Конспект урока по русскому языку
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: имя существительное.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
- формирование общего понятия об имени существительном
- знакомство с именем существительным как частью речи;
Задачи:
· учить различать предмет и слово как часть речи;
· учить соотносить вопросы кто? и что?;
· показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными; определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;
· развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
· развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности;
· Регулятивные УУД :
осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.
· Познавательные УУД:
научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.
· Коммуникативные УУД :
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
· Личностные УУД:
формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.
Оборудование:
· школьная доска
· компьютер;
· проектор;
· ручка, тетрадь
· демонстрационный материал (презентация);
· карточки для работы для детей с РАС
· кружочки настроения: оранжевый, зеленый, синий
Планируемые результаты:
· обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
· научатся различать предмет и слово как часть речи; учащиеся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета)
· научатся соотносить вопросы Кто? и Что?
План урока:
Организационный момент
1. Каллиграфия
2. Определение темы и цели урока
3. Работа по теме урока
4. Физминутка
5. Применение и закрепление нового знания
6. Рефлексия. Итог урока
7. Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент
Эмоциональная мотивация:
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте – все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
– Открываем тетради, записываем число, классная работа.
– Ребята, давайте составим план нашего урока: вспомним, с чего начинается урок, что мы делаем сначала, что потом. (ответы детей)
– А теперь посмотрим на экран, я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать
План урока:
1. Каллиграфия
2. Определение темы и цели урока
3. Работа по теме урока
4. Физминутка
5. Применение и закрепление нового знания
6. Рефлексия. Итог урока
7. Домашнее задание
1. Каллиграфия
– Урок начинаем с каллиграфии. Назовите несколько слов, начинающихся на букву «О». Теперь пропишем «Оо» в воздухе. Строчка в тетради.
– В нашей речи очень много слов. Но все они разделены на группы – части речи.
2. Определение темы и цели урока
– Тема нашего урока – изучение одной из частей речи. К концу урока мы должны запомнить, на какие вопросы она отвечает, что обозначает, научимся отличать её от других частей речи.
– Что это за часть речи, мы узнаем, отгадав загадку ( на экране)
Люблю я очень называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь я сама – ответы!
Вопросы эти – «что?» и «кто?»
Без них не может жить никто!
А кто на них даёт ответ,
Тот называет вам предмет.
– На какие вопросы отвечает эта часть речи? Что она обозначает?
Кто знает эту часть речи?
На экране правило «Имя существительное» (+ вывешивается на доску табличка «Имя существительное», + отдельно детям с РАС на парту табличка)
– Тема нашего урока «Имя существительное»
3. Работа по теме урока
– Сейчас мы с вами попробуем определить, какие из слов являются существительными.
(На слайде даны слова, +детям с РАС отдельно распечатаны карточки со словами)
Медведь, круглый, язык, трудолюбивый, тетрадь, ручка, бегает, девочка, стол, ходит, заяц, лиса.
Задание: определите, какие слова являются существительными? на какие вопросы отвечают данные существительные? (ответы детей)
– Итак, из данных слов существительными являются: медведь, язык, тетрадь, ручка, девочка, стол, заяц, лиса.
– Существительные, отвечающие на вопрос КТО? – медведь, девочка, заяц, лиса (это все живое)
– Существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? – язык, тетрадь, ручка, стол (это все неживое)
- Кто сформулирует правило? (бывают одушевлённые и неодушевлённые, отвечают на вопросы кто? или что?)
Правило: если существительное отвечает на вопрос КТО?, то является одушевленным(живое), если существительное отвечает на вопрос ЧТО?, то является неодушевленным(неживое)
– Задание: назовите с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные.
- Что обозначают имена существительные? (Предмет). Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами. Имя существительное делится на группы:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЧТО? КТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЖИВОТНЫЕ
ЧУВСТВА ЛЮДИ
РАСТЕНИЯ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
4. Физминутка
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть
Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга.
5. Применение и закрепление нового знания
– Давайте назовем по одному примеру на каждую группу слов (например, ЧТО? «явление природы» и т.д)
– Запишите в тетрадь по два понравившихся примера. Проверьте правильность написания слов.
Творческое задание:
– Из данных слов выберите существительные, объясните:
Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.
– Можно ли из этих слов составить предложения? Запишите по одному предложению: 1-й ряд - о детях, 2-й -о снежинках, 3-й - об учительнице. Получился текст? Докажите.
– Наш урок подходит к концу, сейчас закрепим наши новые знания, что такое имя существительное. Я раздам вам листочки, на которых тест, нужно выбрать верные ответы.
Тест
1. Выберите верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?
б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?
2.Выберите верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета;
б) имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета;
в) имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.
3. Выберите верное утверждение.
а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевлённые – на вопрос кто?
б) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?
4. Укажите неодушевленное существительное
1) белка
2) фамилия
3) ученик
4) школьник
5) ребенок
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Какие группы имен существительных знаем?
6. Рефлексия. Итог урока
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- Я вспомнил….
- Мне удалось…
- Мне понравилось…
- Я могу похвалить себя за….
· С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кружочки на доску в зависимости от того, как вы поработали: радостное настроение – оранжевый цвет; спокойное – зеленый цвет; печальное – синий цвет.
– Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.
7. Домашнее задание.
Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.