Урок литературного чтения в 1 Б классе.
Учитель МАОУ СОШ №21
г.Кунгура
Коковина Е.А.
Тема урока: Звук [Й]. Буква Й, й.
Цель: знакомство с новым звуком [Й] и Буквами Й,й.
Задачи:
обучающие: научить правильно называть букву Й и звук [ Й], читать слоги, слова и предложения с этой буквой; формировать навык сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся.
развивающие: создать условия для развития фонематического слуха детей, логического мышления, внимания, памяти
воспитательные: способствовать формированию культуры общения, прививать навыки работы в паре, группе.
личностные:
понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний ; желание и стремление хорошо учиться.
регулятивные:
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
познавательные:
моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель
поиск информации о значении объекта
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
владение монологической и диалогической формами речи.
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности.
- Какие гласные буквы могут обозначать 2 звука? (я, е, ё)
- Какие звуки они обозначают? ( [ йа ], [ йо], [йэ]) Что общего ?
- Во всех хитрых гласных при произношении звучит в слиянии звук [й].
- Как вы думаете, есть ли в русском языке буква которая обозначает звук [й]?
- Это и будет темой нашего урока.
- Определим задачи, которые мы должны решить.
1. Познакомимся....
2. Научимся находить...
3. Будем учиться...
2. Знакомство с новым звуком и буквой.
- Доскажи словечко:
- Что мы ели, угадай? Кара.... (вай)
- Что за месяц, угадай? Месяц ... (май)
- Что в стакане, угадай? Сладкий ... (чай)
- Что общего в этих словах? ( Звук [й] на конце слова.)
- Охарактеризуйте этот звук. ( Дети показывают руками звуки согласный, звонкий, мягкий)
- Научимся находить этот звук в словах. Игра "Узнай звук".
- Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки - кладёте перед собой.
Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, нотки, машина, змей, имя, чай, получай.
- На письме этот звук обозначается буквой Й,й.
Дети читают стихи:
Эта буква непростая, Букву Й зовут" И кратким".
Голос краток и сердит, Й как И в твоей тетрадке.
Потому что запятая Чтобы Й не путать с И,
На её плечах сидит. Сверху галочку пиши.
- Напечатайте в тетрадке букву Й,й .
- В русском языке не так много слов с Й: ЙОГ, ЙОД, ЙОГУРТ. Есть и имена собственные на Й: Йемен, Йошкорала. (карточка)
- Слова йод, йог, йогурт начинаются с букв ЙО. В остальных случаях, если мы слышим звуки [йо] рядом, пишем букву Ё.
3. Работа по теме урока.
1) Чтение слов с Й.
М М Л
Л В П
Д АЙ Р ОЙ В ЕЙ
Ч П С
2) Что лишнее.
йод шайба сильный
йог линейка хоккей
йогурт читайте белый
- По какому принципу сгруппированы в столбики слова?
- В каждом столбике найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
3) Прослушивание аудиозаписи сказки "Два хвостика".
Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?
На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.
4) Физминутка «Зайка»
5)Индивидуальная работа учащихся по карточке.
1. Прочитайте слова. Измените так, чтобы они обозначали один предмет. Что нужно поменять? (И на Й)
Сараи слои караваи трамваи слои
2. Измените слова так, чтобы спрятать Й в середину слова.
1 в. читай 2 в. пой
играй мой
делай знай
гуляй строй
3. Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию.
1в. стоит - … 2в. читает - …
строит - … думает - …
решает - … играет - …
повторяет - …. плавает - …
6) Работа по учебнику стр. 34-35.
1. – Рассмотрите иллюстрацию на стр. 34. Кто на ней изображён? (Солдаты)
- Как ещё называют солдат? (Защитники Родины, воины)
- Чем отличаются эти защитники Отечества? (формой)
Включается презентация.
- На рисунках прослеживается история российской армии со времён монголо-татарского нашествия и до наших дней.
1-ый – воин княжеской Руси
2-ой – воин времён Петра 1.
3-ий – воин Отечественной войны 1812 года с армией Наполеона.
4-ый – воин Отечественной войны 1941-1945 г
5 –ый – воин наших дней.
2. - Два близких слова ВОИН –ВОЙНА . (На слайде появляются большие буквы со словом война).
- Какие чувства возникли у вас, когда вы прочитали это слово?
Показ презентации песни «Закаты алые».
- Издревле мужественные воины защищали нашу страну от врагов, не жалея себя и своей жизни.
3. - Прочитайте пословицы на стр. 34. Какая из них подходит к нашему разговору?
( Родина – мать, умей за неё постоять.) Как вы понимаете эти слова?
- Прочитайте предложение: Во…ны стоят на страже мира, чтобы не было во…ны.
Вставьте пропущенные буквы.
4. Чтение текста на стр. 35.
- О ком этот текст?
- Кем был дедушка мальчика?
- В какой войне он участвовал?
- Какую медаль получил?
- Как вы думаете, за что он получил медаль «За отвагу»?
- Что говорит мама о дедушке?
Память о страшной войне и подвиге народа живёт в наших сердцах. В этом году страна отметила 70 лет со дня победы. В городах прошёл парад в честь этой даты. Кто из вас его смотрел? Что было необычным? В параде принимал участие «Бессмертный полк». Дети, внуки, погибших солдат, несли портреты воинов.
4. Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу. Что нового мы узнали на уроке, с чем познакомились?
Выполнили ли мы задачи, поставленные перед собой?
- За что хотите похвалить себя?
- Узнайте у родных, нет ли среди ваших родственников воинов, отдавших жизнь за нас с вами, за нашу Родину.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.