Класс 8
Предмет биология
Тема урока: Газообмен в легких и тканях.
Цель урока: Изучить процесс газообмена, механизмы его протекания.
Задачи урока:
Образовательные
· повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных путей, выявить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
· углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.
Развивающие
· формировать у учащихся естественнонаучную, математическую грамотность и креативное мышление
· развивать творческое мышление и речь учащихся
· продолжить формирование навыков самостоятельной работы
Воспитательные
· расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
· развитие коммуникативных способностей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами формирования функциональной грамотности
Базовые понятия и термины: альвеолы; газообмен; диффузия; гемоглобин; оксигемоглобин; легочное дыхание; тканевое дыхание.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Настаиваемся на продуктивную работу и приступаем.
II. Постановка цели и задач
Для начала вспомните, какую тему вы изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями познакомились? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, о взаимосвязи строения органов дыхания и их функций и продолжим изучение темы: «Дыхание». А тему сегодняшнего урока вы узнаете чуть позже.
III. Актуализация знаний.
Выполните в рабочих листах Задание 1
Задание 1. Пользуясь описанием процесса, впишите в свободные «окошки» схемы названия функций дыхательной системы.
Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание (Слайд)
Оцените себя в «Листе самооценки»
Выполните в рабочих листах Задание 2
Задание 2. Вложите изображение органа дыхательной системы и описание его функции в соответствующий карман.
Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 2)
Оцените себя в «Листе самооценки»
Выполните в рабочих листах задание 3. Слайд 3
Задание 3. Рассмотрите рисунок.
1. Как изменяется состав воздуха при дыхании?
2. Узнать название процесса, происходящего в легких человека, вы сможете с помощью одного из предложенных учителем предметов.
3. Какой газ не участвует в этом процессе?
Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 4)
Оцените себя в «Листе самооценки»
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
Запишите в тетрадь тему урока. «Газообмен в легких и тканях»
IV. Первичное усвоение новых знаний
Беседа «Строение легких» (Слайд 5)
Прочтите текст к заданию 4. (Слайд 6)
Легкие человека
Человек не может существовать без дыхания, а значит, и без легких. Это один из парных органов человеческого организма, он же самый объемный, но не самый тяжелый. Свое название в русском языке легкие получили из-за уникального свойства – в отличие от других человеческих органов они не тонут в воде.
Выполните в рабочих листах Задание 4
Задание 4. Правое легкое немного тяжелее левого. В среднем, легкие мужчин весят 840 граммов, у женщин легкие на 24% легче, чем легкие мужчин. Сколько граммов в среднем весят легкие женщин?
Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 7)
Оцените себя в «Листе самооценки»
Беседа «Объем легких»
Выполните в рабочих листах Задание 5
Задание 5. Объем легких – это количество проходящего через них воздуха. Максимальный объем легких – 6 литров. В среднем объем легких человека составляет половину от максимального объема. В норме при спокойном вдохе и выдохе используется примерно 17% среднего объема легких. Сколько миллилитров объема легких используется при вдохе и выдохе?
Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 8)
Оцените себя в «Листе самооценки»
Беседа «Факторы, влияющие на объем легких»
Выполните в рабочих листах Задание 6
На объем легких могут влиять разные факторы и обстоятельства. Так, у людей высокого роста, некурящих, живущих в горах, объем легких больше, а у невысоких, курящих, живущих на уровне моря, а также у пожилых – он меньше.
Задание 6. Рассмотрите рисунок. Распределите данные о примерном объеме легких у данных людей, учитывая приведенные факты.
Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 9)
Оцените себя в «Листе самооценки»
Беседа «Расположение легких в грудной клетке» (Слайд 10)
Выполните в рабочих листах Задание 7
Задание 7. Рассмотрите рисунок. Укажите на рисунке диафрагму, легкое, легочную и пристеночную плевры, плевральную полость.
Плевральная полость заполнена прозрачной невязкой плевральной жидкостью желтоватого цвета. Какую функцию выполняет эта жидкость?
Проверьте правильно ли вы выполнили задание (Слайд 11)
Оцените себя в «Листе самооценки»
Беседа «Строение легких» (Слайд 12)
Выполните в рабочих листах Задание 8
Толщу легких пронизывают бронхи, которые, удаляясь от центра к периферии, делятся на все более мелкие веточки. По бронхам, как по трубам, продвигается воздух во время вдоха и выдоха. А газообмен между кровью и воздухом осуществляется непосредственно в самой легочной ткани, в ее минимальной функциональной единице – ацинусе, который состоит из самой маленькой веточки бронха и легочных пузырьков (альвеол), которые, как листики, располагаются на этой веточке.
Задание 7. Рассмотрите рисунок. Обозначьте на рисунке указанные в тексте структурные элементы легких.
Проверьте правильность выполнения задания (Слайд 13)
Оцените себя в «Листе самооценки»
Беседа «газообмен в легких» (Слайд 14)
Диффузия - физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.
Выполните в рабочих листах Задание 9
Задание 9. На рисунке ниже стрелками обозначена схема газообмена в альвеоле легкого. У каждой стрелки укажите химическую формулу соответствующего газа.
Проверьте правильность выполнения задания (Слайд 15)
Оцените себя в «Листе самооценки»
Беседа «газообмен в тканях» (Слайд 16)
Выполните в рабочих листах Задание 10
Задание 10. В схеме газообмена в тканях организма человека на каждой стрелке напишите химическую формулу соответствующего газа.
Проверьте правильность выполнения задания (Слайд 15)
Оцените себя в «Листе самооценки»
V. Первичное закрепление
Задание на формирование креативного мышления.
Найдите общие черты легких и каждого из предложенных изображений. Свой выбор аргументируйте.
VI. Информация о домашнем задании
- параграф 26
- проработать задания в рабочих листах, исправить ошибки
VII. Рефлексия
- самооценка ( работа с листом самооценки)
- беседа с учащимися
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.