Конспект "Простые и составные числа"
Оценка 4.7

Конспект "Простые и составные числа"

Оценка 4.7
docx
23.04.2023
Конспект "Простые и составные числа"
Урок_простые и составные числа.docx

Традиционная школа, по мнению Гина, в лучшем случае учит давать правильные ответы. Тогда как для жизни куда важнее уметь правильно ставить вопросы. Каждый ребёнок проходит в раннем детстве этап развития, когда вопросы сыпется из него, как мука из рваного мешка. Но проходит время, и социум подавляет в нём эту активность – так удобнее.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – педагогика ставит задачу подготовить человека не к сдаче академического экзамена (это пожалуйста, заодно), а к жизни. Тем более, что «жизнь похожа на урок алгебры. Как только вы решите одну задачу, учитель задаёт следующую» [1].

ТРИЗ-педагогика вводит знания через творческую деятельность, преимущественно через решение открытых задач. При этом если ребёнок решает задачу не так, как ожидает от него учитель, то это является, при условии действительного решения, только дополнительным плюсом для этого ребёнка. Отец вырвал из журнала страницу с картой мира, порвал на куски и дал сыну: «Я свожу тебя в зоопарк, если ты соберёшь карту». Через 10 минут карта была собрана. – Как? – удивился отец? – Папа, а на другой стороне был рисунок человека, я собрал его из кусочков, и на этой стороне получилась карта [1].

ТРИЗ-педагогика через открытые задачи объединяет познание мира в единое целое, демонстрирует неразрывность разных предметных знаний; считает креативность важнейшей составляющей современной личности. Креативность можно и нужно развивать. ТРИЗ-педагогика считает ученика субъектом образования. Ценно то знание, которое добывается осознанно, в творческой деятельности, самостоятельными усилиями [1].

Всё дело в том, что в ТРИЗ разработаны определённые алгоритмы, по которым решаются задачи. То есть решение открытой, творческой задачи происходит не «как получится», а по заданной процедуре. Это не гарантирует успешного решения задачи, но повышает вероятность решения и позволяет планировать шаги, последовательность и время решения.

Алгоритмы классической ТРИЗ – это сложные и многоходовые инструменты, которые требуют особого навыка и определённых умений для работы с ними. Для подростков мы предлагаем упрощённый инструмент – ПРИЗ (процедура решения изобретательских задач).


1. Подготовка к работе

На этом шаге предлагается прочитать условие задачи, сформулировать его своими словами и записать в традиционной форме:

·         Дано: …

·         Найти (объяснить): …

Если школьникам кажется, что они могут дать ответ сразу, пусть запишут свою гипотезу (идею) и продолжат решение задачи по ПРИЗу – скорее всего, они смогут выдвинуть и другие гипотезы.


2. Анализ условия

Здесь школьникам предлагается проанализировать условие задачи и ответить на следующие вопросы:

1.     Какой объект в данной задаче основной?  Из каких частей или элементов он состоит?

2.     Какие объекты находятся вокруг основного объекта?  С какими объектами и как он взаимодействует?

3.     Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием, а также вокруг него?

Если на этом шаге возникли какие-то гипотезы, их нужно записать. Отметим, что на этом шаге не следует спешить решать задачу, так как главная цель шага – как можно лучше осмыслить условие задачи.


3. Выдвижение гипотез

Рекомендуется подумать, как перечисленные ниже явления могли бы способствовать получению необходимого в условии задачи результата?

Список явлений:

·         механические;

·         акустические;

·         тепловые;

·         электрические;

·         магнитные;

·         электромагнитные (оптические);

·         ядерные;

·         химические;

·         биологические;

·         социальные.

Данный шаг – главный для выдвижения гипотез. Учитель объясняет, что на этом шаге не нужно быть слишком критичными, так как следует постараться наработать максимум гипотез. Отметим, что в процессе решения иногда возникают 1–2 идеи, а иногда и более 10.


4. Отбор гипотез

На этом шаге школьники отбирают из выдвинутых гипотез наиболее правдоподобные и расставляют их в порядке убывания правдоподобности. Если школьникам не удалось сформулировать правдоподобные гипотезы, то можно рекомендовать глубже изучить условие задачи, а также поискать дополнительные справочные материалы. После этого стоит пройти шаги ПРИЗа ещё раз, причём постараться сделать это более внимательно.


