Конспект открытого урока по физике в 8 классе:
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
Учитель: Хаметова Гюльзар Девришевна
Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, температура плавления, график плавления и отвердевания кристаллических тел (на примере льда)
Демонстрации.1.Модель кристаллической решетки .
2.Плавление и отвердевание кристаллических тел (на примере льда).
3.Образование кристаллов.
Этап |
Время, мин |
Приемы и методы |
1.Постановка задач урока. Вводная беседа. 2. Изучение нового материала.
3.Закрепление материала
4.Физкультминутка
4.Проверка усвоения темы
4.Подведение итогов |
1
15
19
1
3
1 |
Сообщение учителя
Фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент, групповая работа, индивидуальное задание
Групповое решение качественных и графических задач, фронтальный опрос.
Тестирование
Выставление оценок, записи на доске и в дневниках
|
1.Организация класса
2.Изучение темы
I. Контрольные вопросы:
v Что называют агрегатным состоянием вещества?
v Для чего надо изучать переход вещества из одного агрегатного состояния в другое?
v Что называется плавлением?
v Что называется температурой плавления?
v Что называется отвердеванием или кристаллизацией?
II. Объяснение нового материала:
Постигая законы природы и используя, их в своей практической деятельности человек становится все более могущественным. Канули в вечность времена мистического страха перед природой. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно - технического прогресса.
Природа милая, тебе одной я внемлю
Ты подарила мне и небеса и землю,
И их помощником я буду век за веком
Лишь от того, что я родился человеком
Сегодня мы с вами будем постигать новые законы природы, новые понятия, которые позволят нам лучше узнать окружающий нас мир, а значит и правильно их использовать на благо человека.
I.Агрегатные состояния вещества
Фронтальная беседа по вопросам:
v Что называется веществом?
v Что вы знаете о веществе?
Демонстрация: модели кристаллических решеток
v Какие состояния вещества вам известны?
v Охарактеризуйте каждое состояние вещества.
v Объясните свойства вещества в твердом ,жидком, газообразном состояниях.
Вывод: вещество может находиться в трех состояниях -жидком, твердом и газообразном, их называют агрегатными состояниями вещества.
II.Для чего нужно изучать агрегатные состояния вещества
Удивительное вещество вода
( Сообщение учащегося)
Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других жидкостей. И если бы вода вела себя как положено, то Земля стала бы просто неузнаваемой
Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме, воды. При температуре от 0 до + 4 0С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При + 40с вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг\м3.При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Благодаря этому осенью и зимой в глубоких водоемах конвекция происходит своеобразно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно только до тех пор, пока ее температура не снизится до + 40С. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение температуры. Чтобы нагреть 1 г воды на 10с ей необходимо отдать в 5, 10, 30 раз большее количество теплоты, чем 1 г любого другого вещества.
Аномалия воды - отклонение от нормальных свойств тел – до конца не выяснены, но главная причина их известна: строение молекулы воды. Атомы водорода присоединяются к атому кислорода не симметрично с боков, а тяготеют к одной стороне. Ученые считают, что если бы не эта несимметричность, то свойства воды резко изменились бы. Например, вода отвердевала бы при -900С и кипела бы при – 700С.
III.Плавление и отвердевание
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит
А.С.Пушкин
Неотвратимо снег идет
Как маятника мерный ход
Снег падает, кружится, вьется
Ложится мерно на дома
Украдкой проникает в закрома
Летит в машины в ямы и в колодцы
Э.Верхарга
А я все гладил снег рукой
А он все звездами отсвечивал
На свете нет тоски такой
Которой снег бы не излечивал
Он весь как музыка. Он весть
Его безудержность бескрайня
Ах, этот снег.… Не зря в нем есть
Всегда какая – нибудь тайна…
С.Г.Островой
v О каком веществе идет речь в этих четверостишиях?
v В каком состоянии находится вещество?
V.Самостоятельная работа учащихся в парах
1.Прочитать § 13
2.Изучить таблицу «Температура плавления некоторых веществ»
3.Рассмотреть график на рис 16
4. Взаимоопрос в парах (каждой паре раздаются вопросы на карточках):
v Что называется плавлением?
v Что называется температурой плавления?
v Что называется отвердеванием или кристаллизацией?
v Какое из веществ указанных в таблице имеет наиболее высокую температуру плавления? Какова температура его отвердевания?
v Какие из веществ, указанных в таблице отвердевают при температуре ниже 00С?
v При какой температуре отвердевает спирт?
v Что происходит с водой в отрезке АВ, ВС, CD,DE, TF, FK.
v Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?
v Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда?
v Почему эти участки параллельны оси времени?
VII. Демонстрация: Плавление и отвердевание кристаллических тел (на примере льда).
Наблюдение явления
VIII.Фронтальная беседа по предлагаемым вопросам.
Выводы:
v Плавлением называется переход вещества из твердого состояния в жидкое;
v Отвердеванием или кристаллизацией называется переход вещества из жидкого в твердое.
v Температурой плавления называется температура при которой вещество плавится.
v Вещество отвердевает при той же температуре, что и плавится.
v Во время процессов плавления и отвердевания температура не меняется.
Физкультминутка
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища.
VII.Закрепление.
1.Решение качественных задач
v Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не с ртутью?
v Какие металлы можно расплавить в медном котелке?
v Что произойдет с оловом, если его бросить в расплавленный свинец?
v Что произойдет с куском свинца, если его бросить в жидкое олово при температуре плавления?
v Что произойдет с ртутью, если ее вылить в жидкий азот?
2.Решение графических задач
v Опишите процессы, происходящие с веществом, по нижеприведенному графику. Какое это вещество?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
20 |
|
30 |
|
40 |
|
50 |
|
60 |
|
70 |
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
v Опишите по нижеприведенному графику процессы, происходящие с алюминием. На каком участке происходит уменьшение внутренней энергии твердого тела?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
20 |
|
30 |
|
40 |
|
50 |
|
60 |
|
70 |
|
|
|
|
|
200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
v На рисунки изображены графики зависимости температуры от времени двух тел одинаковой массы. У какого из тел выше температура плавления? У какого тела больше удельная теплота плавления? Одинаковы ли удельные теплоемкости тел?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VIII.Сообщение учащегося «Горячий лед»
Стр.152 «Занимательная физика» Книга 2, Перельман
IX.Проверка усвоения темы- тест
1.Агрегатные состояния вещества отличаются
А. Молекулами , входящими в состав вещества
Б. Расположением молекул вещества
В.Расположением молекул, характером движения и взаимодействием молекул
2.Плавление вещества- это
А. Переход вещества из жидкого состояния в твердое
Б. Переход вещества из газообразного в жидкое
В.Переход вещества из твердого состояния в жидкое
3.Температурой плавления называется
А.Температура, при которой вещество плавится
Б. Температура вещества
В.Температура выше 1000 С
4. Во время процесса плавления температура
А.Остается постоянной
Б. Увеличивается
В. Уменьшается
5.В алюминиевой ложке можно расплавить
А. Серебро
Б.Цинк
В.Медь
На дом. §12-14, упр.7(3-5), повторить план ответа о физическом явлении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.