Конспект урока Химическая промышленность мира
Оценка 4.6

Конспект урока Химическая промышленность мира

Оценка 4.6
docx
12.04.2021
Конспект урока Химическая промышленность мира
химия.docx

Класс: 10-11

Тема урока:  «Химическая промышленность мира».

          Цели урока:

                   - Познакомить учащихся с химическим комплексом мира; с особенностями размещения предприятий  химической промышленности .

                   - Научить детей, пользуясь планом-характеристикой отрасли и картами атласа характеризовать географию химической промышленности мира.

                   - Продолжать развитие у учащихся навыков работы с картами атласа, заполнения таблиц, статистическими материалами.

           

                                                              Ход урока.

1.                  Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка его целей.

2.                  I. Опрос

3.                  1. США уступили мировое первенство по производству стали, чугуна, металлорежущих станков, тракторов, автомобилей, многих видов бытовой электроники. Можно ли это считать признаком ослабления позиций США? (Нет, уменьшая расходы на развитие традиционных отраслей, США усиливают свои позиции в наукоемких отраслях.)

4.                  2. Какой из регионов мира производит больше всего автомобилей? Как различается автомобильная промышленность различных регионов по характеру рыночной ориентации? Что называется автомобильными войнами?

5.                  3. С чем, по-вашему, связаны резкие территориальные различия в уровне развития машиностроения?

6.                  4. В 70 гг. в Европе появилась тенденция размешать автомобильные заводы в центре страны. Чем вызвана такая тенденция? (Это связано с внедрением территориальной политики, направленной на смягчение территориальных диспропорций внутри стран. Так как в последние десятилетия приморский фактор имеет большое влияние на размещение предприятий, то внутренние районы превращаются в отсталые. Чтобы дать толчок к их развитию, правительство многих европейских стран размещает машиностроительные заводы во внутренних районах своих стран. Машиностроительные предприятия нуждаются в кооперировании и специализации, а это, в свою очередь, является причиной развития филиалов, что притягивает поставщиков, смежников, дает работу населению, увеличивает благоустройство района и т.д. и районы из отсталых превращаются в развитые.)

7.                  5. Швейцария — крупнейший производитель наручных часов, Франция — крупный производитель часов в Европе. Почему Франция успешно конкурирует со Швейцарией на европейском рынке, хотя швейцарские часы дешевле? Что позволяет Японии конкурировать с обеими европейским странами? (Страны успешно конкурируют, так как специализируются каждый на своем покупателе. Франция выпускает часы для обеспеченного европейца, Швейцария — дм среднего, а Япония — для малообеспеченного.)

8.                  6. За счет чего крупнейшие в мире автомобилестроители — Детройтская тройка - Дженерал Моторе, Форд, Крайслер, а также японские, итальянские и германские автогиганты обеспечивают международный рынок своей продукцией? (Эти производители ориентируются на потребителя с разной покупательной способностью.)

9.                  7. Нашествие концернов Страны Восходящего Солнца в Европу некоторые называют «колонизацией» и слышать ничего не желают о свободном доступе в страны Общего рынка товаров с клеймом «Сделано в Японии». Не преувеличены ли их опасения? По каким основным направлениям идет внедрение Японии на европейский рынок? (Эти опасения не преувеличены, так как японская модель экономики имеет внешнюю направленность. Свои товары она распространяет во всем мире по достаточно низким ценам. Чтобы таможенные пошлины не увеличили стоимость товара, японские концерны располагают свои предприятия в зарубежных странах. Конкурировать с дешевой японской продукцией могут не все европейские компании, поэтому они или интегрируются, как произошло с французскими (Пежо-Ситроен) и немецкими автомобильными компаниями, или перестают существовать.)

II. Изучение нового материала

Отрасли химической промышленности

Задание: Вспомните, какие отрасли химической промышленности вы знаете? На основании знаний, полученных в 9 классе, заполните схему.

 

http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image014.jpg

 

Определите факторы размещения для каждой из отраслей химической промышленности. (Для горно-химической промышленности — сырьевой фактор; для основной химии - сырьевой и потребительский; для химии органического синтеза — транспортный (нефтепроводы и газопроводы), а также потребитель; для бытовой химии, фармацевтики, парфюмерии — потребитель.)

 

III. Практическая работа

Задание 1: Заполните таблицу «Размещение отраслей химической промышленности». Сделайте вывод.

