Конспект внеурочного занятия
Направление внеурочной деятельности: спортивно - оздоровительное
Вид внеурочной деятельности: познавательная деятельность
Возраст: 9 - 10 лет
Тема: Личная гигиена
Цель – создание условий для формирования у детей правильного отношения к своему здоровью, представления о том, как сохранить и укрепить своё здоровье, соблюдая личную гигиену.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «гигиена», «личная гигиена», познакомить с различными формами гигиенических процедур; научить заботиться о своём здоровье.
2. Развивать внимательность, воображение, привычку к здоровому образу жизни; формировать качества: умение беречь здоровье.
3. Содействовать воспитанию положительного отношения к здоровью.
Форма проведения: познавательная беседа
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД |
Планируемый уровень достижения воспитательных результатов |
Личностные УУД |
- формирование этических качеств личности: доброта, дружелюбие; - проявление дисциплинированности, точности и внимательности при работе. |
1 уровень – приобретение знаний о гигиене, понимание значения соблюдения правил личной гигиены. |
Регулятивные УУД |
- уметь планировать собственную деятельность, определять цель внеурочного занятия; - уметь отбирать необходимые материалы для работы; - уметь планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; - уметь работать по плану; - уметь осуществлять самоконтроль собственной деятельности; - уметь адекватно оценивать свою деятельность. |
|
Познавательные УУД |
- уметь отвечать на вопросы; - уметь делать выводы в результате совместной работы с учителем и одноклассниками; - уметь открывать новые знания и умения; - уметь сравнивать и анализировать информацию; - уметь самостоятельно создавать алгоритм действий; - уметь обобщать полученные знания; |
|
Коммуникативные УУД |
- уметь выражать свои мысли по данной теме; - уметь работать в парах; – уметь слушать, вступать в диалог; – уметь ясно, точно и грамотно излагать свои мысли. |
|
Предметные УУД |
- умение называть предназначение волос, кожи, зубов; - умение называть героя из сказки К.И.Чуковского; - уметь отгадывать загадки; - уметь работать с пословицами; - уметь делать вывод по теме занятия. |
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор, доска, цветные карандаши, ручки, магнитики
Наглядный материал: мультимедийная презентация
Раздаточный материал: карточки с зашифрованной темой занятия (Приложение 1), карточки с пословицами (Приложение 2), письмо Мойдодыра (Приложение 3), задание на поиск пары (Приложение 4), памятка с правилами личной гигиены (Приложение 5).
Ход занятия
Этап |
Время |
Содержание занятия |
Методические указания |
I |
00 |
Организационный
момент - Сегодня занятие у вас проведу я. Давайте улыбнёмся друг другу. - Наше занятие будет во многом зависеть от вас. Вы готовы дружно работать? Будете мне во всём помогать? - Очень замечательно! Тогда приступаем. - В самом начале, я сказала вам «здравствуйте», а это значит, я вам желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? - Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Сегодня наш классный час посвящен здоровью человека. - Начнём наше занятие с мимической гимнастики. - Пожмите друг другу руку, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе замечательного настроения!» - Я желаю вам, ребята, счастья, успехов, радости и благополучия. |
|
II
|
01 |
