Технологическая карта пробного урока математики
ТЕМА. Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз. (стр. учебника 47,стр.)
|
Цели урока: Содержательная: познакомить с правилом увеличения (уменьшения) числа в 10, в 100 раз. Деятельностная: способствовать формированию УУД.
УМК «Школа России»
Технология обучения – проблемно-диалогическая
Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)
|
||
|
Составила студентка 331 группы Зубакова Татьяна Дмитриевна МОУ СОШ № 35, класс 3В, каб. № …. Дата проведения урока 17.03.2020 Смена 2 Номер урока 1 Начало урока ….. час …. мин. ФИО учителя школы: ………………………………………… ФИО преподавателя-консультанта: Кузьчуткомова Ольга Витальевна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
||
ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ
|
|||
АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: У учащегося будут сформированы: · навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; · положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе; · умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат. Учащийся получит возможность для формирования: · начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира; · осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащийся научится: · понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; · находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; · планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения; · выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Учащийся научится: · делать выводы по аналогии и проверять эти выводы.
Учащийся научится: · строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; · принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства. ПРЕДМЕТНЫЕ: Учащийся научится: · образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000; · устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; · выполнять табличное умножение и деление чисел; · анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ: · познакомить с правилом увеличение и уменьшения числа в 10 и 100 раз · научить устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз) · продолжить учить выполнять внетабличное умножение и деление чисел; · формировать умение анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи.
РАЗВИВАЮЩИЕ: · формировать умение понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи · продолжить учить находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки · учить планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения · учить выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на урок.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: · формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; · формировать положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе · формировать умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат · учить проводить самоконтроль и адекватную самооценку результатов своей учебной деятельности. |
Оборудование. ü у учителя: учебник, презентация, конспект
ü у учащихся: учебник, тетради, карточки, чистые листы
Библиографический список
|
Оформление доски
Оформление работы в тетрадях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке)
|
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||||
1.Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма «Яркое пятно» Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная |
|
||||||
- Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. |
|
ЛИЧНОСТНЫЕ: · Формируют положительное отношение к урокам математики
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р) 2) строят речевое высказывание в устной форме (К) |
|||||
- Ребята, как вы думаете, почему так говорят: «Математикой заниматься – ума набираться»? |
Мы узнаем что-то новое для себя |
||||||
- Изучая математику, мы открываем для себя много нового, обогащаем свои знания, набираемся ума. |
|
||||||
- И сегодня на уроке мы с вами тоже откроем для себя новые знания. - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. |
|
||||||
2.Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания |
|||||||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Формы и методы контроля: фронтальная, индивидуальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) находят способ решения учебной задачи (Р) 2) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р) 3) планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения (Р) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) образуют, называют, читают, записывают числа от 0 до 1 000; 2) выполняют табличное умножение и деление чисел;
|
||||||
- Найдите на партах чистые листочки. - Запишите произведение чисел 7 и 6; 3 и 7; частное 72 и 8; 36 и 6; 28 и 4. - Какие числа получились? - Молодцы! - Запишите число, в котором 4 сотни и 5 десятков; 5 сотен и 4 единицы; 3 единицы третьего разряда; которое больше 613 на 1; которое меньше 240 на 1. |
42, 21, 9, 6, 7 |
||||||
- Какие числа вы записали? |
450, 504, 300, 614, 239 |
||||||
- Сверьте свои ответы со слайдом. Каждый проверяет свою работу. - Кто не допустил ошибок, поднимите руки. Молодцы! |
|
||||||
- Составьте с помощью цифр 2,4,5 всевозможные трехзначные числа. |
|
||||||
- Какие числа получились? |
245, 254, 425,452, 524, 542 |
||||||
- Что обозначает цифра 5 в записи каждого числа - Цифра 2? |
5 единиц, 5 десятков, 5 единиц, 5 десятков, 5 сотен, 5 сотен 2 сотни, 2 сотни, 2 десятка… |
||||||
3.Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы |
|||||||
· Создание проблемной ситуации |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · образовывают, называют, читают, записывают числа от 0 до 1 000
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р) 2) принимают активное участие в работе в группе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства (К)
|
||||||
Задание. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Формы и методы контроля: фронтальная |
|
||||||
-Увеличьте число 5 в 100 раз. |
|
||||||
-Число 600 уменьшите в 10 раз. |
|
||||||
· Побуждение к осознанию противоречия |
|||||||
- Какие ответы у вас получились? |
50, 500 60,6 |
||||||
- У Незнайки получились такие ответы: 50, 60 |
|
||||||
· Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме подводящего диалога, цели и построению плана достижения цели |
|||||||
- Какой возникает вопрос? |
Кто прав? |
||||||
- Как вы думаете, чему будем учиться? |
Учиться умножать и делить числа на 10, 100 |
||||||
- Кто сформулирует тему урока? |
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз |
||||||
4. Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. |
|||||||
· Вариант 1. методом подводящего диалога Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: • проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме, используют математические термины, символы и знаки(Р) 2) делают выводы по аналогии (П) 3) строят речевое высказывание в устной форме, используют математическую терминологию (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) устанавливают закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
|
||||||
- Найдите на партах таблицу.
