского языка в.даля: обитель, преподобный, келья, воскресать, Божий, святой. (См. Приложение 1) zzЗадание для учащихся (второй ряд)

Найдите значения слов из повести «богомолье» И.с.Шмелёва (глава «у троицы») в толковом словаре русского языка в.даля: обедня, приобщиться, батюшка, риза, благословение, мощи, рака, образ Угодника, прикладываться. (См. Приложение 2) zzЗадание для учащихся (третий ряд)

Найдите значения пяти характерных для текста слов из «жития» преподобного сергия («воскрешённое дитя») и пяти характерных слов из главы «у троицы» в словарях русского языка с.И.ожегова и а.П. евгеньевой.

(См. Приложение 3)

III. работа творЧеских груПП

(вопрос учителя — ответ учащихся)

y  Какое влияние оказало подвижничество Сергия Радонежского на развитие Руси? y ответ группы 1

Подвижничество преподобного сергия радонежского оказало большое влияние на дальнейшее развитие духовной культуры россии. Незадолго до смерти сергий завещал своим ученикам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить». Преподобный примером своей жизни показал окружающим – жизнь можно устраивать только добром и любовью, потому что, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.

одно из условий высокой христианской жизни преподобный сергий видел в единомыслии и любви. для обители – это единство мыслей и действий всех иноков, которые молитвой и добрыми делами умножают любовь на земле и подают пример остальным людям. для общества – это идея единства руси, благодаря которому государство может стать крепким и независимым. Неслучайно обитель, основанная преподобным сергием, была посвящена святой троице. он видел в троице высший христианский образ единства и любви. святая троица (единый бог в трёх лицах отца, сына и святого духа), в честь которой и был основан монастырь, становилась и символом единства руси.

Демонстрируется слайд с изображением «Троицы» Андрея Рублёва.

y  В чём виделась преподобному Сергию истинная государственная польза Руси?

сергий жил в трудное для руси время. много пришлось претерпеть ей от внешних врагов.  будучи духовно опытным человеком, сергий как никто другой видел и понимал, в чём истинная государственная польза руси. в то время она была – в объединении разрозненных, враждующих княжеств вокруг москвы, центра будущего государства. Поэтому в деле государственного строительства преподобный всегда стоял на стороне москвы, увещевая, вразумляя, запрещая строптивым князьям враждовать против великого князя московского.

y  Расскажите о благословении преподобным Сергием великого князя Дмитрия и его воинов на битву с ордынскими завоевателями.

y  сообщение группы 2

в «житии» святого описано, как он благословил великого кня-

зя дмитрия (который позже был прославлен Церковью как святой благоверный) на битву с ордынскими завоевателями:

Не кроткой мольбой, не молитвой,

А памятной вот до сих пор

Большой Куликовскою битвой Закончился тот разговор.

(И.Кобзев)

Это сражение произошло 8 сентября 1380 г. на Куликовском поле, у реки дон. Перед походом преподобный сергий наставлял князя и его воинов молитвой к богу побеждать страх перед врагами. а затем призвал к себе двух монахов обители – александра Пересвета и родиона ослябю – и сказал им: «дети мои, оба вы в мирской жизни знали военное дело. возьмите в руки оружие и будьте на поле Куликовом под началом князя димитрия. Но не в мечах ваша ратная сила. силой духа вашего вы сокрушите врагов. духовной крепостью одолеете ордынцев». а князя благословил и предсказал ему победу над врагами: «Князь, бог вручил тебе эту землю, твой долг защищать её. знай: мамая ждёт гибель, а русское войско – победа. ты возвратишься невредимым, но многие из русских людей падут на поле брани. смело иди, князь, на борьбу с врагами руси и победишь».

Перед походом великий князь молился у могил своих предков, московских князей. Прощаясь с народом, он сказал: «бог – наш заступник!» в день великой битвы по всей руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы. уже стоя у реки дон, на поле Куликовом, смутился князь видом несметных полчищ та тарских. «боже, даруй победу!» — неслись клики русичей.

