Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карпиловская основная общеобразовательная школа
РМО учителей естественно - научного цикла
Открытый урок по географии
6 класс
Тема:
«Почва – особое природное тело»
Подготовила:
учитель географии
Таранова С.Я.
2022-2023 учебный год
Тема: Почва – особое природное тело
Цель: Создать условия для формирования представления о почве как особом природном теле.
Планируемые результаты:
Предметные:
· Научатся приводить аргументы для обоснования тезиса «почва – особое природное тело».
· Получат возможность познакомиться с разными типами почв, выделив отличие почв от горных пород, составлять описание их состава, давать определение понятий «почва», «гумус», «плодородие».
Метапредметные:
Познавательные: находить и преобразовывать информацию, формировать интереск дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество сучителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Личностные:
· осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
· сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Тип: Урок открытия новых знаний
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия «почва», «гумус», «плодородие».
Содержательная:формирование функциональной грамотности, сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
План урока
1. Чем отличается почва от горной породы.
2. Какие бывают почвы.
3. Почему человек должен охранять почву.
Ключевые понятия: почва, гумус, плодородие, эрозия, мелиорация
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео «Прорастание семян», карточки с заданиями, карточки – эталоны, карты «Природные зоны мира» и «Почвы мира», 2 листа А4, 2 набора для опытов: стакан, ложка, вода, почва, бумажные салфетки,демонстрационный материал.
Методы обучения:
- метод стимулирования интереса к обучению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
- метод контроля и самоконтроля;
-Метод самостоятельной
познавательной деятельности
Структура урока
1.Мотивационный этап.Определение темы урока, совместная постановка с учащимисяцели и задач
2.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
3.Изучение нового материала. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения, открытие нового знания.
4.Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений.
5.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
1.Мотивационный этап.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть
вас. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга
(“Ладошка к
ладошке”).
-Сегодня мы с вами будем работать под девизом “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”. Конечно за один урок абсолютно все узнатьневозможно, но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными.
– Сегодня наш урок я хочу начать словами:
«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?
– Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, думают о будущем. (Рабочие листы исследователей на столах учеников)
Видео «Прорастание семян»
- Посмотрите, пожалуйста, короткое видео.
- Какой
процесс показан? (прорастание
семян)
- В
какое время года прорастают семена в естественной среде? (весной)
- Почему
весной, что необходимо для прорастания семян? (тепло, влага, почва )
-Сегодня мы будем говорить о почве.Запишем тему урока
Тема нашего урока: «Почва -особое природное тело».
1. Необычный, исключительный
2.не похожий на других, своеобразный
3.Отдельный, отличный от других.
- Что же такое почва? Почему она ОСОБОЕ тело Земли?
2. Актуализация знаний
Чтобы нам определить цель и задачи урока, поиграем в игру «Да-нет»:
-Знаете ли вы, что такое почва?
- Знаете ли вы, как образуется почва?
- Знаете ли вы, из чего состоит почва? Какие типы почв существуют?
- Что такое плодородие? Какие почвы формируются под тайгой?
- Много информации по теме «Почва» вам еще не известно.Итак, цель, задачи урока? (определяют).
На уроке мы вспомним, узнаем:
- что такое «почва» и каково её строение;
- какие бывают типы почв;
- закономерности распространения почвы разных типов;
- от чего зависит плодородие почв и какие меры необходимо предпринимать человеку для её охраны ;
мы научимся:
- выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв;
мы сможем:
- сопоставлять карты почв и природных зон;
План нашего исследования:
1.Что такое почва, её состав?
2.Образование почв, их отличие от горной породы.
3. Какие бывают почвы?
4.Почему человек должен охранять почву?
3.Первичное усвоение новых знаний
1.Что такое почва, её состав?
-Как можно получить большое количество разной информации? (Ответы)
Есть
слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка
Среди
слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, среды лесной…
(А. Утенкова)
- О чем говорится в стихотворении? (о почве)
-Что же такое почва? (раб с учебником с.250)
Запись в рабочий лист
Работа в паре
Формирование естественно-научной грамотности.
Развитие умения применять соответствующие знания для объяснения явления.
Опыты по определению состава почвы:
Опыт №1
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы.
3. Что вы наблюдаете?
4. Запишите выводы , используя ключевые слова.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт №2
1. Возьмите фильтровальную бумагу (салфетку).
2. Насыпьте на нее немного почвы.
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан.
5. Что вы наблюдаете? Запишите выводы , используя ключевые слова.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке мокрое пятно.
Вывод: в почве есть вода.
Опыт №3
1. Возьмите стакан водой и бросьте туда комочек почвы.
2. Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.
3. Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?
4. Запишите выводы , используя ключевые слова.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).
Вывод: в почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
Наличие в почве минеральных солей (опыт видео), воды УЧИТЕЛЬ
2.Образование почв, их отличие от горной породы.
Видео «Образование почвы»
Разрушение горных пород - _______________,______________,_________
-Задумывались ли вы когда-нибудь, почему на одном огороде можно собирать большой урожай, а на другом – практически ничего не растёт?
( ответы: разный тип почв, состав, плодородие)
-Одна из причин в почве, а точнее в её плодородии.
- Кто знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)
-Правильно. Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.
- стр.250 (параграф.58) и найдем определение термина "гумус".