5. Проверка гипотез

На этом заключительном шаге школьники должны предложить эксперименты, в том числе мысленные, по проверке каждой правдоподобной идеи (гипотезы) или выполнить соответствующие расчёты. ПРИЗ учит мыслить структурно – это его главная задача. [1]

Учитель должен побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.  Использование приемов активации деятельности школьников способствует развитию творческого воображения. Приведу некоторые свои приёмы активизации интереса к изучению математики.


1. Математический бой. Класс разбивается на 4 команды. Каждая команда получает задание. Обсуждение решения проходит в команде. Разыгрывается последовательность игры (какая команда с кем играет). Команда соперников вызывает на решение задачи № … из другой команды. Команда имеет право отказаться от решения, тогда баллы достаются команде, которая вызвала. Любая команда может ответить на нерешенную задачу. Начисляются дополнительные баллы.


2. Проектная и исследовательская работа. Данный вид работ имеет возможность развивать творческий потенциал учащихся. Участвовать в различных конкурсах. Для более сильных учеников можно использовать ПРИЗ-технологию.


3. Счастливый случай. Игра проводится на последнем уроке четверти. Актуализируются знания учащихся. Используются задания на развитие образного воображения, творческого мышления (придумать продолжение истории).


4. Продолжи…Найди закономерность и продолжи числовой или буквенный ряд. Дети находят от 10 до 15 закономерностей.

Приведу пример урока математики в 6 классе, разработанного в структуре «креативный урок». Тема урока «Простые и составные числа». УМК – авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский.

Ход урока

Формируемые результаты.

Личностные: формировать умения представлять результат своей деятельности, объективно оценивать труд одноклассников.

Предметные: сформировать понятие простого и составного числа; научить раскладывать натуральное число на простые множители.

Метапредметные: формировать умения определять понятия, создавать обобщения.

Планируемые результаты

Учащийся научится определять, составным или простым числом является данное число; раскладывать составное число на простые множители.


Блок 1: мотивация, встреча с чудом.

Учитель держит в руках решето (детское сито).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим открытие. Как вы думаете, зачем мне на уроке математики понадобилось решето? Что можно сделать, используя решето? (Ученики высказывают разные мнения)


Блок 2: содержательная часть.

В тетрадях запишите: число, классная работа, числа от 2 до 30.Возьмите цветные карандаши и вычеркните все четные числа; числа кратные 3; 5. Какие числа у вас остались? Сколько делителей имеют эти числа? Учащиеся приходят к выводу, что оставшиеся числа имеют только два делителя: единицу и само это число. Что вы сделали с числами? (Зачеркнули, просеяли)

История: Название «решето» метод получил потому, что, согласно легенде, Эратосфен писал числа на дощечке, покрытой воском, и прокалывал дырочки в тех местах, где были написаны составные числа. Поэтому дощечка являлась неким подобием решета, через которое «просеивались» все составные числа, а оставались только числа простые. Эратосфен дал таблицу простых чисел до 1000.

Актуализация знаний

Задача 1. Назовите все делители числа: 28;29;30;31.

Задача 2. Какие из чисел 165,106, 207, 253, 271, 282, 305, 315,374, 389 делятся нацело: на 2; на 5; на 3; на 9?

Задача 3. Число 204 равно произведению чисел 34 и 6. Является ли число 34 делителем числа 204? А число 6?

Работа с учебником.

В ходе обсуждения задач 1–3, учащиеся приходят в выводу:

Простые числа имеют только 2 делителя: единицу и само это число;

Составные числа имеют больше 2 делителей.

Как вы думаете, почему определение в учебнике дано для натуральных чисел?

Как вы думаете, сколько делителей имеет 1?

Можно ли 1 отнести к простым числам? К составным?

Учащиеся приходят к выводу, что 1 не относится к простым, ни к составным числам.

105=15*7=35*3=5*21=3*5*7

Любое составное число можно представить в виде произведения простых чисел, т.е. разложить на простые множители.

Если множители в разложении числа повторяются, то их записывают в виде степени.

