Конспект урока литературного чтения по теме: А.Н.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения по теме: А.Н.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

Оценка 4.7
docx
10.01.2022
Конспект урока   литературного чтения  по теме:   А.Н.Плещеев  «Весна», «Сельская  песенка»
плещеев весна, сельская песенка.docx

 

Конспект урока   литературного чтения

по теме: 

А.Н.Плещеев  «Весна», «Сельская  песенка»

 

Цели:

1. Познакомить учащихся с  биографией и стихотворениями о весне  А.Н. Плещеева;

2. Учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыков беглого чтения  и правильной речи.

2.Развивать умение выполнять задания по аналогии, мыслительные операции: обобщение, анализ; восприятие внимание слуховое и зрительное;

3.Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, умение работать в паре.

Формирование УУД:

-самостоятельно организовывать рабочее место; учитывать правило в планировании способа решения;

-определять эмоциональный характер текста; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;

-участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

-соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей;

- учить оценивать себя и товарищей на уроке;

Формы работы: парная

Оборудование: мультимедиа, карточки из  приложения,  презентация.

 

 

 

 

Содержание урока:

1.Организационный  момент.

2.Речевая разминка. Слайд 2+ приложение1

У  вас на столах лежат  листочки, прочитайте про себя.

Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернётся весна!
Забыты снега и морозы,
Уж льды расторгает поток;
И вот - оживают берёзы,
Повеяло запахом розы
И тёплый пахнул ветерок ...

- К какому  жанру  относится произведение? Докажите (стихотворение, потому что есть рифма и ритм).

- О чём говорится в стихотворении?

- Что приснилось поэту?

- Подчеркните главные  члены  предложения. Проверим по  цепочке.

- Прочитаем  хором и дружно.

3. Проверка домашнего задания. Слайд 3.

- Стихи  какого  поэта  вы  учили дома?

- Предлагаю разделиться на две группы, каждая  оценивает  чтение  другой по нашему плану:

 

громкость

темп

качество

выразительность

Катя

+

+

-

+

Стас

 

 

 

 

Егор

 

 

 

 

 

4. Постановка  темы  и  цели  урока. Слайд 4

- Посмотрите на  экран.  Предположите,  что общего у всех  этих  авторов.

- Верно, это поэты. Их произведения мы  встретим  в разделе «Люблю  природу русскую».

Слайд 5

- Откройте  оглавление. Стихотворения  какого  автора  мы  будем  изучать сегодня?

Как   стихотворения называются?

 

- Сформулируйте  тему  урока.

- Назовите  цели  урока.

5. Изучение  нового материала. Слайд 6+ приложение2

А) Знакомство с биографией  поэта.

- Рассмотрите портрет.

 -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)

 -Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

- Подробнее  с  его биографией  вы  познакомитесь  самостоятельно в приложении 2. Прочитайте.

Слайд 7

- Проверьте себя. Тест «Да  или  нет».

Б) Подготовка к восприятию текста   Слайд 8.+ приложение  3

 - Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна»

 - Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

В) Прослушивание аудиозаписи (на слайде). Проверка первичного восприятия

 - Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?

 - Что описывает поэт?  (Приход весны)

Слайд 8.+ приложение3

Г) Словарная работа. Подготовка к чтению вслух.

 - Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

 - Толкование слов:

·        «повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок),

·        «лазурь»  (светло-синий цвет, синева)

·        «миновала» (прошла),

·        «заботы» (беспокойство, хлопоты)

Д) Работа над выразительностью

 - Какие картины весны наблюдает поэт?

( Тает снег, бегут ручьи, чистая небесная лазурь, стало теплее солнце)

 

 - С каким настроением говорит о них поэт?

(С радостным)

 - Где надо делать паузы при чтении стихотворения?

(После знаков препинания:

,            - раз

.   -   :  ;     - раз, два

?   !  …      - раз, два, три

после заглавия  - раз, два, три, четыре, пять  )

 - Давайте расставим паузы.

 - Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?

(Многоточие обозначает более длинную паузу  по времени, это длинное  тире)

  - Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? Мы уже знакомы с ними.

(Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы.

