Конспект
опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок»
старшая
группа
Подготовила: Теплицына
Е.П
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о песке и его свойствах;
- формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать?, Что я знаю? Что сделано?);
- дать элементарные представления о свойствах фильтрации.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
-развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Методы и приемы:
- беседа;
-наблюдение;
-создание проблемной ситуации;
-экспериментально-опытный;
-объяснительно-иллюстративный;
-игровой;
-совместная деятельность с детьми.
Предварительная работа:
Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.
Оборудование и материалы:
Стаканчики, песок, вода, пробирки, губки, воронки, салфетки, одноразовая посуда, схемы, лупы, очки, игровая атрибутика и т.д.
Длительность: 25 мин
Ход:
Дети находят письмо, в котором Петя Неумейкин просит ребят помочь разобраться с «непонятными рисунками» (схемами) и пишет о том, что слышал об удивительном песке. Вот только почему он удивительный, не знает. И просит помочь провести исследование. Детям будет он очень благодарен.
Воспитатель: - А, как вы думаете, кто такие исследователи?
Дети: (предполагаемые ответы). Люди, ученые..
Воспитатель: -А что мы с вами планируем исследовать, по просьбе Неумейкина?
Дети: песок.
Воспитатель: - Давайте превратимся в исследователей, а для этого нам надо одеть защитные очки, без которых нельзя проводить исследования.
Воспитатель предлагает детям превратиться в исследователей и Профессора- Воспитателя, а также помочь Неумейкину узнать, как же можно больше о свойствах песка.
Воспитатель: - А теперь давайте будем искать в песке что-то удивительное?!!!
Опыт 1
Воспитатель: - Возьмите мерной ложкой и насыпьте песок на тарелку.
-Легко ли сыпется песок?
Дети: Легко, свободно..
Воспитатель: - А почему, как вы думаете?
Дети: Песок сухой, рассыпается.
Работа с лупой.
Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем в правую руку лупу и внимательно рассмотрим песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются?
Дети: (индивидуальные ответы): по размеру (большие - маленькие), по форме (круглые, квадратные, овальные и т.д.), по цвету (светлые-темные, белые, коричневые, желтые).
Воспитатель: - А, как вы думаете они скреплены между собой???
Дети: нет, он сыпучий, их можно разделить по одной.
Воспитатель: - Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок?
Дети: песок не пахнет.
Воспитатель: -Правильно, сухой песок не имеет запаха.
-А теперь, давайте обратим наше внимание, на размер песчинок… они одинаковые?
Работа с ситом. (предлагается детям индивидуальная работа с песком и ситом, на проверку свойств).
Воспитатель: - Если песок сыпется, то он какой??
Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся.
Предложить исследователям рассмотреть «Схемы с человечками» -Модели твердого, жидкого и газообразного вещества, определить их отличия.
Вывод: Песок сыпучее вещество, имеет отдельные твердые крупинки, которые не скреплены между собой и разные по размеру.
Опыт 2.
Воспитатель: -Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?
Дети: -на прогулочном участке, в песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.
Воспитатель: -А на обеденном столе мы можем встретить песок?
Дети: да, сахарный.
Воспитатель: -А как вы думаете, в чем отличие?
Дети: цветом, из сахарного песка не сделать куличик (он развалится), песок с улицы есть нельзя.
Воспитатель: - А у меня возник такой вопрос: «Какой песок быстрее растворяется в воде??»
Дети: сахарный песок растворяется быстрее.
Воспитатель: -Необходимы доказательства наших слов…
Детям предлагается продолжить исследовательскую деятельность. Индивидуальная работа с 2 стаканчиками, изготовление детьми растворов речного и сахарного песка (с пояснениями воспитателя походу опыта).
Вывод: сахарный песок растворяется быстрей и вода остается светлая (а на вкус сладкая).. а речной песок полностью не растворяется в воде (образует на дне осадок) и вода становиться мутной.
Физкультминутка «Буратинка» (дети выходят из-за стола и становятся в круг)
Опыт 4.
Опыт по схеме. Детям предлагается действовать по определенному алгоритму. Выполнение самостоятельно.
Дети самостоятельно выполняют задание, используя приборы и материалы указанные на схеме.
Воспитатель: - дополнительное Задание, внимание… пробирки с водой брать только маленького размера с голубыми и сиреневыми крышками..
Дети выполняют опыт.
Воспитатель: -Какой песок стал??
Дети: мокрый, влажный, темный.
Воспитатель: -А что происходит с мокрыми песчинками??
Дети: они слипаются.
Воспитатель: - А как, наши исследователи, думают…. А какой песок тяжелей?
Дети: мокрый.
Воспитатель: -А что можно делать из мокрого песка??
Дети: играть в песочнице, строить фигурки.
Воспитатель: -Теперь кончиком ложки нарисуйте на мокром песке, какой-нибудь знак или картинку…
Воспитатель: Получилось… Попробуем, легонько потрясти тарелку… Рисунок исчез??
Дети: нет
Воспитатель: А почему он сохранился на мокром песке??
Дети: тяжелый и не двигается.
Воспитатель подводит детей к выводу: Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани песчинок слипаются и удерживают форму…
ИТОГ (рефлексия):
Воспитатель: -Давайте вспомним, что мы хотели сделать в начале нашего занятия??
Дети: Помочь Пете Неумейкину.
Воспитатель: -Итак, мы помогли Неумейкину узнать удивительные свойства песка?
Дети: да
Воспитатель: -Рассказали и показали, как пользоваться схемами??
Дети: да, теперь Неумейкин знает….
Воспитатель: -И каковы же свойства песка???
Дети: Песок сыплется, мокрый становится тяжелым и из него можно лепить, если опустить в воду и размешать, осадок опустится на дно, песок пропускает воду.
Воспитатель: -Как сделать одинаковые горстки песка разными по весу??
Дети: намочить песок водой, он станет тяжелым.
Воспитатель: -Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли он нас??
Дети: нет, так как песок пропускает воду и бумага намокает.
Воспитатель: Молодцы!!!
Сюрпризный момент.
В награду Профессор показывает фокус с мокрым песком «Вулкан» (имитация извержения вулкана с помощью соды и уксуса).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.