Конспект открытого урока физики в 7 классе по теме
Сообщающиеся сосуды.
Разработала: учитель физики
МКОУ «Араблярская СОШ»
Хаметова Гюльзар Девришевна
ЦЕЛЬ урока: изучить сообщающиеся сосуды, закон сообщающихся сосудов, применение закона сообщающихся сосудов в жизни человека
Задачи урока:
· образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
· развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
· воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: различные виды сообщающихся сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой, презентация «Сообщающиеся сосуды
Теоретические исследования - это изучение явлений самих по себе, без их
промышленного применения. Но заметьте, что нет ни одного научного открытия,
которое рано или поздно не получило бы практического применения»
Фредерик Жолио-Кюри
Тип урока:
Структура урока.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
Организационный момент. |
Настрой учащихся на работу |
Подготавливаются к уроку |
1 мин. |
2 |
Проверка домашнего задания. |
Оценивание работы, контроль |
Работа в группах, решение задач |
5 мин. |
3 |
Постановка учебной проблемы. |
Сообщение. |
Запись темы урока в тетради. |
2 мин. |
4 |
Изучение нового |
Беседа, эксперимент, |
Записи в тетрадях, выполнение эксперимента. Сообщения учащихся о применении сообщающихся сосудов в быту, технике |
15 мин. |
5 |
Закрепление материала. |
Демонстрация , обобщение ответов учащихся. |
Решают поставленные учителем задачи, |
19 мин. |
6 |
Итоги урока. |
Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. |
Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. |
3 мин. |
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на уроке физики. Мне хочется начать наш урок словами Е. Богат: « Самая большая трагедия для мыслящего человека — остывание страсти к познанию», так сегодня мы вместе постараемся , чтобы у вас не остывала страсть к познанию. И чтобы работать нам было легче и плодотворнее, я объединила вас в группы.
Перед вами карточки, которые вы будете заполнять, выполняя определенные этапы урока.
Карточка индивидуальный маршрут
этап |
Выполнение (+( выполнил),-( не выполнил), \/ выполнил не полностью)) |
1. Проверка домашнего задания. |
|
2.Иследовательская работа. |
|
3.Применение знаний |
|
4.Проект |
|
2.Проверка домашнего задания.
1 этап.
Проверка Д/з.
Для начала я предложу вам следующее задание.( раздаются карточки р, F,S h,ρ, g)
1.Рассказать все ,что знаете о предложенных физических величинах
Давление |
Сила |
Плотность |
Постоянная величина |
высота |
Площадь |
1 |
2 |
3 |
2.Составить формулы на магнитной доске из данных величин.
3. Выполним тест.
1. В каком состоянии вещество передаёт
давление только по направлению действия силы?
А. В жидком. Б. В газообразном.
В. В твёрдом. Г. Ни в каком.
2.Почему мыльный пузырь имеет форму шара?
А. Давление по всем направлениям передаётся одинаково.
Б. Расстояние между молекулами одинаковое.
В. Под действием силы тяжести
3.Газ, находящийся в плотно закрытом сосуде, нагрели. Какое
изменение произошло при этом с газом?
А. Увеличилась масса газа.
Б. Увеличилось давление газа.
В. Уменьшилось давление газа.
4.Чему равно давление воды на глубине 2 м?
(ρ = 1000 кг/м3)
А. 20000 Па Б. 25000 Па В. 1000 Па Г.
10000 Па
5 Одинаково ли давление в точках 1,2? 1
А. да
Б больше в 1 2
В больше в 2
Молодцы, хорошо поработали, отметьте символом степень прохождения данного этапа.
3.Постановка учебной проблемы.
Как, наверное, вы догадались мы продолжаем изучать тему давление и прежде чем мы пойдем дальше, я хочу, чтобы вы обратили внимание на эпиграф к занятию.
Теоретические исследования - это изучение явлений самих по себе, без их
промышленного применения. Но заметьте, что нет ни одного научного открытия,
которое рано или поздно не получило бы практического применения»
Фредерик Жолио-Кюри
И сегодня речь пойдет об устройствах, с которыми встречаемся каждый день дома ,видели на улице, в школе. Вот они. ( видео ряд « Сообщ. сосуды»)
Напишите, что вы увидели?
Что у них общего? ( Сообщающиеся сосуды)
Это и есть тема нашего урока запишем ее в тетради
4.Изучение нового
Как вы думаете, что мы сегодня узнаем? (цель урока)
Начнем с определения сообщающиеся сосуда (2 или более сосуда, соединенных между собой).
