Конспект урока биологии в 8 классе
по теме «Пищеварение в ротовой полости»
Цель: познакомить учащихся с особенностями пищеварения в ротовой полости.
Тип урока: комбинированный
Задачи:
Образовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости.
Развивающие (метапредметные результаты): продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично-поисковой деятельности; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.
Воспитательные (личностные результаты): воспитывать уважение к интеллектуальному труду; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.
Методы и приёмы:
Средства обучения:
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная установка, презентация к уроку, накрахмаленный бинт, чашка Петри, раствор йода, ватная палочка.
Ход урока
I.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок. Отсутствующие.
II.Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.
Дифференцированный опрос:
По два человека на ряду получают карточки.
Фронтальный опрос.
Пищеварение – это … (Процесс, в ходе которого поглощенная пища переводится в форму, пригодную для использования организмом.)
Питательные вещества – это … (Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.)
Пищеварительный канал состоит из: … (Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника, 8-10 метров)
Вывод вопроса на экран. Работа по цепочке.
Выбрать: питательные вещества или продукты питания
1.Мороженое; 2. Лимон; 3.Жирные кислоты; 4.Нуклеиновые кислоты; 5. Углеводы; 6.Хлеб; 7.Треска; 8.Сливочное масло; 9.белки; 10.Глицерин; 11.Картофель; 12.Мясо; 13.минеральные соли; 14.Аминокислоты; 15.Глюкоза; 16.Колбаса; 17.Жиры.
Установить последовательность органов пищеварительной системы:
1.желудок; 2.толстая кишка; 3.ротовая полость; 4.тонкая кишка; 5.пищевод; 6.глотка.
III.Изучение новой темы.
Учитель:
Представим себе, что человеческий организм - это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.
- Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)
- Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)
- Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»- ротовой полостью.
Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»
Какова цель нашего урока? (познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости)
Учитель:
1. Ротовая полость – это начальный этап пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга о том, что настало время для приема пищи. Раздражителем может быть запах или вид приготовленного кулинарного блюда.
В ротовой полости есть такой орган – язык.
Вопрос: Для чего нам нужен язык? (ответы учеников).
Учитель:
- Да, совершенно верно. Язык – это мышечный орган, образованный поперечно - полосатой мышечной тканью. Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса.
2. Вопрос: Что происходит с пищей во время пережевывания?
(Ответ учеников: в ротовой полости пища измельчается с помощью зубов).
У хищных число зубов не превышает 44, а вот у парнокопытных или у грызунов количество зубов сильно варьируется. У некоторых грызунов 18–20 зубов; у некоторых видов сумчатых может быть до 58 зубов, а дельфинов – 250 зубов.
Зубы, выполняют различные функции, у разных отрядов млекопитающих и развиваются в разной степени. Так, например, у хищных развиваются мощные клыки, у грызунов – резцы и коренные зубы, а клыки и часто предкоренные, утрачиваются.
Плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать? (Ответы учащихся)
Зубы человека, их число, классификация. Смена зубов.
Сколько зубов у человека? (32 постоянных зуба)
На каждой челюсти по 16 зубов.
Зубы с режущим краем – резцы (8).
Зубы заостренной формы – клыки (4). За клыками (8) коренных зубов, по 2 с каждой стороны. За малыми коренными – (12) больших коренных зубов, по 3 с каждой стороны.
Строение зуба (3-4 минуты)
- Прочитайте часть параграфа учебника о строении зубов, выпишите в тетрадь значение терминов, которые вы видите на слайде.
В каждом зубе различают коронку, шейку и корень.
Коронкой называется? (Часть зуба, которая выступает в ротовую полость.)
Следующая часть зуба – шейка. Она скрыта десной.
Третья часть зуба – корень. Он укреплен в зубной ячейке.
Зуб состоит из 3 слоев:
из среднего - дентина, коронка покрыта эмалью – наружный,
внутренний – пульпа – это мягкая часть зуба.
Эмаль – … (внешняя защитная оболочка коронковой части зубов человека.)
Дентин – … (твердая ткань зуба, составляющая его основную часть.)
Пульпа - … (рыхлая волокнистая соединительная ткань, заполняющая полость зуба, с большим количеством кровеносных и лимфатических сосудов, нервов.)
- Что вам известно о молочных зубах и зубах мудрости? (ответы)
Первые молочные зубы появляются у человека в 6-9 месяцев. Молочные зубы имеют некоторые особенности: они меньше размерами, имеют меньше бугорков и расходящиеся корни, между которыми лежат зачатки постоянных зубов. Число корней у молочных и постоянных зубов одинаково. С 6-7 лет происходит смена зубов. Их зачатки формируются у корней выпадающих зубов. Они сдавливают корни молочных зубов и преграждают путь крови к ним.
- Почему зубы мудрости так называют? (ответы)
Когда зуб мудрости начинает расти, ему часто не хватает места в сложившемся ряду зубов, что может вызывать осложнения. Неправильное прорезывание зуба может сопровождаться воспалительными заболеваниями. В мягкие ткани, окружающие зуб, при травмировании может проникнуть инфекция. Воспаление может перейти на глубокие ткани, вызывая пародонтит. Признаком воспаления являются покраснение и распухание десны вокруг зуба, появление неприятного запаха, сильная боль.
Мы узнали о строении зуба.
Знаем, что с их помощью пища механически измельчается.
Физкультминутка для глаз
Давайте обратимся к исторической справке…
… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен.
Вопрос: Откуда берется слюна? (ответ учеников: из слюнных желез)
Учитель:
Правильно, но какие же железы находятся в ротовой полости?
запись в тетрадях
Околоушная. Поднижнечелюстная. Подъязычная.
Учитель:
А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение
1. Определение положения подчелюстных слюнных желез.
Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.
– Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).
Вопрос: Какова функция слюны? (сообщение ученика)
В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка.
При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая. В состав слюны входят ферменты.
Ферменты это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов.
СОСТАВ СЛЮНЫ:
Лабораторный опыт
«Действие слюны на крахмал»
Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.
Оборудование и реактивы:
- 2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);
- ватные палочки;
- чашка Петри;
- раствор йода.
Свойства ферментов слюны
Условия опыта |
Результаты опыта |
Выводы |
Раствор слюны +углевод (крахмал) |
На марле написали слюной букву, выдержали в тепле 1 мин., подействовали йодной водой. На синем фоне появилась белая буква |
Слюна содержит ферменты расщепляющие крахмал |
Выводы:
Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)
Вопрос: Значит, какие вещества начинают перевариваться в ротовой полости? (углеводы)
IV.Рефлексия.
В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.
Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)
При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.
Учитель: Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удач.
V.Домашнее задание:
§25, стр.114-115
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.