Конспект НОД по знакомству с Санкт - Петербургом для детей с ТНР
Оценка 5

Конспект НОД по знакомству с Санкт - Петербургом для детей с ТНР

Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
6 кл—8 кл
11.01.2023
Конспект НОД по знакомству с Санкт - Петербургом для детей с ТНР
Авторский конспект по знакомству детей дошкольного возраста с СПБ
Конспект к занятию по СПБ.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад 49 комбинированного вида»

 



 

 

Авторский конспект НОД


 

 

 

Для детей подготовительной группы С ТНР

Тема: « 320 лет Санкт – Петербургу, городу, основанному по замыслу царя- реформатора Петра I в устье Невы и ставшему на два столетия столицей Российской империи ( 1703г.)

 

 

Познавательно речевое направление

 

 

« Ключи от волшебного города»

Обобщение знаний по теме « Санкт Петербург»

Разработано Учителем логопедом

Высшей кв.к Саженковой О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.


Коррекционные цели:

-   расширить представления детей о родном городе и его достопримечательностях;

-   обобщить и активизировать активный и пассивный словарь детей по теме: Санкт – Петербург: дворцы, мосты, Фонтанка, Петропавловская крепость, Летний сад, площадь, проспект и т.д.

-   продолжить работу над формированием звукослоговой структуры сложных слов;

-   развивать грамматический строй речи ( согласование прилагательных с существительными);

-   совершенствовать навык звуко буквенного анализа и синтеза;

-дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах.

Образовательные:

-   умение образовывать слова – родственники, подбирать признак по предмету;

-   развитие зрительного внимания детей, логического мышления;

-   развитие связной речи, навыков чтения;

-   умение вести диалог с педагогом. Воспитательные:

-   воспитание у детей любви к родному городу;

-   воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно;

-   воспитание умения слышать и слушать взрослого и товарищей.

Интеграция областей:

« Социально – личностное», « Познавательное», « Речевое», « Художественно эстетическое» - воспитание.

Оборудование:

Мультимедийная доска и проектор, ноутбук, магнитная доска, иллюстрации с видами Санкт – Петербурга, карточка с ребусом, образцы раскрасок с видами СПб.

Предварительная работа: Просмотр иллюстраций с видами СПБ, поездка с родителями на экскурсию, чтение детских стихов о СПб, разучивание

стихотворений, беседы по прочитанному, работа с разрезными картинками.


Ход занятия

1.     Организационный момент. Приветствие детей. Создание эмоционально

положительного фона.

Педагог встречает детей. В руках посылка.

- Ребята, посмотрите, что сегодня утром принесли в наш садик. Дети: Это посылка!

Педагог: Правильно! Это посылка. Давайте все вместе ее откроем и посмотрим, что в ней лежит. Педагог открывает посылку и достает связку больших ключей.

Педагог: Интересно, что можно открывать такими большими ключами? Дети: Большие двери, ворота, замки и т.д.

Педагог: Я думаю, что вы правы. Но я не знаю, где можно найти такие большие ворота. Наверно, только в больших городах. Ребята, скажите, а рядом с нами есть большой город?

Дети: Да! Это Санкт Петербург!

Педагог: Молодцы! Конечно, это Санкт Петербург!

Давайте отправимся в это город и может быть узнаем, что можно открывать такими большими ключами.

2.     Рассказ педагога о том, кто основал этот город.

Педагог: А вы знаете, кто основал этот город и почему он так назван? Дети: Нет!

Педагог: послушайте внимательно мой рассказ. Очень давно жил царь Петр I. Он был очень молод, всему хотел научиться сам и сделать

многое для России. Петр много путешествовал, видел большие

красивые города, в которых дома были высокие, каменные. В России таких городов не было. В столице государства Российского – в Москве, дома были маленькие, деревянные, не прочные. Да и непохожа она была на европейские города: одни заборы да огороды, каменных домов по пальцам пересчитать можно большая деревня да и только.

Столица могучего государства должна быть другой: многоэтажной, каменной, с прямыми широкими улицами, дворцами и морским

портом. Но в России нет такого города. Нет? – Значит надо построить. Место выбрал удобное ( где Нева в Финский залив впадает) : до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на российские земли ходить. Одна беда – земли здесь болотистые,

речушек и ручейков не сосчитать. Любой дом под воду уходит. Но

коли царь Петр решил, значит городу быть. Можно сказать, вся страна город строила. Строительство началось с Петропавловской крепости, которую построили на Заячьем острове. Болота камнями засыпали и возводили дворцы. Ни одна подвода не могла въехать в город без

строительного груза трех камней. И в 1703 году город поднялся.

