Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 49 комбинированного вида»
Авторский конспект НОД
Для детей подготовительной группы С ТНР
Познавательно – речевое направление
Обобщение знаний по теме « Санкт – Петербург»
Высшей кв.к Саженковой О.В.
2023г.
Коррекционные цели:
- расширить представления детей о родном городе и его достопримечательностях;
- обобщить и активизировать активный и пассивный словарь детей по теме: Санкт – Петербург: дворцы, мосты, Фонтанка, Петропавловская крепость, Летний сад, площадь, проспект и т.д.
- продолжить работу над формированием звукослоговой структуры сложных слов;
- развивать грамматический строй речи ( согласование прилагательных с существительными);
- совершенствовать навык звуко – буквенного анализа и синтеза;
-дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах.
- умение образовывать слова – родственники, подбирать признак по предмету;
- развитие зрительного внимания детей, логического мышления;
- развитие связной речи, навыков чтения;
- умение вести диалог с педагогом. Воспитательные:
- воспитание у детей любви к родному городу;
- воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитание умения слышать и слушать взрослого и товарищей.
« Социально – личностное», « Познавательное», « Речевое», « Художественно – эстетическое» - воспитание.
Мультимедийная доска и проектор, ноутбук, магнитная доска, иллюстрации с видами Санкт – Петербурга, карточка с ребусом, образцы раскрасок с видами СПб.
Предварительная работа: Просмотр иллюстраций с видами СПБ, поездка с родителями на экскурсию, чтение детских стихов о СПб, разучивание
стихотворений, беседы по прочитанному, работа с разрезными картинками.
1. Организационный момент. Приветствие детей. Создание эмоционально
– положительного фона.
Педагог встречает детей. В руках – посылка.
- Ребята, посмотрите, что сегодня утром принесли в наш садик. Дети: Это посылка!
Педагог: Правильно! Это посылка. Давайте все вместе ее откроем и посмотрим, что в ней лежит. Педагог открывает посылку и достает связку больших ключей.
Педагог: Интересно, что можно открывать такими большими ключами? Дети: Большие двери, ворота, замки и т.д.
Педагог: Я думаю, что вы правы. Но я не знаю, где можно найти такие большие ворота. Наверно, только в больших городах. Ребята, скажите, а рядом с нами есть большой город?
Дети: Да! Это Санкт – Петербург!
Педагог: Молодцы! Конечно, это Санкт – Петербург!
Давайте отправимся в это город и может быть узнаем, что можно открывать такими большими ключами.
2. Рассказ педагога о том, кто основал этот город.
Педагог: А вы знаете, кто основал этот город и почему он так назван? Дети: Нет!
Педагог: послушайте внимательно мой рассказ. Очень давно жил царь Петр I. Он был очень молод, всему хотел научиться сам и сделать
многое для России. Петр много путешествовал, видел большие
красивые города, в которых дома были высокие, каменные. В России таких городов не было. В столице государства Российского – в Москве, дома были маленькие, деревянные, не прочные. Да и непохожа она была на европейские города: одни заборы да огороды, каменных домов по пальцам пересчитать можно – большая деревня да и только.
Столица могучего государства должна быть другой: многоэтажной, каменной, с прямыми широкими улицами, дворцами и морским
портом. Но в России нет такого города. Нет? – Значит надо построить. Место выбрал удобное ( где Нева в Финский залив впадает) : до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на российские земли ходить. Одна беда – земли здесь болотистые,
речушек и ручейков не сосчитать. Любой дом под воду уходит. Но
коли царь Петр решил, значит городу быть. Можно сказать, вся страна город строила. Строительство началось с Петропавловской крепости, которую построили на Заячьем острове. Болота камнями засыпали и возводили дворцы. Ни одна подвода не могла въехать в город без
строительного груза – трех камней. И в 1703 году город поднялся.
Санкт – Петербург – город святого Петра – покровителя государя. Этот город был настолько красив, что его стали называть Северной
Венецией и на два столетия он стал столицей нашего государства. А
царя Петра I стали называть Петр Великий. ( слайд №2 с изображением города).
Ребята, и сейчас наш город является одним из самых красивых городов мира. В этом году ему исполнилось 310 лет со дня основания. Поэты всех времен посвящают Петербургу свои стихи. Послушайте
стихотворение « Моему городу» юной петербуженки Кати Озеровой: Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки, Явился миру Петербург, Волной любви обласкан.
Его скульптуры и дворцы, Фонтаны, скверы, парки, Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке, Его кресты, его гранит – Веков узор так прочен!- Все восхищает и пленит В сиянье белой ночи.
Люблю тебя я, город мой, Не знаю краше места!
Мне жизнь, единая с тобой, Дарована в наследство!
Педагог: Понравился вам рассказ? Дети: Да!
Педагог: Но мы должны справиться со сложной задачей: у нас есть
ключи, а мы не знаем, для чего они. Мы с вами много говорили о Санкт
– Петербурге, рассматривали иллюстрации, читали книги и я уверена, что вы справитесь с заданиями, хотя сделать это будет непросто.