|
|
||||||
- Запишите в таблицу число 3. Это единицы какого разряда?
|
- Единицы |
||||||
- Теперь припишите справа 0. Какое число получилось?
|
- 30 |
||||||
- Теперь цифра 3 в каком разряде? |
- Десятки |
||||||
- Во сколько раз 30 больше 3? |
- В 10 раз |
||||||
- Что мы сделали с числом 3? |
-Увеличили в 10 раз |
||||||
- Как отобразилось это на записи? |
-Справа приписали 0 |
||||||
- Что стало с цифрой 3, когда мы увеличили в 10 раз? |
-Переместилась влево на разряд |
||||||
- Добавим справа два 0. - Теперь какое число получилось?
|
-300 |
||||||
- Теперь что обозначает цифра 3? |
- Количество сотен |
||||||
- Во сколько раз 300 больше 3? |
- В 100 раз |
||||||
- Что мы сделали с числом 3? |
-Увеличили в 100 раз |
||||||
- Как это отобразилоь на записи? |
- Приписали справа два 0 |
||||||
- Что стало с цифрой 3? |
- Переместилась на 2 разряда влево |
||||||
- Запишите в таблицу число 500.
|
- |
||||||
- Что означает цифра 5 в записи этого числа? |
- Количество сотен |
||||||
- Отбрасываем справа один 0. |
|
||||||
- Теперь какое число?
|
- 50 |
||||||
- Что обозначает цифра 5 в числе 50? |
- Количество десятков. |
||||||
- Во сколько раз 500 больше 50? |
- В 10 раз |
||||||
- Что мы сделали с числом 500? |
- Уменьшили в 10 раз |
||||||
- Как отобразилось на записи? |
- Отбросили справа один 0 |
||||||
- Что стало с цифрой 5? |
- Переместилась вправо на разряд |
||||||
- Теперь отбросим справа два 0. - Какое число получим?
