Конспект занятия для детей старшего группы «Осень на пороге»
Цель: показать детям изменение в жизни растений осенью.
Ход занятия
I. Вводное слово воспитателя.
- Сегодня мы с вами поговорим о времени года, когда в природе происходят большие изменения.
II. Инсценировка «Осень».
На сцене появляется маленькая девочка. Она чем-то опечалена, вздыхает.
Девочка (грустно).
Слезы о лете
Кончилось чудное теплое лето.
Видишь - в траве золотые монеты,
Тихо роняет на землю береза
Золото листьев –
Прощальные слезы.
Л. Даскалова
Входит Осень в желтом платье, которое украшено разными листьями: зелеными, оранжевыми, красными, коричневыми. Между ними кое-где цветы одуванчика, ромашки, некоторых поздно цветущих растений. На голове - венок из астр и зеленой травки.
Осень.
Я - Осень, золотая госпожа,
На смену лета к вам пришла.
В садах и на полях Богатый урожай,
Народ, успешно собирай.
Эй, слуги мои! Расскажите детям о красоте русского леса осенью.
Выбегают девочки. На них платья-листики разного цвета: красные, оранжевые, желтые.
1-й листик. Красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-желтых кленов и осин.
2-й листик. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити воздушной паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.
3-й листик. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях, так что каждый камешек на дне виден.
4-й листик. Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина еще слышнее.
5-й листик. Легко дышится в осеннем лесу, и долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем.
Осень. Так красоту леса описал писатель Иван Соколов- Микитов. Он очень любил природу. Свои наблюдения за животными и растениями он воплощал в своих произведениях.
Показ портрета писателя.
Листики становятся полукругом, поют песню.
Падают листья
(сл. М. Ивенсен, муз. М. Красеева)
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. (последние 2 строки исполняют 2 раза)
Птицы на юг улетают –
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая.
Крыльями машет вдали. (последние 2 строки исполняют 2 раза)
Мы под дождем не заплачем,
Пусть моросит с высоты.
Мы через лужицы скачем
И раскрываем зонты. (последние 2 строки исполняют 2 раза)
После этого под звуки вальса дети танцуют танец «Зонтики».
III. Творческая работа.
Осень. Как красиво! Все цветное, все радует глаз. А теперь за дело. Будем изготовлять гирлянду из листьев. Она называется «Золотая паутинка».
Материалы: осенние листья, деревянные зубочистки. Порядок изготовления гирлянды:
1. Прогладить листья утюгом.
2. Показать детям, как класть листья внахлест и скреплять их между собой зубочистками.
3. Можно сделать из листьев длинную ленту или еще какую-нибудь конструкцию и развесить по групповой комнате.
Миниатюра на кленовом листе.
Материалы: кленовые листья, гуашь, кисточка.
Порядок работы:
1. Листья прогладить горячим утюгом.
2. Предложить детям разрисовать их узорами или рисунками.
3. На листе можно нарисовать целый пейзаж.
4. Повесить работы в месте, отведенном для выставки.
Осень. Ваши работы так хороши,
Что задевают струнки души.
А теперь - просмотр видеоряда «Осень в лесу»
Обмен впечатлениями о занятии. Дается задание: следить за изменениями в природе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.