Выполнение заданий по учебнику

№104,110 устно; №105,106,113,115 по вариантам (два человека за отворотами доски); №108;111


Блок 3: психологическая разгрузка.

– Ребята, встаньте, пожалуйста, поднимите руки над головой и покажите, сколько существует простых чисел; составных чисел. (Дети несколько раз выполняют упражнение).


Блок 4: головоломка.

Идет обсуждение задачи по четверкам. Шахматный конь начинает свой маршрут в левом нижнем углу доски, а заканчивает его в правом верхнем углу. Может ли конь при этом побывать на всех полях доски по одному разу? (Не может. После каждого хода изменяется цвет клеточки, на которой стоит конь. Следовательно, после 63-го хода конь должен оказаться на белой клеточке, а правый верхний угол – черный.) После этого высказываются свои решения. Оппоненты проверяют решение и могут не согласиться с решением. Происходит дискуссия. Можно видоизменить задачу. Может ли конь при этом побывать на каждой 2 клетке поля; на 3 клетке?

Перерыв: 10 минут


Блок 5: интеллектуальная разминка.

Задание везде одинаково: зачеркнуть все буквы, встречающиеся более одного раза, а оставшиеся буквы соединить. Какое число получится?

1. ОДИН ДВА ТРИ СТО СОДА РУЛЬ ИВА. (нуль)

2. ВОСЕМЬ ДВА ТРИ СЕМЬ ПАН ТРАП. (один)

3. ДЕВЯТЬ ПЯТЬ РЕПА ЯР. (два)

4. СТО СОРОК ОДИН ДНО КОД. (три)

5. ЛОНО ПЯТНО НОЛЬ. (пять)

6. ТРИ МИР МЫС МЯЧ КИРКА. (тысяча)


Блок 6: содержательная часть.

Простым или составным является число 11? 11111?

Можно ли продолжить этот ряд? Будет ли он конечным? Ваше мнение.

Работа с учебником стр.26

Разбор задач №119,127,128 с обсуждением и общим решением.


Блок 7: компьютерная интеллектуальная поддержка.

Пример: Класс разбивается на две команды. Каждая команда пишет на своем листочке трехзначное число, которое они загадали. Это должно быть число, цифры которого не повторяются, и первая – не 0.Задача каждого игрока – отгадать число, загаданное противником.

В свой ход игрок называет трёхзначные числа, у которых тоже не повторяются цифры. Второй игрок должен сравнить названное число с тем, что он загадал, и ответить, сколько цифр угадано и стоит на нужном месте, это «быки», а сколько цифр угадано, но стоит не на своём месте. Это – «коровы».

Вот, к примеру, я загадала число 704.

Мой противник называет число 432.

– Одна корова! – отвечаю я ему. Я не сообщаю ему, какая именно из цифр угадана, а только говорю, что она есть, и стоит не на том месте.

357 – спрашивает противник.

Я отвечаю: «снова одна корова!» и не говорю, что корова за это время поменялась.

123 – спрашивает противник.

– Пусто! – отвечаю я, ни одной из этих цифр в моём загаданном числе нет.

Теперь мой противник может, зная, каких цифр в моём загаданном числе точно нет, воспользоваться этим для поиска «коров».

512 – спрашивает он, зная, что ни 1, ни 2 нет в моём числе.

– Пусто!

Из этого можно сделать вывод, что 7 точно есть.

Рассуждая подобным образом, каждый игрок старается выяснить число противника как можно скорее.

Записывать вопросы противника удобно под своим задуманным числом.

Удобно над своими вопросами выписывать все цифры – и отмечать, каких точно нет, и про какие есть какая-то информация.

Если мы за первые 3 хода перепробовали 9 разных цифр, и у нас есть данные только про 2 коровы, то мы можем сделать вывод, что та цифра, которую мы ещё не называли, точно есть!

https://open-lesson.net/uploads/files/2017-07/QIP_Shot_Screen_576.png

Рассуждая подобным образом, мы можем выяснить число!

Когда логика игры становится понятна, можно играть с четырёхзначными числами или со словами из четырёх не повторяющихся букв. Когда вы начнёте играть со словами, вы поймёте, что придумывать примеры будет намного сложнее.

