ФИО педагога Баринова Татьяна Николаевна
Полное название ОУ МБОУ Одинцовская гимназия № 14
Предмет - биология ; класс 5А ; УМК В.В.Пасечника
Тема урока Плесневые грибы и дрожжи.
Этапы урока, время |
Планируемый результат в области |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приемы |
|
Организаци-онный момент
2 мин.
|
1.Класс должен быть подготовлен к уроку. На столах лежат: тетрадь для классных работ, для лаб. работ, тетрадь на печатной основе, учебник, пенал, дневник, в чашке выращенная плесень, по средине стола- микроскоп. 2. В классном журнале отмечены отсутствующие. 3. Ребята ознакомлены с планом урока. |
Регулятивные: самоорганизация учебного труда- организация учебного места, распределения времени. |
Приветствие, проверка готовности к уроку, порядка на столах, проверка присутствующих и отсутствующих, заполнение журнала, сообщение хода урока. |
Ученики встают, приветствуют учителя, на столах- порядок, учебные принадлежности аккуратно сложены в стопочки. |
Приветствие; осмотр готовности к уроку. |
|
Актуализа-ция знаний.
10 мин.
|
Ребята должны показать знание изученных терминов: микология, мицелий (грибница), хитин, плодовое тело, пластинчатые грибы, трубчатые грибы, микориза, грибы-двойники, съедобные грибы, ядовитые грибы, грибы- хищники, сапрофитный способ питания, паразитический способ питания симбиотический способ питания, автотрофный способ питания, гетеротрофный способ питания. Должны показать умение формулировать полные определения, давать взаимооценку.
|
Регулятивные: волевая регуляция эмоциональных проявлений; контроль и оценка своих действий; Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли; слушать и понимать других; Познавательные (логические): формирование понятий; (общеучебные) работа по алгоритму; Личностные: адекватная оценка других; познавательная мотивация, Предметные УД: умение пользоваться биологическими терминами. |
Учитель организует игру, вызывает одного из учеников к доске, предлагает ему сесть на свой стул; педагог обводит термины, написанные на слайде, проверяет знание учащимися следующих терминов: микология, мицелий (грибница), хитин, плодовое тело, пластинчатые грибы, трубчатые грибы, микориза, грибы-двойники, съедобные грибы, ядовитые грибы, грибы- хищники, сапрофитный способ питания, паразитический способ питания симбиотический способ питания, автотрофный способ питания, гетеротрофный способ питания. Учитель проверяет готовность к усвоению новых знаний, мотивирует ребят интересной формой работы изучать новый материал.
|
Ребята вспоминают правила игры, формируют определения тех терминов, которые показывает учитель, но сами эти термины не называют. Ученики вносят дополнения, чтобы понятие стало полным, а школьник, сидящий на «горячем стуле» называет термины, ребята производят взаимооценку. |
Игра, а в ходе неё индивидуальный и фронтальный опрос. |
|
Объяснение нового материала
15 мин
|
Ребята узнают особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей. Плесневые грибы и дрожжи- сапрофиты, питающиеся готовым органическим веществом. В природе живут в почве, разлагают помёт животных и другие выделения, образуя гумус. Мукор и пеницилл формируют разветвлённую грибницу в продуктах питания; у мукора она одноклеточная, у пеницилла многоклеточная. Размножаются спорами, которые у мукора образуются в шаровидных спорангиях, а у пеницилла на концах кистевидных нитей. Из пеницилла изготавливали антибиотик – пенициллин. Дрожжи – одноклеточные грибы, живущие на поверхности сладких плодов и нектаре цветов. Издавна используются в виноделии и хлебопечении. Размножаются почкованием. |
Познавательные Постановка проблемы (формулирование); Регулятивные (целепологание): Определение и понимание учебной цели и задач; (общеучебные) поиск информации; осмысленное чтение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; Регулятивные: Самостоятельность. Предметные УД: умение пользоваться биологическими терминами. |
Учитель демонстрирует проблемную ситуацию (Плесневые грибы портят продукты питания. Почему так происходит? Как уберечь продукты питания от порчи?) и помогает детям сформулировать проблему и цель урока; организовывает работу с текстом учебника, и слайдом, чтобы учащиеся поняли, почему плесени портят продукты питания? Организовывает работу с текстом учебника в парах, по изучению строения пеницилла и мукора и таблицей, в которой прописаны некоторые критерии сравнения ; проверку заполненной таблицы, самопроверку. Рассказывает о местах обитания, строении, размножении и процессах жизнедеятельности дрожжей, о применение дрожжей человеком.