Из войска хана мамая перед рядами русских воинов, вызывая их на единоборство, проскакал ордынский великан Челубей, страшный своей силой. разомкнулись русские ряды, и выехал вперёд монах-воин александр Пересвет. Не было на нём доспехов богатырских, шлема. был одет он в одеяние монашеское с нашитыми крестами, знаменующими воина Христова, в одной руке держал тяжёлое копьё, в другой – деревянный щит. осенив себя крестным знамением, он понёсся навстречу Челу-

бею. столкнулись воины, и от удара Пересвета вылетел великан мёртвым из седла. И никто из русичей среди всеобщего ликования не заметил, что не выдержал деревянный щит Пересвета сильного удара, насквозь пробило его копьё противника, вонзившись прямо в сердце...

Когда шла битва, преподобный сергий молился за русских воинов. Находясь в лавре, он мысленно был на Куликовом поле, видел и называл павших воинов. ученик сергия епифаний свидетельствовал о сверхъестественном даре преподобного видеть внутренними очами то, что происходило за сотни вёрст, «с расстояния во много дней ходьбы, словно находился поблизости». время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и тут же читал по ним заупокойные молитвы. так он сообщил о гибели инока Пересвета и о временных неудачах нашего воинства, призывая братию помолиться усерднее. о победе он возвестил первым: «великая победа над врагами дарована нам! служите благодарственный молебен».

После сражения всех убитых русских воинов похоронили недалеко от реки Непрядвы. а тела монахов Пересвета и осляби привезли в москву и похоронили в храме рождества Пресвятой богородицы симонова монастыря.

После битвы князь дмитрий, получивший прозвище донской, приехал в троицкий монастырь совершить поминовение по тысячам русских воинов, сложившим головы на поле битвы.

y  Каково было значение победы, одержанной в Куликовской битве, и роль преподобного Сергия?

значение это прежде всего – моральное. «Народ, привыкший

сто лет дрожать при одном имени татарина, — писал историк василий Ключевский, — собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и не только нашёл в себе мужество встать, но и пошёл искать татарские полчища в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Как могло это случиться? откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и думать их деды? мы знаем одно, что преподобный сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего на глазах преподобного сергия».

Преподобного сергия называли светильником, дарованным русской земле в тёмные времена ордынского ига, возгоревшимся среди кровавых усобиц и разорений, бесправия и грубости нравов. благодарные потомки назвали сергия радонежского «благодатным воспитателем русского народного духа», потому что он помог верующим людям заглянуть в свой собственный внутренний мир и разглядеть в нём тлевшие искры того же огня веры, которым горел сам он».

y  Какие вы знаете предания о чудесной духовной помощи преподобного Сергия.

y  сообщение группы 1

в 1584 г. умер царь Иван Грозный. Началась длительная борьба

за царский престол. Претенденты на московское княжество пытались навязать своего ставленника – лжедмитрия. в 1608 г. враги окружили троице-сергиеву лавру и послали осаж-

дённым ультиматум об условиях сдачи: «…Покоритесь…если же не покоритесь и не отдадите нам града, мы возьмём его сами и ни один из вас милости от нас не увидит. Каждый умрёт злой смертью!» однако русские люди отказались предать веру своих отцов и за-

веты преподобного сергия. все жители окрестных земель сошлись под защиту троице-сергиевой лавры.

Предание сохранило память о чудесной помощи преподобного сергия, его явлениях осаждённым. он предупреждал о тех местах обители, куда будет совершено вражеское нападение, и защитники успевали приготовиться к обороне. раз, явившись в видении келарю авраамию Палицыну, препо-

добный благословил его и с ним двух монахов ехать за помощью в Нижний Новгород, где в то время собирались воины под начало князя дмитрия Пожарского и посадского человека Козьмы минина.

Передал авраамий Палицын князю Пожарскому евангельские слова, которые напомнил преподобный. «Помни, князь, Господне слово: “Не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить!”» сам преподобный сергий велел идти вам на москву без промедления для освобождения руси православной от иноземцев!» стены лавры оказались неприступными для врагов.

y Кому служил преподобный Сергий – князьям или народу Руси? y сообщение группы 2

Преподобный сергий никогда не служил лично князьям. он служил только народу руси и делу собирания русских земель вокруг москвы. едва ли справился бы с этим делом в одиночку московский князь дмитрий донской без помощи Церкви и её служителей – митрополита алексия и сергия радонежского. дмитрий был незаурядным человеком и политиком, но, как и все люди, имел слабости и недостатки. в 1385 г. рязанский князь олег, призвав на помощь литовские отряды, нанёс поражение московскому войску. сразу же подняли голову и другие князья, враждующие с москвой. возникла угроза их объединения против великого князя дмитрия. он вынужден был отправиться с поклоном к олегу, предложив мир и дружбу. Но олег выдвинул совершенно неприемлемые условия.

