КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ
Учитель Муратова Е.А.
Тема: Виды корней и типы корневых систем.
Дидактическая цель урока: усвоение учащимися знаний о видах корней, типах корневых систем и о строении корня.
Развивающая цель: развивать у учащихся навыки распознавать на учебных объектах типы корневых систем. Анализировать результаты своей деятельности, делать выводы; развивать творческое мышление и монологическую речь.
Воспитательные цели: убедить учащихся в необходимости бережного отношения к зеленым растениям и к природе, показать значимость корневой системы для растения;
Основные понятия и термины: главный, придаточный, боковые корни, стержневая, мочковатая корневая система, корневой чехлик, зона роста, зона всасывания, зона проведения.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование и материалы: Презентация по теме «Виды корней. Типы корневых систем». Оборудование к лабораторной работе – чашки Петри, лупы, проросшие семена фасоли.
Раздаточный материал: Учебно-методическая карта урока, гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент: Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.
Здравствуйте, дети. Рада вас видеть. Проверили свою готовность к уроку:
У всех есть учебник, тетрадь, письменные принадлежности, линейка
и хорошее настроение.
У нас сегодня не совсем обычный день, урок. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи справиться со всеми заданиями на уроке, так же выстоять, поддерживая друг друга.
II. Проверка пройденного материала
Индивидуальная работа
1. Тест по теме «Строение семян» с последующей взаимопроверкой с использованием ИКТ.
Фронтальная работа
2. Терминологический диктант (на доске написаны термины, дать им определения). (Семенная кожура, зародыш, эндосперм, семядоля, однодольные, двудольные) - фронтальный опрос.
Выборочный опрос (пять человек)
3. На интерактивной доске рисунок (однодольное растение). Задание: отметить основные части семени. К какому классу можно отнести семя данного растения?
![]() |
Во время выполнения обучающимся задания на доске остальные слушают рассказ и должны найти в нем ошибки.
Рассказ с биологическими ошибками.
Мне нравятся уроки биологии. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания. Но я все понял. Знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнал, что однодольные семена у таких растений как фасоль и горох, а двудольные семена у – пшеницы и лука. Как все это интересно. И главное, я хорошо во всем разобрался, как вы только что услышали.
Давайте я повторю по одному предложению. А вы поднимайте руки, услышав ошибку, назовите её.
Проверка работы с рисунком.
Подведение итогов повторения знаний.
Вывод к этапу урока
Итак, ребята, что мы с вами сейчас вспомнили из изученного, что самое главное?
(Обучающиеся отвечают, что мы повторили строение семян, растений, какие растения называют однодольными и двудольными, как различаются их зародыши).
III. Актуализация опорных знаний
На слайде: Корень зуба, корень волоса, корень слова.
Что общего на этих картинках?
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы
Неустанно влагу пьют
Всем растениям жизнь дают.
Что это? (корни).
О чем мы будем сегодня говорить? (ребята: о корне).
Диалог с учащимися
Какова будет тема урока?
Ребята: «Корень». (запись темы на доске и в тетради).
Озвучивание темы урока «Виды корней и типы корневых систем»
Учитель: что мы знаем о корне? (ребята говорят сведения о корне и что они хотели бы узнать.)
Исходя из этого, дети формулируют цель урока, учитель корректирует.
Запись темы урока в тетрадь.
Вывести на экран цели урока.
IVI. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: как выдумаете, почему растение не может жить без корня?
Каковы его функции? (предположения учащихся)
Как бы сказал про себя корень: «Я – склад, насос и якорь»!
Запись этого выражения на доске и в тетрадях.
Расшифровка этих понятий.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Проблемный вопрос.
Почему растения не могут жить без корня?
В конце урока попытаемся ответить на этот вопрос.
А теперь представьте себе: дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане. Нужна огромная сила и этой силой обладает корень. Корни в земле идут вглубь и вширь. Корни всегда крепкие. Постарайтесь разорвать тонкий корешок, нелегко это будет сделать (попробовать разорвать настоящий корень). Очень просто. Деревья крепко держатся за землю.
Посмотрите на экран.
1. Функции корня
Корень– это подземный орган растения.
Основные функции корня:
- опорная: корни закрепляют растение в почве и удерживают на протяжении всей жизни;
От буяна — урагана у дубка — богатыря есть живые якоря.
- питательная: через корни растение получает воду с растворенными минеральными и органическими веществами;
Не рыли, не бурили, а воду добыли.
- запасающая: в некоторых корнях могут накапливаться питательные вещества.
Как зародится, так в пищу годится.
