Тема: «Звуки «[з], [з’].
Цель: Формирование у обучающихся умений и навыков в дифференциация звуков и букв [з]-[з’] в слогах, словах, фразах.
Лексическая тема: Время года - зима. Зимние забавы и развлечения.
Задачи:
Образовательные:
· Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков [з] и [з’].
· Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [з] и [з’] в слогах, словах, фразах.
· Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; подбирать слова - признаки и действия к словам; подбирать слова к слоговой схеме;
Коррекционно-развивающие:
· Развивать слуховоевосприятие и зрительное внимание.
· Развивать фонематический слух на основе упражнений в определении места звука в слове.
· Развивать зрительное восприятие через упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
· Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку.
· Развивать навыки грамматически правильной речи.
· Развивать общую и мелкую моторику.
· Развивать подвижность артикуляционного аппарата
Воспитательные:
· Воспитывать культуру речевого общения.
· Формировать функции контроля и самоконтроля.
· Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.
· Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: презентация с картинками; снежинки для дыхательной гимнастики; индивидуальные зеркала; хлопушка с конфетти; индивидуальные конверты для звукового разбора; индивидуальные конверты для рефлексии; мяч
Ход занятия
1. Организационный момент
-Какой сегодня день? Какой вчера был день? Какой день будет завтра?
-Какое сейчас время суток? Какое время суток было до этого? А какое время суток будет потом?
2. Психогимнастика.
- Ребята, давайте поиграем в игру "Пантомима" и покажем мимикой и жестами то, что делают дети на картинках.
Имитация зимних развлечений: игра в снежки, ходьба на лыжах, коньках. Дети повторяют движения.
-Вам случайно попали снежком в лицо. Изобразите огорчение.
-Вы боитесь съезжать с горы- покажите ,как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно.
(Дети имитируют эмоции). Слайд 1.
3. Сообщение темы занятия.
- Послушайте звуки. (Дети слушают звуки зимы). ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ
- Что вы услышали? (Шаги по снегу, вьюга воет, шум ветра).
- В какое время года можно услышать эти звуки? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Дети садятся за столы).
- А чтобы вам легче было отгадать, послушайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Что это?
- Сегодня мы будем говорить о времени года - зиме.
- Ребята, назовите зимние месяцы. Сейчас какой месяц.
- Назовите признаки зимы, используя картинку. (Выпал снег, холодно, дует сильный ветер……)
Слайд 2.
- Какие два звука принесла зима с собой?
-Назовите первый звук в слове зима, назовите последний звук в слове мороз.
- Так какие зима принесла два своих любимых звука? [з, з’].
4. Повторение характеристики и артикуляции звуков [з, зь] по артикуляционным и акустическим признакам.
Работа с зеркалами.
Обозначение звуков цветовыми символами.
Слайд 3, 4.
5. Дыхательные упражнения Слайд 5
Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
-Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех.
- Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки).
- А вы умеете правильно дуть?
-Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку.
- А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
6. Игра «Снежки» (с мячиками-шуршиками) Слайд 6
- Ребята, отгадайте загадку:
В снегу уже все по уши,
Довольны малыши.
У всех намокли варежки -
Играем мы в … (снежки).
-Берём в руки мячики-шуршики и поиграем, сделаем массаж рук.
Много снега намело
Белою зимою,
Будем мы в снежки играть
Во дворе с тобою.
Лепим, лепим мы снежки (поднимают «снежок» и «лепят» его, перекладывая его из руки в руку),
А потом прицелимся (поднимают снежок вверх),
Метко мы бросаем
В цель мы попадаем.
7. Произношение звуков [з, зь] в слогах. Игра «Эхо»
- Поиграем в «Эхо».Я буду произносить слоги с твердым звуком [з] , а вы-с мягким, и наоборот- с мягким звуком [з’]: за (зя), зо (зё), зу (зю), зэ (зе), зы (зи).
8. Скороговорка- чистоговорка Слайд 7
- Ребята. для того. чтобы чётко и красиво произносить звуки [з], [з’] произнесём стишок про берёзу.
Зимним
утром от мороза
На заре звенят березы.
-Вспомните и назовите в стишке слова со звуками [з], [з’].
9. Отгадай «Каким бывает?»
- Кто угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, рад миром пушинки (Зима) Слайд 8
-К нам в гости пришла Волшебница-Зима. Слайд 9
- Давайте рассмотрим нашу гостью.
- А теперь подберем самые красивые слова, чтобы сказать какая зима.
Зима -(какая?) холодная, суровая, морозная.
Снег -(какой?) белый, мягкий, лёгкий, пушистый, липкий, холодный.
Снежинки - (какие?) белые, лёгкие, пушистые, красивые.