дмитрий верил в мудрость и прозорливость преподобного сергия и стал просить его о помощи, так как речь шла уже не о княжеских раздорах, а о гражданской войне, в которой православные христиане были бы вынуждены убивать друг друга. Преподобный сергий вместе с московскими боярами поехал к олегу в рязань. до этого многие посольства от князя дмитрия побывали у олега и «ничтоже успеша», — писал летописец. И только святому сергию удалось после долгой беседы убедить князя олега сменить «свирепство своё на кротость» и заключить с великим князем дмитрием Ивановичем «вечный мир». слова, сказанные сергием, были простыми и сердечными, они освещались обаянием его личности и особым даром благотворно влиять на людей. Конфликт был улажен.

Незадолго до смерти князь дмитрий ухитрился поссориться с двоюродным братом — князем владимиром серпуховским. было это в 1389 г. Но преподобный сергий сумел прекратить и этот раздор. Не прошло и месяца, как братья примирились. святой сергий был духовником князя дмитрия. Когда князь тяжело заболел, то у постели больного преподобный подписал его завещание – документ огромной государственной важности. дмитрий «перед святыми отцы, перед игуменом сергием...» передал великий престол своему старшему сыну василию. отныне он закрепил новый принцип престолонаследия – от отца к старшему сыну — и положил конец княжеским распрям. единовластие, за которое боролись князь дмитрий и преподобный сергий, и создало великую российскую государственность.

IV. работа эксПертов  в области литературы и истории

учитель. сергий радонежский не оставил после себя никаких писаний или учений. сама жизнь святого является примером для нас. он не стремился к признанию, к власти, отказывался от церковных наград и лишь из-за настойчивости своих учеников, став игуменом, принимал почести как божью волю. сергий всегда стремился к самосовершенствованию, стараясь во всём исполнять христианские заповеди.

y Как вы думаете, зачем нам, людям XXI в., полагающимся только на свои силы, а не Божью помощь, читать «Жития святых», изучать их подвижничество, размышлять о христианских добродетелях? y сообщение экспертов в области литературы (группа 1) существуют вечные духовные ценности, которые мы должны знать, которым должны следовать. Их утверждают своей жизнью русские святые. Это милосердие, нестяжательность, самосовершенствование, мужество, готовность к подвигу и многие другие замечательные человеческие качества. И пока люди будут помнить о смиренных подвижниках и учиться у них, россия будет стоять! святые и после смерти помогают нам.

Главный источник, откуда мы черпаем сведения о преподобном сергии радонежском – «житие», написанное его учеником епифанием. Это не историческая книга и не биографический очерк. в этом удивительном повествовании органично переплетаются чудесное и обыденное, пред нами встаёт яркий образ святого сергия. он не был приверженцем кровопролитных войн. Прежде чем благословить князя дмитрия, он спросил, все ли возможные мирные пути исчерпаны, и только услышав, что все, дал благословление на битву. своими деяниями сергий радонежский способствовал главному — объединению руси, становлению единой нации. в одной из книг о святом сергии хорошо сказано: «...на Куликово поле пришли костромские, суздальские, ярославские, псковские, а ушли — русские».

вот  духовный портрет преподобного сергия радонежского, ко-

торый мы составили (синквейн). его образ всегда будет примером для нас.

Преподобный Сергий Радонежский

    защитник

    мудрый, милосердный, идеальный

    радел за православную веру, служил народу

    самоотверженно помогал людям

    исцелял больных

    образец нравственного и духовного             совершенства

y сообщение экспертов в области истории (группа 2) мы хотим рассказать об учениках преподобного сергия радонежского. в каждом православном храме есть иконы преподобного сергия. На них часто изображаются эпизоды жития святого. в троице-сергиевой лавре можно увидеть настенную роспись, повествующую о чудесном событии (проецируются слайды с видами Троице-Сергиева монастыря, роспись «Видение Сергию множества птиц»). однажды ночью, когда преподобный молился о братии, он услышал голос, который позвал его: «сергий!» он открыл окошко и увидел, что небо ярко озарено дивным светом. И вновь услышал голос: «ты молишься за учеников своих – Господь принял твою молитву.  Посмотри, как много иноков собралось во имя святой троицы!» И тут сергий увидел вокруг великое множество прекрасных птиц. а голос пояснил: «Как много птиц на небе, так много будет у тебя учеников и при твоей жизни, и после неё».

