МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА «ЛУЧИК»
ПРОВЕЛА:
Т.Е. ИКИЗЛИ
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД
I КВ. КАТ.
Цель: автоматизация звука [Л] посредством игровой мотивации.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
§ правильное произношение изолированного звука [Л];
§ автоматизация звука в слогах, словах, предложениях с разными типами слогов;
§ звуковой анализ и синтез;
§ определение слоговой структуры слова;
§ согласование существительных с числительными;
§ образование сложных слов, глаголов, относительных прилагательных.
Коррекционно- развивающие:
§ развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы;
§ развитие общей, мелкой моторики;
§ развитие речевого дыхания;
§ развитие слухового внимания, воображения, мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
§ развивать любознательность, интерес к космосу.
Оборудование: мнемотаблицы – загадка «Ракета», скороговорка, пособие «Ракета» для развития речевого дыхания, книга «Неизведанные планеты», дидактические игры «В свете фар», «Паутинка», «Коврик», игра с прищепками «Земля – космос», Д/И «Сенсорный ящик», «Круги Луллия» (ТРИЗ), массажные мячики.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Давайте, ребята, друг друга поприветствуем.
Доброе утро! Добрый день!
Нам здороваться не лень.
Друг на друга посмотрели
И улыбками согрели.
Улыбнитесь вы гостям,
Будут рады они вам.
- Я вас сегодня приглашаю в одно очень загадочное путешествие. А вот куда, вы отгадаете сами.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
МНЕМОТЕХНИКА - ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ.
Перед детьми вывешивается мнемотаблица.
Серебристая, но не снежинка.
Имеет форму конуса, но не пирамидка.
Большая, но не гора.
Огнём дышит, но не дракон.
Летает, но не птица. РАКЕТА.
- Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие на ракете. Перед дальней дорогой давайте вспомним, кто наблюдает и следит за различными объектами и явлениями на Земле и в космосе. (Астроном). Как называется сооружение, где астроном наблюдает за звёздами, планетами? (Обсерватория).
ИГРА «ОБСЕРВАТОРИЯ»
Прежде чем астроному смотреть на звёзды, он открывает купол обсерватории - вжих – вжих.
Выдвигаем телескоп – у – у - у.
Протираем объектив мягкой тряпочкой - ших – ших.
Наводим на цель - з-з-з-з.
Смотрим в окуляр - о-о-о.
А там звёзды загораются - чпок – чпок.
Летают астероиды, проносятся кометы - вжж – вжж.
Летит космический корабль - ш-ш-ш.
Космонавт из люка выпал - а-а-а.
Летающие тарелки прямо косяками летают - у-лю-лю-лю-лю.
Падают метеориты , пошёл метеоритный дождь. (Редкие хлопки, переходящие в бурные овации.)
- Но для того, чтобы отправиться в космическое путешествие, необходимо испытать наши ракеты.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ВЗЛЁТ РАКЕТЫ»
- Итак, ракета готова к полёту. С собой на борт мы возьмём ещё одного пассажира — звук [Л]. Какой это звук? (согласный, звонкий, твёрдый). Давайте вспомним как правильно произносим звук [Л].
Губы слегка растянуты, зубы разомкнуты. Передняя часть языка вместе с кончиком смыкается с поверхностью основания верхних резцов и альвеолами. Средняя часть спинки языка опущена. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам имеются щели, через которые проходит воздушная струя.
- Молодцы! Помните об этом на протяжении всего нашего путешествия. Один мой сказочный знакомый астроном недавно прислал мне книгу, в которой он поместил незнакомые ему планеты. Мы будем с вами, как космонавты осваивать космос, открывать новые неизведанные планеты. Готовы?
Открываем первую страницу книжки.
Я на ракете в космос полечу,
Увидеть свысока планету нашу я хочу.
- На пути у нас встречаются планеты, звёзды.
Ел – ел – ел – космонавт в космос полетел.
Ла – ла – ла – Луна в космосе кругла.
Ло – ло – ло – от солнца всем тепло.
Ло – ло – ло – появилось НЛО.
Шёл – шёл – шёл – Лунтик в гости к нам зашёл.
Вот и первая планета.
Приземлилась здесь ракета.
Фарами я посвечу,
Кто живёт на планете, я узнать хочу.
ИГРА «В СВЕТЕ ФАР»
Цель: автоматизация звука [Л] в словах с разными типами слогов.
Открываем вторую страницу.
Хороша вторая планета!
Лунтик может до рассвета
Показывать нам на всё то,
Что видел сам не так давно.
Что же видел Лунтик?
- Лунтик покажет нам всё тогда, когда вы ответите на его вопросы. Готовы?
ИГРА «НОВЫЕ СЛОВА»
Цель: умение образовывать сложные слова, глаголы, относительные прилагательные.
По Луне ходит – луноход.
Кратер на Луне – лунный.
Вспышка на солнце – солнечная.
Существа с иных планет – инопланетяне.
Корабль, летящий меж планет – межпланетный.