Электронная версия этой игры находится на сайте http://робомозг.рф/Articles/BullsAndCowsRules


Блок 8: резюме.

– А теперь, ребята, отложите работы, выпрямите спинки, глубоко вздохните, приведите в порядок свои мысли.

Давайте вспомним, какое натуральное число называют простым? Составным? Почему число 1 не относят ни к простым, ни к составным числам? Существует четное простое число? Назовите наименьшее простое число? Любое ли составное число можно разложить на простые множители?

А теперь посмотрите на экран и закончите предложения:

·         Сегодня я узнал(а)…….

·         Я удивился(ась)………

·         Теперь я умею……….

·         Я хотел(а) бы…….

Данный урок способствует формированию творческого мышления и творческих способностей учащихся. Структура креативного урока отличается от традиционной структуры и включает в себя блоки, которые не только соответствуют современным требованиям креативного образования, но и помогают реализовать цели и задачи в обучении математики. Только в процессе целенаправленной, упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивает объем времени, необходимого на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к получению нестандартных эффективных решений, развивает творческое мышление; создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. [3, 4] Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать.


 

1.Орг.  момент. Итак,  начнём  урок. Ребята, какую  тему  мы  изучали   на  прошлом  уроке?

Делители и  кратные

Делители  и  кратные  находят   своё  применение ещё  во многих новых  математических понятиях.

2.Актуализация  знаний.

Метод «Математический диктант».

1.      Наименьшее натуральное число;

2.      Наибольшее натуральное число;

3.      Числа, которые делятся на 2;

4.      Первые три нечетных числа ряда натуральных чисел;

5.      Наименьший делитель натурального числа;

6.      Наибольший делитель натурального числа

7.      Делители числа 8;

8.      Первые три кратных числа 8.

ФО: Самопроверка по представленному эталону, используя метод «Смайлики» («зеленый» - полностью справился с заданием, «желтый» - есть небольшие ошибки, «красный» - нужна помощь, много ошибок).

Ответы:

1.      1;

2.      Неизвестно (ряд натуральных чисел бесконечен);

3.      Четные;

4.      1, 3, 5;

5.      1;

6.      Само число;

7.      1, 2, 4, 8;

8.      8, 16, 24.

2.Найдите  делители чисел

I вариант   19, 16, 23,63. ( раздать  листочки)

2 вариант  15, 17, 31, 42. (проверить по  листочкам)

Молодцы!!!

Числа

Их  делители

Их  количество

19

1, 19

2

 16

1,2,4,8,16

5

23

1, 23

2

63

1, 3,7, 9,21, 63

6

15

1,3,5,15.

4

17

1,17

2

31

1, 31

2

42

1,2,3,6,7,14,21,42

8

-Что  общего  между  данными  числами  и  их   делителями?

- Числа  имеют  по  2  делителя (единицу  и  само   число) или  больше 2  делителей.

- Итак, на  какие  группы    разобьём  эти  числа?

-Числа, имеющие 2  делителя и  больше  двух  делителей.

-Числа  первой  группы  называются  простыми, а  второй - составными.

-Сформулируйте вывод.

-Формулируют определение, т.е.  «открывают»  новое  знание.

-Запишите  тему: «Простые  и составные  числа»

 Какова  наша  цель  урока? Какую  работу  мы  сегодня  должны  провести?

-Найти  способы, как  быстро  определить  простые  и  составные  числа.

-Итак, какие  числа называются  простыми?

- Натуральные числа,  которые  имеют  2 делителя   называются  простыми.

(показать  схему)    Простые числа:  два  делителя ( 1 и само  число) ***

 

-Какие  числа  называются  составными?

-Натуральные числа, которые имеют больше двух делителей

-( показать схему)  Составные числа: больше  ДВУХ  делителей  **

 

-Какие  из чисел являются  простыми, какие  составными?

-19,23,17,31.                16,15,63,42

3. Найдите делители  числа  1

  -1.

-Сколько  делителей?

-1

-Является  простым?

-Нет

-Является составным.

-Нет

-Сформулируйте  вывод.

-1  не  является ни  простым, ни  составным.

4.Определите  какими  являются  числа 8, 11, 12.

Как  быстро  определить,  что  число  составное?