Преподобный сергий воспитал много последователей. он научил их высокой духовной жизни, завещал всегда стремиться к преображению своей души. Преподобный непрестанно молился о своих учениках, чтобы бог умножил их веру, любовь к людям. его духовные дети основали более 40 монастырей: симонов в москве, Киржачский во владимирских землях, Голутвинский в Коломне, высоцкий в серпухове, саввино-сторожевский в звенигороде, борисоглебский близ ростова великого, Покровский боровский, дубенский, авраамиев Чухломской, Ферапонтов, Кириллобелозерский, железноборский близ Галича, воскресенский обнорский и множество других. они зажгли по всей руси огоньки святой христианской жизни. многие ученики преподобного были прославлены как русские святые. среди них: преподобный савва сторожевский, основавший монастырь в звенигороде; преподобный андроник, воспитавший знаменитого иконописца — преподобного андрея рублёва. а преподобного Павла обнорского, как и преподобного сергия, не боялись звери и птицы...

V. закреПление материала

Занятие и задание  по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

учитель. михаил васильевич Нестеров родился семье, жившей

по православному укладу: ходили в церковь, соблюдали посты, радовались праздникам. все переживания детства Нестерова, его представления о высшей правде, о совершенной красоте связывались с религиозным чувством, что не могло не отразиться в его художественном творчестве (проецируются слайды с картинами художника). Нестеров рано определил свой путь и стал художником, сказавшим своё слово в искусстве. Героями своих картин художник часто выбирает людей творческих, чистых и дельных, а «людей духовного подвига» пишет с особенной любовью. летом 1888 г.

м.в.Нестеров живет в сергиевом посаде при троице-сергиевой лавре, где пишет картину «видение отроку варфоломею», которую сразу же приобретает для своей галереи П.м.третьяков. Это произведение начинает ряд картин, посвящённых жизни и трудам сергия радонежского. для Нестерова образ сергия был воплощением правильной, чистой и подвижнической жизни. он вспоминал: «я писал жизнь хорошего русского человека XIV в., лучшего человека древних лет руси, чуткого к природе и её красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать».

y Почему при работе над этой картиной для Нестерова был  важен пейзаж, на фоне которого происходит встреча Варфоломея и старца?

учитель обобщает ответы учеников.

Пейзаж, тишина осенней природы в картине тесно связаны с настроением мальчика. Художник долго искал подходящую модель для головы отрока. ею стала девочка лет десяти, с большими, выразительными глазами. обращали на себя внимание и её руки — худенькие, с нервно сжатыми пальцами. Придавая большое значение этому образу, Нестеров отмечал: «я пишу «варфоломея», его голову, самое ответственное место в картине. удастся голова — удалась картина. Нет — не существует и картины».

На полотне мы видим поэтическое изображение поздней осени: нивы сжаты, рябина, тронутая утренним холодом, покраснела, золотые листья берёзки облетают, тёмные островерхие ели чётко выделяются среди пожелтевшего леса; видны мягкие очертания холмов и перелесков. Это типичный пейзаж средней полосы россии. Природа охвачена чуткой осенней тишиной. задумчиво грустны нежные тона золотой осени. мы видим дома деревни, сараи, красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками. Красота и гармония пейзажа  являются воплощением идеала спокойствия и чистоты.

Грустный мотив осеннего пейзажа, трепетная тишина природы созвучны недетской печальной внимательности мальчика, какому-то тихому душевному ожиданию. в герое картины угадывается жажда духовного совершенства, готового к испытаниям и лишениям. Показывая душевную чистоту мальчика, художник связывает его стремление к возвышенной гармоничной жизни с представлениями о духовных идеалах русского народа.

y Что легло в основу сюжета картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»?

