Конспект урока математики в 3 классе по УМК « Школа России»
Данные об учителе: Васильева Нелли Алексеевна, МБОУ «СОШ № 13», г. Глазов, УР
Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное.
Цель: познакомить с приемом деления двузначного числа на однозначное.
Задачи:
1. Научить разбивать делимое на удобные слагаемые.
2. Формировать алгоритм деления на однозначное число, когда делимое представляют в виде суммы удобных слагаемых.
3. Учить отличать удобные слагаемые от разрядных слагаемых.
4. Развивать логическое мышление при изучении нового вычислительного приёма.
5. Отрабатывать вычислительный навык.
6. Создать условия для формирования УУД:
· личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания результатов (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
· познавательных: формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
· коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
· регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
7. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при работе в тетрадях.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
учащиеся научатся выполнять деление двузначного числа на однозначное;
читать равенства, используя математическую терминологию;
решать задачи изученных видов.
Образовательные ресурсы: УМК «Школа России» по математике; учебник «Математика» 3 класс М.И. Моро, М.А. Бантова, В.И. Бельтюкова и др.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, мои умники и умницы!
Прозвенел звонок, начинается урок.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас всё готово? Тогда за работу,
Удачи желаю всем нам!
II. Мотивационно-целевой этап.
1. Откройте тетради и подготовьте их к работе: запишите число и классная работа.
- Дети, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех.
- Ребята, на уроке вы будете оценивать свою работу на всех этапах урока. Отметки будете ставить в тетради, на полях страницы. У каждого из вас есть критерии оценивания. В конце урока поставите себе общую отметку.
- Чему учились на прошлом уроке? (Делению суммы на число)
- Для чего надо это знать? (Для быстрого счёта. Для решения задач. Это поможет в делении двузначного числа на однозначное).
Индивидуальная работа у доски (2 человека работают у доски).
(40 + 16) : 7 =
(13 + 14) : 3 =
(30 + 12) : 3 =
(40 + 24) : 4 =
2. Чтобы спорилась работа,
Начнем урок с устного счета.
Для работы приготовьте, пожалуйста, сигнальные карточки.
1) Устный счёт.
Для работы приготовьте, пожалуйста, сигнальные карточки.
1) Задачи в стихах
2) Ответьте на вопросы:
- Оцените работу за устный счет и поставьте оценки в таблицу.
II. Актуализация знаний (проверка индивидуальной работы у доски).
-Вспомним, как можно разделить сумму на число.
III. Ориентировочный этап.
- Выполните вычисления.
21:3 60:3 69:3
81: 9 90:3 78:2
56:8 40:2
32:8 80:2
24: 3 70:7
- В чём сходство данных столбцов?
- Что общего между примерами в 1 столбике? Во 2 столбике?
- Значение каких выражений вы легко можете найти? Почему?
- Запишите в строчку через запятую значения выражений первого столбика.
- Проверьте: 7, 9, 7, 4, 8.
- Запишите в строчку через запятую значения выражений второго столбика.
- Проверьте: 20, 30, 20, 40, 10.
-Оцените себя.
- Что скажете о примерах 3 столбика? Почему для нас они являются проблемой?
- Какие примеры вызвали у вас затруднения? Почему? (Последние два примера, так как мы не решали примеры на деление двузначных чисел на однозначные.)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? («Деление двузначного числа на однозначное»)
- Какую цель поставим перед собой? (научиться делить двузначное число на однозначное)
IV. Поисково-исследовательский этап.
1. Знакомство с приемом деления двузначного числа на однозначное
- Как вы предлагаете найти значения выражений?
— Замените в примере 69:3 делимое суммой разрядных слагаемых. Запишите получившееся выражение. Что у вас получилось? ((60 + 9) : 3.)
— Как мы можем вычислить результат? (Можно первое слагаемое разделить на 3, потом второе слагаемое разделить на 3, а полученные результаты сложить.)
— Запишите выражение. (69:3 = (60 + 9) : 3 = 60:3 + 9:3 = = 20 + 3 = 23.)
— Каким вычислительным приемом мы воспользовались, чтобы разделить двузначное число 69 на однозначное число 3? (Делением суммы на число.)
— Что мы сделали, чтобы воспользоваться этим приемом? (Заменили число 69 суммой разрядных слагаемых.)
— Решим следующий пример: 78:2. Замените делимое суммой слагаемых.
(Учащиеся могут предложить вариант 78 = 70+8.)