Вывод,  что  определить составное  достаточно  определить  третий  делитель, кроме  1  и  самого  числа.

4.Определите за  30  секунд,  каким   является  число  337?

-Итак, каким  является  число 337?

-Думаем,  что  простое.

-а  почему вы  так  думаете?                     ( Проблема?)

-мы  не  нашли  третий  делитель

-Значит, вы  за  30 секунд успели  перебрать  все  возможные  делители?

-Конечно, нет!

-Тогда  вы  вправе  утверждать, что 337- простое  число?

-Мы  не  можем  этого  утверждать.  (Возникновение  проблемной  ситуации)

-Итак,  что  вы  хотели  сделать  с  числом  337?

-Определить, простым  или  составным  оно  является.

-И  какой  способ  применили?

-Искали  третий  делитель  методом  перебора.

-Удалось  ли вам  это  сделать  быстро? (побуждение  к  осознанию  противоречия )

-Нет (осознание  неприменимости  старого  способа)

-Над  каким  вопросом  будем  дальше  работать? (побуждение  к  формулированию  проблемы)

-Будем  искать  быстрый  способ  определения  простых  составных  чисел.

-Сформулировали  проблему.

-(Проблема  как  вопрос, ответом  на  который  является  таблица  простых  чисел)

-Откройте  учебник на  странице 97, прочитайте,  начиная  со  слова Другой  греческий …

-Итак, придётся  использовать  остроумный способ составления простых  чисел… зафиксируем быстрый  способ определения  простых  чисел.

 -Вот  эта  таблица простых  чисел. Она  даёт  возможность  легко  определить  каким  является число.

Итак,  какой  вывод  можно  сделать?

5.Первичное  закрепление во  внешней  речи  ( открыть  схему)***

 

Натуральные  числа

 

Простые числа

1

Составные  числа

     
 Способ1            Способ2                                            Способ1           Способ2

 

Найти

два  делителя: 1 и  само  число

 

Воспользоваться

таблицей

простых  чисел

 

Найти

 

больше

двух делителей

 

Найти

третий делитель, кроме 1 и самого  числа  и

 

А теперь  ответьте  на  вопросы, открыв  таблицу  простых  чисел.

1.а) Известно, что  число 809  простое. Делится  ли  оно  на  19?

б)Используя таблицу простых  чисел, определи, являются ли простыми числа:59,83,91, 127,379,511,697,761,803,851,991,997.***

в)Есть ли  чётные  простые  числа?  Сколько  их?  Почему?

г) Есть  ли  простые  числа,  оканчивающиеся  цифрой 0? д)Какими  цифрами  не  может  оканчиваться  многозначное  простое  число?

е)Какими  цифрами  может  оканчиваться  многозначное  простое  число?

 

 

7. Включение нового знания  в  систему  знаний и  повторение

    1 вариант                                                              2вариант

определите, является  ли значение  выражения простым  или  составным

1. .((7777:77+157):86 + 216):219•306            1.((8888:88+136):79 +303):306•219

                       306-составное                                                            219-составное

 

8.Рефлексия.

-Что  нового  узнали?

-Каким способом  определить является простым  или  составным?

-Как оцениваете  свою деятельность  на  уроке?

-Посмотрите, числа-близнецы …               

 

   Домашнее  задание 

Оценки  за урок.                           Спасибо за  урок!


 

Приветствие.

- Ребята, я рада видеть вас! Покажите с помощью «Смайликов» ваше настроение.

Эмоциональный настрой – метод «Расскажи мне обо мне…» (ученики записывают для следующего читающего одно слово - добрый «отзыв» в «тетрадь пожеланий» и передают дальше).

Актуализация знаний

Индивидуальная работа

АО: Метод «Математический диктант».

9.      Наименьшее натуральное число;

10.  Наибольшее натуральное число;

11.  Числа, которые делятся на 2;

12.  Первые три нечетных числа ряда натуральных чисел;

13.  Наименьший делитель натурального числа;

14.  Наибольший делитель натурального числа

15.  Делители числа 8;

16.  Первые три кратных числа 8.

ФО: Самопроверка по представленному эталону, используя метод «Смайлики» («зеленый» - полностью справился с заданием, «желтый» - есть небольшие ошибки, «красный» - нужна помощь, много ошибок).