(Учащиеся записывают определение в рабочий лист).
От наличия в почве перегноя (гумуса) во многом зависит ее плодородие.
Плодородие - это главное свойство почвы, то, что отличает её от горной породы!
3.Какие бывают почвы?
Различие почв по механическому составу (соотношение песок: глина):
-глинистые-
-суглинистые-
-супесчаные-
-песчаные-
Исследование образцов почв по механическому составу.
Из увлажнённой почвы скатайте жгут и сделайте из него кольцо.
-Если кольцо разваливается - это песчаная почва;
- если в кольце образуются глубокие трещины — супесчаная;
- если трещины неглубокие — суглинистая;
- если трещин нет — глинистая.
Вывод ______________________________________
Формирование естественно-научной грамотности.
Развитиеумения анализировать,
интерпретировать данные, делать выводы.
Задание:
- Сопоставив карты «Природные зоны мира» и
«Почвы мира», выполнить задание и ответить на вопросы:
1. Одинаковое ли количество природных зон и типов почв в мире?
2. Заполнить таблицу:
Природная зона |
Тип почв |
Тундра |
|
Тайга |
|
Степь |
|
3. Почему в одной и той же природной зоне,
но на различных территориях
сформировались различные типы почвы? От чего зависит тип почв?
Ответ:
1. Неодинаковое!
Природная зона |
Тип почв |
Тундра |
Тундрово-глеевые |
Тайга |
Подзолистые, мерзлотно-таёжные |
Степь |
Чернозёмы, каштановые |
3. В одной и той же природной зоне
сформировались различные типы почв потому, что они зависят не только от растительного покрова, но и от
количества осадков, тепла и
поступления в почву органического вещества.
Почвенный профиль стр. 174
Формирование читательской грамотности.
Развитие уменияпредлагать или
оценивать способ научного исследования данного вопроса.
Задание:
- Проанализируйте текст и таблицу, ответить на
вопросы:
1. Какой тип почв и почему является самым
плодородным?
2. В какой природной зоне, в каких условиях
они формируются?
Еще на заре цивилизации земледельцы подметили, что разные
участки землидают неодинаковый урожай. Чем более темной, богатой гумусом
(перегноем) былаземля, тем больший урожай собирал древний земледелец.
Древние греки считали, что растения
питаются так же, как животные.
Только растения перевернуты вниз
головой. У животных рот находится сверху ивпереди, а у растений «рот» (то есть
корень) – снизу. Растения способны
«откусывать» и «проглатывать» «жирные»
частицы почвы (гумуса), пока почване станет совсем бесплодной. Исследования,
проведенные сотрудниками
Почвенного института им. В.В.
Докучаева, доказали зависимость урожая от
уровня плодородия почв.
Вывод:
1. Самый плодородный тип почв - черноземы, потому что содержание гумуса в них около 10-15 %.
2. Черноземы формируются в степи, в условиях большого количества
растительных остатков и тепла.
3. чем больше содержания гумуса в почве, тем выше её урожайность
4.Почему человек должен охранять почву?
Видео «Типы почв»
Пословица «Земля заботу любит»как вы её понимаете?
Формирование глобальных компетенций.
Развитие умения
объяснить потенциальные применения естественно-научного знания для общества.
Задание: Работа с учебником стр. 252. Прочитать текст.
Почва является исчерпаемым природным богатством Земли. Человек использует её в сельском хозяйстве, строительстве при этом загрязняет отходами промышленных предприятий, заваливает мусором на свалках.
1. Сделать вывод о влиянии человека на состояние почвы.
2. Какие мероприятия нужно проводить для улучшения плодородия почвы?
Вывод:
1.Человек оказывает негативное влияние на состояние почвы
2.Чтобы улучшить
плодородие почвы необходимо её поливать, рыхлить,
вносить удобрения, не засорять, не затаптывать.
4. Первичная проверка усвоения новых знаний, закрепления изученного
Тест «Я-класс»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Критерии для самопроверки
14-15б.-«5», 12-13б.-«4», 9-11б.- «3», 8 и менее - «2»
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1.Задание на карточках (математическая грамотность)
Используя данные таблицы «Земельная площадь России на начало 2021 г.», определите долю (в %) с/х угодий, от общей земельной площади. Полученный результат округлите до целого числа.
Земельная площадь в России
на начало 2021 г. (млн га)
Всего земель |
1712,5 |
в том числе: |
|
сельскохозяйственные угодья |
222,0 |
лесные угодья |
870,7 |
поверхностные воды, включая болота |
226,8 |
другие земли |
393,0 |
Пояснение.
6. Составляем пропорцию:
7. 1712,5 — 100%
8. 222,0 — Х.
9. Имеем (222,0 · 100) : 1712,5 = 13%.
2. * 58, стр. 253 в. 1-4
3. Подобрать пословицы о почве или составить синквейн
1.Без хозяина земля - круглая сирота.
2.Какова земля – таков и хлеб…
10. Рефлексия
Оцени достижение цели урока
1.Цель урока достигнута / не достигнута
Оцени свою заинтересованность
2. Тема урока была интересна/ скучна
Оцени сложность
3. Урок показался мне не понятен / понятен
Оцени полезность
4. Полученные знания полезны /бесполезны
Нарисуй (смайлик)свой индикатор эмоционального состояния и успеха в достижении цели:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.