Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Первоцветы – вестники весны» (подготовительная группа)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 26.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Первоцветы – вестники весны» (подготовительная группа) Программное содержание: Закрепить представления детей о первых цветах весны, растущих в нашем крае, умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений. Расширять кругозор детей, способствовать развитию познавательных способностей. Продолжать знакомить детей с Красной книгой. Закреплять умение рисовать печатками. Воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка; бережное отношение к природе. Словарная работа: рыхлый, примула, горицвет. Предварительная работа: продолжить изучение страниц Красной книги; рассматривание картин, иллюстраций о первоцветах, наблюдение на прогулке; чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок; решение кроссвордов, ребусов. Материал: Красная книга, аудиозапись, лист бумаги, палитра, гуашь, печатки, картины с изображением первоцветов, кроссворд. Ход занятия Воспитатель: Ребята. Я загадываю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится? (НА КОВРЕ) Она приходит с ласкою  и со своею сказкою Волшебной палочкой взмахнет- В лесу подснежник, расцветет Дети: Весна Воспитатель: Расскажите о весне, о ее приметах. Дети: Солнце весной теплое, нежное, ласковое, яркое.  Небо чистое, голубое с белыми облаками, лазурное, светлое. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит ранней весной?   Дети: Снег становится сырым, грязным, рыхлым, зернистым, темным, ноздреватым, он тает на солнышке и превращается в ручейки. Дети: прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие лебеди, дикие гуси, дикие утки. Воспитатель: С приходом весны пробуждается природа. Вы слышали замечательное высказывание о весне. А сейчас я предлагаю вам присесть на ковёр и послушать ЗВУКИ ВЕСНЫ.Звучит музыка. Воспитатель: Расскажите о том, что вы представляли, когда слушали эти звуки. Дети: Скворца, который сидит возле скворечника и распевает свои песни. Дети: Как на проталинке зеленеет травка. Дети: Как появляются первые листочки на ветках деревьев. Дети: Как капают сосульки. Дети: Появляются первые весенние цветы в лесу. Воспитатель: А еще где расцветают первые весенние цветы? Дети: На лугу, в садах. Воспитатель: Ребята, как еще называют цветы, которые цветут ранней весной? Дети: Первоцветы. Воспитатель: А какой первоцвет открывает весну, распускается самый первый? О нем даже есть загадка: Первым вылез из землицы, проталинке, Он мороза не боится, Хоть и маленький. Мать – и мачеха. Воспитатель: А сейчас, я предлагаю решить кроссворд, и мы узнаем, какие первоцветы еще вы знаете, и мы найдем ключевое слово. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Загадки: Шмель цветку очень рад,      Ах, медовый аромат!      И цветки красивые-       Розовые, синие       - медуница. Воспитатель: Правильно, Ребята, а медуница где растет? Дети: В лесу Значит этот цветок, какой? Дети: Лесной. Воспитатель: Следующая загадка. Первоцвет, первоцвет, Лучше слова в мире нет, Лучше нет цветка на свете, Он горит весь в желтом цвете, Лепестки его красивы, Золотисты и игривы, Его стебель длинный очень. А красивы как листочки! Дети: Примула. Воспитатель: Где растет примула? Дети:  В лесу. Этот цветок лесной. Воспитатель: Также примула растет в саду. Воспитатель: Молодцы. Следующая загадка Это розовый цветок, Он красив, он высок, К сожаленью, не пахуч, И конечно, не горюч. Дети: Горицвет. Воспитатель: Правильно. Какой это цветок? Луговой, потому что растет на лугу. Воспитатель: Последняя загадка Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток, Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок! Дети: Подснежник.   Воспитатель: Молодцы, правильно. Где растет подснежник? Дети: В лесу, он лесной. Воспитатель: Кто желает прочитать ключевое слово? Дети: Ирис. Воспитатель: А что это Ирис? Дети: Тоже цветок. Воспитатель: Где он растет, когда?     