Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему «Доброта живет по всюду»
Цель: Выявить и обобщить у детей правильное представление о доброте.
Задачи:
Образовательные: учить быть сдержанным и доброжелательным, работать над определением понятия добра в процессе общения. Учить раскрывать смысл пословиц, побуждать детей интересоваться смыслом слов, через игровую деятельность усваивать нравственные понятия.
Развивающие: развивать инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
Воспитательные: воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружеские отношения между детьми.
Предварительная работа: чтение рассказа «Просто старушка» В.Осеева, «Гадкий утёнок» Г.Х. Андерсен, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, беседы на нравственные темы, заучивание стихов и пословиц о доброте.
Материалы и оборудование: кукла Незнайка, чемоданчик, мяч, шкатулка с пословицами, машинка, цветок, книга, листок бумаги и фломастер.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Релаксация.
- Ребята, сейчас мы с вами отправимся на поляну волшебных цветов. Сядем на корточки, как маленькое семечко. Обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут теплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки. Как стало тепло! Все почувствовали, как стало тепло? И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются все выше и выше, тянутся к солнышку. Цветочки растут, и вот уже появляется первый бутончик; а солнышко теплее и теплее греет и бутончики распускаются. Вот какие красивые выросли цветы на поляне волшебных цветов! Погреем на солнышке каждый лепесток, погреем головку, погреем правую щечку, теперь левую. Как рады солнышку цветы! Улыбнемся солнышку и друг другу!
ИЛИ
Упражнение «Волшебный мешочек»
Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В волшебный мешочек Фея предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. И после, в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, угощение от доброй Феи.Пусть улыбка и хорошее настроение будут помощниками на нашем занятии.
(сценка «Счастье»)
А что это у тебя в руке?
- Счастье...
- А почему такое маленькое?
- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...
- Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.
- Ой, оно такое тёплое!
- Нравится?
- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда оно у тебя прибавится и станет ещё более тёплым !
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...
Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!
ДЕЛЮСЬ!!! Каждому раздать сердечко
Почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца.
Сегодня на занятии мы окунёмся в мир доброты, хороших дел ,вспомним пословицы о добре и поиграем в интересные игры.
Шарик с письмом.
(составить письмо, занесло дороги снегом)
Разметаем манку кисточкой, а там щенок.
Как назовем нашего заблудившегося друга?.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Дружок и принёс с собой необычную коробочку, чтобы открыть ее нужно отгадать загадку, но без вашей помощи он не сможет этого сделать. Поможем Дружочку,?
Дети: Поможем.
Слова такие многое умеют,
Они в любой мороз согреют,
Из глубины души они спешат
И слышать их обычно каждый рад!
Дети: Это «добро», «доброта».
Воспитатель: Верно.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а что такое «доброта»?
Дети: Это хорошие поступки!
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли потрогать доброту? Есть ли у неё запах, вкус? Быть может её нетрудно увидеть? А в чём её можно увидеть?
Дети: В поступках, в делах, в действиях человека.
Послушайте стихотворение про доброту.
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки? (ответы детей)
Загадку мы отгадали и коробочка открылась.. А что же там есть, посмотрим?
Воспитатель достает мяч. Я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Замени добрыми словами». Играть будем в кругу. Бросая мяч каждому из вас, я буду называть слова, а вы поможете мне заменить эти слова на добрые. Готовы? (ответы детей)
Злой – добрый; невежливый – вежливый
Грубый – ласковый; отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить; ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый; обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать; грустный – весёлый;
равнодушный – заботливый; неряшливый – аккуратный;
сломать – починить; порвать – заклеить;
крикливый – молчаливый; трусливый – храбрый.
Воспитатель: Молодцы, ребята вы справились с заданием!
Но у Дружочка в коробочке еще есть очень много интересных предметов.
Достает: зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер.
Посмотрите на эти предметы и скажите, какие добрые поступки можно совершить с помощью этих предметов?
Дети: Зёрнышками накормить птиц, книгу – подклеить, цветок - полить, подарить. Чашку - вымыть. Нарисовать фломастерами поздравительную открытку и подарить.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно справились с заданием. Чуть позже мы свами обязательно нарисуем. А сейчас Дружок хочет с нами поиграть.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру
«Что такое хорошо, а что такое плохо»(можно на доске под смайлами)
Я буду называть хорошие и плохие поступки детей. Когда я назову хороший поступок, вы захлопаете в ладоши и улыбнётесь, а когда плохой - топаете ногами и хмуритесь.
- Мальчик отнял у девочки конфету
- Ваня подарил свою игрушку малышу.
- Саша дал свои варежки погреться Маше.
- Соня помогла маме подмести пол.
- Костя обозвал девочку плохим словом.
Игра на доске:
Сказочные герои добрые и злые.
Кр.шапочка
Золотая рыбка …
Лабиринт «Помоги Дружочку дойти до конуры»
Дружок: Вижу, что вы хорошие дети и умеете делать добрые дела. А сейчас мне пора бежать домой, спасибо всем, что вы помогли мне.
Физкультминутка.
А сейчас встаньте в круг, я прочитаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало (опускают руки вниз)
Дело валится из рук (качают головой, встряхивают кистями рук)
Если есть хороший друг (поворачиваются друг к другу, протягивая руки)
С делами справимся вдвоем (пожимают руки)
С облегчением вздохнем (глубокий вдох-выдох)
Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляются)
И друг друга мы обнимаем (обнимаются все)
Как сердечко доброе может стучать? ( Отбивание хлопками ритм биения сердца).
Как оно может сиять? (Поднять руки вверх и потрясти ими). Молодцы ребята.
Воспитатель: а нам осталось нарисовать открытку для родных и близких в видк сердца. Я предлагаю вам сейчас нарисовать «сердечко доброты». Но что нам для этого потребуется?
Дети: Волшебные краски!
Педагог: А где же мы их возьмем?
(Рассуждения детей)
Педагог: Конечно, ребята, мы добавим в них улыбок, доброты, радости, солнечного света и перемещаем. А я научу вас как можно быстро и необычно нарисовать наши «сердечки доброты». Приступая к работе, думайте обо всём добром, что можете сделать друг для друга, для своих близких.
(Далее педагог показывает детям технику рисования «монотипия» на заранее подготовленных листах в виде сердец)
Педагог: Листы бумаги сложить пополам, развернуть– капнуть краску разного или одно цвета на середину, друг под другом.
3. Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним, о чём сегодня мы говорили на занятии? В чем у вас были затруднения?
Все вы сегодня были молодцы!!!(берет мешок ,а там вместо черных комков конфеты и медальки «Добряш»
Барбарики «Что такое Доброта»
Все вместе:«От сердца к сердцу» встаём все в круг берёмся за руки
Мы самые добрые!
Мы знаем, что мы добрые!
Наши друзья знают, что мы добрые!
Весь мир узнает, что мы добрые!
Цели:
способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств
способствовать формированию творческого воображения;
вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.
Задачи:
учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
познакомить с техникой рисования «монотипия»;
формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.
Предварительная работа: чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), беседа по пословицам о добре, коллективная творческая работа «Дерево доброты».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.