|
- 5 |
||||||
- Что обозначает цифра 5? |
- Количество единиц |
||||||
- Во сколько раз 500 больше 5? |
- В 100 раз |
||||||
- Что сделали с числом 500? |
- Уменьшили в 100 раз |
||||||
- Как отобразилось на записи? |
- Отбросили справа два 0 |
||||||
- Что стало с цифрой 5? |
- Переместилась вправо на два разряда |
||||||
- Ребята, так кто же оказался прав? Кто верно увеличил и уменьшил числа 5 и 600? |
- |
|
|||||
5.Этап. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме ….. |
|||||||
· Выражение решения Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р) 2) принимают активное участие в работе в группе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) устанавливают закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа |
||||||
Задание. Выявление правила увеличения(уменьшения) числа в 10, 100 раз |
|||||||
- Мы с вами узнали, как можно увеличить и уменьшить число в 10 и 100 раз. |
- |
||||||
На доске карточки: Отбросить Приписать Увеличить Уменьшить В 10 раз В 100 раз 1 нуль 2 нуля |
- |
||||||
· Реализация продукта Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная |
|||||||
- Кто расскажет, как увеличить число в 10 раз? |
Ученик с помощью карточек рассказывает: Чтобы увеличить число в 10 раз, нужно приписать 1 нуль. |
||||||
- Как увеличить число в 100 раз? |
- Чтобы увеличить число в 100 раз, нужно приписать 2 нуля. |
||||||
- Что нужно сделать, чтобы уменьшить число в 100 раз? |
- Чтобы уменьшить число в 100 раз, нужно отбросить 2 нуля. |
||||||
- Как уменьшить число в 10 раз? |
- Чтобы уменьшить число в 10 раз, нужно отбросить 1 нуль. |
|
|||||
6. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
|||||||
Задание 1. Стр.47 №1 Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Формы и методы контроля: фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности · умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личную ответственность за результат МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р) 2) строят речевое высказывание в устной форме, используют математическую терминологию(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) устанавливают закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз) |
||||||
- Сейчас мы потренируемся в применении данного правила. |
- |
||||||
- Откройте учебник на странице 47. Найдите номер 1. |
- |
||||||
- Что нужно сделать в первой строке? |
- Увеличить число в 10 раз |
||||||
- …,расскажи, как число 8 увеличить в 10 раз? |
Ученик рассуждает у доски (с таблицей) Чтобы 8 увеличить в 10 раз, надо переместить цифру 8 влево на 1 разряд. Для этого надо приписать справа к числу 0, получу 80. |
||||||
- Увеличьте в 10 раз число 12. |
- Чтобы 12 увеличить в 10 раз, надо переместить влево на 1 разряд число 12. Для этого надо приписать справа к числу 0, получу 120. |
||||||
- Уменьшите в 100 раз число 700. |
- Чтобы уменьшить число 700 в 100 раз, надо переместить цифру 7 вправо на 2 разряда, для этого отбросим справа два 0, получим 7. |
||||||
- Уменьшите в 100 раз число 400. |
- Чтобы уменьшить число 400 в 100 раз, надо переместить цифру 4 вправо на 2 разряда, для этого отбросим справа два 0, получим 4. |
||||||
- Уменьшите в 10 раз число 840. |
- Чтобы уменьшить в 10 раз число 840, надо переместить цифры 8 и 4 вправо на разряд, для этого отбросим справа 0, получу 84. |
||||||
- Уменьшите в 10 раз число 900. |
- Чтобы уменьшить число 900 в 10 раз, надо цифру 9 переместить вправо на разряд, для этого отбросим справа 0. Получу 90. |
||||||
7.Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
|||||||
Задание Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Формы и методы контроля: индивидуальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности · умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личную ответственность за результат МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) выполняют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности (Р) 2) понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000; 2) устанавливают закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз) |
||||||
- Теперь проверим, на сколько хорошо вы справитесь с таким заданием самостоятельно. |
|
||||||
- Найдите карточку «Самостоятельная работа». - Каждый выполняет задание на карточке. 1 вариант: Уменьши 760 в 10 раз: Увеличь 5 в 100 раз: Увеличь 32 в 10 раз: Уменьши 800 в 100 раз: Уменьши 800 в 10 раз: 2 вариант: Увеличь 55 в 10 раз: Увеличь 9 в 100 раз: Уменьши 330 в 10 раз: Уменьши 200 в 100 раз: Уменьши 200 в 10 раз: |
|
||||||
- Посмотрите на слайд, сравните ответы. |
1 вариант: 76 500 320 8 80 2 вариант: 550 900 33 2 20 |
||||||
- Допустили ли вы ошибки? - С чем это связано? |
|
||||||
8.Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: 1) выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. 2) выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; 3) выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. |
|||||||
Задание 1 Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная, индивидуальная |
|
|
|||||
- Ребята, что вы сейчас делали? |
-Решали примеры |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности · умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личную ответственность за результат МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р) 2) принимают активное участие в работе в группе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) анализируют задачу, выполняют краткую запись задачи.