Ответы:

9.      1;

10.  Неизвестно (ряд натуральных чисел бесконечен);

11.  Четные;

12.  1, 3, 5;

13.  1;

14.  Само число;

15.  1, 2, 4, 8;

16.  8, 16, 24.

 

Постановка темы и целей урока.

Работа в парах.

Задание

- Ребята, вы уже знаете достопримечательности нашей столицы. Назовите их.

А сейчас давайте узнаем какие еще есть места в Астане, которые будет интересно посетить гостям нашей столицы.

      «В Стрежевом действуют 10 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, за счет чего полностью удовлетворены потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. 
Систему общего образования Стрежевого представляют 10 школ.

Дополнительное образование представлено всеми существующими направлениями:  туристско-краеведческое и физкультурно-спортивное направление обеспечивают Детско-юношеская спортивная школа и Центр туризма и спорта; художественно-эстетическое, культурологическое, спортивно-техническое, военно-патриотическое, социально-педагогическое направления обеспечивают Детская школа искусств и Центр дополнительного образования детей; эколого-биологическое и естественнонаучное направления обеспечивает Детский эколого-биологический центр»

- Для того, чтобы узнать тему нашего урока вам необходимо будет найти делители всех чисел из данного текста.

Что у вас получилось? Сравните с эталоном.

Д (3) =

1, 3

Д (7) =

1, 7

Д (10) =

1, 2, 5, 10

Д (9) =

1, 3, 9

 

ДО: Диалог и поддержка.

 

-Ребята, чем отличаются результаты от предыдущих? Все верно, количеством делителей натурального числа. Как можно назвать такие числа? Выслушиваем предположения и затем вместе записываем тему урока «Простые и составные числа».

- Давайте теперь сформулируем цели урока.

Проговариваем цели урока.

Изучение нового материала

Работа в группах с использованием приема «Подумай-Объединись-Разделись».

Деление на группы: ученики выбирают предложенные карточки с заданиями на арифметические действия в одно действие, записывают ответ (1 группа – однозначные четные, 2 группа – однозначные нечетные, 3 группа – двузначные четные, 4 группа – двузначные нечетные.)

Задание.

1.      Вернемся к предыдущему заданию. А точнее к его результатам.

2.      Как можно охарактеризовать простые числа?

3.      Найдите в учебнике определение простого числа. Запишите его.

4.      А теперь подумаем, какое в таком случае определение можно дать составным числам?

5.      Проверьте ваши предположения по определению в учебнике.

6.      Из чисел 1, 3, 6, 7, 9, 15, 23, 28, 37 выпишите числа, имеющие:

А) Только один делитель;

Б) Только два делителя;

В) Более двух делителей.

 

ФО: конструктивный комментарий учителя. Словесная поддержка.

 

Индивидуальная работа

АО: Метод «Узнаю сам»

- Каждый из вас сейчас сам определит к простому или же составному числу относится дата его рождения. Для этого запишите вашу дату рождения в числах, укажите делители сначала числа, затем месяца вашего рождения.

1) 05.08

Д(5) = 1, 5

Число 5 - простое

Д(8) = 1, 2, 4, 8

Число 8 - составное

2)

13. 04

Д(13) = 1, 13

Число 13 - простое

Д(4) = 1, 2, 4

Число 4 - составное

 

 

 

ФО: Взаимопроверка в парах по эталону. При необходимости помощь учителя.

 

Обратная связь.

Метод «Отказ не принимается»

1.      Дайте определение простого числа.

2.      Назовите все простые числа до 10.

3.      Число 12 – простое или составное?

4.      Число 1 – простое или составное?

5.      Объясните свой ответ.

ФО: словесная оценка.

 

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

 

- Ребята, как вы думаете, а если число большое, то как определить простое оно или составное? В помощь вам придет таблица простых чисел, которую вы можете найти на обзаце учебника. Но, как вы уже успели заметить, в скобках указано «до 1000». Что это значит? Идут рассуждения.

Все верно, ряд натуральных чисел бесконечен, поэтому, скорее всего, и ряд простых чисел тоже бесконечен.

