Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет Тема осваиваемой социокультурной ((духовно - нравственной) категории: «Образ света» Тема: « Солнышко»

  • docx
  • 04.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект по социокультурным истокам.docx

Тюменская область

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по программе «Социокультурные  истоки» для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет

Тема осваиваемой социокультурной ((духовно - нравственной) категории: «Образ света»

Тема: « Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Темлякова О.С. воспитатель

 

г. Югорск 2022г.

 

Педагог: Темлякова Оксана Сергеевна

Образовательная Область: познавательное развитие. 

Раздел: Социокультурные истоки

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории:

«Образ света»

Возрастная группа: младшая группа

Тема ООД: «Солнышко»

Цель ООД: формировать у детей знания о влиянии солнца на все живое.

Задачи ООД:

Образовательные:  

- продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ света»;

- донести до сознания детей, что солнце несет тепло и свет;

- вызывать желание говорить о солнце добрыми и ласковыми словами.

Развивающие:

- развивать умение выражать эмоциональное отношение к солнцу.

- развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми.

- развивать речевые навыки.

- развивать воображение и творческие способности.

- развивать двигательную активность детей.

Воспитательные:

- воспитывать добрые чувства и теплые отношения со сверстниками.

-воспитывать умение действовать согласованно.

-воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель;

Активизировать словарь: солнышко, яркое, доброе, теплое, хорошее, ласковое, красивое, лучистое.

Оборудование: видеозапись, аудиозаписи, модель солнышка с лучиками на магнитах, ноутбук, синичка, волшебник.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 этап

Вводно-организационный (0,5 мин)

Содержание ООД:

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Воспитатель: Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

(Дети повторяют слова за педагогом и передают солнышко друг другу)

Образовательные задачи этапа: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Метод работы с детьми: словесный, игровой.

Форма работы с детьми: фронтальная.

Виды детской деятельности: коммуникативная.

Конечный результат этапа ООД: психологическая готовность к совместной деятельности.

Применяемые педагогические технологии: игровые.

Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): обладает установкой положительного отношения к другим людям и к самому себе.

 

2 этап

Мотивационно - побудительный (1.5мин.)

 Присоединение к теме.

Содержание ООД:

Воспитатель: ребята, кто это к нам прилетел? (синичка).

Воспитатель: верно! Это синичка. Она принесла нам весточку (педагог раскрывает весточку).

Воспитатель: синичка говорит о том, что злой волшебник решил заколдовать наше солнышко.

Воспитатель: посмотрите, чего не хватает на нашем солнышке? (лучиков).

Воспитатель: злой волшебник украл у нашего солнышка лучики, и оно теперь грустное. Но волшебник согласен расколдовать солнышко, если вы дружно и правильно выполните задания, которое он передал.

Воспитатель: вы согласны помочь солнышку снова стать веселым и радовать всех вокруг? Тогда начнем!

Образовательные задачи этапа: развивать умение вступать и поддерживать разговор; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Метод работы с детьми: наглядный, словесный, игровой.

Форма работы с детьми: фронтальная

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная

Конечный результат этапа ООД: определена общая цель

Применяемые педагогические технологии: коммуникационные технологии, игровые

Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): умеет принимать общую цель

 

3 этап

Основной, актуализация, усвоение новых знаний (10 мин).

Содержание ООД:

1.     Подготовительный этап

Воспитатель: ну-ка кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (солнце)

Воспитатель: конечно это наше Солнышко!

Воспитатель: ребята, у нашего Солнышка есть друзья. А для того, чтобы узнать его друзей, нужно разгадать остальные загадки.

Дружит с солнышком весной – тихий, ласковый такой.

А зима завьюжит – он с морозом дружит.

В трубах завывает, с ног меня сбивает. (Ветер)

 

Двор, цветы, в саду сирень

Поливает целый день

Сотен луж и радуг вождь -

Озорной из лейки ... (Дождь)!

 

Приказало солнце: стой.

семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет-

рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)

 

Воспитатель: ребята, а вы знаете, когда появляется радуга?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: считается, что радуга появляется тогда, когда соприкасаются дождь и солнце. Внезапно среди хмурого дождя прорываются лучи солнца, а на небе появляется разноцветная переливающаяся дуга. Кажется, что она, как мостик, соединяет те объекты, над которыми появляется (демонстрация видеоролика).

 

2.Основной этап.  «Наше Солнышко».

Воспитатель: ребята, а сможем ли мы радостно жить без солнышка? Почему?

Воспитатель: без солнышка мы не сможем улыбаться, радоваться жизни. Солнышко нам дарит хорошее настроение. Каждый день оно дает нам тепло и свет. И не только нам, а всему живому: животным, птицам, растениям.

