Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия №49 города Тюмени
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе по теме: «Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности»
Учитель: Валеева Ж.К.
Тема: Решение задач. Экологические проблемы современности.
Цель:
- Закрепить умение решать составные задачи.
- Формировать экологическую грамотность учащихся
Задачи:
- закрепить умение решать составные задачи, записывать многозначные числа
- формировать понятия «экология», «экологическая катастрофа», «танграм».
- воспитывать бережное отношение к природе
- познакомить с работой департамента недропользования и экологии Тюменской области по охране окружающей среды.
Оборудование: презентация, алфавит с пронумерованными буквами, толковые словари С. И. Ожегова, игра «танграм»
Источники:
· М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова.
Математика. – М., Просвещение - 2012.
· С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка. – М., 2006
· А. А. Плешаков. Окружающий мир. –
М., Просвещение – 2012.
· http://ecos.ucoz.ru/index/0-4
· http://www.erudition.ru/referat/ref/id31238_1html
· http://pptgeo.3dn.ru/index/0-78
Ход урока.
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке мы будем решать задачи на определенную тему. Эта тема очень важная. Она касается будущего нашей планеты, а значит и будущего всего человечества. Для того чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем уроке вам нужно решить примеры.
II. Самостоятельная работа Слайд 3
I – вариант II – вариант
508 х 7 – 3509 = 47 (э) (2207 – 2015) : 8 = 24 (о)
(4941 + 7059) : 1000 = 12(к) (1611 + 2389) : 1000 = 4 (г)
(4149 – 3897) : 9 = 28 (о) 1669 х 4 – 1111 х 6 = 10 (и)
1856 х 3 – 1111 х 5 = 13 (л) 308 х 5 – 1525 = 15 (я)
(Взаимопроверка)
- Используя найденные значения выражений, найдите по алфавиту букву, соответствующую данному порядковому номеру и прочитайте полученное слово.
III. Определение темы и целей урока
-О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. (По гиперссылке переходим на Слайд 1
-Чему должны научиться?
-Давайте посмотрим на слайде, какие цели можно добавить к сформулированным вами. Слайд 2
IV. Вводная беседа
- Что такое экология? (Выслушиваем ответы детей.
В каждой группе толковый словарь С. И. Ожегова. Дети находят определение)
Экология – 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2. Взаимодействие человека, общества и окружающей среды. (По гиперссылке переходим на Слайд 4)
- Экология – это наука о том, как животные, растения уживаются друг с другом и приспосабливаются к окружающей среде. Термин «экология» возник около 150 лет назад, а изучать взаимодействие организмов с окружающей природой люди начали чуть больше 70 лет - пока не возникла экологическая катастрофа.
- Как вы думаете, что же такое экологическая катастрофа? Слайд 5
- Об одной из экологических проблем вы узнаете из устного счета.
V. Устный счет
- Запишите только ответы.
1. Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 000 кв. м Сколько это ар?
2. Ежедневно на планете вырубается более 33 000 га леса.
Сколько это кв. км?
3. Ежедневно в джунглях всего мира вырубается 5 млн. деревьев. Запишите это число.
4. Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода. Сколько это центнеров? Сколько это кг?
5. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на наш класс?
6. Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится под угрозой исчезновения. Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения?
(Взаимопроверка). Слайд 6
- О каких экологических проблемах вы узнали? (Вырубка леса, исчезновение растений). Слайд 7
- Каждый человек должен задуматься об этих проблемах, потому что мы уничтожаем «легкие нашей планеты», т. е. деревья и растения для человека являются основным источником кислорода. Одно большое дерево выделяет кислорода столько, сколько его необходимо для одного человека.
- Как же остановить эту катастрофу? Обсудите в группах. На обсуждение 3 минуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде) Слайд 8
(Для того чтобы сократить вырубку леса нужно: как можно больше перерабатывать уже использованной бумаги. Для этого открыть пункты приема макулатуры. Ученым необходимо разработать материалы, которые по своему составу будут похожи на древесину. Всем жителям сажать деревья.)
VI. Решение задач. Слайд 9
Решение задачи 1.
О другой экологической проблеме мы узнаем, выполнив такую задачу.
«Почва перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту – в 10 раз дольше, чем стакан, а стеклянную бутылку – в 4 раза дольше, чем карту. На сколько лет дольше почва перерабатывает стеклянную бутылку, чем пластиковую карту?»
- О чем говорится в задаче?
- Что значит в 10 раз больше? в 4 раза больше?
- Что известно в задаче?
- Что спрашивается в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Можем ли мы узнать, за сколько лет перерабатывается бутылка?
- Почему?
- Можем ли мы узнать, за сколько лет перерабатывается телефонная карта?
- Запишите решение задачи самостоятельно. На работу 3 минуты.