Санкт – Петербург – город святого Петра – покровителя государя. Этот город был настолько красив, что его стали называть Северной

Венецией и на два столетия он стал столицей нашего государства. А


царя Петра I стали называть Петр Великий. ( слайд №2 с изображением города).

Ребята, и сейчас наш город является одним из самых красивых городов мира. В этом году ему исполнилось 310 лет со дня основания. Поэты всех времен посвящают Петербургу свои стихи. Послушайте

стихотворение « Моему городу» юной петербуженки Кати Озеровой: Среди болот, дорог и вьюг,

Как исполин из сказки, Явился миру Петербург, Волной любви обласкан.

 

Его скульптуры и дворцы, Фонтаны, скверы, парки, Его ограды и мосты,

Кораблик на Фонтанке, Его кресты, его гранит – Веков узор так прочен!- Все восхищает и пленит В сиянье белой ночи.

 

Люблю тебя я, город мой, Не знаю краше места!

Мне жизнь, единая с тобой, Дарована в наследство!

 

Педагог: Понравился вам рассказ? Дети: Да!

Педагог: Но мы должны справиться со сложной задачей: у нас есть

ключи, а мы не знаем, для чего они. Мы с вами много говорили о Санкт

– Петербурге, рассматривали иллюстрации, читали книги и я уверена, что вы справитесь с заданиями, хотя сделать это будет непросто.

3.     Развитие связной речи, умение вести диалог с педагогом.

Начинаем наше путешествие. Посмотрите на слайды. Что вы видите? ( слайд 3: Невский проспект, Адмиралтейство, Петропавловская

крепость, Исаакиевский собор).

Педагог: Выберите хорошо знакомое вам изображение известного места и расскажите о нем: почему оно вам нравится, чем знаменито.

Используйте в своем рассказе прилагательные, которые дополнят и украсят ваш рассказ. Например: Петропавловская крепость высокая, красивая, с золотым шпилем.

( Дети по желанию рассказывают о хорошо знакомом им месте). ( на слайде № 3 появляется ключ).

Педагог: Вы молодцы! Вы составили очень хорошие рассказы и мы открыли первую дверь. Посмотрите, рядом с каким изображением появился ключ?


Дети: Рядом с Петропавловской крепостью.

Педагог: Правильно! Мы открыли двери Петропавловской крепости и можем идти дальше.

4.     Деление слов на слоги, звукобуквенный анализ слов, умение вести диалог с педагогом.

Ребята, посмотрите на экран. Перед вами изображены реки нашего города: Фонтанка, Нева, Мойка.

Давайте разделим эти слова на слоги. Дети: Фон – тан – ка, Не ва, Мой ка.

Педагог: Молодцы! Перед вами лежат карандаши и тетради. Выполните в них звукобуквенный анализ этих слов.

( Дети вместе с педагогом выполняют задание).

Посмотрите на слайд. ( Слайд 4 с правильными ответами + ключ).

5.     Развитие фонематических представлений ( дифференциация С и Ш в слогах, словах).

Дыхательная гимнастика.

Педагог: Ребята, представьте, что подул легкий ветерок, подгоняя маленькие лодочки. Какой звук мы слышим?

Дети: С –С-С

Педагог: Правильно! Мы слышим звук С. А если подуть сильнее? Дети: Ш –Ш –Ш

Педагог: Молодцы! А теперь давайте поиграем. Педагог берет в руки мяч( совершенствование фонематических представлений:

дифференциация звуков С и Ш в слога, развитие навыка чтения). Педагог: СА

Дети: ША Педагог: СО Дети ШО Педагог: Су Дети: ШУ

Педагог: Молодцы! А теперь посмотрите на слайд.( слайд 5

изображение двух девочек: Саши и Шуры и картинки со словами: сыр, кошка, носок, чашка, стол, шуба + ключ). Дифферециация звуков С и Ш в словах.

