Конспект проекта

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 23.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

для педагогов
Иконка файла материала Проект Огород на подоконнике 2023г. паспорт.docx

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-исследовательский проект

в старшей логопедической группе

«Огород на подоконнике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2023 год

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Огород на подоконнике»

Вид проекта

Групповой, познавательно-исследовательский

Разработчики проекта

Клименко Ирина Сергеевна

Кондукова Светлана Витальевна

Спасская Светлана Александровна

Участники проекта

Дети старшей логопедической группы, воспитатели, учитель - логопед, родители

Актуальность

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Ограниченные речевые возможности.

Низкий уровень включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс Учреждения.

Цели и задачи проекта

Цель:

 Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (редиска, лук, картофель);
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  • Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности.
  • Задачи создания развивающей речевой среды:
  • Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог “ребёнок-ребёнок-воспитатель”.
  • Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.
  • Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь.
  • Закрепить знания об овощах, о пользе растений.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный

 март-сентябрь

Этапы реализации проекта

1 этап (подготовительный):

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

1.                        - обсуждение целей и задач проекта;

2.                        - распределение материала на этапы, составление плана работы;

3.                        - создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»;

4.                        - подбор демонстрационного материала (картинки, иллюстрации в книгах, наглядный материал);

 - подбор литературного материала (загадки, потешки, сказки, рассказы, считалки, пословицы, поговорки);

- подбор речевого материала (речедвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, чистоговорки);

- подбор и изготовление дидактических игр;

- создание интерактивных игр.

2 этап (основной или этап реализации проекта)

проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

Беседы:

  • «Огород на подоконнике».
  • «Что я знаю о здоровом питании?».
  • «Откуда берутся овощи?».
  • «Труд сельских жителей на приусадебных участках».
  • «Орудия труда. Безопасная работа в огороде».
  • «Как нужно ухаживать за овощными культурами».

Итоговая беседа:

  • «Огород на подоконнике переносится на огород детского сада».

Цикл наблюдений:

  • Наблюдение за ростом лука, редиса, прорастанием картофеля.
  • Рассматривание цветочных семян через лупу.
  • «Растут ли наши растения?».
  • Наблюдение за всходом и ростом растений.
  • Наблюдение за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу.
  • Наблюдение за появлением плодов.
  • Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время.
  • Наблюдение за созреванием плодов.
  • Наблюдение за изменением состояния растений.

Конструирование:

  • «Забор для нашего огорода».

 

Формирование целостной картины мира (ФКЦМ):

  • «Что растёт в огороде».

 

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • Разновидность семян.
  • Посадка семян на рассаду.
  • Опыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
  • Строение растений.
  • Рост рассады в тени и на солнце.
  • Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.

 

Развивающие игры на развитие речи:

  • «Один – много».
  • «Скажи ласково».
  • «Узнай по описанию».
  • «Измени словечко».
  • «Скажи наоборот».
  • «Объясни словечко».
  • «Подскажи словечко».
  • «Чудесный мешочек».

Игры:

  • «Культурные и дикорастущие»
  • «Во саду ли, в огороде»
  • «Найди отличия»

 

Составление

рассказа – описания по плану.

 

Рассматривание

  • Книг, иллюстраций о растениях.

Чтение детям:

  • Д. Родари “Чипполино”,
  • Н. Носов «Огородники», «Огурцы»,
  • Потешки об овощах,
  • Е. Благинина «Приходите в огород»,
  • В. Волина «Наша грядка»,
  • Е. Надёжкина «Огуречное семечко»,
  • Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали»,
  • Сказки «Репка», «Пых», «Вершки и корешки»
  • Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?».

 

Стихотворение-игра-считалка

  • Г. Сапгир «Садовник».

 

 

Отгадывание загадок

Об овощах.

Лепка

  • «Наши овощи созрели.».

Рисование

  • «Что растёт в огороде?».
  • «Зарисовка этапов роста растений».

Аппликация

«Плоды нашего труда».

Сюжетно-ролевые игры

  • «Цветочный магазин», «Овощной магазин», «Поворята»

Дидактические игры

  • «Что за овощ?»,
  • «Узнай по запаху»,
  • «Что лишнее?», «Лото», «Шнуровка»,
  • «Большой-маленький»,

“Разрезные картинки”.

  • Посадка и уход за растениями.
  • Подготовка клумб к высадке рассады цветов.
  • Формирование интереса к результату своего труда.
  • Полив всходов.
  • Прополка сорняка.
  • Сбор урожая.

Уборка сухих растений.

Слушание:

  • Б. Можжевелова «Огородная – хороводная».

Игра-хоровод

  • «Урожай».

Подвижные игры

  • «Урожай»,

«Картошка».

 

Печатная консультация на тему:

  • «Как полезны овощи!».

Организация выставок детских работ

  • рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.

Оформление информационного стенда

Рекомендации по организации совместной работы на огороде.

3 этап (заключительный):

   - подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Ожидаемые результата проекта

  • Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
  • Познакомили детей с особенностями выращивания культурных растений.
  • Сформировали интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  • Обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений.
  • Обогатили словарный запас детей.
  • Оформили выставки по продуктивной деятельности.
  • Изготовили поделки по лепке, аппликации, рисованию.
  • Обогатили эмоции воспитанников.
  • Создали условия для развития поисковой деятельности детей.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру, появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений.
  • В группе был создан огород на подоконнике.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Реализовали проект: “Огород на подоконнике”.

 

Ресурсное обеспечение проекта

Интернет-ресурсы (слайды, мультфильмы, обучающие и информационные видеоролики), материальные ресурсы (приобретение и изготовление пособий, дидактических игр).