 

Отрасли химической промышленности

Принципы размещения

Примеры развитых стран

Примеры развивающихся стран

1. Добыча горного сырья

Сырьевой

США, Канада, Россия, ЮАР, Испания, Португалия

Чили, Перу, Марокко, Индия, Бразилия, Мексика

2. Основная химия:

а) производство серной кислоты

Потребительский

США, Россия, Китай, Япония, Украина, Франция, ФРГ

 

б) производство калийных удобрений

Сырьевой, потребительский

Россия, США

 

в) производство фосфорных удобрений

Сырьевой

США, Россия, Португалия, ЮАР

Марокко, Чили

г) производство азотных удобрений

Потребительский

США, Россия, Китай

Индия, Бразилия

3. Химия органического синтеза (производство пластмасс, волокон и Т.Д.)

Потребительский

США, Япония, Германия, Франция, Нидерланды, Италия, Россия

Бразилия. Индия, Мексика, Венесуэла

 

Вывод: химия органического синтеза, производство серной кислоты представлены в основном в развитых странах, а производство минеральных удобрений и добыча горно-химического сырья широко представлены преимущественно в развивающихся странах. После энергетического кризиса 70-х гг. производство химии органического синтеза стало быстрее расти в развивающихся странах, богатых минеральным сырьем. Крупные нефтехимические предприятия появились в странах Персидского залива, в Северной Африке, Венесуэле, Мексике.

Задание 2: По карте атласа определите страны с высоким, средним и низким уровнем развития химической промышленности. Сделайте вывод о размещении химической промышленности в мире.

Задание 3: На основе знаний, полученных в 9 классе, а также с помощью карт атласа учащиеся заполняют схему.

 IV. Закрепление изученного материала

1. Почему на мировой карте химической промышленности развивающиеся страны образуют практически сплошное белое пятно? Какие страны являются исключением?

2. В чем заключается влияние НТР на химическую промышленность?

3.Как вы думаете, почему применение химических веществ вызывает часто негативную реакцию общественности? Какие доводы можно привести для успокоения негативной реакции?

 

V. Домашнее задание

Вспомнить материал 9 класса по сельскому хозяйству и ответить на вопросы:

1. От каких факторов зависит соотношение растениеводства и животноводства?

2. Какие условия окружающей среды влияют на развитие различных отраслей сельского хозяйства?

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Конспект урока.

 

план урока

учитель

ученики

1. Приветствие. Сообщение темы урок и его целей

Сегодня мы познакомимся с ещё одним комплексом по производству конструкционных материалов, с химико-лесным комплексом мира. Поговорим ещё об одной отрасли народного хозяйства мира, о химической промышленности. Научимся давать характеристику этой отрасли, определим географию химической промышленности мира. Будем продолжать учиться работать с картами атласа.

 

2.Изучение нового материала.

- вступительное слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) план-характеристика отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

б) значение химической промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) состав химической промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) факторы размещения отрасли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е) проблемы, характерные для химической промышленности

 

ж) экологические проблемы, связанные с химическим производством.

 

 

10.              Лесная промышленность

 

 

 

 

 

 

С какими отраслевыми комплексами, сложившимися в экономике мира мы уже познакомились?

Сегодня мы начнём знакомство с химико-лесным комплексом мира. Из названия уже понятно, что он состоит из  двух крупных и сложных по составу отраслей. Каких?

Несомненно, ведущей отраслью является химическая промышленность. Эта отрасль главенствует потому, что определяет развитие одного из важнейших направлений научно-технического прогресса химизации - широкого применения химических технологий и материалов во всех отраслях хозяйства.

 

 

Давайте вспомним план по которому мы характеризуем отрасли хозяйства:

 

 

 

 

 

 

Химическая промышленность - уникальная отрасль. Здесь творят чудеса: не просто перерабатывают природные ресурсы, но и создают принципиально новые виды сырья, которых нет в природе. В результате на прилавках магазинов появляются изделия из пластмассы, моющие средства, полиэтиленовые пакеты и многое другое, без чего уже трудно представить нашу жизнь. Люди научились из одного вида сырья получать разные продукты. Например, нефть- это не только бензин для автомобилей, керосин для самолётов, пластмассы, но даже продукты питания, например, «рыбья икра».

Бывает и наоборот: продукт один, а получить его можно несколькими способами, например, синтетический каучук. Об этом подробнее Вы узнаете на уроках химии

Химическая промышленность имеет огромную сырьевую базу.