Воспитатель: Солнечный свет нужен деревьям и растениям для того, чтобы цвести. Без солнышка и птицам станет грустно. Они перестанут петь. А цветочки перестанут распускаться и радовать нас своей красотой. Когда светит солнышко, то вокруг светло, тепло и радостно!

Воспитатель: продолжим дальше выполнять задания, чтобы расколдовать солнышко, чтобы вернуть всему живому теплому, свет и хорошее настроение?

Воспитатель: давайте покажем злому волшебнику, что мы сильные и сможет помочь Солнышку вернуться.

Воспитатель: ребята, злой волшебник зовет нас на улицу поиграть (подвижная игра «Солнышко и дождик»)

Воспитатель:

-Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку (идут по кругу)

- Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку (хлопают стоя на месте)

- Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ! (ритмично притопывают на месте)

-Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп! (ритмично хлопают в ладоши)

- Дождь идет, скорей домой (дети убегают)

- Дождь закончился, скоро должно быть солнышко (дети возвращаются)

- посмотрите, дождик снова начинается! Скорее домой! (все спешат в свои домики)

- Послушайте, как барабанит дождик по крышам (постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя).

- Воспитатель и дети произносят стишок:

Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!

Шум дождя вначале усиливается, потом утихает, а вскоре и совсем прекращается.

«Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик, или нет» (говорит воспитатель, выходя из своего домика)

- Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять! (дети собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют движения)

- Ой, дождик начинается! (дети возвращаются домой – на стульчики)

Воспитатель: ребята, нам почти удалось вернуть солнышко! Нужно еще немножко постараться.

Воспитатель: ребята, для меня солнышко – это, когда все светло, тепло, хорошо, весело, когда все смеются и радуются, желают друг другу доброго утра, здоровья! А что для вас солнышко? (Далее каждый ребенок вместе с продолжает фразу «Для меня солнышко– это…»).

- За что мы с вами благодарны солнышку? (за свет, за тело, за хорошее настроение, за то, что растения цветут…)

Воспитатель: сколько всего хорошего нас дарит солнышко.

Воспитатель: ребята, вы такими красивыми ласковыми словами рассказывали про солнышко, что волшебник решил его расколдовать. Посмотрите, солнышко снова светит, все лучики на месте.

Воспитатель: теперь в нашей группе всего будет светить солнышко! А чтобы у каждого из вас солнышко светило и дома, я предлагаю вам предлагаю создать свое солнышко (дети рисуют под фоновую музыку «Выглянуло солнышко»).

Воспитатель: а теперь ребята, выносим на стол свои рисунки. Как красиво у нас получилось.

Образовательные задачи этапа:

- продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «образ света».

- формировать у детей знания о влиянии солнца на все живое.

- вызывать желание говорить о солнце добрые слова.

- развивать желание поддерживать теплые и дружественные отношения в группе со сверстниками и в семье.

- воспитывать радость к солнцу.

- развивать у детей умение выражать свои добрые чувства.

Метод работы с детьми: Словесный, игровой, демонстрационный, художественный, объяснение, беседа, побуждающие к мыслительной деятельности.

Форма работы с детьми: Фронтальная, индивидуальная

Конечный результат этапа ООД:

- получили знания о влиянии солнца на все живое

- научились описывать солнце и выражать свое отношение к нему.

Применяемые педагогические технологии: Информационно-коммуникационные, игровые

Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): взаимодействует со взрослыми и сверстниками; демонстрирует эмоциональную отзывчивость к людям; продолжает развиваться любознательность; развивается воображение и творческая активность; расширяются представления об окружающем мире; обогащается активный словарь; совершенствуются двигательные навыки.

4 этап        

Заключительный. Рефлексия.(3 мин)

Содержание ООД:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня говорили о солнце, которое нужно для всего живого на земле. Под его лучами растут растения, цветут цветы, просыпаются насекомые, поют птички. Все радуются солнышку!

Воспитатель:  вы нарисовали свое солнышко, которое подарите дома родным.

Воспитатель: расскажите, что хорошего принесет солнышко вашему дома (ответы детей).

Воспитатель: ребята, вы большие молодцы! От ваших добрых слов, в нашей группе стало так солнечно и тепло. Давайте попрощаемся с волшебником, который все-таки оказался добрым и вернул нам солнышко. Пожелаем ему доброты и тепла.

Образовательные задачи  этапа: Подвести итоги организованной образовательной деятельности, оценить деятельность (выразить свое отношение) обучающихся;

Метод работы с детьми: Словесный (рассуждение), практический

Форма работы с детьми: Фронтальная

Виды  детской деятельности: Коммуникативная

Конечный результат этапа ООД: Обучающиеся продемонстрировали усвоение материала.

Применяемые педагогические технологии: Рефлексия

Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО): взаимодействует со взрослыми и сверстниками.