Конспект открытого урока по физике в 8 классе: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по физике в 8 классе: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

Оценка 4.6
docx
05.07.2020
Конспект открытого урока по физике в 8 классе: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
ур.1.docx

Конспект открытого урока по физике в 8 классе:

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

Учитель: Хаметова Гюльзар Девришевна

Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, температура плавления, график плавления и отвердевания кристаллических тел (на примере льда)

Демонстрации.1.Модель кристаллической решетки .

                            2.Плавление и отвердевание кристаллических тел (на примере льда).

                            3.Образование кристаллов.

 

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1.Постановка  задач урока. Вводная беседа.

2. Изучение нового материала.

 

 

 

 

3.Закрепление

материала

 

 

 

4.Физкультминутка

 

4.Проверка усвоения темы

 

 

 

 

4.Подведение итогов

1

 

15

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

1

 

3

 

 

 

 

 

1

Сообщение учителя

 

Фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент, групповая работа, индивидуальное задание

 

Групповое  решение качественных и графических задач, фронтальный опрос.

 

 

 

Тестирование

 

 

 

 

 

Выставление оценок, записи на доске и в дневниках

 

1.Организация класса

2.Изучение темы

I. Контрольные вопросы:

v Что называют агрегатным состоянием вещества?

v Для чего надо изучать переход вещества из одного агрегатного состояния в другое?

v Что называется плавлением?

v Что называется температурой плавления?

v Что называется отвердеванием или кристаллизацией?

II. Объяснение нового материала:

Постигая законы природы и используя, их в своей практической деятельности человек становится все более могущественным. Канули в вечность времена мистического страха перед природой. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно  - технического прогресса.

         Природа милая, тебе одной я внемлю

         Ты подарила мне и небеса и землю,

         И их помощником я буду век за веком

         Лишь от того, что я родился человеком

Сегодня мы с вами будем постигать новые законы природы, новые понятия, которые позволят нам лучше узнать окружающий нас мир, а значит  и правильно их использовать на благо человека.

I.Агрегатные состояния вещества

Фронтальная беседа по вопросам:

v Что называется веществом?

v Что вы знаете о веществе?

Демонстрация:  модели кристаллических решеток

v Какие состояния вещества вам известны?

v Охарактеризуйте каждое состояние вещества.

v Объясните свойства вещества в твердом ,жидком, газообразном состояниях.

Вывод:  вещество может находиться в трех состояниях -жидком, твердом и газообразном, их называют агрегатными состояниями  вещества.

II.Для чего нужно изучать агрегатные состояния вещества

Удивительное вещество вода

 ( Сообщение учащегося)

         Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других жидкостей. И если бы вода вела себя как положено, то Земля стала бы просто неузнаваемой

         Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме, воды. При температуре от 0 до + 4 0С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При + 40с вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг\м3.При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Благодаря этому осенью и зимой в глубоких водоемах конвекция происходит своеобразно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно только до тех пор, пока ее температура не снизится до + 40С. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение температуры. Чтобы нагреть 1 г воды на 10с ей необходимо отдать в 5, 10, 30 раз большее количество теплоты, чем 1 г любого другого вещества.

Аномалия воды - отклонение от нормальных свойств тел – до конца не выяснены, но главная причина их известна: строение молекулы воды. Атомы водорода присоединяются к атому кислорода не симметрично с боков, а тяготеют к одной стороне. Ученые считают, что если бы не эта несимметричность, то свойства воды резко изменились бы. Например, вода отвердевала бы при -900С и кипела бы при – 700С.

III.Плавление и отвердевание

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит

А.С.Пушкин

Неотвратимо снег идет

Как маятника мерный ход

Снег падает, кружится, вьется

Ложится мерно на дома

Украдкой проникает в закрома

Летит в машины в ямы и в колодцы

Э.Верхарга

А я все гладил снег рукой

А он все звездами отсвечивал

На свете нет тоски такой

Которой снег бы не излечивал

Он весь как музыка. Он весть

Его безудержность бескрайня

Ах, этот снег.… Не зря в нем есть

Всегда какая – нибудь тайна…

С.Г.Островой

v О каком веществе идет речь в этих четверостишиях?

v В каком состоянии находится вещество?