А еще вы можете заметить, что есть такие соседние числа, между которыми можно записать только одно составное число. Например, 5 6 7 или же 11 12 13. Такие числа называются числами-близнецами. Назовите еще числа-близнецы, которые вы можете найти в этой таблице? (29 и 31, 41 и 43, 101 и 103 и т.д.)

 

Работа в группах.

АО: Метод «Следуй инструкции»

Дифференциация по сложности.

Задание:

1.      Выбери из предложенных пунктов два, в которых записаны числа-близнецы;

2.      Запиши номера пунктов в виде двузначного числа;

3.      Найди все делители данного числа;

4.      Вычисли сумму всех делителей, кроме самого числа.

Решение:

1.      Карточки:

1)      89 и 91

2)      107 и 109

3)      111 и 113

4)      189 и 191

5)      193 и 195

6)      241 и 243

7)      277 и 279

8)      281 и 283

2.      Получилось число 28.

3.      Д(28) = 1, 2, 4, 7, 14, 28.

4.      1+2+4+7+14=28.

- Посмотрите, ребята как интересно, получилось в результате само число. Такие числа, сумма меньших делителей которых равно самому числу, называют совершенными числами.

Веринитесь к тем числам, делители которых вы нашли в начале урока, и найдите среди них совершенное число.

Д(6) = 1, 2, 3, 6.

1+2+3=6.

АО: Изучение и исследование

КО: 

- применяет определение простого числа;

- использует понятие чисел-близнецов;

Дескрипторы: 

1)      Выбирает пункты, в которых записаны числа-близнецы;

2)      Определяет верно двузначное число;

3)      Находит делители числа;

4)      Вычисляет сумму меньших делителей;

5)      Находит другое совершенное число.

ФО: взаимопроверка групповой работы по дескрипторам, похвала учителя.

ДО: Диалог и поддержка

 

Работа в группе.

Задание.

Запишите все трехзначные числа, которые можно составить из цифр 0, 1, 3, 7. Выпишите в два столбца, отдельно простые и составные числа, используя таблицу простых чисел.

Дескрипторы:

- составляет все возможные трехзначные числа;

- находит простые числа;

- находит составные числа.

ФО Самооценивание по эталону

Простые: 103, 107, 137, 173, 307, 317, 701

Составные: 130, 170, 301, 310, 370, 371, 703, 710, 713, 730, 731

 

Работа по учебнику.

№194

Средневековый казахский ученый Абу Насыр аль-Фараби родился в Отраре, жил в период между 870-950 гг. Сколько простых чисел содержится в числовом промежутке, указывающим на годы жизни ученого?  (11 простых чисел: 877, 881, 883, 887, 907, 911, 919, 929, 937, 941, 947)

ФО: Взаимопроверка

Итоги урока

Метод «Холодный обзвон»

Задание: ответить на вопросы

1.      Какое число называется простым? (Число, у которого только два делителя – 1 и само число)

2.      Самое наименьшее простое число? (2)

3.      Дайте определение составному числу. (Натуральное число, которое имеет более двух делителей)

4.      Число 5 простое число? (да)

5.      Сколько делителей у числа 10? (4)

6.      Число 10 простое или составное? (составное)

7.      Число 1 простое? (нет)

8.      Объясните свой ответ. (У числа 1 только один делитель - 1).

ФО: Похвала учителя. Конструктивные комментарии учителя.

ДО: Диалог и поддержка

Рефлексия

Метод «Копилка знаний»

Записать на стикеры все, что показалось важным для дальнейшего обучения, и прикрепить в свои тетрадки-шпаргалки.

 

Домашнее задание

Дифференциация по уровню сложности.

Уровень А. №191

Уровень В. №193

Уровень С. №196

Записать в свои тетрадки-шпаргалки определения, термины, правила, изучить составление таблицы простых чисел способом Эратосфена – «Решето Эратосфена».

 


 

Самостоятельная работа

Вариант1

  1. Запишите  все  делители  числа  48.  Обведи в кружочек те  из  них,  которые  являются  простыми  числами.

48:___________________________________________

 

  1. Напишите  два  простых  числа,  каждое  из  которых  меньше  19  и  больше  12.

_____________________________________________

 

  1. Запишите   составные  числа  у,  которые  удовлетворяют  неравенству    71 <  у < 79.

