Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшей группы
Оценка 4.9

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшей группы

Оценка 4.9
doc
06.02.2023
Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшей группы
govorim_ob_oseni.doc

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96» г. Перми

 

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники

с детьми старшей группы

 

Тема: «Говорим об осени»

 

Цель: развитие связной речи, обогащение словарного запаса

 

Задачи:

 

Обучающие задачи:

 

ü систематизировать представления детей о времени года – осень;

ü формировать понимание осенних периодов (ранняя осень, золотая, поздняя);

ü закреплять знания об осенних явлениях в живой и неживой природе;

ü видеть и называть различия между ранней, золотой и поздней осенью.

 

Развивающие задачи:

 

ü развивать связную речь;

ü развивать монологическую речь;

ü обогащать словарь детей;

ü продолжать обучать детей, отгадывать загадки по коллажам;

ü составлять простые и сложные предложения с предлогами (в, на, под, между), используя мнемодорожки. Четко, ясно, полными предложениями отвечать на вопросы воспитателя и объяснять свою мысль;

ü рассказывать по картинам и фотоснимкам;

ü обучать составлять рассказы по мнемотаблицам и придумывать название к своему рассказу;

ü развивать и закреплять различные техники рисования в изобразительной деятельности;

ü развивать познавательный интерес к природе, мышление, память, фантазию, желание наблюдать за красотой природы.

 

Воспитательные задачи:

 

ü воспитывать в детях эстетические чувства восприятия красоты осенней природы.

 

Материал: корзинка; загадка-коллаж про осень; картины художников об осени; фотоснимки; мнемодорожки (для составления предложений); карточки с символами-пиктограммами на каждого ребенка; основы для составления мнемотаблиц; рисунок дерева березы; листья березки на каждого ребенка, кофе – рассыпчатая, клей, кисточки; листья деревьев (каштан, клен, дуб, береза, рябина); листочки – сигналы(дуб, клен) на каждого ребенка.

Ход занятия

 

Сюрпризный момент.

 

Воспитатель приносит корзинку с разными сюрпризами.

Воспитатель: Дети, когда я гуляла по парку, ко мне подошла необычная, красавица барышня. И передала эту корзинку для вас.

- Я вижу, эта корзинка полна разных сюрпризов.

- Но, чтобы узнать, кто передал нам эту корзину, нужно отгадать загадку.

Загадка об осени (по коллажу)

Дети рассматривают коллаж, рассказывают загадку и отгадывают.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, кто нам передал корзинку?

- Правильно, вы, догадались - барышня «Осень».

 

Беседа об осени.

 

- Какой сейчас у нас месяц осени?

- Назовите первый месяц осени?

- Назовите все месяцы осени?

- Когда ранняя осень приходит?

- Почему называется ранняя осень?

- Когда поздняя осень?

- Чем отличается ранняя осень от поздней?

 

Воспитатель. Осень хорошее, замечательное время года. Ее воспевают поэты в стихах, писатели в своих произведениях. Композиторы передают красоту и величие осени в музыкальных произведениях. А художники всю красоту и неповторимость осени изображают в картинах.

Воспитатель демонстрирует картины В. Титуленко «Лодка»,

И. Левитана «Золотая осень», М. Гордеева «Осенний парк».

Воспитатель. Дети, обратите внимание, как красиво запечатлели художники осень в своих картинах. Они описали раннюю, золотую, позднюю осень. Передали признаки осени, ее погоду, настроение.

Дети рассматривают картины, затем составляют по картинам небольшие рассказы. Обращают внимание, где описана ранняя осень, где золотая, где поздняя. Какие цвета преобладают на той или иной картине. Какое настроение возникает, когда смотришь на картины.

Воспитатель. Фотографы тоже хорошо могут запечатлеть осень на фотоснимках: передать разные моменты осени, настроение.

На доске различные осенние фотоснимки.

Воспитатель вызывает детей. Дети по фотоснимкам рассказывают, какая осень изображена и как передал фотограф осеннее настроение. Какой осени соответствует определенный снимок (ранней, золотой, поздней) и соответственно располагают возле снимков картины художников – ранней, золотой и поздней осенней поры.

Воспитатель. Дети, давайте вспомним, какая же бывает погода осенью.

 

Дидактическое упражнение «Погода осенью».

 

(Воспитатель рассказывает детям, какая погода бывает осенью, а дети должны описать погоду одним словом).

Осенью идут сильные дожди, значит погода? - Дождливая;

Дует сильный ветер. - Ветреная;

На улице холодно, значит погода? - Холодная;

Выглянуло солнышко - солнечная;

Затянуло небо тучами. Погода? - Облачная, пасмурная;

На небе нет туч. Погода? - Ясная;

На улице сыро - сырая;

Вам на улице грустно. Погода? - Грустная;

Появились первые заморозки - морозная;

На дворе осень - осенняя.

Воспитатель. Дети, под вашими стульчиками осень разбросала листочки. Листочки не обычные. Это листочки - символы. (КЛЕНОВЫЙ листочек означает – да, а ДУБОВЫЙ – нет).

 

Дидактическая игра «Да или нет и почему?»

 

- Птички возвращаются из теплых краев? Так или нет? Почему? (Нет. Птички улетают в теплые края. Становится холодно, им нечего есть. Могут замерзнуть).

- А, какие птицы улетают? (Аисты, журавли, соловьи, ласточки, скворцы, грачи, кукушки).

- Как их называют, одним словом? (Перелетные).

- Все животные готовятся к зиме? Так или нет? Почему?

(Да. Потому что холодно, будет нечего есть, могут погибнуть).

- Белочка готовится к зиме? Так или нет?