Дети: В саду. Воспитатель: Значит цветок, какой? Дети: Садовый. Он расцветает ранней весной. Он тоже первоцвет. Воспитатель: Ребята, почему эти цветы называют первоцветами? Дети: Потому, что они расцветают первыми, ранней весной, на проталинах. Решение кроссворда     м е д у н и ц а                  п р и м у л а            г о р и ц в е т            п о д с н е ж н и к Физкультминутка. О.В. Узорова На лугу растут цветы Небывалой красоты. /Потягивания – руки в стороны/ К солнцу тянутся цветы С ними потянись и ты. /Потягивания – руки вверх/ Ветер дует иногда, Только это не беда, /Дети машут руками, изображают ветер/ Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. /наклонны/ А потом опять встают, И по -  прежнему цветут. Воспитатель: Ребята, много вы знаете цветов, наверное, вы их очень  любите? Воспитатель: А за что? Дети: Потому, что они красивы, украшают дом человека, они полезны. Воспитатель: Ребята,а я знаю такую профессию - флорист.А вы знаете,в чём она заключается? Дети: Нет. Воспитатель: Тогда послушайте.Флорист - это специалист по работе с растениями.Сюда входят: сухие цветы,ветки,листья,перья птиц,мох и т.д.)Он создаёт композиции и украшает ими дома.Место работы флориста - цветочный магазин.Также флористы занимаются озеленением помещений. Одно из направлений в работе флориста - ландшафтный дизайн.Ландшафтный дизайнер работает на земле,оформляя дачные участки или территории различных организаций клумбами,альпийскими горками,причудливо подстриженными деревьями и кустарниками. Воспитатель: Ребята,так кто такой флорист? Дети: Специалист по работе с растениями. Воспитатель: Ребята а скажите пожалуйста чем еще полезны цветы? Дети: У них остаются семена. Их семенами питаются птицы. Дети: Цветы лекарственные, человек использует их для лечения. Дети: Из цветов изготавливают духи. Воспитатель: А кто совсем не может прожить без цветов? Дети: Насекомые. Воспитатель: Почему? Дети : Потому что насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов. Воспитатель: А вы любите дарить цветы? Дети: Да. Воспитатель: Когда и кому? Дети: На праздники мамам и бабушкам. Воспитатель: Ребята как же быть? Мы должны срывать цветы, чтобы сделать подарок, и не должны, так как красоту губим, цветы могут исчезнуть. Дети: Для букетов цветы специально выращивают, в садах, теплицах, круглый год.  Воспитатель: Ребята а вы хотите тоже сейчас побыть немного флористами? Дети: Да  Воспитатель: Обратите внимание у вас на столах лежат искусственные цветы.Предлагаю вам сейчас составить цветочные композиции. Воспитатель: Ребята вы знаете,что очень много цветов срывают просто так.Некоторые цветы на грани исчезновения. Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о Красной книге? Дети: Ученые создали Красную книгу и занесли в нее названия редких и исчезающих растений и животных. /Воспитатель выносит и показывает Красную книгу/.  Воспитатель: Ребята, какие виды первоцветов занесены в Красную книгу? Дети: мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, сон-трава, ветреница, лютиковая, одуванчик, ландыш. /Показ иллюстраций с изображением первоцветов/ Воспитатель: Ребята, почему эта книга называется Красной? Дети: Красной книга называется, потому что красный -  цвет опасности. Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!» Воспитатель: Ребята, что можем сделать мы с вами, чтобы спасти их. Дети: Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать  их. Мы должны любоваться ими. Ребенок: Стихотворение. Не рвите цветы, не рвите – Пусть будет нарядной земля, А вместо букетов дарите Васильковые, незабудковые И ромашковые поля!  Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже создадим в нашей группе Красную книгу. Я предлагаю нарисовать ландыши и занести их  в нашу Красную книгу. Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем печатками. Берем палочку, макаем в воду, потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки. Дети рисуют. Показ рисунков. Воспитатель: Молодцы Ребята! С вашей помощью ландышей теперь стало еще больше. Ребенок: Стихотворение Чтоб цветы в лесу цвели, Всю весну и лето Мы не будем собирать Их больших букетов Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать Ведь цветы, леса, поля и речки. Это все для нас навечно! Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Все ребята занимались, молодцы! Попрощаться с гостями.
Иконка файла материала Конспект ПЕРВОЦВЕТЫ.docx