- На партах у вас лежат конвертики со звуковыми символами. Сделать звуковой рисунок слов мороз, зима. Проверить что получилось. У кого правильно, кто ошибся?
Слайд 11
10. Игра «Придумай слово» (Образование родственных слов)
Логопед: Наша гостья хочет с вами поиграть - знаете ли вы родственные слова к слову зима.
- Как ласково звучит слово зима? Зимушка.
- Слово- признак от слова зима? Зимний.
-Слово-действие от слова зима? Что делать? Зимовать.
-А какие родственные слова есть у слова мороз?
-Ласково слово мороз? Морозец.
- Слово-признак от мороз? Морозный.
- Слово-действие от слова мороз? Морозить.
-Сказочный персонаж от слова мороз? Морозко
11. Игра «Назови ласково» с мячом Слайд 12
Снег-____(снежок), ветер-_____(ветерок), лёд-____(ледок), зима-_____(зимушка), санки-____(саночки), холод- _____(холодок), звезда- ____(звёздочка), солнце- _____(солнышко), день- _____(денёк), ночь-____(ночка), мороз- _____(морозец).
- Вспомните и назовите слова со звуками [з], [з’].
12. Физкультминутка «Игра в снежки» Голосовой файл
13. Игровое задание «Подбери признаки и действия» Слайд 13
- Зима накрыла землю белым покрывалом, снегом. Какой может быть снег?
(Белый снег, пушистый снег, мягкий снег, чистый снег...)
- Что делает снег?
(Снег идет, снег падает, снег кружится, снег лежит, снег скрепит...)
- А какая же зима без мороза? Какой может быть мороз?
(Сильный мороз, злой мороз, крепкий мороз, трескучий мороз...)
- Что делает мороз?
(Мороз щиплет, мороз трещит, мороз рисует, мороз кусает...)
14. Дидактическая игра «Что делает?» Слайд 14
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.
-Сейчас я вам раздала слова. На какой вопрос отвечает это слово: кто? или что? К этим словам нужно подобрать слова- действия по смыслу.
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Ветер (что делает?) — бушует, воет, стонет, дует, … .
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются… .
Зима (что делает?) - наступает, приходит, морозит.
Звезда (что делает?) - сверкает, светит.
-Вспомните и назовите слова со звуками [з], [з’].
15. –Ребята, я сейчас что-то скажу. Дети слепили снежную бабу.
-Что я вам сказала?
-Правильно, предложение.
-Что такое предложение? (Предложение-это слово или несколько слов связанных по смыслу.)
Если я скажу: снежная лепить дети снеговик.
-Понятно что я сказала?
Значит, слова в предложении должны быть в согласии друг с другом.
-Сейчас работа по парам. На партах у вас карточки. Прочитайте слова и составьте по смыслу предложения.
-Прочитайте, что получилось. Назвать слова со звуками [з], [з’].
Зимой реки покрываются льдом.
Земля покрылась пушистым снегом.
Зимой дети любят кататься на лыжах.
16. Составление рассказа по картинке «Дети и снеговик» Слайд 15.
Вопросы:
-Сколько выпало снега? (Много выпало снега).
-Куда вышли дети? (Дети вышли на улицу).
-Что они стали лепить? (Они стали лепить снеговика)
-Сначала они какой ком скатали? (Сначала скатали большой ком).
-Какой ком они скатали потом? (Потом они скатали средний ком).
-А затем какой ком? (А затем маленький ком)
-Что они вставили вместо глаз? (Вместо глаз они вставили камешки)
-Что вместо носа? (Вместо носа морковку)
-А что вместо рта? (А вместо рта веточку)
-Какой получился снеговик? (Снеговик получился замечательный)
Просмотреть картинку. Ответить на вопросы по содержанию рассказа. Пересказать.
Дети и снеговик.
Много выпало снега. Дети вышли на улицу. Они стали лепить снеговика. Сначала скатали большой ком. Потом скатали средний. И затем скатали маленький ком. Вместо глаз вставили камешки. Вместо носа морковку. А вместо рта веточку. Снеговик получился замечательный.
17. Рефлексия.
-Отгадать загадку:
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник?... (Новый год)
- И ещё одна загадка:
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная.
На Новый год я главная. (Ёлка)
-Чем украшают ёлку? Давайте мы тоже украсим нашу ёлку.
- Перед вами конверты с ёлочными шарами трёх цветов. Если тебе понравилось занятие и ты справился со всеми заданиями, то выбери зелёный шар. Если тебе на занятии было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, то выбери- жёлтый шар. Если тебе было трудно справиться с заданием и тебе нужна моя помощь- то выбери красный шар.
-Что любят ребята во время праздника. ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ.
Хлоп — и конфета
Стреляет как пушка!
Каждому ясно: это ....(Хлопушка) ХЛОПУШКА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.