Вводный этап - А о чём конкретно мы будем говорить, вы сами попробуете мне сказать. Для этого, ребята, у которых на столах находятся карточки с буквами, я попрошу вас выйти к доске. - На обратной стороне вашей карточки написана цифра. Ваша задача – выстроиться по порядку. Остальные прочитают, что получилось. (Личная гигиена) - Совершенно верно, тема нашего классного часа: «Личная гигиена». - Ребята, спасибо, садитесь, пожалуйста, на свои места. - Послушайте отрывок из известного стихотворения: «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса, У тебя такие руки, что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки убежали от тебя!» - Как называется это произведение? - Что случилось с мальчиком? - Как можно назвать этого мальчика? (Неряха, грязнуля) - Что надо делать, чтобы не быть похожим на него? (Мыть руки, умываться, чистить и стирать одежду, расчёсываться). - Верно, необходимо соблюдать правила личной гигиены. - Назовите тему занятия. (Личная гигиена) - Именно этому мы с вами и посвятим наше сегодняшнее занятие. Узнаем, что такое гигиена, познакомимся с правилами личной гигиены, узнаем, что будет, если их не соблюдать. Также сегодня мы поработаем с пословицами, загадками и, конечно же, поиграем. - Но всё это мы будем с вами изучать и вспоминать не одни. - Предположите, кто сегодня будет нас сопровождать и помогать нам? - Обратите внимание на экран. Буквы перепутались. Составим их в правильном порядке и узнаем, кто сегодня наш с вами друг. - Сегодня нам во всём будет помогать Мойдодыр. Вот он, посмотрите. - Тему вы мне сказали. Мойдодыр просить вас поставить цель. - Как будет звучать цель? (Познакомиться с правилами личной гигиены) - Хорошо, всё правильно! - Составим план нашего занятия. ( 1.Узнаем, что такое гигиена. 2. Поработаем с пословицами о здоровье. 3. Узнаем, о правильном уходе за кожей, волосами и зубами. 1. 4. Узнаем, какие существуют предметы личной гигиены. 2. 5. Составим список правил личной гигиены.) 3. – Молодцы, всё верно. |
Приложение 1
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 |
III 1)
|
05 |
Основная часть - Начнём работать с первым пунктом плана. - Что мы узнаем? (Узнаем, что такое гигиена) - Я вам расскажу о происхождении самого слова «гигиена». - Слово «гигиена» произошло от имени древнегреческой богини Гигиеи. Гигиея была дочерью древнегреческого бога, который занимался врачеванием, а дочь помогала ему лечить людей. - Она изображалась женщиной в длинной одежде, которая поит змею из чаши. Змея и чаша сейчас являются эмблемой медицины. - Именем этой богини названа наука «Гигиена», которая изучает влияние труда и быта на здоровье человека. - Богиня Гигиея соблюдает законы здорового образа жизни и через гигиену прививает полезные привычки, навыки эти приносят телу здоровье и долгие годы жизни. - Что такое личная гигиена, ребята? - Под личной гигиеной подразумевают совокупность гигиенических правил, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья человека, увеличению продолжительности его активной жизни. - Если говорить проще, личная гигиена – уход за своим телом, содержание его в чистоте. - Соблюдение гигиенических правил является одним из условий, которые определяют культуру человека. - Итак, сделаем небольшой вывод. Что такое гигиена? Личная гигиена? Важно ли соблюдать правила гигиены? (Гигиена – наука, которая изучает влияние труда и быта на здоровье человека. Личная гигиена – уход за своим телом, содержание его в чистоте. Да, важно, так как соблюдение правил приносит телу здоровье и долгие годы жизни.) - Молодцы, верно запомнили. |
Слайд 5 |
2) |
10 |