______________________________________________

Оцени себя:

 


10 баллов - Оценка 5

8-9 баллов -Оценка 4

6-7 баллов –оценка 3

 

 

 

Самостоятельная работа

Вариант2

  1. Запишите  все  делители  числа  24. Обведи в кружочек  те  из  них,  которые  являются  простыми  числами.

24:________________________________________________

 

  1. Напишите  два  простых  числа,  каждое  из  которых  меньше  15  и  больше  10.

__________________________________________________

 

  1. Запишите   составные  числа  х,  которые  удовлетворяют  неравенству    22  <  х < 31.

________________________________________________

Оцени себя

 


10 баллов - Оценка 5

8-9 баллов -Оценка 4

6-7 баллов –оценка 3

 

Этап 3

Самостоятельная работа

Вариант3

  1. Запишите  все  делители  числа  45.  Обведите в кружочек  те  из  них,  которые  являются  простыми  числами.________________________________________

 

  1. Напишите  два  простых  числа,  каждое  из  которых  меньше  100  и  больше  84.

________________________________________________

 

  1. Найдите  составные  числа  п,  которые  удовлетворяют  неравенству    58 <  п < 68

.

 


10 баллов - Оценка 5

8-9 баллов -Оценка 4

6-7 баллов –оценка 3

 

 

 

 

 

 

Этап 3

 

Самостоятельная работа

Вариант4

1.    Запишите все делители числа 36. Обведите в кружочек те из них, которые являются простыми числами____________________________________________

 

2.    Напишите два простых числа, каждое из которых меньше 20 и больше 15

___________________________________________________

 

3.    Найдите   составные  числа  т,  которые  удовлетворяют  неравенству    65 <  т < 73

 


10 баллов - Оценка 5

8-9 баллов -Оценка 4

6-7 баллов –оценка 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Традиционная школа, по мнению

Традиционная школа, по мнению

После этого стоит пройти шаги ПРИЗа ещё раз, причём постараться сделать это более внимательно

После этого стоит пройти шаги ПРИЗа ещё раз, причём постараться сделать это более внимательно

Выполнение заданий по учебнику №104,110 устно; №105,106,113,115 по вариантам (два человека за отворотами доски); №108;111

Выполнение заданий по учебнику №104,110 устно; №105,106,113,115 по вариантам (два человека за отворотами доски); №108;111

Рассуждая подобным образом, мы можем выяснить число!

Рассуждая подобным образом, мы можем выяснить число!

Орг. момент. Итак, начнём урок

Орг. момент. Итак, начнём урок

Числа имеют по 2 делителя (единицу и само число) или больше 2 делителей

Числа имеют по 2 делителя (единицу и само число) или больше 2 делителей

Определить, простым или составным оно является

Определить, простым или составным оно является

Есть ли простые числа, оканчивающиеся цифрой 0? д)Какими цифрами не может оканчиваться многозначное простое число? е)Какими цифрами может оканчиваться многозначное простое число? 7

Есть ли простые числа, оканчивающиеся цифрой 0? д)Какими цифрами не может оканчиваться многозначное простое число? е)Какими цифрами может оканчиваться многозначное простое число? 7

Приветствие. - Ребята, я рада видеть вас!

Приветствие. - Ребята, я рада видеть вас!

Детско-юношеская спортивная школа и

Детско-юношеская спортивная школа и

АО: Метод «Узнаю сам» - Каждый из вас сейчас сам определит к простому или же составному числу относится дата его рождения

АО: Метод «Узнаю сам» - Каждый из вас сейчас сам определит к простому или же составному числу относится дата его рождения

А еще вы можете заметить, что есть такие соседние числа, между которыми можно записать только одно составное число

А еще вы можете заметить, что есть такие соседние числа, между которыми можно записать только одно составное число

Находит другое совершенное число

Находит другое совершенное число

Итоги урока Метод «Холодный обзвон»

Итоги урока Метод «Холодный обзвон»

Самостоятельная работа Вариант1

Самостоятельная работа Вариант1

Этап 3 Самостоятельная работа

Этап 3 Самостоятельная работа

Конспект "Простые и составные числа"

Конспект "Простые и составные числа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2023