2 класс Урок №17
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 2) Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства - монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.
Учитель: (Слайд 3) В храм приходят люди по разным причинам, начиная с рождения маленького человека и провожая в последний путь. А какая же музыка может звучать в самом храме?
Учитель: (Слайд 4) О чем мы сегодня поговорим на уроке?
Тема урока: «Молитва»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 5) Что такое молитва?
Молитва - обращение верующего к Богу.
Учитель: (Слайд 6) Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.
Учитель: (Слайд 7) Прочтем стихотворение И. Никитина:
Молись, дитя, мужай с годами,
И пусть на склоне долгих лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет.
Учитель: (Слайд 8) Молитвы обладают невероятной силой! Сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам сказки, вы сами ее узнаете.
Видеофрагмент «Герда и армия Снежной Королевы»
Учитель: Из какой сказки этот видеофрагмент? (Снежная Королева)
Учитель: (Слайд 9) По сказке Андерсена Герда при помощи молитвы усмиряет армию холода Снежной Королевы.
Учитель: (Слайд 10) Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию.
Учитель: (Слайд 11) Они дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», а этот жанр народного творчества есть не что иное, как ... молитва.
Учитель: (Слайд 12) В закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту.
Учитель: (Слайд 13) Главное отличие заклички (древней формы молитвы) от молитвы православной:
Закличка – это сиюминутная просьба, песенное обращение к силам природы.
Православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.
Физминутка (Слайд 14)
Учитель: (Слайд 15) Один композитор сказал: «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».
Учитель: (Слайд 16) Посмотрите на портрет этого композитора, и назовите его? (П.И. Чайковский)
Учитель: (Слайд 17) Эти строки композитор написал, когда ему было 11 лет.
Учитель: (Слайд 18) С чего начинается ваш день?
Учитель: (Слайд 19) А вот у детей того времени день начинался с молитвы.
Учитель: (Слайд 20) Самая первая пьеса в «Детском альбоме» П. И. Чайковского - это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.
Учитель: (Слайд 21) Послушаем «Молитва» П.И.Чайковского и ответим на вопрос: Какая музыка по характеру?
Слушание «Молитва» П. И. Чайковский
Учитель: Какая музыка по характеру? (Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится)
Учитель: (Слайд 22) Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию.
Господи Боже, грешных спаси.
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло.
Солнце чтоб ясное в небе взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу тебя, обогрей.
Учитель: (Слайд 23) Послушаем эту молитву в исполнении детского хора.
Слушание «Молитва» муз. П.И. Чайковский, слова А. Лунин.
Учитель: (Слайд 24) Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего произведения?
Слушание «В церкви» П.И. Чайковский.
Учитель: Чем отличается «Молитва» от произведения «В церкви»? (Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон).
Учитель: Первое сочинение «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно.
Учитель: Произведение «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел.
5. Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня: (Слайд 25-26)
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: (Слайд 27) Подведем итог урока:
Учитель: Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.