6. Физминутка. Слайд 9

Песенка капели

(Развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения)

Кап, кап, я – капель,

У меня в апреле (хлопают в ладоши)

На весеннем тепле (гладят по плечам)

Капельки поспели (хлопают в ладоши)

Кап, кап – на скамью,

Детям на игрушки (хлопают в ладоши)

Кап, кап – по воробью

 

Прямо по макушке (показывают руками на макушку)

Воробей, вот так раз,

Очень разозлился (топают ногами, трясут головой)

Он крыльями тряс (встряхивают руками)

И слегка бранился (произносят чик-чирик, грозят пальчиком

 

7. Продолжение работы над новым материалом. Слайд 10

 - Продолжаем изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника нам предлагают для работы на уроке называется «Сельская песенка»

 - Предположите о  ком или о чём пойдёт речь в стихотворении?

 Словарная работа

 - Что означает слово «сени»?

 ( Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей)

Первичное чтение стихотворения А.Н.Плещеева

  - Прочитайте самостоятельно это стихотворение

 - Как вы думаете, почему автор дал такое название?

 

 

(Ласточка летит из далёких краёв с песней в село к деревенскому дому)

3) Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.

 - Радуется поэт приходу весны или нет?

 - В каких строках это выражено?

 - Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.

(Увидеть: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит

Услышать: прощебечь с дороги, песню спой)

 - Что объединяет оба произведения А.Н.Плещеева?

 

 

(Описывает приход весны, передаёт радостные чувства)

 4) беседа  о ласточках.  Слайд  11.

 - О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

(о ласточке)

(Гнездо деревенской ласточки

Гнездо городской ласточки

Гнёзда ласточек – береговушек)

   К сведению:  В России наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые ласточки.

 Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений.

Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.

 Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.

8. Мини-тест. Слайд 12.

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка»

А.Барто, А.Плещеев, Ф.Тютчев

2. Время года, которое описывает поэт А.Плещеев

Весна, зима, осень

3. Название птиц из стихотворения «Весна»

Ласточки, воробьи, соловьи

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева?

Природа, солнце, птицы

9. Рефлексия.

-Что вам понравилось на уроке?

 

 

10.Подведение итогов. Слайд 13.

С какими произведениями мы работали на уроке?

Чему нас учат эти стихи?

Понравились  ли  вам  эти  стихотворения?

Кто автор  этих  стихотворений?

Какие птицы прилетают раньше  других в его стихотворениях?

Добились мы  цели и задач  урока?

10. Домашнее задание выучить одно из стихотворений наизусть .

 

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернётся весна!
Забыты снега и морозы,
Уж льды расторгает поток;
И вот - оживают берёзы,
Повеяло запахом розы
И тёплый пахнул ветерок ...

 

 

Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернётся весна!
Забыты снега и морозы,
Уж льды расторгает поток;
И вот - оживают берёзы,
Повеяло запахом розы
И тёплый пахнул ветерок ...

 

 

Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернётся весна!
Забыты снега и морозы,
Уж льды расторгает поток;
И вот - оживают берёзы,
Повеяло запахом розы
И тёплый пахнул ветерок ...

 

 

Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернётся весна!
Забыты снега и морозы,
Уж льды расторгает поток;
И вот - оживают берёзы,
Повеяло запахом розы
И тёплый пахнул ветерок ...

 

 

Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернётся весна!
Забыты снега и морозы,
Уж льды расторгает поток;
И вот - оживают берёзы,
Повеяло запахом розы
И тёплый пахнул ветерок ...

 

 

Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернётся весна!
Забыты снега и морозы,
Уж льды расторгает поток;
И вот - оживают берёзы,
Повеяло запахом розы
И тёплый пахнул ветерок ...

 

 

 

 

Приложение 2

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ

1825 - 1893

Алексей Николаевич Плещеев - поэт. Родился в городе Костроме в 1825 года в обедневшей дворянской семье. Детство прошло в Нижнем Новгороде.

Воспитанием маленького Алёши занималась  мама,  которая сумела дать сыну хорошее образование. Пожеланию матери поступил в  военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет.    

Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год,  вышел первый сборник стихов поэта.  Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ

1825 - 1893

Алексей Николаевич Плещеев - поэт. Родился в городе Костроме в 1825 года в обедневшей дворянской семье. Детство прошло в Нижнем Новгороде.

Воспитанием маленького Алёши занималась  мама,  которая сумела дать сыну хорошее образование. Пожеланию матери поступил в  военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет.    

Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год,  вышел первый сборник стихов поэта.  Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ

1825 - 1893

Алексей Николаевич Плещеев - поэт. Родился в городе Костроме в 1825 года в обедневшей дворянской семье. Детство прошло в Нижнем Новгороде.

Воспитанием маленького Алёши занималась  мама,  которая сумела дать сыну хорошее образование. Пожеланию матери поступил в  военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет.    

Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год,  вышел первый сборник стихов поэта.  Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.

 

 

 

Приложение 3

Уж  тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло  весною…

Засвищут  скоро соловьи,

И лес  оденется  листвою

Чиста  небесная  лазурь,

Теплей  и  ярче  солнце  стало,

Пора  метелей  злых и  бурь

Опять надолго миновала.

 

Уж  тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло  весною…

Засвищут  скоро соловьи,

И лес  оденется  листвою

Чиста  небесная  лазурь,

Теплей  и  ярче  солнце  стало,

Пора  метелей  злых и  бурь

Опять надолго миновала.

 

Уж  тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло  весною…

Засвищут  скоро соловьи,

И лес  оденется  листвою

Чиста  небесная  лазурь,

Теплей  и  ярче  солнце  стало,

Пора  метелей  злых и  бурь

Опять надолго миновала.

 

Уж  тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло  весною…

Засвищут  скоро соловьи,

И лес  оденется  листвою

Чиста  небесная  лазурь,

Теплей  и  ярче  солнце  стало,

Пора  метелей  злых и  бурь

Опять надолго миновала.

 

Уж  тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло  весною…

Засвищут  скоро соловьи,

И лес  оденется  листвою

Чиста  небесная  лазурь,

Теплей  и  ярче  солнце  стало,

Пора  метелей  злых и  бурь

Опять надолго миновала.

 

Уж  тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло  весною…

Засвищут  скоро соловьи,

И лес  оденется  листвою

Чиста  небесная  лазурь,

Теплей  и  ярче  солнце  стало,

Пора  метелей  злых и  бурь

Опять надолго миновала.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скругленный прямоугольник: ДОБРО Скругленный прямоугольник: ДОВЕРИЕ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       


 

Конспект урока литературного чтения по теме:

Конспект урока литературного чтения по теме:

Содержание урока: 1.Организационный момент

Содержание урока: 1.Организационный момент

Откройте оглавление. Стихотворения какого автора мы будем изучать сегодня?

Откройте оглавление. Стихотворения какого автора мы будем изучать сегодня?

Тает снег, бегут ручьи, чистая небесная лазурь, стало теплее солнце) -

Тает снег, бегут ручьи, чистая небесная лазурь, стало теплее солнце) -

Кап, кап – по воробью Прямо по макушке ( показывают руками на макушку)

Кап, кап – по воробью Прямо по макушке ( показывают руками на макушку)

Описывает приход весны, передаёт радостные чувства) 4) беседа о ласточках

Описывает приход весны, передаёт радостные чувства) 4) беседа о ласточках

Подведение итогов. Слайд 13.

Подведение итогов. Слайд 13.

Приложение 1. Мне снилось, что солнце всходило,

Приложение 1. Мне снилось, что солнце всходило,

Приложение 2 АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Приложение 2 АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Приложение 3 Уж тает снег, бегут ручьи,

Приложение 3 Уж тает снег, бегут ручьи,

Конспект урока литературного чтения по теме: А.Н.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

Конспект урока   литературного чтения  по теме:   А.Н.Плещеев  «Весна», «Сельская  песенка»

Конспект урока литературного чтения по теме: А.Н.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

Конспект урока   литературного чтения  по теме:   А.Н.Плещеев  «Весна», «Сельская  песенка»

Конспект урока литературного чтения по теме: А.Н.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

Конспект урока   литературного чтения  по теме:   А.Н.Плещеев  «Весна», «Сельская  песенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2022