(Да. Собирает шишки, орешки, желуди. Носит себе в дупло, сушит грибочки. Меняет оранжевую шубку на темно-серую, чтобы прятаться на дереве, в дупле среди веток от разных хищников и быть незаметной).

- Медведь готовится к зиме? Так или нет? Почему?

(Сейчас он наедается, накапливает жир. Готовит берлогу и ложится спать на всю зиму).

- Еж не готовится к зиме? Так или нет? Почему?

(Нет. Он готовится к зиме. Делает себе норку из листьев, веточек. Собирает грибы, овощи, наедается и ложится спать на всю зиму).

- Зайчик готовится к зиме? Так или нет? Почему?

(Да. Шубка становится пушистее и меняет с серой на белую, чтобы прятаться в снегу от хищников).

- Волк, лисичка готовятся к зиме? Так или нет? Почему?

(Да. У них шубка становится теплее, пушистее, потому что они целую зиму по лесу ходят).

- Осенью собирают урожай на огородах, в садах. Так или нет? Почему?

(Да. Люди готовятся к зиме. Заготавливают овощи, фрукты, чтобы было, что зимой есть).

- Осенью люди надевают босоножки, футболки, шорты? Так или нет? Почему?

(Нет. Потому что холодно. Надевают сапоги, куртки, шапки. Одеваются тепло, чтобы не замерзнуть и не заболеть).

Воспитатель. Молодцы дети. Осень нам подготовила много сюрпризов. Она тоже как художник очень любит рисовать, и подготовила нам рисунки (мнемотаблицы).

 

Дидактическое упражнение «Составь предложение по мнемодорожке».

 

(Воспитатель выставляет мнемодорожки на мольберт. Дети придумывают с ними предложения).

 

- За то, что вы хорошо выполняете все задания  осень дарит вам листочки. (Дети достают листочки разных деревьев из корзинки).

Под осеннюю мелодию проводится физкультминутка.

 

Физкультминутка

 

- Встанем дети дружно в круг

- Мы отправляемся в парк замечательный

- Там трава - низенькая, низенькая

- Деревья – высокие, высокие

-Там ветер по парку гуляет (ш-ш-ш)

- Ветер листочки срывает (с-С-с)

- Лист кленовый – танцует

- Лист дубовый – кружится

- Лист березовый - летает

- А каштана лист – мерцает

- Лист рябины - замерзает

- Как вам наш букет осенний

- Дружно разом закружил, заплясал и улетел.

Воспитатель. Сюрпризы от осени не заканчиваются. Посмотрите, какие красивые рисуночки передала нам осень (рисунки-символы).

Воспитатель. Нужно их внимательно рассмотреть и рассказать, что на них изображено. (Дети делятся на две команды). Каждый ребенок из команды рассказывает, что у него изображено и что это значит. Подходит к схеме-таблице и прикрепляет свой рисунок.

Сначала одна команда выполняет. Потом вторая команда детей.

Воспитатель. У нас получились целые картины. Мы с вами тоже будто художники создали свои картины. Сейчас мы составим рассказ по картинам (мнемотаблицы).

Две команды по очереди составляют рассказы, и дают название своей картине. Воспитатель по очереди вызывает детей из одной и затем из второй команды. По одному ребенку из команды.

Воспитатель. И последний сюрприз от барышни осени. Дети взгляните, что это за дерево? (Яблоня)

Яблоньку нужно украсить наливными яблочками.

Дети идут за столы, где лежат яблочки. Украшают яблочки в технике пластилинографии. После выполнения прикрепляют свой листочек к дереву.

Итог.

Вам понравилось занятие?

Кто нам передал корзину?

О чем мы беседовали на занятии?

Но на этом сюрпризы не заканчиваются. Осень передала вам свои дары (сладкие грибочки) за то, что вы такие молодцы.

(Под осеннюю музыку воспитатель раздает детям гостинцы).

 

 

 

 

https://sun9-14.userapi.com/impg/hLgeJvvO7JM8UvgQX6urTPcXzz_mh3LptNdWRw/asIi6zlPjeI.jpg?size=1280x590&quality=95&sign=167ba9b04a204b399f8bdfbf605f78d6&type=album

 

 

https://sun9-48.userapi.com/impg/nC9TdZqX2CCfPHLyQhejNGuCBlPnCo4Mgrbe7g/B8sjdfKf-C0.jpg?size=1280x590&quality=95&sign=bf2d45d0a81b8b3b77217e1da4addbef&type=album

 

 

https://sun9-85.userapi.com/impg/qdRwlyZYACSNVlE1W02XpRCjdei6FIZfCSYfaA/1SbtMD17I6I.jpg?size=1280x894&quality=95&sign=8767566676768830abdc45ae86846796&type=album

 

 

https://sun9-87.userapi.com/impg/irmA7kIZMWgairSEMzRxiXBrJ4nt9mwoihglUw/zttmBLkmyDY.jpg?size=1280x590&quality=95&sign=41a1618e75baf4f6da6468096d9a3474&type=album


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 96» г

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 96» г

Ход занятия Сюрпризный момент

Ход занятия Сюрпризный момент

Воспитатель. Фотографы тоже хорошо могут запечатлеть осень на фотоснимках: передать разные моменты осени, настроение

Воспитатель. Фотографы тоже хорошо могут запечатлеть осень на фотоснимках: передать разные моменты осени, настроение

Еж не готовится к зиме? Так или нет?

Еж не готовится к зиме? Так или нет?

Воспитатель. Сюрпризы от осени не заканчиваются

Воспитатель. Сюрпризы от осени не заканчиваются

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшей группы

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшей группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2023