- Хорошо, приступим к выполнению второго пункта нашего плана. - Что будем делать? (Поработаем с пословицами о здоровье и чистоте) - Работать будете в парах. Кто сидит один, работает самостоятельно. - Ваша задача закончить данные пословицы, выбрав нужное продолжение. А после этого мы с вами их обсудим. - Вспомним правила работы в парах. - Время на выполнение задания – 1 минута. - Закончили, прочитайте, что получилось у вас. - Обратите внимание на слайд, проверим, правильно ли мы с вами соединили. - Прочитаем и объясним значение первой пословицы. (Чистота – залог здоровья.) - Как вы понимаете эту пословицу? (Пословица о том, что без чистоты здоровым человек не будет. Началом многих болезней, заболеваний является именно грязь, пыль и микробы, а если человек чистый, микробы ему не грозят.) - Молодцы, вы верно поняли смысл пословицы. - Прочитайте, пожалуйста, следующую пословицу. (Кто аккуратен и опрятен, тот людям приятен.) - Объясните ее значение. (Это пословица о том, что аккуратность и опрятность красят человека. Опрятный значит чистый, соблюдающий во всём порядок, человек, отличающийся тщательной, безукоризненной чистотой. С таким человеком приятнее общаться, чем с грязнулей.) - Правильно, послушаем третью пословицу. Я прочитаю. Чистота – лучшая красота. - Как вы думаете, что означает данная пословица? (Данная пословица означает: что никакая одежда косметика, украшения человека неопрятного, грязного красивым не сделают. Если человек чист, опрятен, аккуратен, свеж, он будет прекрасно выглядеть без всякой косметики) - Хорошо, все верно. Раскрою вам небольшую тайну. Это пословица пришла к нам из Англии. Так говорят англичане, а у нас эта пословица звучит по – другому, и мы с ней уже сталкивались. Назовите ее. (Чистота – залог здоровья) - Совершенно верно. Ребята, а что такое Англия? (Страна) - Верно, и в Англии имеются свои представления о чистоте. Вам бы хотелось узнать какие? - Мойдодыр, расскажет нам с вами. Послушайте. - Англичан часто называют чистюлями, которые строго соблюдают все правила гигиены. Большинство англичан ежедневно принимают ванну или душ. Особое внимание англичане уделяют внимание здоровью ротовой полости, то есть очень бережно относятся к своим зубам. С раннего детства английских мальчишек и девчонок учат ухаживать за зубками, не употреблять много сладкого, постоянно консультироваться у специалистов, у зубных врачей. - С пословицами мы поработали. - Сделаем вывод. Что вы поняли? О чём нам говорят данные пословицы? (Данные пословицы указывают на то, что здоровье – величайшая ценность человека. Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать чистоту, быть опрятными и аккуратными.) - Да, вы правы, ребята. Чистота – клад. |
Приложение 2
Слайд 6
Слайд 7
|
3) |
17 |
- Какой пункт плана мы выполним теперь? (Узнаем, о правильном уходе за кожей, волосами и зубами) - Верно, сейчас нам нужно познакомиться с уходом за кожей, волосами и зубами. - Чем покрыто всё наше тело? - Зачем человеку кожа? Нужно ли за ней ухаживать? - Кожа человека – наружный покров, который защищает организм от разных воздействий окружающей среды. Кожа защищает наше тело от болезней. - Что происходит с кожей, когда вы бегаете, прыгаете? - Верно, вам становится жарко и на коже появляются капельки пота. - Что произойдет, если кожу долго не мыть? - Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой, перестаёт защищать наше тело от микробов. Грязная кожа может принести вред здоровью. - Уход за кожей заключается в выполнении некоторых правил. Предположите, какие это правила?
(Умывайтесь утром и вечером, используя средства личной гигиены. Всегда мойте