|
1. формулирование проблемы и целей; 2.работают по учебнику, составляют сравнительную хар-ку мукора и пеницилла, заполняют таблицу; 3.рассказывают о результатах заполнения таблицы; 4.по слайду проверяют правильность выполненного задания (самопроверка). 5.Делают вывод: какой гриб более сложно устроен и почему? |
1.проблемно- поисковый метод, 2. работа в парах, 2. рассказ учителя.
|
|
Закрепление учебного материала- практикум
16 мин
|
Ребята должны принести выращенную плесень, показать знания и умения использования микроскопа: настраивать яркое освещение, фокусировать изображение, с помощью регулировочных винтов; расчёта увеличения микроскопа. Внешнее строение плесени, а также микростроение мукора должно быть зарисовано в тетради. На рисунке должно быть проставлено увеличение. Лабораторная работа закончена выводом о том, что изучены два плесневых гриба: мукор и пеницилл, отличающиеся по окраске грибницы - у мукора белая грибница с чёрными спорангиями, у пеницилла- бирюзовая грибница. Мукор имеет одноклеточную разветвлённую грибницу; в чёрных спорангиях формируются споры, служащие для размножения.
|
Регулятивные: целепологание; Познавательные (логические): формирование понятий; сравнение; (общеучебные): структурирования информации при записи в тетрадь. Предметные УД: умение работать с микроскопом, его настраивать, фокусировать; умение пользоваться биологическими терминами.
|
Учитель напоминает правила техники безопасности на л/р. Учитель проверяет готовность к проведению лаб. работы: наличие выращенной плесени, знание правил работы с микроскопом. Организует проведение лабор. работы, обозначив её стадии: а) изучение внешнего строения мукора и пеницилла; б) зарисовка в тетради внешнего строения плесени; в) изучение микропрепарата мукора под микроскопом; г) зарисовка в тетради микростроения мукора, д) формулировка вывода. Учитель разъясняет увиденное с помощью цифрового микроскопа, проверяет, то, что получилось у детей под микроскопом, зарисовывает примерный рисунок на доске; знакомит с лабор. работой в виртуальной лаборатории; оценивает наиболее активных учеников, подводит к формулированию вывода по изученному материалу. |
Ученики формулируют цель работы, изучают внешнее строение плесневых грибов- мукора и пеницилла, отмечают их окраску, зарисовывают в тетрадь для лабораторных работ увиденное; Изучают микростроение мукора под микроскопом, зарисовывают в тетрадь, рассчитывают используемое малое увеличение (отмечают в тетради), формулируют вывод по лабораторной работе. |
Лабораторная работа, рассказ учителя с демонстрацией микропрепарата с помощью цифрового микроскопа, индивидуальный опрос. |
|
Задание на дом
2 мин.
|
Параграф учебника должен быть прочитан, учениками усвоен материал по особенностям строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, их значение в природе и жизни человека. Выполнено творческое дом. задание- создание памятки с картинками с максимальным кол-вом способов хранения продуктов, защищающих от порчи плесенью. |
Познавательные (логические): формирование понятий; (общеучебные) поиск информации; осмысленное чтение; развитие творческого мышления. Личностные: познавательная мотивация. Предметные УД: формирование предметных понятий. |
Учитель задаёт и поясняет выполнение домашнего задания, мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания (самые лучшие памятки размещу на стенде). |
Читают §9, отвечают на вопросы после него, оформляют памятку с перечислением разных способов сохранения продуктов питания от порчи; по желанию заходят на адрес виртуальной лаборатории и проводят в ней лабораторные работы. |
Рассказ учителя, творческое задание. |
ФИО педагога Баринова Татьяна Николаевна.