|
|||||
- А для чего это нужно уметь? |
- Чтобы решать задачи |
||||||
- Найдите номер 3 на странице 47. |
- |
||||||
- Прочтите задачу. |
- Читают задачу |
||||||
Анализ задачи. -О ком говорится в задаче? |
- О мальчиках и девочках |
||||||
- Что о них сказано? |
-Они участвовали в лыжной эстафете |
||||||
- Что известно о мальчиках? |
- Участвовало 9 команд мальчиков по 8 человек в каждой |
||||||
- Что сказано о девочках? |
- Было 24 девочки |
||||||
- Какой вопрос задачи? |
- Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек участвовало в эстафете? |
||||||
- Составим краткую запись. М.- 9 к. по 8 ч. Д. – 24 ч. |
- |
||||||
Поиск решения задачи. -Зная что участвовало 9 команд мальчиков и зная, что в каждой команде по 8 мальчиков, что можем найти? |
- Сколько всего мальчиков участвовало в эстафете |
||||||
- Узнав, сколько мальчиков участвовало в эстафете и зная, что девочек было 24, что найдем? |
- На сколько мальчиков больше, чем девочек. |
||||||
- Мы ответим на вопрос задачи? |
- Да |
||||||
План решения задачи. -Что найдем первым действием? |
- Сколько всего мальчиков участвовало в эстафете |
||||||
- Каким действием? |
- Умножением |
||||||
- Почему? |
- Всего мальчиков по 8 9 раз |
||||||
- Что найдем вторым действием? |
- Во сколько мальчиков больше, чем девочек |
||||||
- Каким действием? |
- Делением |
||||||
- Почему? |
- Чтобы узнать во сколько раз девочек больше, чем мальчиков, надо разделить количество мальчиков на количество девочек |
||||||
- Мы ответим на вопрос задачи? |
- Да |
||||||
Решение задачи. -Запишите решение задачи в тетрадь. |
- |
||||||
- Кто запишет решение на доске? |
1)8*9=72(м.)-всего участвовало в эстафете 2)72:24=3(р.) Ответ: мальчиков в 3 раза больше, чем девочек |
||||||
- Молодцы! |
|
||||||
Задание 2. Стр.47 №5 Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная, индивидуальная |
|
||||||
- Ребята, найдите на странице 47 номер 5. Какое дано задание? |
- Решить уравнения и сделать проверку. |
||||||
- Прочитаем первое уравнение. Что не известно? |
- Делимое |
||||||
- Как найти делимое? |
- Частно умножить на делить, то есть 17*3 |
||||||
- Чему равно делимое? |
- 51 |
||||||
- Сделаем проверку. Как? |
- 51:3=17 |
||||||
- Какой вывод сделаем? |
- Решили верно |
||||||
- Прочитаем второе уравнение. Что не известно? |
- Вычитаемое |
||||||
- Как найти вычитаемое? |
- Нужно из вычитаемого вычесть разность |
||||||
- Что запишем? |
Х=49-28 |
||||||
- Какой ответ получим? |
- 21 |
||||||
- Теперь нужно проверить правильно ли мы решили. |
28+21=49 |
||||||
- Совпал ответ? |
- Да |
||||||
- Какой вывод можем сделать? |
- Уравнение решили верно |
||||||
- Решим последнее уравнение. Что не известно здесь? |
- Делитель |
||||||
- Что нужно сделать, чтобы найти делитель? |
- Делимое разделить на частное |
|
|||||
- Записываем |
- 64:4=16 |
||||||
- Сделаем проверку. |
- 16*4=64 |
||||||
- Верно решили? |
- Да |
||||||
9.Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
|||||||
· соотнесение цели учебной деятельности и ее результата |
|
||||||
- Какую цель мы ставили в начале урока? |
- Научиться увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз |
||||||
- Добились мы поставленной цели? Учились? |
- Да |
||||||
· рефлексия процесса учебной деятельности |
|||||||
- Если сегодня на уроке вам все было понятно, вы без ошибок справлялись с заданиями, покажите весёлый смайлик. - Если же вы что-то не усвоили, допускали много ошибок, покажите грустный смайлик. |
|
||||||
· планирование цели дальнейшей деятельности |
|||||||
- Чему будем учиться дальше? |
- Узнаем другие способы увеличения и уменьшения числа |
||||||
- Урок окончен. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.