Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 10 класса по теме «Мораль. Религия»
Оценка 4.7

Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 10 класса по теме «Мораль. Религия»

Оценка 4.7
docx
20.06.2021
Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 10 класса по теме «Мораль. Религия»
10 класс Открытый урок по обществознанию 10 класс Мораль и Религия.docx

                                                                         image1

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение

«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»

 

368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: Хочу такой сайт [email protected]

 

Конспект открытого урока по обществознанию

для учащихся 10 класса по теме

«Мораль. Религия»

 

Разработала урок

учитель истории и обществознания

Мусаева Майсарат Магомедовна

Образовательная цель

изучить основы морали и религии как видов социальных регуляторов

Воспитательная цель

привитие уважения к моральным принципам и нормам, категориям, развитие толерантности к различным видам религий.

Развивающая цель

продолжение работы по развитию способностей сравнивать обществововедческие термины, навыков работы с учебным текстом, выражать и аргументировать свою точку зрения.

 

1.     Орг. момент

Учитель:Здравствуйте,  ребята!  Мы  сегодня  с  продолжим  разговор, начатый на прошлом уроке. Мы говорим о морали и религии. Откройте ваши тетради и запишите число и тему урока. 

Мы встречались с понятиями мораль и религия не только на обществознании: Духовный мир человека, мировоззрение, но и на истории, эти знания нам сегодня пригодятся.

Можно ли сказать, что за последние годы  у многих россиян изменились представления о добре и зле, истине и справедливости? Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свою точку зрения.  (Ответы учащихся)

2)Что еще помимо морали может регулировать жизнь людей, делать ее лучше?

 (Ответы учащихся)

 

2. Актуализация знаний

ü Понятие религии.

Учитель: И так, не только мораль регулирует нашу жизнь с позиций добра и зла. Эту задачу выполняет и религия. Мы уже  встречались с понятие «религия» на уроках в 8 классе, на уроках по основам православной культуры. Посмотрите на экран, перед вами высказывания о религии (слайд 3).

Согласны ли вы с этими высказываниями. Аргументируйте свой ответ.  (Ответы учащихся)

Учитель:В каждом из этих определений, несомненно, содержится доля истины. Однако, у них есть и общий недостаток — исключительный акцент на психологической стороне переживаний верующего. При этом отсутствует упоминание об их внешнем источнике — Боге (божествах).

- Что же такое религия?  (Ответы учащихся)

Учитель: Итак, религия – это особая форма восприятия мира, в основе которой лежит иррациональное отношение к действительности и отражение ее в сознании человека, закрепляемое воспринимаемым на веру авторитетным источником. Запишите данное определение в тетрадь.

ü Виды и формы религии.

Религия имеет ряд специфических признаков, которые отличаю ее от других социальных институтов. (слайд 5)

Признаки религии:
1. Вера в сверхъестественное.
2. Наличие системы религиозных обрядов, ритуалов, действий-культов.
3. Эмоциональное переживание верующими событий мифов и культовых действий.
4. Наличие особой организации – церкви с четким распределением обязанностей на каждом уровне ее иерархии.

Все религии делят на монотеистические и политеистические.

По количеству исповедующих религию и по степени  распространения религии делят на мировые и региональные (национальные) (слайд 6).

 

ü Понятие  морали.

Учитель:Мир, в котором  зло одерживало бы верх над добром, не существовал бы или иcчез бы».

Вопрос: Согласны ли Вы с таким выводом?

Задание: попробуйте дать определение морали, не заглядывая в учебник.

                 Что такое нравы?

                 Как связаны нравы и мораль?

                 Какое поведение можно считать нравственным?

Мораль – одна из самых древних форм человеческого  сознания. Возникла вместе с человеческим сообществом: мораль возникает в процессе взаимоотношения людей, отношения людей сразу обретают ту или иную форму моральности или аморальности.

Мораль  – (от лат.moralis – нравственный) феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого – утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении людей к счастливой  и достойной жизни ( См. Школьный словарь по обществознанию. М., 20011, с. 36)

Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым с нормам общения и взаимодействия ( уч. 10 ко с. 102)

Этика- наука, изучающая и анализирующая состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, Этика – философская дисциплина, теория морали. Её главной теорй являются рассуждения о природе морали.

 

Учитель: Задание№1

Предлагаю выделить критерий: знаю - сделаем в немзаписи самых важных тезисов, уже известных нам.

Сейчас мы оформим сравнительную таблицу по этим критериям. Таблица три колонки:

Вопросы                      мораль                                                                     религия

1. понятие     Нормы, правила, регулирующие повеление   Мировоззрение, мироощущение

                                     человека                         и определённое ими поведение

 людей на основе веры в бога

 

2. знаю                     - разная   по эпохам                                    - политеизм, монотеизм

                                - золотое правило                                       - мировые религии, национальные, родоплеменные

                                -поддерживается силой общественного

                                 мнения

                               - изучает этика                                             - религоведение

 3.общее      - относятся к духовной сфере общества, к внутреннему миру человека

Составляем схему: Структура, функции морали.

 

Структура морали

 

Сознание

Отношение

 

Поведение

 

Принципы

Нормы

Идеалы

 

 

3. Творческое  задание:

Ф.М.Достоевский писал: « Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек всё то, что подаётся ему готовым. Мало того, мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».

Вопросы:

Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского о « выделке человека»? Что в человеке подвергается «выделке»?

Почему не могут  осуществиться никакие правила, не говоря уже об идеале счастливой жизни, без «неустанной дисциплины и непрерывной работы» самого над собой?

