конспект нод по оо "Развитие речи"

  • docx
  • 26.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ежи.docx

КОНСПЕКТ НОД                                                                                            

 ОО «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                        Выполнила :Монахова В.Ф.

Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»

Цель:

Формировать умение  самостоятельно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана.

Задачи:

Формировать умение детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей);

активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения;

воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

Материал. Картина «Ежи» (серия «Дикие животные», «Ежи» из серии  Развитие речи в картинках:к«Программе развитие речи дошкольников» О.С.Ушаковой); мнемотаблицы, разрезные картинки формата А4 в кол-ве

4 шт с уменьшиной копией картины «Ежи», игрушка ёж.

Методы и приемы работы с детьми: демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога, рассказы детей, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации

Ход: Дети сидят полукругом  на стульях, перед ними мольберт с картиной, накрытой салфеткой.

1.

В: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

-Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень много ,а нитки ни одной.(Н.Артюхова)

Д: Это ёж.

В:Почему вы так думаете? выслушиваю ответы детей.

В:Давайте вместе со мной проговорим  чётко эту загадку

( артикуляционная гимнастика.)

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)
В:  Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

-Расскажите, какой ёжик (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)

-Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

 -Назовите семью ежей (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Игра «Найди ежа»

В: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, попробуем его отыскать, берёт лист бумаги и прячет ёжика под лист

 -Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик стоит около листа. Ёжик спрятался за лист…)

Интересные сведения о еже
Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

2.Актуализация знаний(Рассматривание картины)
Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес.

 Воспитатель: Закройте  все глаза.( Выставляет картину «Ежи».)

Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата.

- Какое время года изображено на картине? (лето)

-Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…)

-Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)

-Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)

-Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.)

-Какие насекомые изображены на картине?

Игра «Самый внимательный»
А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т.д.

В:Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья). Оцениваю ответы детей.

Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.

(все вдохи делаются носом)

Ежик-смельчак.

Ветер елками шуршит. (Махи руками над головой, вдох, на выдохе длительно произносим «ш-ш-ш»)

Ежик наш домой спешит. (Ходьба на месте, ладошками трем друг об друга, вдох, на выдохе произносим «шур-шур-шур»)

А на встречу ему волк. (Руки по швам, встаем на цыпочки, тянем голову вверх, вдох, произносим длительно «у-у-у»)

 На ежа зубами щелк. (Изображают).

Еж иголки показал, волк с испуга убежал. (Бег на месте, вдох, на выдохе произносим «ой-ой-ой

      4.      Воспитатель обращает  внимание детей на картину «Ежи» Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей.

          Воспитатель предлагает свое начало рассказа по картине:

«В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?» выслушивает ответы детей.

 Напо­минает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану или по мнемотаблице.

 

Воспитатель:вот эта таблица, показывает ее. Сейчас начну рассказ и буду рассказывать в такой последовательности как изображено на таблице.

«В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Ежата разбежались по полянке, и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

5.После того как воспитатель выслушает всех желающих, он пред­лагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах по мнемотаблице по описанию животного (1-2 ответа).

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей.

«Теперь нам осталось описать полянку, — говорит воспитатель. — и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке».

Игра «Собери картину про ежей»
А сейчас я предлагаю вам собрать картинки из частей. У вас на столах лежат конверты  с деталями нашей картины. Нужно правильно расположить все детали, чтобы получилась целая картина на листе.Проверка результатов работы.

6.Рефлексия:( осмысление)

-Чем сегодня занимались на занятии?

-Что нам помогло составить рассказы по картине?

-Кому это помогло?

-Какие знания нам сегодня пригодились?

-Вы сегодня молодцы! И я приготовила для вас ежат благодарности.(Раздаю детям картинки с ежатами)

 

 

Источники:

http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-ezhika.html  - загадка про ёжика

http://www.zoogirl.ru/post/1124/  - интересные сведения о ежике

О.С.Ушакова.  «Занятия по развитию речи в детском саду.» Просвещение»М:1993г.

В.В.Гербова.Развитие речи в детском саду.»Мозаика-синтез»М:2014г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также