Перед вами изображения двух девочек: Саши и Шуры и картинки со словами. Выберите для Саши картинки со звуком С , а для Шуры со

звуком Ш. Дети выполняют задание, высвечивается правильный ответ на слайде. Педагог оценивает работу детей. Молодцы! Вы справились с заданием и получаете еще один ключ. А мы продолжаем наше путешествие по Санкт – Петербургу.

По рекам ходят корабли, маленькие лодочки. ( слайд № 6: корабли, катера, лодочки).

Перед вами ребус. Разгадав его, вы узнаете, что нужно кораблям для остановки и сможете получить еще один ключ.

( слайд 7 с ребусом ЯКОРЬ + ключ).


Педагог: Да, корабли бросают якоря, чтобы остановиться и взять пассажиров на свой борт или груз.

А как называется место, где останавливаются корабли, катера? Дети: Причал, набережная.

Педагог: Правильно.

( слайд 8 с изображением Невы, Фонтанки + ключ).

Посмотрите, какие красивые набережные. Давайте попробуем подобрать прилагательные для их описания.

Дети: Набережные широкие, гранитные, чистые, нарядные.

Педагог: Умнички! Вы подобрали много прилагательных и заработали еще один ключ.

Давайте немного отдохнем. Физминутка « в Летнем саду листопад» Н.В. Нищевой

В Летнем саду листопад                               Кружатся на месте

Листья в саду шелестят                     Приседают, водят руками по полу. В канавке Лебяжьей

Купаются листья

Газоны от листьев                    Взмахивают воображаемой                                                  метлой. Дворники чистят

Грустные статуи в тихих аллеях.

(   Встают на носочки и замирают.)

В тихих аллеях осенью веет.                                     Снова кружатся.

 

Отдохнули? Тогда продолжаем наше путешествие.

6.     Подбор родственных слов к слову мост, работа с разрезными картинками( общая и мелкая моторика) Адмиралтейство( картинка).

Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, что соединяет два берега? Дети: Мост.

Педагог: А вы знаете, сколько мостов в Петербурге? Дети: Много.

Педагог: Да, много. Все мосты абсолютно разные. Есть разводные мосты, висячие мосты, железнодорожные.

Посмотрите на слайд. ( слайд № 9 . Мосты) Педагог называет название мостов.

А давайте подберем к слову мост родственные слова. Дети: Мостик, мосты.

Педагог: Молодцы! Самые красивые и необычные разводные мосты. Они предназначены для того, чтобы большие корабли могли спокойно проплывать по Неве. А вы знаете, где был построен первый корабль? Дети: Нет.

Педагог: В Адмиралтействе. Адмиралтейство это верфь, место, где

строились большие корабли. А корабли Петру I были очень нужны. Он говорил: «…Государь, у которого нет флота, имеет одну руку, а у кого


есть флот две руки….». Первый корабль назывался « Прам» и царь

сам помогал его строить. Поэтому в Адмиралтействе стоит памятник « Царю плотнику», а на шпиле Адмиралтейства золотой кораблик.

Перед вами разрезные картинки. Сложите все части и мы узнаем, что открывает еще один ключ.( слайд № 10: Адмиралтейство, кораблик на шпиле + ключ).

Педагог: Вы честно заработали этот ключ. Мы идем дальше. ( слайд 11: изображение памятных мест города).

А еще в нашем городе много церквей, соборов. Царь Петр I сам принимал участие в постройке Троицкого собора, Чесменской церкви. Он считал, что город оберегает Бог и святые. И в их честь построены Казанский и Исаакиевский соборы. Давайте послушаем рассказы ребят об этих соборах.( Заранее подготовленные рассказы)

Пример: Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. ( рассказы сопровождаются показом слайда № 12 + ключ).

Педагог: Нам очень понравились ваши рассказы. Вы получаете еще один ключ. Я очень довольна вашими знаниями о своем городе. Мы проделали большой путь, много узнали нового и заканчиваем наше путешествие у красивых ворот.

( слайд № 13 Летний сад).+ ключ. Что это за ворота?

Дети: Ворота Летнего сада.

Педагог: А вы знаете, почему он так назван – Летний сад? Летний сад – парковый ансамбль, памятник садово – паркового искусства первой трети XVIII века в центре Санкт – Петербурга. Парк был заложен

Петром I в 1704 году.