руки перед едой, после прогулки) (Да) - Необходимо принимать душ каждый день с использованием специальных средств. Назовите эти средства. (Мыло, мочалка, гель для душа, полотенце) - Ответьте на мои вопросы. Сколько раз в день нужно мыть руки? - Нужно ли менять каждый день носки, или стоит ходить в одних и тех же целую неделю? - У каждого члена семьи должна быть своя мочалка и своё полотенце? - Отлично, Мойдодыр вас хвалит, говорит, что вы большие молодцы! - Сейчас мы поговорим об уходе за волосами. - Много ли волос у нас с вами на голове? - У человека на голове растёт от 50 до 140 тысяч волосков. Каждый день выпадает от 30 до 100 штук. Но количество волос не уменьшается, потому что на их месте вырастают новые. Учёные определили, что волосы живут от двух до четырёх лет. За год они успевают вырасти на 12 – 15 см. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать. Расскажите как? - Мойдодыр нам говорит: «Прежде всего, волосы нужно ежедневно расчёсывать. При расчёсывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову надо мыть тёплой водой с шампунем. Волосы необходимо подстригать 1 раз в месяц, чтобы не произошло истории, которая случилась с одним мальчиком». - Что за история такая? Интересно? - Вот она, послушайте. Она так и называется «Страшная история». 1. - Мальчик стричься не желает, Мальчик с кресла уползает, Кричит и заливается, Ногами упирается. Он в мужском и женском зале Весь паркет слезами залил. 2. Парикмахерша устала, И мальчишку стричь не стала. А волосы растут, А волосы растут. Год прошёл, другой проходит… 3. Мальчик стричься не приходит. А волосы растут, А волосы растут. Отрастают, отрастают, Их в косички заплетают… 4. – Ну и сын! – сказала мать, - Надо платье покупать. Мальчик в платьице гулял, Мальчик девочкою стал. И теперь он с мамой ходит Завиваться в женский зал. - Почему мальчик стал девочкой? - Что необходимо было вовремя делать мальчику? - Да, вы правы. - Так что мальчики стригитесь, а то в девчонок превратитесь! - Ребята, а что такое зубы? Где они находятся? Зачем они нам нужны? - Зубы тоже нуждаются в уходе? Зачем? - Чтобы предупредить появление инфекции в полости рта, необходим правильный уход за зубами. Чистить зубы нужно ежедневно, пользуясь, как вы думаете, чем? (Зубной щеткой и пастой) - Проводить процедуру чистки зубов нужно не менее 3 минут. Ваша зубная щётка не должна быть слишком мягкой. - Мойдодыр спрашивает: «Как правильно чистить зубы?» - Зубы нужно чистить 2 раза в день: утром после завтрака и вечером перед сном. Чистить зубы начинаем с внешней стороны сверху - вниз по верхней челюсти, затем снизу-вверх по нижней челюсти. После этого также чистим внутренние поверхности зубов. Жевательные поверхности чистим движениями вперёд – назад. Затем очищаем язык и используем зубную нить для очищения межзубных промежутков. - Что делать с щёткой после того, как зубы уже почищены? - После чистки зубов зубную щётку нужно вымыть с мылом и поставить в стаканчик щетиной вверх. - Через какой промежуток времени необходимо менять зубную щетку? Предположите. - Менять зубную щётку нужно каждые 2 месяца, а стоматолога посещать 2 раза в год. - У Мойдодыра есть подруга, ее зовут Королева Щетка. Вот так она выглядит. Она услышала, что мы с вами обсуждаем, и теперь хочет вас проверить. - Я прочитаю советы, которые она нам с вами приготовила. Вам, мальчишки и девчушки, Приготовила ловушки. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Говорите: нет, нет, нет.
1. Постоянно нужно есть Для зубов для ваших Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу. Если мой совет хороший Вы похлопайте в ладоши.
2. Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет? Нет, нет, нет!
3. Говорила маме Люба: - Я не буду чистить зубы. И теперь у нашей Любы Дырка в каждом, каждом зубе. Каков будет ваш ответ: Молодчина Люба? Нет!
4. Навсегда запомните, Милые друзья, Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший Вы похлопайте в ладоши.
5. Зубы вы почистили И идете спать. Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? Нет, нет, нет!