в основу лёг сюжет жития святого сергия. однажды отец по-

слал варфоломея искать пропавших лошадей. в лесу под дубом юный отрок увидел «старца черноризца». варфоломей приблизился к нему и в ответ на ласковые расспросы старца поведал свою печаль — неспособность овладеть грамотой. тогда старец, протянув мальчику кусочек просфоры, повелел вкусить, заверив его, что с этого времени, по благословению божьему, он постигнет грамоту. И действительно, вернувшись из леса домой, варфоломей, к удивлению родных, сумел правильно прочесть и складно пропеть псалом. таким образом, по благословению бога получив разум к учению, он стал преуспевать в нём.

y А как изобразил художник старца-монаха? Видим ли мы его лицо?

Нам не видно его лица, так как оно почти целиком закрыто  капюшоном. Художнику важно было показать не выражение лица, а общий облик старца. он стоит, слегка наклонив голову. вокруг головы круг, как солнечное сияние. с особой тщательностью художник изобразил руки с тонкими пальцами, держащие дароносицу. о браз монаха не конкретен, как бы нереален: он — видение отроку.

VI. Подведение итогов урока

учитель. россия многим обязана радонежскому чудотворцу. сергий радонежский предсказал дмитрию донскому победу над ордынцами на Куликовом поле, вдохновил и поддержал князя в минуты сомнений и колебаний. Эта победа стала переломной в истории страны не потому, что положила конец владычеству  ордынцев – ещё целое столетие они хозяйничали на руси и собирали дань. значение этой победы больше нравственное: русский народ по-

сле Куликова поля словно очнулся после спячки, поверил в себя, в свои силы. вместе с главой русской Церкви митрополитом алексием и князем дмитрием донским сергий всю жизнь «собирал русь» — мирил князей, увещевал, вразумлял за нескончаемые раздоры и междоусобицы. летописи полны сказаний о вражде между князьями, о коварстве, предательствах и кровавых войнах.

Не раз сергий брал в руки посох и шёл в ростов, Нижний Новгород, рязань с миссией посла и  миротворца. Но был он не только миротворцем и молитвенником, но и великим духовным просветителем. он оставил после себя не только троице-сергиев монастырь, позже ставший лаврой, но заложил и построил ещё несколько монастырей. а его ученики основали ещё многие пустыни и обители по всей руси...

литература и интернет-ресурсы

Антонова Е.С. русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования /е.с.антонова, т.м. воителева. – 4-е изд., стер. м.: Издательский центр «академия», 2013, стр. 21–25.

Ожегов С.И. словарь русского языка: ок.57 000 слов/ под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовлй. – 16-е изд., испр. м.: рус.

яз., 1984.

толковый словарь русского языка в.И. даля сайты Интернета. словарь русского языка: в 4-х т./ аН ссср, Ин-т рус. яз.; под ред.

а.П.евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. м.: русский язык, 1981. учебное пособие «Подмосковье. На север от москвы». Н.Г.скегина,

Г.И.дробот, Г.И.Колпакова, Н.Н.авраменко, Н.К.барковец,

м.в.Черных. м.: Издательский центр аз мсК,  1998.

Шевченко Л.Л. духовное краеведение Подмосковья. История и культура религии (православие) /под ред. л.Н. антоновой. методическое пособие для учителя. Издание 3. м.: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2010.

Приложение 1

Работа учащихся (первый ряд) с Толковым словарем русского языка В.И. даля

1.          обитель – община, монастырь, общежитие, пристанище для странников, гостиница, постоялый двор.

Неусыпаемая обитель — монастырь с непрерывною службой или молитвами, денно и нощно.

2.          Преподобный (о человеке: святой, праведный, угодник, монах, иногда священник).

3.          Келья – комната инока, покойчик монаха, одинокий, удалённый покойчик.

4.          воскресать – восстать из мертвых, возвращаться от смерти снова к жизни вещественной и духовной. воскресать телом, ожить; оправиться после тяжкой болезни.

5.          божий – принадлежащий, свойственный богу; к Нему относящийся, согласный с волею.

6.          святой – духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный. божественный, небесный.

Приложение 2

Работа учащихся (второй ряд) с Толковым словарем русского языка

В.И. даля

1.обедня – богослужение, во время которого совершается т аинство Причащения (церковная служба после утрени, литургия у в.даля).

2.Приобщиться – участвовать в таинстве Причащения.