Сесть на Землю – приземлиться.
Сесть на Луну – прилуниться.
ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ (ЗЕМЛЯ – КОСМОС).
Необходимо выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [Л], и подобрать их или к Земле или к Космосу.
- Теперь мы знаем, что Лунтик был на планете Земля и что он там видел. А мы летим дальше: Л-Л-Л.
Открываем третью страницу книжки.
Вот ещё одна планета.
Очаровашка, посмотри,
Живёт на планете номер три.
Он необычен:
Он считает всё у себя и всё, что знает.
ИГРА «ПАУТИНКА»
Цель: развитие умения определить слоговую структуру слова.
Каждый ребёнок выполняет задание индивидуально. Необходимо шнурочком отметить только те картинки, в названии которых определённое количество слогов. Количество слогов отмечено цифрой.
ИГРА «ТЫ, ДРУЖОК, НЕ ЗЕВАЙ И ПЛАНЕТЫ ПОСЧИТАЙ»
Цель: согласование существительных с числительными.
Одна планета, две планеты, три планеты, четыре планеты, пять планет.
- Ты хороший математик и Очаровашка со мной согласен. Что ж, полетели дальше: Л-Л-Л.
Открываем четвёртую страницу книжки.
На четвёртой планете всё необычно –
Здесь живут хитрый лис и пластилиновый медведь гармонично.
ЛОГОРИТМИКА - координация речи с движением «Хитрый лис», «Пластилиновый медведь».
Месяц по небу плывёт, Кто на месяце живёт? |
Ходьба |
Там гуляет хитрый лис, Он на землю смотрит вниз. |
Наклон вперёд |
Машет лис своим хвостом, |
Машем рукой за спиной |
Серебрится мех густой |
Перебираем пальчиками сверху вниз |
А вокруг летают звёзды, |
Фонарики |
Прилетают к лису в гости. |
Повороты вокруг себя |
Пластилиновый медведь |
Походка медведя |
Вздумал в космос полететь. |
Перебираем пальчиками сверху вниз |
Он слепил себе ракету, |
Лепим – руки вверх, соединить |
Он слепил себе планету, |
Машем руками, как крыльями |
А потом в ракету сел, |
Руки вверх - ракета |
На планету полетел. |
Вокруг себя |
Он доволен, между прочим, |
Хлопки |
Только мы - устали очень! |
Разводим руки в стороны, пожимаем плечами |
- Прекрасные песенки у нас получились. Нам надо лететь дальше. Полетели: Л-Л-Л.
Открывает пятую страницу.
А сейчас планета пять -
На ней необходимо размышлять.
Эта планета секретов полна.
Узнавать секреты можно допоздна.
Д/И «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК» (ТРИЗ-технология)
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
В сенсорном ящике спрятана ЛУК. Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика.
Зрение: цвет, форма, размер, части.
Осязание: предмет на ощупь – гладкий, шершавый и т. д.
Слух: он издаёт звук?
Обоняние: он пахнет?
Вкус: это съедобный предмет – кислый, сладкий, горький?
КРУГИ ЛУЛЛИЯ (ТРИЗ – технология) Д/И «ПОДБЕРИ К СЛОВУ СХЕМУ»
Цель: развитие навыка звукового анализа и синтеза.
Открываем шестую страницу.
На пятой планете инопланетяне живут.
В гости нас скорей зовут.
Наших ладошек они не боятся,
Будут с нами заниматься.
СУ – ДЖОК – ИГРА С МАССАЖНЫМИ МЯЧИКАМИ «ЁЖИКИ»
Ёжик спрячь свои иголки,
Мы же дети, а не волки.
Спрячь свои иголки, ёж,
Ты колючий, ну и что ж.
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобою ладить.
Ёж иголки отряхнул,
Ёж свернулся и уснул.
- Прощаемся с ёжиками и летим дальше.
Открываем последнюю – седьмую страницу нашей книги.
Перед нами седьмая планета.
Синего она цвета.
Картинки весёлые здесь проживают,
Составить рассказ они помогают.
ИГРА «КОВРИК»
Прошагай по клеточкам с рисунками, произнося придуманные предложения, так чтобы получился последовательный связный рассказ.
Мама сделала салат из баклажанов, свеклы, листьев салата, лука и масла. Салат поставила в холодильник. Из холодильника его достала Алла. Алла съела холодный салат. Остался пустой салатник.
- Молодцы! Наше путешествие подошло к концу, и нам пора возвращаться домой.
Веселей домой лети
И скороговорку говори.
МНЕМОТАБЛИЦА.
- Повтори за мной медленно.
Молоко пролил Антошка.
Молоко лакала кошка.
Всё лакала и лакала,
Пока лужа не пропала.
- А теперь, чтобы быстрей вернуться на Землю, надо проговорить эту скороговорку чуть быстрее.
III. ИТОГ
- Наше космическое путешествие закончилось. С каким звуком мы летали в космос? На какой планете вам больше всего понравилось? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.