Начинаем наше путешествие. Посмотрите на слайды. Что вы видите? ( слайд № 3: Невский проспект, Адмиралтейство, Петропавловская
крепость, Исаакиевский собор).
Педагог: Выберите хорошо знакомое вам изображение известного места и расскажите о нем: почему оно вам нравится, чем знаменито.
Используйте в своем рассказе прилагательные, которые дополнят и украсят ваш рассказ. Например: Петропавловская крепость высокая, красивая, с золотым шпилем.
( Дети по желанию рассказывают о хорошо знакомом им месте). ( на слайде № 3 появляется ключ).
Педагог: Вы молодцы! Вы составили очень хорошие рассказы и мы открыли первую дверь. Посмотрите, рядом с каким изображением появился ключ?
Дети: Рядом с Петропавловской крепостью.
Педагог: Правильно! Мы открыли двери Петропавловской крепости и можем идти дальше.
Ребята, посмотрите на экран. Перед вами изображены реки нашего города: Фонтанка, Нева, Мойка.
Давайте разделим эти слова на слоги. Дети: Фон – тан – ка, Не – ва, Мой – ка.
Педагог: Молодцы! Перед вами лежат карандаши и тетради. Выполните в них звукобуквенный анализ этих слов.
( Дети вместе с педагогом выполняют задание).
Посмотрите на слайд. ( Слайд № 4 с правильными ответами + ключ).
5. Развитие фонематических представлений ( дифференциация С и Ш в слогах, словах).
Дыхательная гимнастика.
Педагог: Ребята, представьте, что подул легкий ветерок, подгоняя маленькие лодочки. Какой звук мы слышим?
Дети: С –С-С
Педагог: Правильно! Мы слышим звук С. А если подуть сильнее? Дети: Ш –Ш –Ш
Педагог: Молодцы! А теперь давайте поиграем. Педагог берет в руки мяч( совершенствование фонематических представлений:
дифференциация звуков С и Ш в слога, развитие навыка чтения). Педагог: СА
Дети: ША Педагог: СО Дети ШО Педагог: Су Дети: ШУ
Педагог: Молодцы! А теперь посмотрите на слайд.( слайд № 5
изображение двух девочек: Саши и Шуры и картинки со словами: сыр, кошка, носок, чашка, стол, шуба + ключ). Дифферециация звуков С и Ш в словах.
Перед вами изображения двух девочек: Саши и Шуры и картинки со словами. Выберите для Саши картинки со звуком С , а для Шуры – со
звуком Ш. Дети выполняют задание, высвечивается правильный ответ на слайде. Педагог оценивает работу детей. Молодцы! Вы справились с заданием и получаете еще один ключ. А мы продолжаем наше путешествие по Санкт – Петербургу.
По рекам ходят корабли, маленькие лодочки. ( слайд № 6: корабли, катера, лодочки).
Перед вами ребус. Разгадав его, вы узнаете, что нужно кораблям для остановки и сможете получить еще один ключ.
( слайд № 7 с ребусом ЯКОРЬ + ключ).
Педагог: Да, корабли бросают якоря, чтобы остановиться и взять пассажиров на свой борт или груз.
А как называется место, где останавливаются корабли, катера? Дети: Причал, набережная.
Педагог: Правильно.
( слайд № 8 с изображением Невы, Фонтанки + ключ).
Посмотрите, какие красивые набережные. Давайте попробуем подобрать прилагательные для их описания.
Дети: Набережные широкие, гранитные, чистые, нарядные.
Педагог: Умнички! Вы подобрали много прилагательных и заработали еще один ключ.
Давайте немного отдохнем. Физминутка « в Летнем саду листопад» Н.В. Нищевой
В Летнем саду листопад Кружатся на месте
Листья в саду шелестят Приседают, водят руками по полу. В канавке Лебяжьей
Купаются листья
Газоны от листьев Взмахивают воображаемой метлой. Дворники чистят
Грустные статуи в тихих аллеях.
( Встают на носочки и замирают.)
В тихих аллеях осенью веет. Снова кружатся.
Отдохнули? Тогда продолжаем наше путешествие.
Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, что соединяет два берега? Дети: Мост.
Педагог: А вы знаете, сколько мостов в Петербурге? Дети: Много.
Педагог: Да, много. Все мосты абсолютно разные. Есть разводные мосты, висячие мосты, железнодорожные.
Посмотрите на слайд. ( слайд № 9 . Мосты) Педагог называет название мостов.
А давайте подберем к слову мост родственные слова. Дети: Мостик, мосты.
Педагог: Молодцы! Самые красивые и необычные разводные мосты. Они предназначены для того, чтобы большие корабли могли спокойно проплывать по Неве. А вы знаете, где был построен первый корабль? Дети: Нет.