Полное название ОУ МБОУ Одинцовская гимназия №14
Предмет – биология. Класс 5А. УМК В.В. Пасечника.
Тема урока « Плесневые грибы и дрожжи».
Дата проведения урока (занятия)
Этапы урока |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
организационный момент
|
1.Присутствовали учащиеся в классе, которые не готовы к уроку.
2.Есть ребята у которых на столе беспорядок.
|
1.Распределить учебники так, чтобы хотя бы один был на столе. Если нет классной тетради, заменить её листком с таблицей, если нет дневника, записи дом. задания сделать в тетради. 2.Сделать замечание, попросить сложить учебные принадлежности в стопочки.
|
опрос учащихся по заданному на дом материалу
|
1. Никто из ребят не может дать правильное определение термина. 2. Ребята дают не правильную оценку знаниям одноклассников.
|
1. Предложить найти определение в тетради. 2. Показать достоинства и недостатки ответа ученика, откорректировать оценку. |
объяснение нового материала
|
1. Дети не видят проблему, не могут её сформулировать. 2. Дети не могут сформулировать цель урока. 3. Дети не могут заполнить таблицу. 4. Не работают в парах. 5. Дети не могут сформулировать вывод, какой организм более сложно устроен. |
1. Помочь сформулировать проблему. 2. Помочь сформулировать цель.
3. Ищем ответ по учебнику вместе. 4. Предложить работать вместе. 5. Учитель проговаривает признаки более сложноустроенного организма: у него больше частей (в данном случае клеток). |
закрепление учебного материала- практикум (Рефлексия)
|
1. Ребята не смогли сфокусировать изображение микроскопа. 2.Ученики забыли как рассчитывается увеличение микроскопа. 3. У ребят нет плесени, не выросла.
4. Не хватает времени, чтобы зайти в виртуальную лабораторию.
5. Разрядился аккумулятор ноутбука- нет возможности работать с цифровым микроскопом. 6.Завис компьютер- нет возможности демонстрировать презентацию.
7. Ребята не успевают сделать вывод по лаб. работе в классе. |
1.Подойти и помочь, найти его.
2. Найти учеников в классе, которые помнят, как это сделать. 3. Предложить плесень, выращенную учителем. 4. Предложить сделать эту л/р дома, обратив внимание ребят на эл. адрес сайта. Зайти на сайт на след. уроке. 5. Работаем без цифрового микроскопа, сразу делаю рисунок на доске. 6. Проговариваю схемы устно, демонстрирую натуральные образцы плесени. 7.Проговариваем вывод в классе, даю на дом задание доделать л/р, дописываем д/з в дневник. |
задание на дом
|
Могут появиться вопросы по оформлению памятки.
1. Рисунки в памятке делать цветные?
2. Памятку сделать на отдельном листке?
3. Сколько должно быть способов хранения продуктов?
4. В дневнике не хватает места на запись д/з. 5. Как и куда записать эл. адрес. |
Ответить на вопросы:
1.Да.
2. Да, формат А4.
3. Около10. Памятки с наибольшим кол-вом способов размещу на стенде.
4. Занять ещё одну строчку, подписав её. 5. В верхнее окошко поисковой системы, можно записать и в обычное окошко и даже русскими буквами: виртулаб. |
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Для диагностики и формирования универсальных учебных действий целесообразно были использованы различные виды заданий. Этап рефлексии – показывает достиг ли урок целей, все ли задачи, поставленные в начале занятия реализованы. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе неплохой
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.