Технологическая карта пробного урока математики
ТЕМА. Вычитание вида 50-24 (стр. учебника 19)
|
Цели урока: Содержательная: познакомить с вычитанием двухзначного числа из круглого десятка Деятельностная: способствовать формированию УУД.
УМК «Школа России»
Технология обучения – проблемно-диалогическая
Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)
|
||
|
Составила студентка 331 группы Зубакова Татьяна Дмитриевна МОУ СОШ № , класс 2, каб. № Дата проведения урока 11 Смена Номер урока Начало урока ФИО учителя школы: ФИО преподавателя-консультанта: Кузьчуткомова Ольга Витальевна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
||
ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: У учащегося будут сформированы: · навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; · положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе; · восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности; · умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат; Учащийся получит возможность для формирования:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Учащийся научится:
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
ПРЕДМЕТНЫЕ: Учащийся научится: · заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; · воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания; · выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком); · выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
|
Оборудование. ü у учителя: учебник, конспект
ü у учащихся: учебник, тетради, чистые листы
Библиографический список
|
Оформление доски
Оформление работы в тетрадях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке)
|
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства … Формы и методы контроля: индивидуальная |
|
|
- Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. |
Приветствуют учителя |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · Формируют положительное отношение к урокам математики
|
- Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Громко, четко говорим И тихонечко сидим. |
|
|
- Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Улыбнитесь. Раз на лице улыбка –значит, есть настроение, если есть настроение, значит, есть вера в себя, а если есть вера в себя, значит будет результат! Вы согласны со мной? Я вижу, что вы готовы к работе. Посмотрите друг на друга и пожелайте удачи. |
|
|
2. Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания |
||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Дидактические средства … Формы и методы контроля: фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) оценивают правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления (Р) 2) выполняют учебные действия в устной и письменной форме, используют математические термины, символы и знаки (Р)
|
|
-Начнем с урок с устного счета. |
|
|
-Внимательно слушаем примеры, ответы показываем с помощью карточек с цифрами. 40-5= -Как вы решили? -Верно. Следующий пример (с объяснениями) 30-6= 60-8= 70-9=
|
-35 -40 это 30 и 10. Вычитаем из 10 5,получаем 5. 30 да 5 будет 35. -26 -52 -61 |
|
-Хорошо! |
|
|
3. Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы |
||
· Создание проблемной ситуации |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решают её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности (Р) 2) Описывают результаты учебных действий, используя математические термины и записи (П) 3) уважительно ведут диалог с товарищами, стремятся к тому, чтобы учитывать разные мнения (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) воспроизводят по памяти таблицу вычитания чисел в пределах 20 и используют её при выполнении действий сложения и вычитания |
|
Задание. Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. |
|
|
- Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте примеры. |
|
|
- Попробуйте на листочках найти значения этих выражений, записывая в столбик |
Решают примеры в столбик 26-12= 50-24= |
|
- Какие ответы у вас получились? (все ответы записываются на доске) |
-14 -34, нет ответа |
|
· Побуждение к осознанию противоречия |
||
- Ребята, посмотрите все ли смогли решить второй пример? |
-Нет |
|
- Почему? |
-Мы еще не знаем, как решать такие примеры |
|
- Что особенного в этом примере? Что нового для вас? |
-Уменьшаемое круглый десяток, не умеет вычитать из нуля |
|
· Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме беседы, цели и построению плана достижения цели |
||
- Какой возникает вопрос? |
-Как решаются такие примеры |
|
- Какую цель поставим перед собой? |
-Научиться решать такие примеры |
|
4. Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать подводящий диалог. |
||
· Методом подводящего диалога Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства … Формы и методы контроля: фронтальная, беседа |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личной ответственности за результат; · получают начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности (Р) 2) выполняют план действий и проводят пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р) 3) выполняют учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки (Р) 4) описывают результаты учебных действий, используя математические термины и записи (П) 5) принимают активное участие в работе в паре и с одноклассниками: определяют общие цели работы, намечают способы их достижения, распределяют роли в совместной деятельности, анализируют ход и результаты проделанной работы(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) заменяют двузначное число суммой разрядных слагаемых; 2) воспроизводят по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и используют её при выполнении действий сложения и вычитания; 3) выполняют сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком). |
|
- Сегодня на уроке мы будем учиться применять правила письменного вычитания в новых условиях. |
|
|
- Попробуйте устно объяснить, как из 50 вычесть 24. |
|
|
- Что нужно сделать, чтобы вычесть 24? |
- Представим число 24 как сумму 20 и 4 |
|
- Что будем вычитать сначала? |
- 20 |
|
- Почему? |
- Удобнее сначала вычесть круглое число - 50-20=30 |
|
- Хорошо, что вычитаем теперь? |
- 30-4=26 |
|
- Давайте решим столбиком. Записываем в тетрадь в столбик 50-24 |
Записывают в тетрадь в столбик 50-24
|
|
- Как записываем пример в столбик? |
Единицы под единицами, десятки под десятками |
|
- Что вычитаем сначала? |
-Единицы |
|
- Можем мы из нуля вычесть 4 единицы? |
-Нет |
|
- Что можем сделать? |
-Нужно занять 1 десяток из десятков |
|
- Берем 1 десяток из 5 десятков. Ставим точку над цифрой 5, чтобы не забыть, что заняли 1 десяток - 1 десяток это сколько единиц? |
-10 |
|
- Из 10 можем вычесть 4? |
-Да, будет 6 |
|
- Под единицами пишем 6 |
Записывают |
|
- Хорошо, что вычитаем теперь? |
-Десятки |
|
- Сколько десятков в вычитаемом? |
-Было 5, но 1 десяток заняли, осталось 4 -Из 4 вычитаем 2, будет 2 |
|
- Под десятками пишем 2 |
Записывают |
|
- Читаем ответ |
-26 |
|
-Посмотрите, мы решали пример устно и столбиком. Ответы совпали? -Значит,какой вывод можем сделать? |
-Да, 26
-Решили верно
|
|
5. Этап. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме беседы |
||
· Выражение решения Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства Формы и методы контроля: беседа, фронтальная |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решают её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности (Р) 2) строят речевое высказывание в устной форме, используют математическую терминологию (К) |
|
Задание. Составление алгоритма действий |
||
- Ребята, посмотрите на алгоритм вычитания таких чисел столбиком. - Алгоритм перепутан. - Сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно составить алгоритм в правильной последовательности. - Какой алгоритм у вас получился? |
Вычитаю десятки Читаю ответ Из нуля вычесть нельзя, беру 1 дес из десятков Пишу десятки под десятками,единицы под единицами. Вычитаю единицы. |
|
Реализация продукта. Рассуждение по алгоритму. |
||
-Как мы начинаем рассуждение? |
1.Пишу десятки под десятками,единицы под единицами. 2.Вычитаю единицы. 3.Из нуля вычесть нельзя, беру 1 дес из десятков 4.Вычитаю десятки 5.Читаю ответ |
|
- У всех получился такой алгоритм? - Если вы перепутали шаги в алгоритме, исправьте их и запомните правильную последовательность. |
|
|
6. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства: учебник Формы и методы контроля: фронтальная, беседа |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личной ответственности за результат; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 6) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решают её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности (Р) 7) выполняют план действий и проводят пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р) 8) выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки (Р) 9) оценивают правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносят необходимые исправления (Р) 10) описывают результаты учебных действий, используя математические термины и записи (П) 11) применяют полученные знания в изменённых условиях (П) 12) принимают активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определяют общие цели работы, намечают способы их достижения, распределяют роли в совместной деятельности, анализируют ход и результаты проделанной работы(К) 13) строят речевое высказывание в устной форме, используют математическую терминологию (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) заменяют двузначное число суммой разрядных слагаемых; 2) воспроизводят по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и используют её при выполнении действий сложения и вычитания; 3) выполняют сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком); 4) выполняют проверку правильности выполнения сложения и вычитания |
|
- С помощью этого алгоритма мы сейчас решим примеры. - На странице 19 найдите номер 1. Прочитайте задание. |
- Читают задание |
|
- Что требуется сделать? |
- Вычислить с устным объяснением и проверить |
|
-Открываем тетради. Пишем число. Классная работа. Номер 1. И записываем в столбик первый пример. |
Записывают в столбик 70-32 |
|
- …, объясни, как ты будешь вычитать. Остальные внимательно слушаем и проверяем, правильно ли … объясняет. |
Ученик объясняет: -Пишу десятки под десятками, единицы од единицами -Вычитаю единицы. - Из нуля вычесть нельзя - Беру 1 дес из десятков, над цифрой 7 ставлю точку, чтобы не забыть -1 дес-это 10 единиц. Вычитаю из 10 2 -Получаю 8. Под единицами пишу 8 -Вычитаю десятки. Было 7 дес, 1 забрали осталось 6 -6-3=3 -Под десятками пишу 3 -Читаю ответ 38
|
|
- Теперь нужно проверить, правильно ли мы решили. - Как будем проверять вычитание? |
-Сложением |
|
- …, как будем проверять? - Записываем проверку под примером. Отступаем 2 клетки вниз и записываем в столбик 27+48 |
Ученик проверяет: -Нужно к 38 прибавить 32 -Единицы пишу под единицами,десятки по десятками -Складываю единицы, 8+2=10 -10 это 1 десяток и 0 единиц -0 пишу под единицами, 1 дес запоминаю -Складываю десятки -3 да 3,будет 6, еще 1 дес запомнил,будет 7 -Под десятками пишу 7 -Читаю ответ 70 |
|
- Какой выод можем сделать? |
-Ответы совпали, значит,решили верно |
|
- Хорошо, отступаем вправо 2 клетки и записываем следующий пример 60-17 |
Записывают в столбик 60-17 |
|
- …, объясни, как будем решать. |
Ученик объясняет: -Пишу десятки под десятками, единицы од единицами -Вычитаю единицы. - Из нуля вычесть нельзя - Беру 1 дес из десятков, над цифрой 6 ставлю точку, чтобы не забыть -1 дес-это 10 единиц. Вычитаю из 10 7 -Получаю 3. Под единицами пишу 3 -Вычитаю десятки. Было 6дес, 1 забрали осталось 5 -5-1=4 -Под десятками пишу 4 -Читаю ответ 43 |
|
- Хорошо, теперь сделаем проверку. |
Ученик проверяет: -Нужно к 43 прибавить 17 -Единицы пишу под единицами,десятки по десятками -Складываю единицы, 3+7=10 -10 это 1 десяток и 0 единиц -0 пишу под единицами, 1 дес запоминаю -Складываю десятки -4 да 1,будет 5, еще 1 дес запомнил,будет 6 -Под десятками пишу 6 -Читаю ответ 60
|
|
- У всех получился такой ответ? |
|
|
- Молодцы! |
|
|
7. Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
||
Задание Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · Умеют поводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; · Умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) оценивают правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносят необходимые исправления (Р) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) заменяют двузначное число суммой разрядных слагаемых; 2) воспроизводят по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и используют её при выполнении действий сложения и вычитания; 3) выполняют сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
|
|
- Теперь проверим, как вы самостоятельно справитесь с таким заданием. Выполнять работу будете на листочках. |
|
|
- Сейчас каждый у себя на карточке должен решить 1 пример по выбору и сделать проверку. 80-45 30-12 40-28 50-31
- Кто быстро сможет решить 1 пример, можете решить другие примеры.