Попробуйте объяснить смысл выражения  «недоделанный человек».

 

4. Подведение итогов.

Учитель: Мы сегодня с вами  рассмотрели тему «Мораль. Религия». Как вы могли заметить, тема достаточно сложная и требующая более глубокого осмысления. Более глубоко погрузиться в тему нам поможет домашнее задание.

 

5. Домашнее задание.

§10. Вопросы стр. 112, анализ документа на стр. 111-112.

 

 

 

Директор МБОУ "Мегебская СОШ"                   Виштаев М. М.

 

Зам.директора по УВР                                              Омарова П. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         image1

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение

«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»

 

368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: Хочу такой сайт [email protected]

 

 

Отзыв коллег на открытый урок

учителя истории и обществознания

Мусаевой Майсарат Магомедовны

МБОУ "Мегебская СОШ"                  

 «Мораль. Религия»

10 класс

 

Мы посетили открытый урок  обществознания по теме «Религия. Мораль», учителя Мусаевой Майсарат Магомедовны.

Выбор типа урока осуществлялся с тем, что данная тема является важной, потому что мы живем в многоконфессиональной стране, и нужно было изначально изучить данный материал, что бы привить ученикам определенные правила поведения к людям, исповедующим различные религиозные взгляды. Свой урок Майсарат Магомедовна построила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы, где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т. е. использовался принцип обоснованного ответа.

Задания в группе было дифференцированным, разноуровневым. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: составить баннер и модель взаимоотношения людей.

Современный урок сложно представить без информационно-коммуникативных технологий. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает урок эмоционально-насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, а в общем, способствует повышению качества образования.

Урок учитель старалась вести таким образом, чтобы  ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке.На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (география, история), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса:

·         наглядный метод обучения, частично-поисковый метод с опорой на наглядность, исследовательский метод с опорой на сравнение, словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу;

·         Методы стимулирования и мотивации образовательного процесса (игровые ситуации, создание ситуации успеха на уроке)

На уроке состоялся разговор о том, что в истории человечества
существовало много разных ценностей и идеалов. Наиболее значимые,
проверенные временем, запечатлены в религиозной морали, которая, на наш
взгляд, является фундаментом всей нравственности человека. 
Особо остановились на Золотом правиле нравственности: “Как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними”. В результате долгих
рассуждений, как надо поступать и как хотите, чтобы с вами поступали,
пришли к выводу:
« …Поступать надо по совести всегда, тогда не будет зла, тогда не надо ни за
что сделанное стыдиться”. Выделили нравственные нормы: накорми голодных,
не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем
поссорился, твори милостыню, не подчеркивая этого, замечай свои
недостатки, оценивай людей не по словам, а по их делам»

При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход.

Для раскрытия темы использовались следующие приемы: рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом. Данные приемы можно оценить как эффективные, так как они позволили поддерживать активность учеников, развивать их способности к самостоятельной работе с учебником и схемами, находить ответы на поставленные вопросы.Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом и сопровождались ярким, информационно-насыщенным презентационным материалом, применением игровых технологий, что позволило формированию интереса к изучению исторического материала, воспитания толерантного отношения к представителям других народов и их религии.

Основная цель урока – объяснить учащимся значение религии в жизни людей, изучить основные виды религиозных верований и сформировать у учащихся уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей – была достигнута, содержание темы было раскрыто практически в полном объеме.

 

 

 

 

Директор МБОУ "Мегебская СОШ"                   Виштаев М. М.

 

Зам.директора по УВР                                              Омарова П. И.

 

 

 

 

 

                                                                         image1

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение

«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»

 

368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: Хочу такой сайт [email protected]

 

 

Отзыв родителей на открытый урок

учителя истории и обществознания

Мусаевой Майсарат Магомедовны

МБОУ "Мегебская СОШ"                  

 «Мораль. Религия»

10 класс

 

Урок был начат организованно, был проведен эмоциональный настрой через психологическую установку.
Учитель стремилась к тому, чтобы учащиеся расширили, углубили свои знания о религии, представления о нравственном идеале человека, чтобы задумались, к чему
надо стремиться в жизни.

Данный урок проведен с учетом возрастных особенностей. Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке использованы следующие режимы работы : «учитель-класс», «учитель-ученик», «ученик-класс» и запланированы следующие формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая.На уроке были проведены следующие формы работы: индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, работа с источником, учебником, задания сравнительного характера. Путем разнообразия видов деятельности и форм работы происходило стимулирование интереса учащихся на всем протяжении урока. Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально . Осуществлялось развитие учащихся в процессе обучения. Велась работа по формированию мировоззрения. На уроке была обеспечена связь обучения с жизнью на основе личного опыта, воспитательное воздействие личности самого учителя проявилось в терпении , умении интонацией передавать свои пожелания, доброжелательное отношение к каждому ученику, не зависимо от правильности ответа.

 

 

Родители 10 класса


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им

Учитель: В каждом из этих определений, несомненно, содержится доля истины

Учитель: В каждом из этих определений, несомненно, содержится доля истины

Учитель: Задание№1 Предлагаю выделить критерий: знаю - сделаем в немзаписи самых важных тезисов, уже известных нам

Учитель: Задание№1 Предлагаю выделить критерий: знаю - сделаем в немзаписи самых важных тезисов, уже известных нам

Подведение итогов. Учитель:

Подведение итогов. Учитель:

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им

На уроке состоялся разговор о том, что в истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов

На уроке состоялся разговор о том, что в истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им

Муниципального казенного общеобразовательного учреждение «Мегебская средняя общеобразовательная школа им
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2021