2. Виды корней
Различают главные, придаточные и боковые корни. При
прорастании семени первым появляется зародышевый корешок (на экране),
который превращается в главный. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых
растениях и на листьях, называются придаточными (на экране). От главных
и придаточных корней отходят боковые корни. Придаточные корни обеспечивают
растение дополнительным питанием и выполняют механическую функцию. Развиваются
придаточные корни при окучивании, например, томатов и картофеля.
Это виды корней (на экране).
Задание 1
Возьмите лист бумаги, на котором написано «Учебно-методическая карта»
Найдите задание № 1. Возьмите ручку и обозначьте главный, боковые и придаточные корни.
Представьте, что вы маленькие семена цветов. Эти семена посадили, появились малые росточки, тоненькие и слабые. Пригрело солнышко, росточки подросли, выбрался и окреп стебелек, подросли листики и потянулись к солнцу. И вот, наконец, появился и расцвел прекрасный весенний цветок.
Каким образом этот росток получил питательные вещества? (Функция насоса)
Важную роль сыграл в этом корень.
Все корни одного растения образуют корневую систему.
3. Типы корневой системы
Корни одного растения – это корневая система.
В зависимости от местных условий корневые системы развиваются по-разному. На равнинах корень уходит в глубину. В горной местности корень проникает в трещины, в песчаной почве могут расти вдоль поверхности.
Корни держит растения как якоря. Ища в почве воду, корни у вяза могут достигать110 метров.
Самая развитая корневая система у озимой ржи. Если сложить все ее многочисленные корни, то они растянутся на сотни километров. Длина самой большой измеренной корневой системы ржи составила 623 километра (на экране). Длина корней, уходящих в глубины земли, тоже может быть достаточно внушительной. В литературе описан дикий инжир, растущий у пещер Эхо на востоке ЮАР. Его корни проникли на глубину 120 метров.
Глубины 100 метров достигают корни дуба. А корни африканской акации, растущей на юго-западе Африки - 88 метров.
Растущая в пустыне верблюжья колючка янтак ищет живительную влагу на глубине 20 метров.
Теперь поработаем с учебником.
Откройте учебник, найдите определение корневых систем (параграф 20, стр. 68).
Обучающиеся находят и озвучивают определения типов.
Корневая система бывает стержневая и мочковатая. В стержневой корневой системе хорошо развит главный корень.
Ее имеет большинство двудольных растений (свекла, морковь).
Мочковатая корневая система образована только придаточными и боковыми корнями. В ней нет главного корня. Такую систему имеют однодольные растения, например, злаки, лук.
Теперь вернемся к нашей учебно-методической карте. Положите её перед собой. Найдите задание 2. Обозначьте типы корневых систем.
Справились?
Молодцы.
Переходим к следующему этапу.
4. Зоны корня.
Рассказ учители и интерактивная работа.
Слайд на экране
В молодом корне можно выделить следующие зоны: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения.
Корневой чехлик имеет более темный цвет, это самый кончик корня. Клетки корневого чехлика защищают верхушку корня от повреждений твердыми частицами почвы. Клетки чехлика образованы покровной тканью и постоянно обновляются.
Зона деления расположена под корневым чехликом. Именно корневой чехлик её защищает. Здесь присутствуют клетки образовательной ткани, которые непрерывно делятся.
Зона роста – место, где клетки вытягиваются в длину, что обеспечивает удлинение самого корня и его рост в длину. Здесь присутствуют клетки основной ткани.
Зона всасывания имеет множество корневых волосков, которые представляют собой вытянутые клетки длиной не более 10 мм. Выглядит эта зона в виде пушка, т.к. корневые волоски очень маленькие. Клетки корневого волоска также, как и другие клетки, имеют цитоплазму, ядро и вакуоли с клеточным соком. Эти клетки недолговечны, быстро отмирают, а на их место образуются новые из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. Задача корневых волосков – всасывание воды с растворенными питательными веществами. Зона всасывания постоянно перемещается за счет обновления клеток. Она нежная и легко повреждается при пересадке.
Зона проведения. Находится выше всасывания, не имеет корневых волосков. Клетки зоны проведения представляют собой сосуды, по которым вода с растворенными веществами перемещается в стебель и в листья. Здесь так же находятся клетки-сосуды, по которым органические вещества из листьев поступают в корень.
Весь корень покрыт клетками механической ткани, что обеспечивает прочность и упругость корня. Клетки вытянутые, покрыты толстой оболочкой и заполнены воздухом.
Закрепление знаний в измененной ситуации, работа в малых группах.
А сейчас, когда мы уже так много узнали о корне, мы проведем лабораторную работу.
Лаборант разносит чашки Петри с проросшей фасолью, лупы.
На каждой парте имеется одна чашка Петри и одна лупа. Вы работаете парами.
