МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №47 «Гусельки»
Конспект
По экспериментальной деятельности «Я - исследователь»
Подготовила воспитатель:
Р.Р. Гильманова
г. Сургут, 2021
Тема: «Я - исследователь»
Цель: создание условий для успешного освоения воспитанниками основ экспериментальной деятельности; воспитание стремления открывать что-то новое.
Тип занятия: практическое - в форме игры.
Форма деятельности: коллективная игра-исследование «Экспериментальная лаборатория».
Оборудование и материалы: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, хозяйственное кольцо, карты эксперимента, магнит, мольберты, пластик, бумага, стекло, стакан с водой, дерево.
Ход занятия:
- Здравствуйте, юные исследователи!
- Дети, сегодня мы будем работать в лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.
- Чем занимаются в лаборатории?
Проводят опыты, эксперименты.
Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!
- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)
- «Метод познания, при помощи которого исследуются явления
действительности»
- С какой целью проводится эксперимент, для чего?
- Сегодня мы будем учиться проводить эксперимент самостоятельно.
Как и всякая научная работа, эксперимент требует точности. При его проведении необходимо соблюдать определённый порядок, выполнять его по этапам, по алгоритму.
Перед вами этапы проведения эксперимента. Ваша задача придать им правильную последовательность. Разложите карточки в том порядке, в каком проводится эксперимент.
1- на доске вывешивается карточки с этапами.
1. Определить цель (как вы понимаете выражение «цель эксперимента» – это конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы)
2. Подготовить оборудование – что может относиться к оборудованию? - предметы, которыми мы будем пользоваться. Микроскоп, лупа, пинцет, таблицы, колбы и др. приборы.
3. Провести опыт – произвести определённые действия с предметами
- Работать вы будете в группах. Участник каждой группы будет исполнять свои обязанности.
1. Помощник сотрудника – организатор.
2. Лаборант.
- Итак, наша лаборатория начинает свою работу! Посмотрите! Я научилась двигать предметы!
* На столе стакан (внутри магнит). Воспитатель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).
- Почему стакан двигается?
* Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит.
Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.
- Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические.
- Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.)
- Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.
- данный вопрос нуждается в проверке, подтверждении. Как это сделать?
Провести эксперимент.
- А вы знаете, как проводить эксперименты
Нам нужно доказать, что магнит притягивает (не) все металлические предметы.
- Далее нам нужно оборудование. Какое оборудование вы подготовите? металлические предметы, магнит
- Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент?
Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.
- Что нам нужно для того, чтобы фиксировать результаты эксперимента?
На столах лежат предметы: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек.
- Организаторы, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.
Предмет
Притягивается
Не притягивается: чайная ложка, столовая ложка, гаечный ключ, скрепка, уголок для мебели, хозяйственное кольцо, проволока.
Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.
ВЫВОД: не все металлические предметы притягиваются магнитом.
- Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»
Возможно, они изготовлены из разных металлов.
- Хорошо, вам предстоит дальнейшая работа.
- Что вам нужно выяснить?
Выяснить, какие металлы магнит притягивает, а какие нет.
- Что вам понадобится для проведения опыта?
Оборудование: образцы металлов, магнит.
Проводится опыт.
Металл
Притягивается
Не притягивается: сталь, железо, цинк, алюминий, медь
Лаборанты раскладывают металлы на две тарелки и приносят сотруднику.
Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.
- Учёные выяснили, что при нагревании магнита до определённой температуры, он теряет своё свойство притягивать металлические предметы.
- А как вы думаете, теряет ли магнит свойство притягивать металлические предметы через преграды, например, стекло или пластик? Хотите это узнать? Как вы это можете сделать?
Провести еще один эксперимент.
Цель: мы хотим проверить:
1 группа – бумага, стекло, 2 группа – пластик, вода, 3 группа – ткань, дерево.
Из опытов я узнал о магните, что он…
притягивает к себе железо и сталь.
сохраняет свои свойства в воде, через бумагу, стекло, ткань, дерево и пластик.
- РЕФЛЕКСИЯ
На занятии я научился …
Мне было интересно…
Я затруднялся…
Я хочу узнать…
- Применение магнита в жизни: кнопочки на одежде, обуви, сумках; в медицине, в производстве, в школе, в детских играх и игрушках, как украшение (на холодильник, на шторах), в бытовой технике и аппаратуре, пластиковые карточки с магнитной полоской.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.