V.Самостоятельная работа учащихся в парах

1.Прочитать § 13

2.Изучить таблицу «Температура плавления некоторых веществ»

3.Рассмотреть график на рис 16

4. Взаимоопрос в парах (каждой паре раздаются вопросы на карточках):

v Что называется плавлением?

v Что называется температурой плавления?

v Что называется отвердеванием или кристаллизацией?

v Какое из веществ указанных в таблице имеет наиболее высокую температуру плавления? Какова температура его отвердевания?

v Какие из веществ, указанных в таблице отвердевают при температуре ниже 00С?

v При какой температуре отвердевает спирт?

v Что происходит с водой в отрезке АВ, ВС, CD,DE, TF, FK.

v Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?

v Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда?

v Почему эти участки параллельны оси времени?

 

VII. Демонстрация: Плавление и отвердевание кристаллических тел (на примере льда).

Наблюдение явления

VIII.Фронтальная беседа по предлагаемым вопросам.

Выводы:

v Плавлением называется переход вещества из твердого состояния в жидкое;

v Отвердеванием или кристаллизацией называется переход вещества из жидкого в твердое.

v Температурой плавления называется температура при которой вещество плавится.

v Вещество отвердевает при той же температуре, что и плавится.

v Во время процессов плавления и отвердевания температура не меняется.

Физкультминутка

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища.

VII.Закрепление.

1.Решение качественных задач

v Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не с ртутью?

v Какие металлы можно расплавить в медном котелке?

v Что произойдет с оловом, если его бросить в расплавленный свинец?

v Что произойдет с куском свинца, если его бросить в жидкое олово при температуре плавления?

v Что произойдет с ртутью, если ее вылить в жидкий азот?

2.Решение графических задач

v Опишите процессы, происходящие с веществом, по нижеприведенному графику. Какое это вещество?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

20

 

30

 

40

 

50

 

60

 

70

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v Опишите по нижеприведенному графику процессы, происходящие с алюминием. На каком участке происходит уменьшение внутренней энергии твердого тела?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

20

 

30

 

40

 

50

 

60

 

70

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v На рисунки изображены графики зависимости температуры от времени двух тел одинаковой массы. У какого из тел выше температура плавления? У какого тела больше удельная теплота плавления? Одинаковы ли удельные теплоемкости тел?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.Сообщение учащегося «Горячий лед»

                  Стр.152 «Занимательная физика» Книга 2, Перельман

IX.Проверка усвоения темы- тест

1.Агрегатные состояния вещества отличаются

А. Молекулами , входящими в состав вещества

Б. Расположением молекул вещества

В.Расположением молекул, характером движения и взаимодействием молекул

    2.Плавление вещества- это

     А. Переход вещества из жидкого состояния в твердое

     Б. Переход вещества из газообразного в жидкое

     В.Переход вещества из твердого состояния в жидкое

     3.Температурой плавления называется

     А.Температура, при которой  вещество плавится

     Б. Температура вещества

     В.Температура выше 1000 С 

    4. Во время процесса плавления температура

    А.Остается постоянной

    Б. Увеличивается

    В. Уменьшается

     5.В алюминиевой ложке можно расплавить

    А. Серебро

    Б.Цинк

     В.Медь

На дом. §12-14, упр.7(3-5), повторить план ответа о физическом явлении.

 


 

Конспект открытого урока по физике в 8 классе:

Конспект открытого урока по физике в 8 классе:

I . Контрольные вопросы: v

I . Контрольные вопросы: v

При + 4 0 с вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг\м 3

При + 4 0 с вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг\м 3

Изучить таблицу «Температура плавления некоторых веществ» 3

Изучить таблицу «Температура плавления некоторых веществ» 3

Опишите процессы, происходящие с веществом, по нижеприведенному графику

Опишите процессы, происходящие с веществом, по нижеприведенному графику

На рисунки изображены графики зависимости температуры от времени двух тел одинаковой массы

На рисунки изображены графики зависимости температуры от времени двух тел одинаковой массы

А. Серебро Б.Цинк

А. Серебро Б.Цинк
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2020