Ребята, сейчас вам самостоятельно предстоит исследовать закономерности сообщающихся сосудов.
Исследовательская работа.
Проводится небольшой инструктаж по ТБ при работе со стеклянной посудой и жидкостью.
Задания для исследования, напечатанные на листах у учащихся, на столах.
1 |
2 |
3 |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять? |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять? |
Что произойдет если использовать 2 разных жидкости? |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить? |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить? |
Как связана плотность жидкости и высота столба? |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? |
Как поведет себя жидкость, если взять сосуды разной формы? |
инструкция - Один сосуд оставить закрепленным в штативе, а другой поднять, опустить, наклонить в сторону. Что наблюдаете, меняется ли уровень жидкостей в сосудах?
|
инструкция - Один сосуд оставить закрепленным в штативе, а другой поднять, опустить, наклонить в сторону. Что наблюдаете, меняется ли уровень жидкостей в сосудах?
|
Инструкция. 1.Обратите внимание на уровень жидкостей в сосудах (одинаков или различен уровень) Плотность масла 930 кг\м3 Воды 1000 кг\м3 2. Обратите внимание, зависит ли уровень жидкости в сосудах разной формы и объема. |
Рассчитайте давление в одном сосуде. Сколько во втором? |
Рассчитайте давление в одном сосуде. Сколько во втором? |
Рассчитайте давление в одном сосуде. Сколько во втором? |
Какой вывод можно сделать из нашей исследовательской работы? (В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одинаковом уровне).
А как это доказать? ( объяснение)
Р1=Р2
Р1= ρ1gh1
P2= ρ2gh2
h2 h1 20м
|
|
Читается вывод: Высоты столбов жидкости отсчитывают от поверхностей соприкосновения жидкостей друг с другом.
Я возвращаю вас к нашему эпиграфу, что мы должны сделать? ( определить где же используются сообщ. сосуды)
5.Закрепление материала.
Рассмотрим применение сообщающихся сосудов. Предлагаю вам изучить, самостоятельно текст и рассказать классу.
3-я группа исследователей – о работе шлюзов
1-я группа – сообщение о работе водопровода
2-я группа – работа фонтана
Ну а теперь я предлагаю создать собственный фонтан. Вам потребуется материал, из которого вы должны сделать фонтан, он у вас на партах ( шланги, коробки из пластика, украшения и.т.д.)
6.Итог урока. Посмотрим на карточку , проанализируйте, как вы работали на уроке, как вы поняли новый материал и в заключении я хочу вам показать как связана наша тема с нашими познаниями по географии ( видео) http://www.youtube.com/watch?v=DS57fsKkrH8
7.Домашнее задание. Пар 41, доделать проект.
Список
использованной литературы
1. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы./Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С.Пурышевой – М:АСАДЕМА, 2000.
2. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Сборник качественных задач по физике для 7-9 классов – М: Просвещение, 2006.
3. Кирик Л.А. Физика методические материалы. 7 класс. – М: Илекса, 2003.
4. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы. 7класс.- М: ДРОФА, 2006.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.youtube.com/watch?v=DS57fsKkrH8
2. http://yuzhnyj-ural.ru/po-juzhnomu-uralu
3.http://www.magazin-vnii.ru/
4. http://content.mail.ru
Приложение
Дополнительно задачи:
1. Рассчитайте давление, производимое на снег
ребёнком, если вес его 300 Н, а площадь подошв его обуви 0,03
м.
2. Книга массой 0,5 кг лежит на столе. Размеры книги 0,2
м х 0,25 м. Какое давление оказывает книга на стол?
(≈ 10н\кг)
3. Каково давление внутри жидкости плотностью
1200 кг/м3 на глубине 50
см?
4. Какое давление оказывает на пол человек m = 90 кг? Площадь двух подошв его ботинок 0,06
м2.
5.. Вычислите давление, производимое на рельсы
груженым вагоном массой 32 т, если площадь соприкосновения колёс с рельсом
0,0016 м2
6. Каково давление на человека, погружённого в
пресную воду на глубину 6 м?
7. Вычислите давление на дно бака, если высота столба керосина в баке 40
см. (Плотность керосина равна 800 кг/м3)
8. На какой глубине давление воды равно 400 кПа?
(ρ = 1000 кг/м3, 10)
9. Напор воды в водокачке создаётся насосами. На
какую высоту поднимается вода, если давление, созданное насосами, равно 400
кПа?
