Тема: «Путешествие на цветочную поляну».
Возрастная группа детей: 3-4
Задачи.
Обучающие задачи: формируем уверенность в себе, воображение, познавательный интерес;
Развивающие задачи: развиваем слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, мелкую моторику рук и речевое дыхание, речь детей, обогащаем их словарь;
Воспитывающие задачи: воспитываем доброе бережное отношение к растениям, любознательность.
Коррекционные задачи: способствуем формированию представления об окружающем мире, умения выражать свои эмоции, стимулируем развитие сенсомоторных навыков, стимулируем сенсорную чувствительность и двигательную активность детей.
Словарная работа: ароматный, пахучий; чувствовать, нюхать, вдыхать, цветы, клумба, природа.
Оборудование: вазы с цветами, продукты с характерным запахом, матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончики из-под духов, коврик-полянка, ионизатор воздуха, аудиозапись голосов птиц.
Демонстративный материал: «Цветы на поляне», цветочная поляна
Раздаточный материал: коллекция аромапалочек, саше с ароматами, картинки с изображением овощей, фруктов, цветов
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий с изображением весенней поляны.
Индивидуальная работа: активизировать внимание на протяжении всего занятия, привлечь к работе малоактивных детей
Организация детей на НОД: Организационная часть. Настрой на работу. Психогимнастика «Узнай свои эмоции», самомассаж - 3 мин.
Основная часть: Игра «Узнай по запаху» - 5 мин.
Физкультминутка, пантомима «Прогулка на поляну» - 3 мин.
Пальчиковая гимнастика «Зарядка» - 1 мин.
Игра «Нюхатель» - 5 мин.
Подведение итогов – 1 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Звучит тихая фоновая музыка «голоса птиц». Сюрпризный момент. Появляется Медуница и Торопыжка.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, давайте посмотрим на своего соседа и наших гостей и дружелюбно поздороваемся.
А сейчас я хочу увидеть глазки каждого и молча поздороваться.
Психогимнастика «Узнай свои эмоции».
Воспитатель: У вас на столах лежат зеркала, посмотрите на себя. Найдите на карточках – пиктограммах свои эмоции. Какой Андрей? … . Дима грустный.
Дети с помощью воспитателя называют эмоциональное состояние человека: радостный, печальный, сердитый, спокойный.
Работа с индивидуальными зеркалами.
Сегодня на занятии мы вспомним знакомые запахи, пойдем на прогулку в лес познакомимся с новым незнакомым запахом.
Воспитатель: Ребята, а чем мы нюхаем?
Давайте помассажируем наши носики. А чтобы хорошо слышать, помассажируем наши ушки.
Дети указательным пальцем выполняют массажные движения по кончику носа. Медуница и Торопыжка тоже выполняют упражнения.
2.Игра «Узнай по запаху».
Мы уже знаем запах лимона, лука, душистого мыла, кофе. А сейчас мы постараемся найти их у себя на столе. У каждого есть тарелочка, в которой четыре коробочки, пахнут они по – разному. Какой первый запах будем искать? Ребята, я вам предлагаю дать понюхать свою коробочку своему соседу, не ошиблись – ли вы?
Это запах лимона, откладываем коробочку в сторону. Так дети поочередно узнают знакомые запахи и контролируют друг друга. Молодцы, мальчики, все запахи узнали правильно.
Дети нюхают запахи из коробочек, называют продукты.
3.Физкультминутка. Пантомима «Прогулка на поляну».
Медуница и Торопыжка предлагают детям отправиться на цветочную полянку. Вот зеленая полянка с цветами. Давайте вдохнем носиком. Чем пахнет?
Идем по полянке.
Вот на пути глубокая лужа. Перепрыгнем её.
Вот высокая трава. Поднимаем ноги высоко. Посмотрите, какая красота.
Мы по поляне шли, шли и цветов нашли.
А теперь пойдем домой.
Шагаем через высокую траву, бежим по узенькой дорожке. Мы дома.
Дети. Вдох. Пахнет зеленью. Лугом. Цветами.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния с целью установления эмоционального контакта. Упражнение на различение эмоционального состояния человека.
4. Пальчиковая гимнастика.
Мы по столику шагаем,
Мы зарядку делаем.
Будут пальчики у нас -
Ловкие, умелые.
Дети выполняют упражнения.
5. Игра «Нюхатель»
Воспитатель завязывает детям глаза и дает понюхать различные фрукты, овощи, саше, туалетное мыло, флакончики из-под духов, задача детей понять, что это такое по запаху.
Дети слушают правила игры, угадывают аромат.
Медуница и Торопыжка прощаются с детьми.
7.Итог. Упражнение «Комплимент – похвала».
Воспитатель: Чем занимались на занятии? Давайте поблагодарим друг друга за работу.
А какое у вас настроение сейчас? Дети отвечают.
Рефлексия. Дети оценивают вклад друг друга и благодарят за проделанную работу. Упражнение на снятие эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций.
Диагностика по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.
Знаком «+» отмечаются задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечаются задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
Уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень – 2- 3 выполненных задания;
- низкий уровень – 1 выполненное задание.
1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.
Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)
Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».
Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.
Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.
3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.
4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.
2. Разбери исложи матрёшку четырёхсоставную (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.
Оборудование: четырёхсоставная матрёшка
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.
3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
4. Собери цветок (4 цвета). Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.
Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.
Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.
Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.
Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.
5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.) Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.
Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.
Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.
Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:
высокий уровень выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;
средний уровень – количество набранных баллов 15–10;
достаточный уровень – количество баллов 10–5;
начальный уровень – количество баллов 5–0.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.