Вы, ребята, не устали, Пока мы здесь стихи читали? Был ваш правильный ответ, Что полезно, а что - нет. |
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13 |
|
27 |
Физкультминутка Мне пошире улыбнись На физминутку становись. Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась. |
|
4) |
28 |
- Теперь приступим к следующему пункту нашего плана. - Как он звучал? Вспоминаем. (Поработаем с предметами личной гигиены) - К нам в класс пришло письмо. Давайте узнаем от кого оно. Откроем конверт. Прочитай, пожалуйста, письмо. (Дорогие ребята! Посылаю вам это письмо. В нём вы найдёте интересные загадки, попрошу вас подобрать к ним отгадки. Желаю вам удачи! До свидания. Ваш Мойдодыр) - Вот они загадки наши. Отгадывайте. - Лег в карман и караулю Реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, Не забуду и про нос. (Носовой платок) - Верно. Платок должен быть у каждого свой. Пользуйтесь им всегда, ребята, только следите, чтобы он всегда был чистым. Кашлять и чихать нужно в платок. - Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) - На себя я труд беру: Пятки, локти с мылом тру И коленки оттираю, Ничего не забываю. (Мочалка) - Вспомним, что мочалка является индивидуальной. - Кто считает зубы нам По утрам и вечерам? (Зубная щетка) - Белая река В пещеру затекла. По ручью выходит, Со стен грязь выводит. (Зубная паста) - Зубная паста предназначена для удаления остатков пищи, а также она освежает дыхание. - Есть в комнате портрет, Во всём на вас похожий. Засмейтесь – и в ответ Он засмеется тоже. (Зеркало) - Кто готов свои две шпаги Скрестить из – за клочка бумаги? (Ножницы) - Они нам необходимы для чего? - В бутылочке жидкость цветная стоит, Приятненько пахнет, простая на вид, На волосы влажные ее нанесем, Вспеним, помоем, водичкой польем. (Шампунь) - Какие еще предметы личной гигиены вы знаете? (Расческа, полотенце, стиральный порошок) - Верно, все это предметы личной гигиены. - Сделаем вывод, зачем нам нужны все эти предметы? Все ли они вообще важны? |
Приложение 3
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
|
5) |
32 |
- Ребята, у Мойдодыра осталось последнее задание, чтобы вас проверить. - Каждому сейчас я раздам карточку. Ваша задача найти пары. Кто с кем дружит? - Время на выполнение – 1 минута. - Соединили. Проверим. - Назовите, с кем дружит нос? (С носовым платком) - С кем дружат туфли? (Туфли дружат с щеткой для обуви) - Назовите, пару ногтей. (Ножницы) - Волосы не могут без чего? (Без расчески) - А зубы это пара - … (Зубной щетки) - Верно, Мойдодыр вами гордится. |
Приложение 4
|
IV |
36 |
Заключительный этап - Ну вот, ребята, с темой нашего занятия мы познакомились. - Давайте вспомним, какая была тема занятия? (Личная гигиена) - Хорошо! Теперь давайте, расскажем друг другу всё то, что мы с вами узнали. Что вы сегодня узнали? - А как вы считаете, достигли ли мы цель, которую поставили на это занятие? - Ребята, у нас с вами еще одно письмо от Мойдодыра. Я прочитаю вам его. - Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо! Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо. Всё равно какой водою – кипячёной, ключевой, из реки иль из колодца, или просто дождевой. Нужно мыться непременно утром, вечером и днём. Перед каждою едою, после сна и перед сном! Дорогие, мои дети! Очень – очень вас прошу: мойтесь чаще, мойтесь чаще – я грязнуль не выношу. Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним! Сам я моюсь очень часто, ваш любимый Мойдодыр! - Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? - А сейчас, я попрошу каждого из вас показать большой палец вверх, если наше занятие было для вас полезным, и вам понравилось, опустите вниз, если было не интересно и ничего нового вы не узнали. - Спасибо, я увидела. |
|
V |
40 |
Итог
занятия Нам нынче весело с утра. Позанимались мы отлично Теперь нам отдыхать пора! - Дорогие ребята, мне очень понравилось с вами сегодня работать! - Закончить наше занятие я хочу такими словами: соблюдать правила личной гигиены очень важно каждому из вас. - Сейчас я вам памятку, в которой вы прочитаете правила личной гигиены. - Спасибо за занятие! |
Приложение 5 |
Л |
И |
Ч |
Н |
А |
Я |
Г |
И |
Г |
И |
Е |
Н |
А |
|
|
Чистота залог лучшая красота
Кто аккуратен и опрятен, здоровья
Чистота - тот людям приятен
Чистота залог лучшая красота
Кто аккуратен и опрятен, здоровья
Нос ножницы
Туфли зубная щетка
Ногти носовой платок
Волосы щётка для обуви
Зубы расческа
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.