Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Легкие. Газообмен в легких и тканях"
Оценка 4.6

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Легкие. Газообмен в легких и тканях"

Оценка 4.6
docx
14.02.2023
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Легкие. Газообмен в легких и тканях"
конспект Газообмен в легких и тканях.docx

Класс 8

Предмет биология

Тема урока: Газообмен в легких и тканях.

Цель урока: Изучить процесс газообмена,  механизмы его протекания.

Задачи урока:

Образовательные

·         повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных путей, выявить  взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

·         углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.

Развивающие

·         формировать у учащихся естественнонаучную, математическую грамотность и креативное мышление

·         развивать творческое мышление и речь учащихся

·         продолжить формирование навыков самостоятельной работы

Воспитательные

·         расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету

·         развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами формирования функциональной грамотности

Базовые понятия и термины: альвеолы; газообмен; диффузия; гемоглобин; оксигемоглобин; легочное дыхание;  тканевое дыхание.

Ход урока

I.                    Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Настаиваемся на продуктивную работу и приступаем.

II.                 Постановка цели и задач

Для начала вспомните, какую тему вы изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями познакомились? (Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, о взаимосвязи строения органов дыхания и их функций и продолжим изучение темы: «Дыхание». А  тему сегодняшнего урока вы узнаете чуть позже.

III.              Актуализация знаний.

Выполните в рабочих листах Задание 1

Задание 1. Пользуясь описанием процесса, впишите в свободные «окошки» схемы названия функций дыхательной системы.

Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание (Слайд)

Оцените себя в «Листе самооценки»

Выполните в рабочих листах Задание 2

 Задание 2. Вложите изображение органа дыхательной системы и описание его функции в соответствующий карман.

Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 2)

Оцените себя в «Листе самооценки»

Выполните в рабочих листах задание 3. Слайд 3

Задание 3. Рассмотрите рисунок.

1.     Как изменяется состав воздуха при дыхании?

2.     Узнать название процесса, происходящего в легких человека, вы сможете с помощью одного из предложенных учителем предметов.

3.     Какой газ не участвует в этом процессе?

Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 4)

Оцените себя в «Листе самооценки»

 

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Запишите в тетрадь тему урока. «Газообмен в легких и тканях»

IV.              Первичное усвоение новых знаний

Беседа «Строение легких» (Слайд 5)

Прочтите текст к заданию 4. (Слайд 6)

Легкие человека

      Человек не может существовать без дыхания, а значит, и без легких. Это один из парных органов человеческого организма, он же самый объемный, но не самый тяжелый. Свое название в русском языке легкие получили из-за уникального свойства – в отличие от других человеческих органов они не тонут в воде.

Выполните в рабочих листах Задание 4

Задание 4. Правое легкое немного тяжелее левого. В среднем, легкие мужчин весят 840 граммов, у женщин легкие на 24% легче, чем легкие мужчин. Сколько граммов в среднем весят легкие женщин?

Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 7)

Оцените себя в «Листе самооценки»

Беседа «Объем легких»

Выполните в рабочих листах Задание 5

Задание 5. Объем легких – это количество проходящего через них воздуха. Максимальный объем легких – 6 литров. В среднем объем легких человека составляет половину от максимального объема. В норме при спокойном вдохе и выдохе используется примерно 17% среднего объема легких. Сколько миллилитров объема легких используется при вдохе и выдохе?

Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 8)

Оцените себя в «Листе самооценки»

Беседа «Факторы, влияющие на объем легких»

Выполните в рабочих листах Задание 6

На объем легких могут влиять разные факторы и обстоятельства. Так, у людей высокого роста,  некурящих, живущих в горах, объем легких больше, а у    невысоких, курящих, живущих на уровне моря, а также у пожилых – он меньше.

Задание 6. Рассмотрите рисунок. Распределите данные о примерном объеме легких у данных людей, учитывая приведенные факты.

Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 9)

Оцените себя в «Листе самооценки»

Беседа «Расположение легких в грудной клетке» (Слайд 10)

Выполните в рабочих листах Задание 7

Задание 7. Рассмотрите рисунок. Укажите на рисунке диафрагму, легкое, легочную и пристеночную плевры, плевральную полость.

 Плевральная полость заполнена прозрачной невязкой плевральной жидкостью желтоватого цвета. Какую функцию выполняет эта жидкость?

Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 11)

Оцените себя в «Листе самооценки»

Беседа «Строение легких» (Слайд 12)

Выполните в рабочих листах Задание 8

    Толщу легких пронизывают бронхи, которые, удаляясь от центра к периферии, делятся на все более мелкие веточки. По бронхам, как по трубам, продвигается воздух во время вдоха и выдоха. А газообмен между кровью и воздухом осуществляется непосредственно в самой легочной ткани, в ее минимальной функциональной единице – ацинусе, который состоит из самой маленькой веточки бронха и легочных пузырьков (альвеол), которые, как листики, располагаются на этой веточке.

Задание 7. Рассмотрите рисунок. Обозначьте на рисунке указанные в тексте структурные элементы легких.

Проверьте правильность выполнения задания (Слайд 13)

Оцените себя в «Листе самооценки»

Беседа «газообмен в легких» (Слайд 14)

Диффузия - физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.

Выполните в рабочих листах Задание 9

Задание 9. На рисунке ниже стрелками обозначена схема газообмена в альвеоле легкого. У каждой стрелки укажите химическую формулу соответствующего газа.

Проверьте правильность выполнения задания (Слайд 15)

Оцените себя в «Листе самооценки»

Беседа «газообмен в тканях» (Слайд 16)

Выполните в рабочих листах Задание 10

Задание 10. В схеме газообмена в тканях организма человека на каждой стрелке напишите химическую формулу соответствующего газа.

Проверьте правильность выполнения задания (Слайд 15)

Оцените себя в «Листе самооценки»

V.                Первичное закрепление

Задание на формирование креативного мышления.

Найдите общие черты легких и каждого из предложенных изображений. Свой выбор аргументируйте.

VI.              Информация о домашнем задании

- параграф 26

- проработать задания в рабочих листах, исправить ошибки

VII. Рефлексия

- самооценка ( работа с листом самооценки)

- беседа с учащимися

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Класс 8 Предмет биология

Класс 8 Предмет биология

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Оцените себя в «Листе самооценки»

Оцените себя в «Листе самооценки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023