- Проверьте в своей группе решение задачи.
1)100х10=1000 (л) – телефонная карта
2)1000х4=4000 (л) – стеклянная бутылка
3)4000-1000=3000(л) – на 300 лет дольше перерабатывает стеклянную бутылку. Слайд 10
- О какой экологической проблеме идет речь? Слайд 11
- Как же остановить загрязнение почвы? На обсуждение 3 минуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде). Слайд 12
(Не оставлять мусор, который не разлагается, не загрязнять почву ядохимикатами, так как ядохимикаты всасываются растениями, а человек употребляя их в пищу наносит вред своему здоровью.)
VII. Физминутка
Решение задачи 2 Слайд 13
- О другой экологической проблеме мы узнаем из задачи.
«В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 8 грузовых и 7 легковых автомобилей?»
- Какой автомобиль выбрасывает больше выхлопных газов?
- Какая из этих схем подходит к данной задаче?
а) 7 авт.
20кг 8 авт. ? кг
30кг
в) 7 авт.
30кг 8 авт. ? кг не верная схема
20кг
7 авт. 8 авт.
с)
20кг 30кг
?
РЕШЕНИЕ: 7 х 20 + 8 х 30 = 580 (кг) Слайд 14
- Докажите почему?
- Запишите решение задачи с помощью выражения.
- Проверим. От каждой команды выйдите по одному человеку и запишите решение задачи.
(Взаимопроверка)
- О какой экологической проблеме идет речь? Слайд 15
- Как же остановить эту экологическую катастрофу? На обсуждение 3 минуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде) Слайд 16
(На предприятиях создавать установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. Беречь растения, так как они своими листьями задерживают пыль и сажу.)
Решение задачи 3.
Геометрическая задача. Игра «Танграм»
ТАНГРАМ Слайд 17, 18
Это головоломка состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной фигуры (изображающей человека, животное, любой предмет, цифру, букву).
- Планета наш общий дом. Долг каждого охранять этот дом и беречь его для будущих поколений. Придвиньте к себе «Танграмы» и выложите из геометрических фигур дом.
- Какие фигуры вам для этого потребовались? (треугольники, квадрат и параллелограмм).
- Покажите ½ площади дома без крыши, ¾ площади дома без крыши.
- Что обозначает дробь ¾?
- Найдите ¾ всей площади квадрата со сторонами 16 см.
- Проверьте. Слайд19
- Именно ¾ всего земного шара занимают моря и океаны. (Слайд 20) Общая площадь земной поверхности 510 млн. кв. км, более 382 млн. кв. км занимают моря и океаны. Мировой океан тоже затронула экологическая катастрофа. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий. От этого гибнут птицы, мальки рыб. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов.
- Как же остановить эту экологическую катастрофу? На обсуждение 3 минуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде) Слайд 21
(Строить очистительные сооружения на предприятиях. Сконструировать суда, которым не нужен был бы мазут. Использовать специальные химические препараты «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, пластиковые бутылки. Людям не выбрасывать отходы в водоемы.)
Работа департамента недропользования и экологии Тюменской области по охране окружающей среды. Слайд 22
Из федерального бюджета регион получит более 300 миллионов
Правительство Тюменской области утвердило госпрограмму «Недропользование и охрана окружающей среды» на 2015-2019 годы. Общий объем финансирования предусмотренных мероприятий составляет 4 миллиарда рублей.
Соответствующее постановление опубликовано на официальном портале правовой информации. Согласно документу, в 2019 году будет направлено 1,77 млрд рублей, в 2020 – 935,3 млн рублей, в 2021 – 566,4 млн рублей. За эти три года из федерального бюджета будет выделено 312,6 млн рублей. Остальные средства поступят из регионального бюджета. В 2022-2025 годах предусмотрено финансирование в объеме 182 млн рублей ежегодно.
За 7 лет должно быть обезврежено и утилизировано 85% отходов производства и потребления. Особо охраняемые природные территории регионального значения должны занимать 10,2% общей площади Тюменской области. Уровень компенсации добычи общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов прогнозируется на уровне 100%. Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворенным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, должна составлять 15,1%.
VIII. Домашнее задание Слайд 23
Математика: составить составную задачу, состоящую из простых задач
1) на увеличение в несколько раз,
2) на нахождение суммы,
3) на нахождение остатка.
Окружающий мир: подготовить сообщение
об одной из экологических проблем современности
и возможных путях решения данной проблемы
(Домашнее задание по математике учитель предварительно печатает и раздает детям в конце урока)
IX. Итог урока. Выставление оценок. Слайд 24
- Удалось ли достигнуть поставленных целей?
- Урок закончу такими словами: Слайд 25
Планету – дом свой берегите.
Любовь к природе и своей свободе
В своих поступках выразить спешите.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.