Конспект итоговой НОД в старшей группе по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ
Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления; обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных; продолжать учить составлять связные рассказы по мнемотаблицам.
обучающие: закреплять цифры до 10, геометрические фигуры и формы; упражнять в ориентировке на листе бумаги; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, память, умение фантазировать; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы полными предложениями, дополнять.
воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.
Образовательные области: речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.
Современные образовательные технологии: ТРИЗ, мнемотехника, здоровьесберегающие.
Материал:
Березка, листочки желтые с заданием приклеенные к березке, фланелеграф, картинки с дикими животными и птицами, 2 мнемотаблицы для составления рассказов о зиме, лист с геометрическими фигурами и лист с линейкой, тюль-покрывало со снежинками, подарки для детей, аудиозапись для физкультминутки.
Предварительная работа:
Беседа о зимних приметах, о жизни диких животных зимой.
Чтение сказок, стихов, рассказов о зиме.
Д/и: «Зимние слова», «Да-нет».
Наблюдение за березой на прогулках.
Зарисовка с детьми сказок с помощью мнемотехники и составление рассказов.
Ход НОД.
1. Организационный момент. Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. А как ещё можно поздороваться?
Дети : Доброе утро!
Воспитатель: Молодцы!
Дети : Доброе утро! Птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели!
Спряталась вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам!
- Ребята, послушайте стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело…
Воспитатель: Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение? Как вы догадались, что стихотворение о зиме?
(Ответы детей)
Какое сейчас время года?
Какой сейчас зимний месяц?
Игорь: Декабрь – это первый месяц зимы, его еще называют «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.
Какой второй месяц зимы?
Аня: Январь – это второй месяц - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В народе январь называют «лютовей».
А, как называется третий месяц?
Стас: Третий месяц февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».
Какие приметы зимы вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно увидеть зимой в лесу? (Ответы детей: голые деревья; высокие елки; диких зверей и т. д.).
Посмотрите, ребята у нас здесь что-то спрятано? (Воспитатель обращает внимание детей на березку, накрытую белым покрывалом.) Чтобы это узнать, вам надо отгадать загадку:
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети: Береза.
Воспитатель: Вы правы, это берёзка, но она не обычная. А почему, как вы думаете?
Дети: На березе листочки висят золотые.
Воспитатель: Правильно, а что же произошло, ведь зимой деревья голые, они отдыхают, а на нашей берёзке листочки. (Ответы детей).
Ребята, всем деревьям необходимо отдыхать зимой? А зачем деревья зимой отдыхают? (Ответы детей).
Как же нам помочь березке? (Ответы детей: освободить от листочков).
Правильно мы поможем берёзке сбросить листву, потому что она должна отдохнуть, но для этого нужно выполнить задания, которые написаны на всех листочках. Вы согласны березке помочь?
Дети: Согласны.
(воспитатель отрывает 1 листочек)
2. 1 задание: Игра «Да – нет»
Воспитатель загадывает животное (заяц, белка, лиса, медведь, ёж, волк).
Дети задают вопросы:
Оно большое? (да)
Оно прыгает? (да)
У него есть копыта? (нет)
У него длинные уши? (да)
У него короткий хвост? (да)
Это заяц? (да).
(Воспитатель показывает картинку)
(воспитатель отрывает 2 листочек)
2 задание: Игра «Чем похожи, чем отличаются»
Воспитатель предлагает пары слов, дети подбирают как можно больше сходств и различий (лиса – белка, сосна – ель, еж – медведь, весна – осень, ворона – грач и т. д.)
(воспитатель отрывает 3 листочек)
3 задание: Игра «Числовая да-нет ка» На фланелеграфе лист с горизонтальной осью с цифрами до 10.
Воспитатель говорит: Я задумала число до 10, а вы должны отгадать его. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет». Дети спрашивают:
Это число больше 5? Меньше 5?
Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть: - Это крайняя цифра? Первая? В середине? и т. д.
Физкультминутка «Вот студеною зимой»
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся на стулья)
(воспитатель отрывает 4 листочек)
4 задание: Игра «Отгадай» (с геометрическими фигурами)
На листе расположены геометрические фигуры. Воспитатель загадывает фигуру, дети её отгадывают, задавая вопросы: Это справа (слева) от середины? Это вверху (внизу) листа? И т. д.
(воспитатель отрывает 5 листочек)
5 задание: Игра «Доскажи словечко».
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Давайте поиграем со словом «снег».
(воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
(воспитатель отрывает 6 листочек)
6 задание: Дидактическая игра «Кто больше вспомнит зимних сказок»
Дети называют сказки, события в которых происходят зимой. («Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Мороз Иванович», «Рукавичка», «Два мороза», «Снежная Королева», «Елка», «Серебряное копытце», «Старик Годовик», «Зимняя сказка», «Лисичка-сестричка и волк», «Госпожа Метелица», «Белоснежка и семь гномов», «Зимовье зверей», «Сказка о зиме» и др.
Воспитатель: Ну вот остался последний листок и последнее задание.
(воспитатель отрывает 6 листочек)
Но задание это не простое. Ребята вам надо разделиться на две команды. Каждой команде я даю таблицу (мнемотаблицу). И предлагаю по ним составить рассказ о зиме. (Дети составляют и рассказывают свои истории о зиме.)
Мы помогли березке. И смотрите под деревом вас ждут подарки.
3. Итог.
Воспитатель: Какие вы сегодня молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на нашем занятии? Что оказалось для вас трудным?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.