— Получится ли у нас каждое слагаемое разделить на 2? (нет, не получится)
- Что же нам нужно сделать, чтобы разделить? (число 78 нужно разложить на сумму удобных слагаемых)
— На какие удобные слагаемые можно разделить это число? (60 и 18)
— Запишите выражение. (78:2 = (60 + 18): 3 = 60:3 +18:3 = = 20 + 6 = 26)
— Молодцы. Теперь попробуйте объяснить еще раз порядок деления двузначного числа на однозначное.
2. Учащиеся проговаривают алгоритм, учитель закрепляет на доске карточки с каждым пунктом.
Алгоритм деления двузначного числа на однозначное
1. Заменяем двузначное число ... суммой удобных слагаемых. Получаем выражение...
2. Делим каждое слагаемое на число.
3. Складываем результаты...
V. Физминутка.
VI. Практический этап.
1. Первичное закрепление.
Работа по учебнику
№ 1 (с. 15). Работа в паре.
1 ряд.
— Как заменить число 72 суммой разрядных или удобных слагаемых так, чтобы его можно было разделить на 4? (40 и 32.) Какие получились слагаемые? (удобные)
— Запишите выражение и вычислите результат. (72 : 4 = = 40:4 + 32:4 = 10 + 8 = 18.)
(Аналогично разбираются остальные случаи.)
2 ряд. 60+12=72;
3 ряд. 60+12= 72
2. Работа в паре. №2 (с. 15). Примеры 4 столбика.
Письменное выполнение с комментированием по цепочке у доски.
Решение примеров 1 столбика у доски с объяснением по алгоритму.
Дополнительно: Работа по карточке.
Решение задачи № 3 с. 15.
3. Самостоятельная работа
- А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. В силу своих знаний и возможностей выберите то задание, которое, по вашему мнению, вы способны выполнить.
(Каждому ученику выдаётся карточка, на которой примеры трёх уровней сложности.
Ученик имеет право выбрать любой из этих уровней.)
|
Вывешиваю правильные ответы. Дети проверяют и оценивают свою работу.
|
|
|
- Каждый правильный ответ 1 балл
- Покажите (карточкой) сколько баллов заработали.
- Проверка. Каким правилом пользовались?
Оцените свою работу.
4. Повторение ранее изученного материала
— Прочитайте задачу. Выделите слова для краткой записи. (Краткая запись составляется под руководством ученика.)
— Что значит «в 6 раз больше»? (Надо умножить на 6.)
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее.)
— Запишите решение и ответ задачи.
2 человека работают у доски. Проговаривают решение задачи.
Оцените свою работу.
Дополнительно:
Решение задач.
1. С одной грядки сняли 18 кг моркови, а с другой 54 кг. Всю морковь разложили в корзины по 8 кг в каждую. Сколько потребовалось корзин?
2. Дети собрали для питомника 25 кг каштанов и 29 кг желудей. Всё это они упаковали в пакеты, по 9 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?
Оцените свою работу.
VII. Рефлексивно-оценочный этап. (3 мин)
- Запишите домашнее задание.
С.15 № 4, 5.
- Какую проблему решали на уроке?
- Научились выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное?
- Посмотрите на ваши отметки на полях, сложите эти баллы и в соответствии с критериями поставьте общую отметку за урок.
- Выберите свою звёздочку: желтая звёздочка – всё ясно, со всеми заданиями вы справились успешно, отметка за урок «5»! Зелёная – есть сомнения, отметка «4», красная – пока сложно, отметка «3».
Определите своё настроение. Поставьте звёздочку на свою ступеньку.
- Наш урок закончен. Спасибо за урок.
30.01.24 Подпись учителя: Васильева Н. А.
Приложение 1
Критерии оценки: 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки - 3
|
Критерии оценки: 19-20 баллов – 5 15-18 баллов – 4 10-14 баллов - 3 |
Приложение 2
Задание для самостоятельной работы:
1уровень |
2 уровень |
3 уровень |
1. 86 : 2 = |
1. 39 : 3 = |
1. 78 : 3 = |
2. 93 : 3 = |
2. 69 : 3 = |
2. 90 : 5 = |
3. 68 : 2 = |
3. 48 : 2 = |
3. 75 : 3 = |
4. 96 : 3 = |
4. 75 : 5 = |
4. 42 : 3 = |
5. 88 : 4 = |
5. 60 : 4 = |
5. 96 : 6 = |
|
Ключ: |
|
|
|
Приложение 3
Дополнительные задания:
1. С одной грядки сняли 18 кг моркови, а с другой 54 кг. Всю морковь разложили в корзины по 8 кг в каждую. Сколько потребовалось корзин?
2. Дети собрали для питомника 25 кг каштанов и 29 кг желудей. Всё это они упаковали в пакеты, по 9 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.