Конспект комплексного занятия

по ознакомлению с окружающим

на тему: «Первоцветы – вестники весны»

(подготовительная группа)

 

 

Программное содержание: Закрепить представления детей о первых цветах весны, растущих в нашем крае, умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений.

Расширять кругозор детей, способствовать развитию познавательных способностей.

Продолжать знакомить детей с Красной книгой.

Закреплять умение рисовать печатками.

Воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка; бережное отношение к природе.

Словарная работа: рыхлый, примула, горицвет.

Предварительная работа: продолжить изучение страниц Красной книги; рассматривание картин, иллюстраций о первоцветах, наблюдение на прогулке; чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок; решение кроссвордов, ребусов.

Материал: Красная книга, аудиозапись, лист бумаги, палитра, гуашь, печатки, картины с изображением первоцветов, кроссворд.

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята. Я загадываю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?   (НА КОВРЕ)

Она приходит с ласкою

 и со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник, расцветет

Дети: Весна

Воспитатель: Расскажите о весне, о ее приметах.

Дети: Солнце весной теплое, нежное, ласковое, яркое.  Небо чистое, голубое с белыми облаками, лазурное, светлое.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит ранней весной?  

Дети: Снег становится сырым, грязным, рыхлым, зернистым, темным, ноздреватым, он тает на солнышке и превращается в ручейки.

Дети: прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие лебеди, дикие гуси, дикие утки.

Воспитатель: С приходом весны пробуждается природа. Вы слышали замечательное высказывание о весне. А сейчас я предлагаю вам присесть на ковёр и послушать ЗВУКИ ВЕСНЫ.Звучит музыка.

Воспитатель: Расскажите о том, что вы представляли, когда слушали эти звуки.

Дети: Скворца, который сидит возле скворечника и распевает свои песни.

Дети: Как на проталинке зеленеет травка.

Дети: Как появляются первые листочки на ветках деревьев.

Дети: Как капают сосульки.

Дети: Появляются первые весенние цветы в лесу.

Воспитатель: А еще где расцветают первые весенние цветы?

Дети: На лугу, в садах.

Воспитатель: Ребята, как еще называют цветы, которые цветут ранней весной?

Дети: Первоцветы.

Воспитатель: А какой первоцвет открывает весну, распускается самый первый?

О нем даже есть загадка:

Первым вылез из землицы, проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Мать – и мачеха.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю решить кроссворд, и мы узнаем, какие первоцветы еще вы знаете, и мы найдем ключевое слово.

Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

Загадки:

Шмель цветку очень рад,

     Ах, медовый аромат!

     И цветки красивые-

      Розовые, синие

      - медуница.

Воспитатель: Правильно, Ребята, а медуница где растет?

Дети: В лесу

Значит этот цветок, какой?

Дети: Лесной.

Воспитатель: Следующая загадка.

Первоцвет, первоцвет,

Лучше слова в мире нет, Лучше нет цветка на свете,

Он горит весь в желтом цвете,

Лепестки его красивы,

Золотисты и игривы,

Его стебель длинный очень.

А красивы как листочки!

Дети: Примула.

Воспитатель: Где растет примула?

Дети:  В лесу. Этот цветок лесной.

Воспитатель: Также примула растет в саду.

Воспитатель: Молодцы.

Следующая загадка

Это розовый цветок,

Он красив, он высок,

К сожаленью, не пахуч,

И конечно, не горюч.

Дети: Горицвет.

Воспитатель: Правильно. Какой это цветок?

Луговой, потому что растет на лугу.

Воспитатель: Последняя загадка

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток,

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

Дети: Подснежник.  

Воспитатель: Молодцы, правильно. Где растет подснежник?

Дети: В лесу, он лесной.

Воспитатель: Кто желает прочитать ключевое слово?

Дети: Ирис.

Воспитатель: А что это Ирис?

Дети: Тоже цветок.

Воспитатель: Где он растет, когда?    

