Мир цвета
Тема: Чудеса цвета
Возрастная группа детей: 5-6
Задачи.
Обучающие задачи: формируем творческие интересы детей
Развивающие задачи: развиваем представлений детей о цвете, о его роли в жизни человека, развитие любознательной речи, формирование познавательной активности.
Воспитывающие задачи: воспитываем коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.
Коррекционные задачи: способствуем формированию умения сравнивать предметы по цвету, находить одинаковые по цвету предметы на основе практических действий, стимулируем развитие внимания, памяти, общей и мелкой моторики
Словарная работа: красный, оранжевый, желтый, розовый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый, серый цвета
Оборудование:
Демонстративный материал: набор цветных лент, обручи, музыкальное сопровождение, коробка с разноцветными ячейками
Раздаточный материал: природные материалы различных цветов (мята, базилик, укроп, лаванда, сосна, бархатцы, кора, ракушки и др.)
Предварительная работа: Разучивание стихов о цвете: «Цвета радуги» - А. Венгер
Индивидуальная работа: Рассматривание репродукций картин И.И. Ендогурова «Морской залив», А. Саврасова «Вид на Кремль»
Организация детей на НОД: организационный момент, появление главных героев, беседа, дидактическая игра «Светофор», загадки, подвижная игра «Чей домик», подвижная игра «Рука в руку», игра «Распредели по цвету», дидактическая игра «Исчезновение цвета», заключительная часть, рефлексия, прощание с героями.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Появление Медуницы и Торопыжки. Задают детям вопросы.
Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня, а выдохните все обиды и огорчения.
2. Основная часть
Воспитатель. Ребята, посмотрите, здесь солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков. Давайте соберем их.
Дети берут солнечных зайчиков и видят, что они необычные, на каждом из них свой цвет. Одни черно – белые, другие цветные.
Воспитатель.
- Ребята, а какие зайчики красивее?
- Дети - разноцветные.
Да, разноцветные более яркие и поэтому кажутся более красивыми.
- А какие цвета вы можете выделить на разноцветных зайчиках?
Дети перечисляют все цвета, которые видят, а воспитатель помогает им.
Воспитатель.
- Ребята, а как вы думаете, цвет в жизни человека нужен только для красоты? Или может быть цвета играют еще какую-нибудь важную роль?
Дети: да играют
Воспитатель. Правильно, посмотрите вокруг. Что вы видите?
Дети: улицу, деревья, цветы, дорогу, светофор.
Воспитатель. Молодцы. Правильно. А для чего людям нужен светофор?
Дети: чтобы переходить дорогу, чтобы не попасть под машину.
Правильно, ребята. Светофор нужен для того, чтобы безопасно переходить дорогу. А вы знаете, что обозначают цвета светофора?
Дидактическая игра «Светофор».
Цвета светофора спасают человеку жизнь. Но еще цвета помогают и в другом.
А что нам помогает понять цвет, когда мы смотрим на овощи или фрукты?
Дети: созрели они или нет.
Молодцы! От незрелых овощей и фруктов человек может заболеть. Их цвет дает нам сигнал, что можно их есть или же еще подождать.
Медуница и Торопыжка предлагают детям загадки.
Спрятан этот цвет в листочках,
И в гороховых стрючочках.
Даже огурец соленый
Тоже летом был? (зеленый)
У малины и клубники,
Помидора и брусники,
Вкус, конечно, очень разный,
Ну, а цвет, похоже? (красный)
Если ищешь этот цвет,
Знай, его в морковке нет.
А вот в репке ты нашел бы
Этот цвет. Какой он? (желтый)
Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун.
Он повсюду, на лисе,
И на белке в колесе? (оранжевый)
Подвижная игра “Чей домик”
Материалы: один набор цветных лент раздается детям, на полу раскладываются цветные ориентиры обозначающие домики (обручи, цветные круги) в соответствии с цветом лент. Второй набор у педагога.
Описание. Это подвижная игра, в которой каждый ребенок должен занять домик определенного цвета.
Ход игры. Все дети берут из подставки по одной ленте. Пока звучит музыка, дети бегают по залу. Как только музыка останавливается, каждый ребенок должен занять свой домик. После этого все меняют цвет домиков, беря из второго комплекта новые ленты. Игра повторяется несколько раз.
Подвижная игра «Рука в руку»
Материалы: два набора лент.
Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны составить пары по цвету и составить замкнутый круг.
Ход игры. Все участники берут цветные ленты в каждую руку из разных наборов, так чтобы у одного человека были ленты разных цветов. По команде педагога, все должны встать в круг, и взяться за руки так чтобы рядом оказались ленты одного цвета.
Игра «Распредели по цвету»
Необходимо использовать для игры большую коробку с разноцветными отделениями (можно использовать коробку из-под обуви и бумагу-самоклейку).
Собрать различные кусочки природы-камни, цветы, веточки, листья.
Разложить находки в ячейки по цветам.
Дидактическая игра «Исчезновение цвета»
Запомните эти
разноцветные кружки. Теперь закройте глаза.
Откройте глаза и постарайтесь определить, какой кружок исчез.
3. Заключительная часть.
Рефлексия: Подведение итогов занятия. Что нового узнали, чем занимались на занятии? Прощание с Медуницей и Торопыжкой.
Диагностический материал для изучения уровня сформированности представлений о цвете
Модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета.
Условия проведения исследования: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов); интервал между сериями один день.
Представим описание данной методики.
Цель методики: выявление сформированности восприятия цвета у старших дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.
Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.
Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета).
Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.
Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.
Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета, карту-образец и пустую карту.
Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.
Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.
Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.
Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.
Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.
Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.
Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.
Критерии оценки:
- выбор и размещение цвета по наглядному образцу;
- выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. Мы определили уровни сформированности восприятия цвета в соответствии с количеством набранных баллов: 0-15 баллов – низкий уровень, 16-17 баллов – средний, 18 баллов – высокий.
Взяв за основу выделенные критерии, мы гипотетически определили и описали следующие уровни:
I уровень (высокий): размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.
II уровень (средний): начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.
III уровень (низкий): начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.