Летний сад – самый старый сад Санкт Петербурга. Петр сам

нарисовал план будущего сада. Сперва он засаживался однолетними цветами, « летником». Поэтому его и назвали Летним. Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади. Давайте пройдемся по Летнему саду. Тишина. Не слышно городского шума, на скамеечках отдыхают люди, любуются красивыми клумбами,

фонтанчиками. Так и хочется сесть и порисовать, помечтать. Возьмите карандаши, раскраски и немного пофантазируйте.

Дети раскрашивают раскраски с видами Санкт – Петербурга. ( слайд 14- раскраски + ключ).

Педагог: Давайте посмотрим на ваши работы и повесим их на

магнитную доску. У вас получились замечательные работы. Из них можно сделать хорошую выставку. Я с удовольствием дарю вам еще один ключ.

7.     Обобщение знаний по теме: « Санкт Петербург».


Давайте вспомним, где мы были сегодня, что узнали нового и что открывали нашими ключами.

Ответы детей по пройденному материалу.

Педагог: Сегодня вы замечательно справились со всеми, даже очень трудными заданиями. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да!

Педагог: Я сама тоже очень люблю этот город. Когда я также была юной, я тоже сочинила стихотворение об этом замечательном городе. Послушайте его:

Я иду по ночному проспекту, От родного дома вдали,

Вдоль дороги, выстроясь рядом, Ярким светом горят фонари.

Я люблю этот город волшебный, Я люблю этот Петродворец,

По аллеям ходить незаметно, Где скворец пропаёт, как певец. Я вдохну эту влагу фонтана,

И у дуба в тени отдохну.

И уйду я не поздно, ни рано…. Чтобы снова вернуться к нему.

 

Я думаю, что став взрослыми, кто то и из вас тоже напишет

стихотворение об этом городе. Он действительно волшебный. А ключи, которыми мы открывали замки – это ключи от наших сердец, к

которым этот город нашел дорогу раз и навсегда и остался в каждом из нас.

8.     Заключительная часть

Педагог: Ребята, а вы помните, что было построено Петром I на Заячьем острове?

Дети: Петропавловская крепость.

Педагог: Правильно! Вы внимательно меня слушали. Посмотрите на слайд. Перед вами слово из пяти букв, которые стоят по порядку.

Сложив правильно эти буквы мы узнаем, что находится на шпиле Петропавловской крепости и является хранителем нашего города. ( слайд № 15. Слово – ангел).

Вы молодцы! И завершаем наше путешествие « Гимном Санкт – Петербурга») О. Кваши

Слайд 16 с видами Санкт Петербурга.


Литература:

1. Открытки с видами Санкт Петербурга

2.   Н.В.Нищева « Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» - СПб, Детство – Пресс, 2003г.

3.   Логопедия. Учебное пособие для студентов пед.институтов/ под ред. Л.С. Волковой - М:. Просвещение, 1989г.

4.   Санкт- Петербург: Рассказы для детей по истории города Автор: В.К Дмитриев

Иллюстраторы А. Соловьев, В. Трофимов,.Н Полякова Издательство: Корона – Принт

ISBN-5 7931 - 0351 1; 2010 г.

Сайты:

http://aboutpiter.ru- раскраски с видами СПБ

-   ru.wikipediya.orq

-   walkspb.ru

-   http://livemp3.co- песня О.Кваши « Санкт Петербург»

Показ презентации сопровождается музыкой Ф. Шопена « Весенний вальс».


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «

Коррекционные цели: - расширить представления детей о родном городе и его достопримечательностях; - обобщить и активизировать активный и пассивный словарь детей по теме:

Коррекционные цели: - расширить представления детей о родном городе и его достопримечательностях; - обобщить и активизировать активный и пассивный словарь детей по теме:

Ход занятия 1. Организационный момент

Ход занятия 1. Организационный момент

Петра I стали называть Петр

Петра I стали называть Петр

Дети: Рядом с Петропавловской крепостью

Дети: Рядом с Петропавловской крепостью

Педагог: Да, корабли бросают якоря, чтобы остановиться и взять пассажиров на свой борт или груз

Педагог: Да, корабли бросают якоря, чтобы остановиться и взять пассажиров на свой борт или груз

Первый корабль назывался «

Первый корабль назывался «

Давайте вспомним, где мы были сегодня, что узнали нового и что открывали нашими ключами

Давайте вспомним, где мы были сегодня, что узнали нового и что открывали нашими ключами

Литература: 1. Открытки с видами

Литература: 1. Открытки с видами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023