Дети: В саду.

Воспитатель: Значит цветок, какой?

Дети: Садовый. Он расцветает ранней весной. Он тоже первоцвет.

Воспитатель: Ребята, почему эти цветы называют первоцветами?

Дети: Потому, что они расцветают первыми, ранней весной, на проталинах.

Решение кроссворда

    м е д у н и ц а

                 п р и м у л а

           г о р и ц в е т

           п о д с н е ж н и к

 

Физкультминутка. О.В. Узорова

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

/Потягивания – руки в стороны/

К солнцу тянутся цветы

С ними потянись и ты.

/Потягивания – руки вверх/

Ветер дует иногда,

Только это не беда,

/Дети машут руками, изображают ветер/

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

/наклонны/

А потом опять встают,

И по -  прежнему цветут.

Воспитатель: Ребята, много вы знаете цветов, наверное, вы их очень  любите?

Воспитатель: А за что?

Дети: Потому, что они красивы, украшают дом человека, они полезны.

Воспитатель: Ребята,а я знаю такую профессию - флорист.А вы знаете,в чём она заключается?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда послушайте.Флорист - это специалист по работе с растениями.Сюда входят: сухие цветы,ветки,листья,перья птиц,мох и т.д.)Он создаёт композиции и украшает ими дома.Место работы флориста - цветочный магазин.Также флористы занимаются озеленением помещений.

Одно из направлений в работе флориста - ландшафтный дизайн.Ландшафтный дизайнер работает на земле,оформляя дачные участки или территории различных организаций клумбами,альпийскими горками,причудливо подстриженными деревьями и кустарниками.

Воспитатель: Ребята,так кто такой флорист?

Дети: Специалист по работе с растениями.

Воспитатель: Ребята а скажите пожалуйста чем еще полезны цветы?

Дети: У них остаются семена. Их семенами питаются птицы.

Дети: Цветы лекарственные, человек использует их для лечения.

Дети: Из цветов изготавливают духи.

Воспитатель: А кто совсем не может прожить без цветов?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Почему?

Дети : Потому что насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов.

Воспитатель: А вы любите дарить цветы?

Дети: Да.

Воспитатель: Когда и кому?

Дети: На праздники мамам и бабушкам.

Воспитатель: Ребята как же быть? Мы должны срывать цветы, чтобы сделать подарок, и не должны, так как красоту губим, цветы могут исчезнуть.

Дети: Для букетов цветы специально выращивают, в садах, теплицах, круглый год.

 Воспитатель: Ребята а вы хотите тоже сейчас побыть немного флористами?

Дети: Да

 Воспитатель: Обратите внимание у вас на столах лежат искусственные цветы.Предлагаю вам сейчас составить цветочные композиции.

Воспитатель: Ребята вы знаете,что очень много цветов срывают просто так.Некоторые цветы на грани исчезновения.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о Красной книге?

Дети: Ученые создали Красную книгу и занесли в нее названия редких и исчезающих растений и животных.

/Воспитатель выносит и показывает Красную книгу/.

 Воспитатель: Ребята, какие виды первоцветов занесены в Красную книгу?

Дети: мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, сон-трава, ветреница, лютиковая, одуванчик, ландыш.

/Показ иллюстраций с изображением первоцветов/

Воспитатель: Ребята, почему эта книга называется Красной?

Дети: Красной книга называется, потому что красный -  цвет опасности.

Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»

Воспитатель: Ребята, что можем сделать мы с вами, чтобы спасти их.

Дети: Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать  их. Мы должны любоваться ими.

Ребенок: Стихотворение.

Не рвите цветы, не рвите –

Пусть будет нарядной земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля!

 Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже создадим в нашей группе Красную книгу.

Я предлагаю нарисовать ландыши и занести их  в нашу Красную книгу. Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем печатками. Берем палочку, макаем в воду, потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки. Дети рисуют.

Показ рисунков.

Воспитатель: Молодцы Ребята! С вашей помощью ландышей теперь стало еще больше.

Ребенок: Стихотворение

Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать

Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Все ребята занимались, молодцы!

Попрощаться с гостями.