Педагог: В Адмиралтействе. Адмиралтейство – это верфь, место, где
строились большие корабли. А корабли Петру I были очень нужны. Он говорил: «…Государь, у которого нет флота, имеет одну руку, а у кого
есть флот – две руки….». Первый корабль назывался « Прам» и царь
сам помогал его строить. Поэтому в Адмиралтействе стоит памятник « Царю – плотнику», а на шпиле Адмиралтейства – золотой кораблик.
Перед вами разрезные картинки. Сложите все части и мы узнаем, что открывает еще один ключ.( слайд № 10: Адмиралтейство, кораблик на шпиле + ключ).
Педагог: Вы честно заработали этот ключ. Мы идем дальше. ( слайд № 11: изображение памятных мест города).
А еще в нашем городе много церквей, соборов. Царь Петр I сам принимал участие в постройке Троицкого собора, Чесменской церкви. Он считал, что город оберегает Бог и святые. И в их честь построены Казанский и Исаакиевский соборы. Давайте послушаем рассказы ребят об этих соборах.( Заранее подготовленные рассказы)
Пример: Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. ( рассказы сопровождаются показом слайда № 12 + ключ).
Педагог: Нам очень понравились ваши рассказы. Вы получаете еще один ключ. Я очень довольна вашими знаниями о своем городе. Мы проделали большой путь, много узнали нового и заканчиваем наше путешествие у красивых ворот.
( слайд № 13 Летний сад).+ ключ. Что это за ворота?
Дети: Ворота Летнего сада.
Педагог: А вы знаете, почему он так назван – Летний сад? Летний сад – парковый ансамбль, памятник садово – паркового искусства первой трети XVIII века в центре Санкт – Петербурга. Парк был заложен
Петром I в 1704 году.
Летний сад – самый старый сад Санкт – Петербурга. Петр сам
нарисовал план будущего сада. Сперва он засаживался однолетними цветами, « летником». Поэтому его и назвали Летним. Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади. Давайте пройдемся по Летнему саду. Тишина. Не слышно городского шума, на скамеечках отдыхают люди, любуются красивыми клумбами,
фонтанчиками. Так и хочется сесть и порисовать, помечтать. Возьмите карандаши, раскраски и немного пофантазируйте.
Дети раскрашивают раскраски с видами Санкт – Петербурга. ( слайд 14- раскраски + ключ).
Педагог: Давайте посмотрим на ваши работы и повесим их на
магнитную доску. У вас получились замечательные работы. Из них можно сделать хорошую выставку. Я с удовольствием дарю вам еще один ключ.
7. Обобщение знаний по теме: « Санкт – Петербург».
Давайте вспомним, где мы были сегодня, что узнали нового и что открывали нашими ключами.
Ответы детей по пройденному материалу.
Педагог: Сегодня вы замечательно справились со всеми, даже очень трудными заданиями. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да!
Педагог: Я сама тоже очень люблю этот город. Когда я также была юной, я тоже сочинила стихотворение об этом замечательном городе. Послушайте его:
Я иду по ночному проспекту, От родного дома вдали,
Вдоль дороги, выстроясь рядом, Ярким светом горят фонари.
Я люблю этот город волшебный, Я люблю этот Петродворец,
По аллеям ходить незаметно, Где скворец пропаёт, как певец. Я вдохну эту влагу фонтана,
И у дуба в тени отдохну.
И уйду я не поздно, ни рано…. Чтобы снова вернуться к нему.
Я думаю, что став взрослыми, кто – то и из вас тоже напишет
стихотворение об этом городе. Он действительно волшебный. А ключи, которыми мы открывали замки – это ключи от наших сердец, к
которым этот город нашел дорогу раз и навсегда и остался в каждом из нас.
8. Заключительная часть
Педагог: Ребята, а вы помните, что было построено Петром I на Заячьем острове?
Дети: Петропавловская крепость.
Педагог: Правильно! Вы внимательно меня слушали. Посмотрите на слайд. Перед вами слово из пяти букв, которые стоят по порядку.
Сложив правильно эти буквы мы узнаем, что находится на шпиле Петропавловской крепости и является хранителем нашего города. ( слайд № 15. Слово – ангел).
Вы молодцы! И завершаем наше путешествие « Гимном Санкт – Петербурга») О. Кваши
Слайд № 16 с видами Санкт – Петербурга.
1. Открытки с видами Санкт – Петербурга
2. Н.В.Нищева « Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» - СПб, Детство – Пресс, 2003г.
3. Логопедия. Учебное пособие для студентов пед.институтов/ под ред. Л.С. Волковой - М:. Просвещение, 1989г.
4. Санкт- Петербург: Рассказы для детей по истории города Автор: В.К Дмитриев
Иллюстраторы А. Соловьев, В. Трофимов,.Н Полякова Издательство: Корона – Принт
ISBN-5 – 7931 - 0351 – 1; 2010 г.
Сайты:
http://aboutpiter.ru- раскраски с видами СПБ
- ru.wikipediya.orq
- walkspb.ru
- http://livemp3.co- песня О.Кваши « Санкт – Петербург»
Показ презентации сопровождается музыкой Ф. Шопена « Весенний вальс».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.