3.батюшка – так христиане называют православного священника.

4.риза – здесь: нарядное украшение (оклад) иконы (одежда, одеянье, платье вообще, особ. верхнее. верхняя одежда, облачение священника при богослужении. ризы надевают на рясы, на подризник. оклад на иконах, накладная одежда на образах, покрывающая всю доску, кроме тела).

5.благословение – помощь божия.

6.мощи – нетленные останки святого.

7.рака – гроб (гробница, ковчег с мощами св. угодника).

9.     образ угодника – икона Преподобного сергия.

10.  Прикладываться – с почтением и молитвой прикасаться к  святыне: мощам, иконе, кресту и другим священным предметам.

Приложение 3

Работа учащихся (третий ряд) со словарями русского языка С.И.ожегова и а.П.Евгеньевой

1.          видение – видеть; способность воспринимать окружающее (словарь С.И.Ожегова).

2.          Келья – отдельная комната монаха в монастыре (словарь С.И.Ожегова).

3.          обитель – то же, что монастырь (устар.); место, где кто-н. живёт, жилище (устар. и шутл.) (словарь С.И.Ожегова).

4.          Преподобный – у верующих: определение, прибавляемое к именам святых из монахов и пустынников (словарь С.И.Ожегова).

5.          святой 1. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). 2. заветный, истинный, величественный и исключительный по важности (высок.) 3. в религиозно-мистических представлениях: обладающий божественной благодатью. 4. в знач. сущ. святой, святая. у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы (словарь В.И.Даля).

6.          батюшка – разг. священник (словарь А.П.Евгеньевой).

7.          благословение1. действие по глаг. благословить – благословлять; 2. разг. шутл. одобрение, поощрение; 3. устар. благодарность, хвала (словарь А.П.Евгеньевой).

8.          обедня – главная церковная служба у христиан, совершае мая утром или в первую половину дня; литургия (словарь А.П.Евгеньевой).

9.          образ – то же что икона (словарь А.П.Евгеньевой).

10.      мощи1. высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых Церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу. 2. разг. об очень худом, измождённом человеке (словарь А.П. Евгеньевой).   И

Подписка www.1september.ru или «

Подписка www.1september.ru или «

Вышитый покров. 1420 - е годы

Вышитый покров. 1420 - е годы

Ход уРока I. П роверка домашнего задания

Ход уРока I. П роверка домашнего задания

Историю жизни святого мы узнаём из жития, написанного его современником и учеником, преподобным епифанием

Историю жизни святого мы узнаём из жития, написанного его современником и учеником, преподобным епифанием

Чудеса исцеления по молитве к святому продолжались и после его кончины

Чудеса исцеления по молитве к святому продолжались и после его кончины

Угодника, прикладываться . ( См

Угодника, прикладываться . ( См

Расскажите о благословении преподобным

Расскажите о благословении преподобным

Христова, в одной руке держал тяжёлое копьё, в другой – деревянный щит

Христова, в одной руке держал тяжёлое копьё, в другой – деревянный щит

Преподобного сергия называли светильником, дарованным русской земле в тёмные времена ордынского ига, возгоревшимся среди кровавых усобиц и разорений, бесправия и грубости нравов

Преподобного сергия называли светильником, дарованным русской земле в тёмные времена ордынского ига, возгоревшимся среди кровавых усобиц и разорений, бесправия и грубости нравов

Церкви и её служителей – митрополита алексия и сергия радонежского

Церкви и её служителей – митрополита алексия и сергия радонежского

Как вы думаете, зачем нам, людям

Как вы думаете, зачем нам, людям

На них часто изображаются эпизоды жития святого

На них часто изображаются эпизоды жития святого

Героями своих картин художник часто выбирает людей творческих, чистых и дельных, а «людей духовного подвига» пишет с особенной любовью

Героями своих картин художник часто выбирает людей творческих, чистых и дельных, а «людей духовного подвига» пишет с особенной любовью

Что легло в основу сюжета картины

Что легло в основу сюжета картины

Антонова Е.С. русский язык: учебник для учреждений нач

Антонова Е.С. русский язык: учебник для учреждений нач

П риложение 2 Работа учащихся (второй ряд) с

П риложение 2 Работа учащихся (второй ряд) с

Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок

Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022