Внимание! Вы работаете с лабораторным оборудованием! Будьте осторожны, внимательны и сосредоточены. Лупу держите за рукоятку. Приближайте к исследуемому объекту, пока он не станет четким.
5. Л/р. Изучение внешнего строения корня, корневого чехлика и корневых волосков.
Цель работы: Изучить внешнее строение корня.
Оборудование и материалы: Чашка Петри, лупа ручная, проросшие семена фасоли.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени. Измерьте его длину, толщину. Опишите окраску.
2. Определите тип корневой системы.
3.Рассмотрите под лупой главный корень.
4.Изучите кончик корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
5. Измерьте длину тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски.
6.Зарисуйте корень и подпишите названия видов корней.
7. Вывод вы сформулируете дома. Это будет часть вашего домашнего задания.
Закончили? Молодцы. Отложите учебно-методическую карту.
Теперь давайте проверим, как же усвоены знания, которые вы сегодня получили. Посмотрите на экран.
V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (на экране вопросы).
1. Что появляется первым при прорастании семян – зародышевый корешок или побег?
2. Как называется корень, появившийся из зародышевого корня? (Главный)
3. Что происходит с главным корнем по мере роста? (он ветвится и образует сеть корней).
4. Новые термины - на доске - 1 учащийся (главный, придаточный, боковые корни, стержневая, мочковатая корневая система, корневой чехлик, зона роста, зона всасывания, зона проведения)
5. Гербарий (стержневая и мочковатая системы, 10 шт.) - 2 учащихся.
6.Тестирование «Правильно или неправильно»
· У одуванчика стержневая корневая система (правильно)
· У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень (неправильно)
· У пшеницы корневая система мочковатая (правильно)
· Закончи предложение. Через корень растение получает из почвы…
(воду с растворенными в ней минеральными веществами)
· Если главный корень не развивается и не отличается от других корней, то корневая система называется…. (мочковатая)
· Все корни растения составляют его…. (корневую систему)
· Кончик корня покрыт …(корневым чехликом)
Молодцы. Вы прекрасно поработали. Теперь давайте вернемся к целям нашего урока (слайд на экране). Достигли ли мы поставленных целей? Диалог с обучающимися.
Теперь откройте дневники. Запишите домашнее задание.
Задание на экране
VI. Домашнее задание
1.Параграф 20 читать, пересказывать, ответить устно на вопросы в конце параграфа.
2. Желающие знать больше отвечают на вопрос «ПОДУМАЙТЕ» в фиолетовом окошке.
и составляют ложный биологический рассказ о видах и типах корневых систем.
VII. Итог урока.
На сегодняшнем уроке мы узнали о том, какие бывают корни (стержневые, мочковатые), о функциях корней (опорная, питательная, запасающая), о зонах корня (деления, роста, всасывания, проведения).
Выставление оценок.
Ф.И.О._____________________________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Задание 1.
Обозначьте главный, боковые и придаточные корни.
![]() |
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
Задание 2.
Обозначьте типы корневых систем.
![]() |
|||
![]() |
Задание 3.
Л/р. Изучение внешнего строения корня, корневого чехлика и корневых волосков.
Цель работы: ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________Оборудование и материалы: Чашка Петри, лупа ручная, проросшие семена фасоли.
Ход работы
1. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени. Измерьте его длину, толщину. Опишите окраску_________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Определите тип корневой системы_________________________________________________
3.Рассмотрите под лупой главный корень.
4.Изучите кончик корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
5.Измерьте длину тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски______
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Зарисуйте корень и подпишите названия видов корней.
7.Сделайте вывод.
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тест
«Строение семян»
1. Семядоли зародыша это ...
А. первые листья растения
Б. первые цветы растения
В. первые плоды растения
2. Что такое эндосперм?
А. запасающая ткань
Б. часть зародыша
В. внешняя оболочка зародыша
3. У каких растений зародыш разрастается настолько, что почти поглощает эндосперм?
А. у миндаля
Б. у яблони
В. у всех вышеперечисленных
4. К однодольным растениям относят ...
А. горох
Б. пшеница
В. все вышеперечисленное
5. Фасоль, горох и яблоня — это ...
А. однодольные растения
Б. двудольные растения
В. и однодольные растения,
и двудольные растения
Ф.И.О._____________________________________
Основные понятия |
Определение понятий
|
1.Корни |
подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве |
2.Корневая система |
система всех корней растений |
3.Главный корень |
корень, уходящий в почву глубже всех |
4.Боковые корни |
корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней |
5.Придаточные корни |
корни, отходящие по бокам от стебля |
6.Стержневая корневая система |
система, состоящая из главного и боковых корней |
7.Мочковатая корневая система |
система, состоящая из придаточных и боковых корней |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.