10. Высота столба воды в стакане 8
см. Какое давление на дно стакана оказывает вода?
11. Спортсмен, масса которого 78
кг, стоит на лыжах. Площадь лыж 0,312
м2. Какое давление оказывает спортсмен на снег?
Карточки для самостоятельного изучения применения сообщающихся сосудов.
Шлюз — гидротехническое сооружение,
которое обеспечивает переход судна с одного уровня (бьефа) на другой.
Схематический чертеж шлюза был найден еще у Леонардо да Винчи.
В Западной Европе шлюзы начали строить в 16
веке, в России — в 18 веке (на Вышневолоцкой системе) Принцип работы шлюза
следующий:
Входные ворота открываются, и судно заходит
внутрь камеры.
Входные ворота закрываются.
Открывается перепускной клапан, вызывая падение
уровня воды в камере с находящимся в ней судном.
Впускные ворота открываются, судно выходит из
камеры.
Шлюзование длится, как правило, от 10 до 20
минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды
На башне устанавливается большой бак с водой (водонапорная башня). От бака идут трубы с целым рядом ответвлений, вводимых в дома. Концы труб закрываются кранами. Очевидно, что давление воды на верхних этажах меньше давления на нижних этажах.
Вода в бак водонапорной башни подается насосами
Петергоф - великолепный ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. В этих фонтанах используется принцип сообщающихся сосудов - учтены уровни фонтанов и прудов-хранилищ.
Карточки для проекта фонтан
этап |
|
Название проекта |
|
Используемые инструменты, материалы |
|
Где, для чего можно использовать данную конструкцию |
|
Эмоциональная оценка |
|
этап |
|
Название проекта |
|
Используемые инструменты, материалы |
|
Где, для чего можно использовать данную конструкцию |
|
Эмоциональная оценка |
|
этап |
|
Название проекта |
|
Используемые инструменты, материалы |
|
Где, для чего можно использовать данную конструкцию |
|
Эмоциональная оценка |
|
Карточки для самоанализа
этап |
Выполнение (+,-, \/) |
1. проверка домашнего задания. |
|
2.иследовательская работа. |
|
3.применение знаний |
|
4.Проект |
|
этап |
Выполнение (+,-, \/) |
1. проверка домашнего задания. |
|
2.иследовательская работа. |
|
3.применение знаний |
|
4.Проект |
|
этап |
Выполнение (+,-, \/) |
1. проверка домашнего задания. |
|
2.иследовательская работа. |
|
3.применение знаний |
|
4.Проект |
|
этап |
Выполнение (+,-, \/) |
1. проверка домашнего задания. |
|
2.иследовательская работа. |
|
3.применение знаний |
|
4.Проект |
|
этап |
Выполнение (+,-, \/) |
1. проверка домашнего задания. |
|
2.иследовательская работа. |
|
3.применение знаний |
|
4.Проект |
|
этап |
Выполнение (+,-, \/) |
1. проверка домашнего задания. |
|
2.иследовательская работа. |
|
3.применение знаний |
|
4.Проект |
|
этап |
Выполнение (+,-, \/) |
1. проверка домашнего задания. |
|
2.иследовательская работа. |
|
3.применение знаний |
|
4.Проект |
|
Карточки для исследования
1 |
2 |
3 |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять? |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять? |
Что произойдет если использовать 2 разных жидкости? |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить? |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить? |
Как связана плотность жидкости и высота столба? |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? |
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? |
Как поведет себя жидкость, если взять сосуды разной формы? |
Инструкция: Один сосуд оставить закрепленным в штативе, а другой поднять, опустить, наклонить в сторону. Что наблюдаете, меняется ли уровень жидкостей в сосудах?
|
Инструкция: Один сосуд оставить закрепленным в штативе, а другой поднять, опустить, наклонить в сторону. Что наблюдаете, меняется ли уровень жидкостей в сосудах?
|
Инструкция. 1.Обратите внимание на уровень жидкостей в сосудах ( одинаков или различен уровень) Плотность масла 930 кг\м3 Воды 1000 кг\м3 2. обратите внимание, зависит ли уровень жидкости в сосудах разной формы и объема. |
Рассчитайте давление в одном сосуде. Сколько во втором? |
Рассчитайте давление в одном сосуде. Сколько во втором? |
Рассчитайте давление в одном сосуде. Сколько во втором? |
Р |
Па |
Н |
|
m |
F |
S |
H
|
ρ |
g |
c |
|
кг |
t |
v |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.