Она обладает минимальной трудоемкостью (возможно широкое применение автоматизации)

Потребителями продукции химической промышленности являются все отрасли хозяйства.

И, наконец, отрасль имеет большие возможности комбинирования.

Что такое комбинирование?

 

 

 

 

Но есть и негативные черты химической промышленности. Как вы думаете какие?

 

Давайте обратимся к карте химической промышленности и посмотрим, какую информацию об отрасли мы можем почерпнуть для её характеристики.

 

 

 

 

Каков же состав отрасли?

Какое химическое сырье добывается ?

 

 

Какие отрасли поставляют сырье для химической промышленности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство серной кислоты тяготеет к потребителю из-за сложности транспортировки.

Азотные удобрения дешевле производить рядом с газопроводами.

Производство фосфорных удобрений должно располагаться в сельскохозяйственных районах и тяготеть к сернокислотной промышленности.

3) Какие отрасли ориентируются на несколько факторов? (обеспеченность сырьем, водными ресурсами и дешевой электроэнергией)

И все предприятия химической промышленности должны учитывать еще один важнейший фактор размещения. Какой?

 

 

 

 

 

Работе по карте атласа.

Определение центров химической промышленности?

 

 

Сообщения учащихся об экологических проблемах, связанных с химическим производством. ( В зависимости от наличия времени на уроке).

 

 

Работа с таблицей №19 с.141 учебника

Определение мировых лидеров в производстве продукции некоторых отраслей лесной промышленности

С топливно-энергетическим, металлургическим, машиностроительным.

 

 

 

 

 

Химической промышленностью и лесной промышленностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                  Значение отрасли.

2.                  Состав отрасли

3.                  Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли

4.                  Современное состояние отрасли.

5.                  Экологические проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комбинирование – это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.

 

 

Экологическая опасность, водоэнергоёмкость.

 

 

 

Можем увидеть информацию о сырьевой базе, составе отрасли, химические базы мира,

 

 

 

 

Составление схемы на доске.

 

 

 

а) горнохимическая добываются: апатиты, фосфориты, сера, калийные соли, поваренную соль, глауберовую соль)

 

Коксохимическая, нефтеперерабатывающая, газоперерабатывающая.

 

б) основная химия

производство солей, кислот, щелочей, производство минеральных удобрений.

в) химия органического синтеза

исходные материалы органического синтеза, производство полимеров, переработка полимерных материалов.

г) прочие отрасли

производство лаков, красок, парфюмерии, фармацевтика и т.д.

 

 

сырьевой

водный

энергетический

потребительский

экологический

 

 

Производство калийных солей, соды, поваренной соли (из-за огромной материалоемкости)

 

Производство серной кислоты, азотных и фосфорных удобрений

 

Производство пластмасс, полимеров, химических волокон)

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологический.

 

 

 

 

 

Западная Европа

США

Страны Персидского залива

Россия

Китай

 

Сообщения учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Продукция: древесина, пиломатериалы, целлюлоза, бумага- страны лидеры.

3. Обобщение и итоги урока.

Несколько вопросов по обобщению. Выставление оценок за работу на уроке.

 

4.Рефлексия

Беседа с учащимися

Предлагает дополнить предложе-

ние:

1) Я знаю, что такое …

2) Я могу …

3) Я научился …

4)  Мне очень понравилось….

5) Мне не понравилось….

6)  Я бы хотел изменить….

7) Все ли мы учебные задачи выполнили?

8) О чем мы сегодня задумались?

 

Ответы учащихся

5. Домашнее задание

& 21 с.138-142(Химическая и лесная промышленность)

Запись в дневниках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Класс: 10-11 Тема урока: «Химическая промышленность мира»

Класс: 10-11 Тема урока: «Химическая промышленность мира»

II. Изучение нового материала

II. Изучение нового материала

Сырьевой США, Россия,

Сырьевой США, Россия,

Конспект урока. план урока учитель ученики 1

Конспект урока. план урока учитель ученики 1

Лесная промышленность

Лесная промышленность

Лесная промышленность

Лесная промышленность

Лесная промышленность

Лесная промышленность

Обобщение и итоги урока.

Обобщение и итоги урока.

Конспект урока Химическая промышленность мира

Конспект урока Химическая промышленность мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2021