|
Работают самостоятельно |
|
- Теперь каждый проверяет свои ответы. Если ответ правильный, радом ставьте «+». |
На доске записаны правильные ответы, дети сверяют ответы. |
|
- Поднимите руку, кто справился без ошибок. |
Поднимаю руки |
|
- А есть, кто всё решил неправильно? |
|
|
- Молодцы! - Посмотрите, не все ребята смогли выполнить работу без ошибок. Это значит, что нужно ещё потренироваться в решении таких примеров и быть более внимательными. |
|
|
8. Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков Примерный план этапа: 1) выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. 2) выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; 3) выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. |
||
Задание 1 Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. |
|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности (Р) 2) выполняют план действий и проводят пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р) 3) выделяют из предложенного текста информацию, дополняют ею текст задачи с недостающими данными, составляют по ней текстовые задачи с разными вопросами и решают их (П) 4) строят речевое высказывание в устной форме, используют математическую терминологию (К) 5) принимают активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определяют общие цели работы, намечают способы их достижения, распределяют роли в совместной деятельности, анализируют ход и результаты проделанной работы (К)
|
- Ребята, мы с вами решали примеры. А где нам пригодятся умения решать примеры? |
-При решении задач |
|
- На странице 19 найдите номер 2. Прочитайте задачу. |
Читают задачу. |
|
Анализ задачи |
||
- О чем говорится в задаче? |
-О костюмах, брюках и платьях |
|
- Чтобы нам было легче решить задачу, сделаем краткую запись. |
|
|
- Записываем в тетрадь Платья- Костюмы- Брюки-
|
Записывают |
|
- Что в задаче известно о платьях? |
-Сшили 26 платьев |
|
- Записываем Платья- 26 шт. Костюмы- Брюки-
-Слово «штук» мы сократим, будем записывать первые две буквы шт |
Записывают |
|
- Что сказано о костюмах? |
-Костюмов на 4 больше,чем платьев |
|
-Как это покажем? Платья- 26 шт. ? Костюмы- ?, на 4 шт. б. Брюки-
|
-Стрелкой к платьям |
|
- Что сказано о брюках? |
-Брюк сшили на 10 меньше,чем костюмов |
|
-Как это покажем?. Платья- 26 шт . ? Костюмы- ?, на 4 шт. б. Брюки-?, на 10 шт. м. ?
|
|
|
- Какой вопрос? |
-Сколько брюк сшили в ателье? |
|
Поиск решения задачи |
||
- Зная, сколько сшили платьев и узная, что костюмов сшили на 4 больше, что можем узнать? |
-Сколько сшили костюмов |
|
- Узнав, сколько сшили костюмов и зная, что брюк сшили на 10 меньше, что можем узнать? |
-Сколько сшили брюк |
|
- Мы ответим на вопрос задачи? |
-Да |
|
План решения задачи |
||
- Что находим первым действием? |
-Сколько сшили костюмов |
|
- Каким действием? |
-Сложением |
|
- Почему? |
-Костюмов сшили столько же сколько платье да еще 4 |
|
- Что найдем вторым действием? |
-Сколько сшили брюк |
|
- Каким действием? |
-Вычитанием |
|
- Почему? |
- Брюк сшили столько же сколько костюмов, но без 10 |
|
- Мы ответим на вопрос задачи? |
-Да |
|
Решение задачи |
|
|
- Запишите решение в тетрадь. |
|
|
- Ко запишет на доске решение? |
1)26+4=30 (шт.)-сшили костюмов 2)30-10=20(шт.) Ответ: сшили 20 брюк. |
|
- Молодцы! |
|
|
9. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
||
· соотнесение цели учебной деятельности и ее результата |
Личностные: · формирования навыков оценивания своей работы на занятии. Метапредметные: регулятивные: · Выполнять самоконтроль; · Адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности |
|
- Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? |
- Научиться решать примеры |
|
- Мы добились цели? Научились решать такие примеры? |
- Да |
|
· рефлексия процесса учебной деятельности |
||
- Если сегодня на уроке вам все было понятно, вы без ошибок справлялись с заданиями, покажите весёлый смайлик. - Если же вы что-то не усвоили, допускали много ошибок, покажите грустный смайлик. |
|
|
- Что же вам мешало? Почему вы допускали ошибки? |
|
|
· планирование цели дальнейшей деятельности |
||
- Чему мы будем учиться дальше? |
- Учиться решать примеры другими способами |
|
Дача домашнего задания (обязательного и по выбору учащихся) |
||
- Урок окончен. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.